Почему среди 50 самых высокооплачиваемых спортсменов 2025 года нет ни одной женщины

Трудно было представить, что Коко Гауфф превзойдет свой успех 2023 года, когда она завоевала свой первый титул на турнире Большого шлема в эмоциональном финале US Open против Арины Соболенко, заработала $6,7 млн призовых и еще $15 млн от рекламных контрактов. Однако 21-летняя американская теннисистка все-таки это сделала, побив свой предыдущий рекорд по призовым (она заработала $9,4 млн на корте) и увеличив доход вне корта до $25 млн благодаря присоединению бренда по уходу за волосами Carol's Daughter, а также Fanatics и Naked Juice к ее спонсорскому портфелю, в котором теперь 11 партнеров.
Предполагаемая общая сумма доходов Гауфф в размере $34,4 млн за прошедший год представляет собой один из лучших финансовых показателей для спортсменки за все время, что Forbes отслеживает доходы — то есть с 1990 года. Только Наоми Осака и Серена Уильямс зарабатывали больше за календарный год. Их самые крупные заработки пришлись на 2021 год, когда первая получила $57,3 млн, а вторая — $45,9 млн.
Тем не менее, Гауфф не вошла в число 50 самых высокооплачиваемых спортсменов мира. Она даже близко не подобралась к пороговому значению для включения в рейтинг, который фиксирует доходы с 1 мая 2024 года по 1 мая 2025 года. Для этого ей не хватило $19,2 млн.
Попасть в список самых высокооплачиваемых спортсменов становится все сложнее. Пороговый показатель для 50 лучших спортсменов в 2025 году составляет $53,6 млн, что на 19% больше, чем порог прошлого года ($45,2 млн), и более чем вдвое больше, чем это было необходимо 10 лет назад ($24 млн).
Второй год подряд в списке 50 самых высокооплачиваемых спортсменов мира нет женщин. Последней, кто попадал туда, была Серена Уильямс в 2023 году. Это было ее шестое появление в рейтинге, но сейчас она завершила карьеру и больше не может быть участницей списка. С 2012 года было только три спортсменки, которые квалифицировались в топ-50: Мария Шарапова, Ли На и Наоми Осака. Первые две тоже завершили карьеру, а Осака после того, как стала матерью в июле 2023 года, все еще наращивает свой спонсорский портфель и только в начале мая выиграла свой первый с декретного отпуска титул. С 2017 по 2019 годы ни одна женщина не попадала в рейтинг.
Причина такой ситуации кроется в более низких зарплатах и призовых, а они, в свою очередь, очень зависят от доходов лиги, в размере которых очень важную роль играет стоимость медиаправ. В этой области есть подвижки — Deloitte прогнозирует, что в этом году доход от телетрансляций элитного женского спорта составит $590 млн, что на 74% больше, чем в 2024 году ($340 млн). Однако мужские виды спорта все равно затмевают женские. Например, WNBA в рамках новой медиа-сделки НБА в три раза увеличила доход от продажи телеправ — он достиг среднегодового значения в $200 млн. Но НБА при этом увеличил свой собственный заработок с $3 млрд до $6,9 млрд.
Наблюдая этот огромный разрыв, легко понять, почему баскетбольная суперзвезда Кейтлин Кларк получит за первые два сезона в WNBA чуть больше $150 000, тогда как Виктор Вембаньяма, выбранный под первым номером драфта еще до того, как Кларк стала профессионалом, заработал за первые два года почти $25 млн. В других видах спорта предпринимаются шаги для уравнивания доходов — в частности, в теннисе турниры Большого шлема предлагают равные призовые мужчинам и женщинам. Но даже в этом виде спорта на менее крупных соревнованиях разрыв в оплате сохраняется.
Игроки WNBA, вероятно, станут получать больше после отказа от коллективного договора, срок действия которого истекает в конце сезона 2025 года. ESPN, ссылаясь на неназванные источники в команде, предполагает, что максимальная зарплата в лиге может достичь $1 млн за сезон — сейчас она составляет $250 000. Но даже такая сумма будет меньше минимальной зарплаты в НБА — $1,2 млн, причем, она, несомненно, вырастет еще в ближайшие годы.
Национальная женская футбольная лига (NWSL), чей доход от продажи медиаправ вырос почти в 60 раз после серии сделок, начавшихся в 2024 году, сталкивается с похожей проблемой. Даже после того, как лига упразднила драфт и разрешила игрокам свободно переходить из одной команды в другую, клубы ограничены в тратах на зарплаты в пределах $3,3 млн. Хоть и ожидается, что отметка поднимется до $5,1 млн к 2030 году, профсоюз игроков NWSL не может добиваться каких-либо серьезных изменений в системе компенсаций, пока не истечет срок действия коллективного договора.
Но несмотря на то, что постоянно увеличивающиеся доходы в мужском спорте пока не позволяют женщинам приблизиться к топ-50 по заработкам, элитный женский спорт ежегодно демонстрирует многообещающий финансовый рост. Deloitte прогнозирует, что в этом году совокупный оборот женского спорта в мире достигнет $2,35 млрд, что заметно больше, чем $1,88 млрд в 2024 году и $981 млн в 2023 году. Ожидается, что коммерческие поступления от спонсоров команд и лиг составят 54% от этой суммы, что является свидетельством растущего интереса брендов к женскому спорту.
Маркетологи также все чаще видят преимущества в поддержке женщин-спортсменок, чем это было в прошлые годы. Фристайлистка Эйлин Гу заработала около $22 млн за пределами спорта в 2024 году, Симона Байлз — $11 млн, Кейтлин Кларк, которая сотрудничает с Nike, Wilson Sporting Goods, State Farm и другими компаниями, заработала на рекламе $8 млн. Или, например, игрок «Нью-Йорк Либерти» Сабрина Ионеску, чьи именные кроссовки от Nike стали чрезвычайно популярны среди игроков НБА, заработала от спонсорства около $6 млн — столько же или меньше получили от рекламы 18 человек из 50 самых высокооплачиваемых спортсменов мира в 2025 году.
Что касается общего дохода, то самые высокооплачиваемые спортсменки сохраняют хороший темп. Средний доход 20 лучших женщин увеличилась до $10,7 млн в 2024 году с $8,5 млн годом ранее. А поскольку 17 участниц этой группы моложе 30 лет, их лучшие годы могут быть впереди.
Перевод с оригинала.