К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

25 самых эффективных профессиональных спортивных клубов России. Рейтинг Forbes — 2025

25 самых эффективных профессиональных спортивных клубов России. Рейтинг Forbes — 2025
Forbes Sport представляет ежегодный рейтинг эффективности работы менеджмента клубов трех ведущих профессиональных лиг страны — баскетбольной Единой лиги ВТБ, Континентальной хоккейной лиги и футбольной Российской премьер-лиги: мы оценили, кто успешнее всех смог выстроить свою деятельность в новых условиях

Три года изоляции изменили жизнь российских профессиональных спортивных клубов. Привычные правила и реалии перестали работать: подписывать сильных легионеров стало намного сложнее, возможность выступать и зарабатывать в международных турнирах исчезла, значительная часть спонсоров и партнеров ушла с рынка, а доступ к финансовой поддержке со стороны бюджетов всех уровней резко сократился. Отдельные сложности создавали все новые пакеты санкций: в одних случаях клубам приходилось отказываться от открытого партнерства с банками или компаниями, попавшими в санкционные списки, в других — сами такие компании опасались публично сотрудничать с профессиональными клубами, которые ассоциируются с силовыми структурами.

Любой кризис создает новую реальность, в которой преимущество получают те, кто лучше других смог адаптироваться и первым начал извлекать пользу из перемен. Forbes Sport представляет ежегодный рейтинг тех, у кого это получилось лучше всего — рейтинг эффективности работы менеджмента клубов трех ведущих профессиональных лиг страны: баскетбольной Единой лиги ВТБ, Континентальной хоккейной лиги и футбольной Российской премьер-лиги. 

Как мы считали

В рейтинг эффективности менеджмента в этом году были включены российские клубы, входящие в состав трех профессиональных лиг — 11 клубов Единой лиги (баскетбол), 20 клубов КХЛ (хоккей) и 18 клубов РПЛ (футбол), включая два вылетевших в прошлом сезоне. 

 

Клубы оценивались по следующим параметрам:

Средняя посещаемость домашних матчей (вес — 10%) 

 

При подсчете рейтинга посещаемости домашних матчей использовались официальные данные, опубликованные Единой лигой ВТБ, КХЛ, РПЛ и Первой лигой по итогам сезона 2023/24. 

Средняя заполняемость арены на домашних матчах  (вес — 10%)

При подсчете использованы официальные данные, указанные лигами, для ХК “Локомотив” средняя посещаемость рассчитывалась, исходя из данных КХЛ, а не клуба.

 

Выручка клуба  (вес — 5%)

Прибыль/убыток клуба  (вес — 5%)

Рейтинг по этим параметрам рассчитывался на основании открытых данных ФНС, опубликованных по итогам 2024 г. Для клубов, которые отказались публиковать данные о финансовых результатах своей работы за 2024 год, в данной номинации оценка не проводилась. 

Аудитория соцсетей (вес — 15%)

При подсчете учитывались данные об аудитории официальных аккаунтов клубов в ВК, Telegram, TikTok, YouTube, Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена).

 

Популярность в соцмедиа  (вес — 15%)

Количество упоминаний участников лонг-листа в русскоязычном сегменте социальных сетей  в 2024 г. подсчитано по данным системы «Медиалогия». Обсчитывались упоминания в постах русскоязычных пользователей VK, OK, Telegram, YouTube, Rutube, Twich, X (ранее —  Twitter), а также Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена). 

Индекс интереса интернет-аудитории (вес — 15%)

При подсчете использованы данные индекса «Кинопоиск Pro Спорт», в котором анализируется поведение пользователей — в том числе, запросы в поисковых системах, просмотры хайлайтов и т.д.

 

Спортивные результаты  (вес — 25%)

Рейтинг спортивных результатов рассчитывался по итогам сезона 2023/24. Для хоккейных и баскетбольных клубов обсчет проводился по итогам плей-офф, для клубов РПЛ – по результатам чемпионата страны и Кубка России.  

«Краснодар»

«Краснодар»

Место в рейтинге-2024 — (здесь и далее: положение в номинациях)

Средняя посещаемость   2

Заполняемость арены — 16

Общий доход  2

Прибыль/убыток  4

Аудитория соцсетей  9

Упоминания в соцмедиа — 4

Индекс интереса интернет-аудитории  4

Гегемония «Зенита» оказалась под угрозой еще в прошлом году, когда «Краснодар» в итоге уступил питерцам всего одно очко в итоговой таблице. К концу 2024 года уже ни у кого не осталось сомнений в неслучайности подъема краснодарцев: клуб Сергея Галицкого подошел к концовке турнира еще более уверенно. Причем, стабильность обеспечили не огромные вливания денег от акционера: многие клубы, оказавшиеся гораздо ниже в турнирной таблице, потратили на трансферы за последний сезон намного больше. «Краснодар» же показал положительный трансферный баланс: футболистов продали на €43,5 млн, а купили всего на €12,75 млн. 

А еще стадион «Краснодара» показывает ежегодный рост посещаемости, которая в этом сезоне почти достигла 27 000 в среднем за матч. По средней стоимости абонементов на сезон клуб занимает в лиге второе место (21 625 рублей), а по стоимости футболки в клубном магазине — седьмое (5990). При этом, после ухода основных экипировщиков с российского рынка «Краснодар» стал выступать в форме под собственным брендом. Согласно финансовому отчету РФС, на матчдэй «Краснодар» зарабатывает в среднем 45,6 млн рублей, и это третье место среди всех клубов РПЛ.

За 17 лет своего существования самый успешный частный клуб России успел обзавестись собственной идеологией, стилем, инфраструктурой и академией, выпускники которой уже стали лидерами команды — настоящая история успеха, в которой до 2025 года не хватало только больших трофеев.

 

«Динамо»

«Динамо»

Место в рейтинге-2024 — 6

Средняя посещаемость — 6

Заполняемость арены — 27

Общий доход — 3

Прибыль/убыток — 5

Аудитория соцсетей     — 4

Упоминания в соцмедиа — 7

Индекс интереса интернет-аудитории  — 5

Футбольное «Динамо» в минувшем сезоне снова осталось без трофеев (в последний раз команда выигрывала хоть что-то еще 30 лет назад). Зато клубные структуры стабильно показывают результаты. Работу со зрителями здесь вывели на новый уровень, амбассадорами «Динамо» являются экс-фигуристка Евгения Медведева и актер Павел Деревянко, клуб проводил акции с блогером Владом А4, а в летний период на матчи приглашается Александр Овечкин, который даже сыграл в составе команды в выставочном матче. Правда, после введения «паспорта болельщика» средняя посещаемость домашних матчей остается на одном уровне — в прошлом сезоне составила 11 132 человека при вместимости «ВТБ Арены» в 25 716 зрителей, в нынешнем — почти 12 500.

С весны 2025 года у клуба действует контракт на поставку экипировки с Bosco, и игровая форма в клубных магазинах значительно подорожала — до 10 900 рублей. Bosco еще до появления своей продукции на футбольном поле создала для «Динамо» трэвел-коллекцию, причем, не только для мужской, но и женской команды. А также выпустила спортивную одежду, обувь и аксессуары, выполненные в фирменных цветах «Динамо».

Основными спонсорами «Динамо» являются BetBoom, с которыми клуб подписал рекордную для российского футбола сделку на 3,5 млрд рублей на 3,5 года весной 2023-го, строительная компания «ПИК», автомобильный партнер Changan. Владевший почти 100% акций клуба банк ВТБ в 2022 году объявил, что передаст клуб обратно под управления ВФСО «Динамо», что могло вывести клуб из-под санкций, которые были наложены на банк США, Великобританией и Евросоюзом.

«Спартак»

«Спартак»

Место в рейтинге-2024 — 3

Средняя посещаемость — 3

Заполняемость арены — 29

Общий доход — 1 

Прибыль/убыток  — 41 

Аудитория соцсетей — 2 

Упоминания в соцмедиа — 2

Индекс интереса интернет-аудитории  — 2 

Посещаемость «Лукойл Арены», рухнувшая во время пандемии и не сумевшая стабилизироваться из-за введения «паспорта болельщика», постепенно растет и в этом сезоне преодолели планку в 20 000 зрителей в среднем за игру. «Спартаку» в этом отношении пришлось труднее, чем многим другим, потому что когда три года назад фанаты всех российских клубов объявляли о бойкоте матчей с «паспортами болельщика», спартаковский актив решил игнорировать и игры Кубка России, где до финала Fan ID не нужен. Лишь в конце марта этого года часть фанатских групп выступили с призывом вернуться на трибуны во время решающих стадий Кубка.

Однако менеджмент российских клубов постепенно приспосабливается привлекать на стадионы семейную аудиторию, расширяя возможности матчдэй. Весной 2025 года, например, «Спартак» с помощью титульного спонсора Winline, показал впечатляющее световое шоу на матче с «Зенитом», ставшее одним из самых ярких предматчевых шоу в Российской премьер-лиге.

По данным РФС, «Спартак» больше всех зарабатывает в российском футболе на матчдэй — в среднем 117,5 млн рублей, в том числе, продавая игровые футболки за 10 000 рублей — одни из самых дорогих в РПЛ.

Основными партнерами клуба, кроме Winline, являются китайский автопроизводитель Chery и «Альфа-Банк». При этом «Лукойл» владеет 100% акций клуба и стадиона.

«Зенит»

«Зенит»

Место в рейтинге-2024 — 1

Средняя посещаемость — 1

Заполняемость арены  — 26

Общий доход — нет данных

Прибыль/убыток — нет данных

Аудитория соцсетей   — 1

Упоминания в соцмедиа — 1

Индекс интереса интернет-аудитории     — 1

После того, как «Зенит» без особых проблем взял шесть титулов чемпиона России, казалось, что гегемония клуба из Санкт-Петербурга будет продолжаться еще долго. Но череда не самых удачных трансферов и затянувшийся процесс перестройки команды привели к тому, что прежнего доминирования больше нет, а интрига в Российской премьер-лиге уже два года сохраняется до самого финиша.

В чем «Зенит» по-прежнему единолично лучший, так это в работе с болельщиками и медиа. В минувшем сезоне он первый среди всех профессиональных клубов страны по средней посещаемости стадиона «Газпром Арена», развитию соцсетей (более 10 млн подписчиков), упоминанию в соцмедиа и популярности в поисковых системах. У «Зенита» были все шансы сохранить и первое место в нашем рейтинге, но клуб больше не публикует свою финансовую отчетность за год, поэтому оценить достижения его менеджмента в этой сфере не представляется возможным.

ЦСКА

ЦСКА

Место в рейтинге-2024 — 5

Средняя посещаемость — 8

Заполняемость арены — 33

Общий доход — 5

Прибыль/убыток — 40

Аудитория соцсетей  — 3

Упоминания в соцмедиа — 3

Индекс интереса интернет-аудитории  — 3

Фанатские сектора «ВЭБ Арена» тоже пустуют после введения Fan ID — ЦСКА закрыл их для продаж билетов, и на заворотной трибуне красуется только большая футболка с номером 12, навсегда отданным болельщикам клуба. Рекордный показатель посещаемости, как и большинства команд РПЛ, у армейцев был зафиксирован в сезоне 2018/19 РПЛ — 19 288 зрителей в среднем за матч, а в прошлом сезоне он вернулся к показателям тех лет, когда команда вынуждена была играть на арендованной «Арене Химки» — чуть больше 9 000 человек на игре. Но ЦСКА работает над привлечением зрителей, и в новом сезоне уже удалось достичь показателя более 11 500 человек в среднем.

Самый топовый инфоповод от армейцев случился уже в феврале 2025 года. Красно-синие первыми из российских футбольных клубов высшего дивизиона пустили съемочную группу за кулисы стадиона и офиса, выпустив совместно с Okko документальный сериал «Мама, мы — ЦСКА!». Повторить успех спортивных документалок от Netflix пытались многие, но в России именно ЦСКА первым удалось сделать что-то сопоставимое по качеству.

Тогда же, в феврале, ЦСКА и RWB (Wildberries&Russ) объявили о премиальном партнерстве.

«Авангард»

«Авангард»

Место в рейтинге-2024 — 8

Средняя посещаемость — 7

Заполняемость арены  — 4

Общий доход — 9

Прибыль/убыток — 17

Аудитория соцсетей — 10

Упоминания в соцмедиа — 16

Индекс интереса интернет-аудитории — 9

Постройка новой «G-Drive Арены» и возвращение команды из Балашихи в Омск существенно поправили дела клуба. Сейчас «Авангард» на втором месте среди российских хоккейных клубов по посещаемости — 11 512 зрителей на матче в среднем при вместимости арены в 12 000.

На первом месте в рейтинге КХЛ «Авангард» по критерию «сервисы для зрителей» и на втором по билетной программе и питанию. На билетах и абонементах в 2024 году «Авангард» заработал 461,99 млн рублей, на продаже атрибутики — 140,18 млн рублей.

Если в прошлом году омичи показали убыток в 59 млн рублей, то в этом вышли в прибыль. По данным отчета 3,67 млрд рублей принесли спонсорские соглашения (генеральные партнеры — «Газпромнефть», G-Drive, беттинг-партнер — «Фонбет»).

СКА

СКА

Место в рейтинге-2024 — 4

Средняя посещаемость — 4

Заполняемость арены  — 3

Общий доход — 4

Прибыль/убыток — 37

Аудитория соцсетей — 8

Упоминания в соцмедиа — 8

Индекс интереса интернет-аудитории — 17

По итогам прошлого сезона КХЛ выплатила клубам рекордные 1,175 млрд рублей, и 66,3 млн рублей досталось СКА — это третий результат по выплатам. Континентальная хоккейная лига распределяет средства согласно рейтингу клубов, который составляется по десяти критериям. По посещаемости и заполняемость арены СКА в прошлом сезоне занял первое место при вместимости арены более 22 000 зрителей. Дебютный матч на новой «СКА Арене» клуб сыграл еще в феврале 2024 года, но уже с начала нового сезона вынужден был перенести матчи из-за проблем с безопасностью эксплуатации, и вернулся туда лишь в декабре прошлого года.

Согласно данным КХЛ, по критерию «сервисы для зрителей» команда из Санкт-Петербурга занимает второе место, а вот по доходам от реализации лицензионной и билетной программ, а также питания, находится лишь на девятом.

«Локомотив»

«Локомотив»

Место в рейтинге-2024 — 9

Средняя посещаемость — 10

Заполняемость арены —35

Общий доход — 6

Прибыль/убыток — 39

Аудитория соцсетей — 5

Упоминания в соцмедиа — 6

Индекс интереса интернет-аудитории — 7

В 2012 году президентом «Локомотива» была Ольга Смородская и на вопрос о потенциальном праздновании 10-летнего юбилея первого в истории России чемпионства ответила, что «нельзя праздновать 10 лет лузерства», чем оставила в недоумении болельщиков и журналистов. Времена и нравы изменились — сейчас из любого позитивного повода извлекают выгоду, имиджевую или коммерческую. Поэтому новый менеджмент «Локомотива» осенью 2024 года отпраздновал 20 лет второго российского чемпионства клуба выходом специальной ретро-коллекции лайфстайл с привлечением легенд — Динияра Билялетдинова и Дмитрия Лоськова.

Завершив финансовый год с убытком почти в 800 млн рублей (не самый большой показатель для клубов РПЛ), «Локомотив» публично отчитался о своих результатах, объяснив убыток уменьшением спонсорской поддержки от РЖД, которая сезоном ранее составляла практически 80% бюджета.

Летом 2024-го команда сменила беттингового партнера — вместо «Фонбет» пришел «Бетбум», а трансферный баланс впервые за семь лет оказался положительным.

«Локомотив»

«Локомотив»

Место в рейтинге-2024 — 12

Средняя посещаемость — 21

Заполняемость арены — 7

Общий доход — 11

Прибыль/убыток — 2

Аудитория соцсетей — 22

Упоминания в соцмедиа — 15

Индекс интереса интернет-аудитории — 13

Ярославскому «Локомотиву» не хватило чуть, чтобы стать лучше своего тезки из футбола. Хотя по результатам хоккеисты  далеко впереди футболистов. Два года подряд «Локо» выходил в финал Кубка Гагарина, а в 2025-м впервые в своей истории его выиграл, и сделал это на глазах у битком забитой «Арены 2000». По заполняемости стадиона железнодорожники занимают седьмое место среди всех профессиональных клубов. С финансами у клуба из Ярославля тоже все в порядке: по общим доходам он уступает только трем клубам КХЛ и семи РПЛ. Выручка «Локомотива» по итогам 2024-го возросла на 26,6% и составила 3,05 млрд.

«Металлург»

«Металлург»

Место в рейтинге-2024 — 11

Средняя посещаемость — 24

Заполняемость арены — 13

Общий доход — 25

Прибыль/убыток — 16

Аудитория соцсетей — 18

Упоминания в соцмедиа — 17

Индекс интереса интернет-аудитории — 18

Прошлогодняя победа в Кубке Гагарина увеличила доходы магнитогорского клуба на 185 млн рублей, по сравнению с предыдущим сезоном. Одновременно «Магнитка» еще стала лучшей в лиге по стоимости достигнутого результата (соотношение расходов на заработную плату хоккеистов к достигнутому спортивному результату клуба), обошла питерский СКА по доходам от матчдэй и возглавила общий рейтинг КХЛ, в котором клубы ранжируются по целому списку параметров — от своевременности выплат зарплат до работы с медиа. Благодаря этому “Металлург” поднялся на одну ступень по сравнению с нашим прошлогодним рейтингом, но в следующем году наверняка откатится ниже — в новом сезоне клуб вылетел из розыгрыша Кубка Гагарина уже в первом раунде.

«Ростов»

«Ростов»

Место в рейтинге-2024 — 10

Средняя посещаемость — 5

Заполняемость арены — 38

Общий доход — 10

Прибыль/убыток — 38

Аудитория соцсетей — 15

Упоминания в соцмедиа — 9

Индекс интереса интернет-аудитории — 6

Если 2023 год стал самым прибыльным для клуба за предыдущие семь лет (прибыль составила более 360 млн рублей), то в 2024 году «Ростов» ушел в убыток. При этом клуб имеет положительный трансферный баланс — €8,67 млн. По данным РФС, на матчдэй «Ростов» зарабатывает в среднем 11 млн рублей, посещаемость домашних матчей в прошлом сезоне составила 12 781 зритель.

У «Ростова» нет щедрых акционеров (51% акций клуба владеет правительство Ростовской области), а рекламодатели и партнеры приносят провинциальному клубу более скромные суммы, чем столичным конкурентам. Возможно, именно это и стало причиной того, что клуб теперь ведет себя крайне скромно на трансферном рынке, бывший главный тренер команды Валерий Карпин покинул Ростов-на-Дону, ссылаясь на занятость в сборной (которая отстранена от международных турниров), а в СМИ активно обсуждается перспектива превращения «Ростова» в полностью частный клуб. Появились даже слухи о возможном возвращении в клуб миллиардера Ивана Саввиди, который уже был президентом «Ростова» в 2002-2005 гг.

«Трактор»

«Трактор»

Место в рейтинге-2024 — отсутствовал

Средняя посещаемость — 22

Заполняемость арены — 1

Общий доход — 27

Прибыль/убыток — 35

Аудитория соцсетей — 11

Упоминания в соцмедиа — 19

Индекс интереса интернет- аудитории — 14

Дебютант нашего рейтинга в этом году взлетел сразу на 12-е место — во многом, благодаря невероятной любви челябинцев к хоккею. Ледовый дворец «Трактора», которому уже 16 лет, всегда забит до отказа. Правда, вмещает он всего 7 500 зрителей, что при такой популярности хоккея в городе — ничтожно мало. Это понимает и губернатор Челябинской области Алексей Текслер, пообещавший «Трактору» новую арену, если клуб выиграет Кубок Гагарина.

Во внутреннем рейтинге КХЛ челябинский клуб замыкает топ-10, и это тоже объясняется возрастом и малой вместимостью арены, которые не позволяют увеличить доходы от матчдэй и предоставить болельщикам  сервисы на уровне новеньких арен, которые в последние годы открылись в Омске, Петербурге и Екатеринбурге.

«Ак Барс»

«Ак Барс»

Место в рейтинге-2024 — 7

Средняя посещаемость — 18

Заполняемость арены — 10

Общий доход — 7

Прибыль/убыток — 1

Аудитория соцсетей — 6

Упоминания в соцмедиа — 20

Индекс интереса интернет-аудитории — 23

«Ак Барс» занимает первое место в рейтинге КХЛ по реализации лицензионной и билетной программ и питания, но только пятое по посещаемости и заполняемости арены — 8 312 человек в среднем, при том, что «Татнефть Арена» вмещает 8890 зрителей. Продажа билетов и абонементов принесла хоккейному клубу 218,35 млн рублей, и это далеко не первый показатель в лиге. Продажа атрибутики — еще 166,6 млн.

Казанский клуб стал единственный клубом в КХЛ, чья прибыль превысила 1 млрд рублей. Большую часть доходов клуба — 5,67 млрд рублей составили заработки по спонсорским и рекламным контрактам. Спонсором клуба является Winline. Другим спонсором, а заодно и владельцем — «Татнефть».

«Рубин»

«Рубин»

Место в рейтинге-2024 — 22

Средняя посещаемость — 11

Заполняемость арены — 43

Общий доход — 8

Прибыль/убыток — 10

Аудитория соцсетей — 7

Упоминания в соцмедиа — 13

Индекс интереса интернет-аудитории — 12

Воспоминания о том, что когда-то казанцы громили «Барсу» и выбивали «Атлетико» из еврокубков, все еще заставляют смотреть на «Рубин» как на одну из серьезных сил в РПЛ, хотя за последние годы футбол в столице Татарстана проигрывает по спортивным результатам не только хоккею, но и баскетболу.

Прошедший очищение в ФНЛ «Рубин» в последующие сезоны занял крепкую позицию в середине таблицы, а вот по финансовым показателям пока сильно уступает многим другим клубам — у казанцев одна из самых низких позиций в лиге по заработкам на матчдэй в прошлом сезоне (в среднем 3,7 млн рублей).

Согласно последнему финансовому отчету, основной доход клуб получил от спонсоров — 3,57 млрд рублей, от продажи ТВ-прав — 479,3 млн рублей, от продажи билетов – 44,7 млн рублей, от продажи атрибутики — 36,9 млн рублей.

«Крылья Советов»

«Крылья Советов»

Место в рейтинге-2024 — 13

Средняя посещаемость — 12

Заполняемость арены — 44

Общий доход — 12

Прибыль/убыток — 8

Аудитория соцсетей — 24

Упоминания в соцмедиа — 5

Индекс интереса интернет-аудитории — 8

«Крылья Советов» продолжают оставаться главной спортивной командой Самарской области несмотря на то, что в сезоне-2024/25 им пришлось делить арену с  тольяттинским «Акроном». По упоминаниям в соцмедиа и поисковым запросам «Крылья Советов» тоже далеко впереди своих земляков, в чем заслуга губернатора Самарской области, который осенью 2024 года сделал несколько скандальных заявлений о коррупции в российском футболе. 

Бюджет клуба из Самары в следующем сезоне точно сократится минимум на 800 млн рублей, а вот спонсорские выплаты, наоборот, увеличатся — банк «Солидарность» будет платить «Крыльям Советов» 220 млн рублей вместо 123 млн.

Тем не менее, будущее «Крыльев» остается под вопросом: местные власти декларируют намерение перестать тратить деньги из бюджета на содержание профессиональных клубов, а в самарских соцсетях и телеграм-каналах активно обсуждается слух, что «Крыльям Советов» придется слиться с «Акроном» и стать полностью частным клубом

«Автомобилист»

«Автомобилист»

Место в рейтинге-2024 — 24

Средняя посещаемость — 16

Заполняемость арены — 9

Общий доход — 16

Прибыль/убыток — 23

Аудитория соцсетей — 21

Упоминания в соцмедиа — 26

Индекс интереса интернет-аудитории — 21

Сезон 2023/24 был для «Автомобилиста» последним, полностью проведенным на старой арене. В марте 2025 года клуб дебютировал в новом дворце, что немедленно принесло ему мощную прибавку по всем показателям — от средней посещаемости до доходов в матчдэй. В точности оценить этот прирост можно будет только в конце года, но уже ясно, что в следующем рейтинге Forbes Sport «Автомобилист» будет стоять выше. Даже несмотря на не слишком удачное выступление в нынешнем Кубке Гагарина.

«Салават Юлаев»

«Салават Юлаев»

Место в рейтинге-2024 — 15

Средняя посещаемость — 17

Заполняемость арены — 5

Общий доход — 24

Прибыль/убыток — 20

Аудитория соцсетей — 13

Упоминания в соцмедиа — 23

Индекс интереса интернет-аудитории — 19

«Салават» — главный клуб Уфы, а хоккей — главный вид спорта в Башкортостане. Клубу гарантированы регулярные аншлаги, поддержка местных властей и бизнеса. Болельщиков не отпугивает даже не слишком высокий (по меркам КХЛ) уровень сервиса — по этому показателю уфимский клуб занимает только 15-е место в лиге. Но при всей своей популярности главный хоккейный клуб республики периодически сталкивается с финансовыми проблемами: только в сентябре прошлого года он получил очередное предупреждение от Гострудинспекции из-за долгов по зарплате.

«Динамо»

«Динамо»

Место в рейтинге-2024 — 14

Средняя посещаемость — 19

Заполняемость арены — 20

Общий доход — 14

Прибыль/убыток — 3

Аудитория соцсетей — 20

Упоминания в соцмедиа — 14

Индекс интереса интернет-аудитории — 29

Финансовые показатели хоккейного «Динамо» выглядят привлекательнее спортивных, а результаты работы со зрителями на трибунах и с болельщиками вне арены пока не слишком впечатляют. Но такие цифры не дают полной картины: в отличие от «Авангарда», СКА, «Ак Барса» или «Салавата Юлаева», динамовскому клубу приходится бороться за зрителя и внимание с большим числом конкурентов, тоже базирующихся в Москве. В этой борьбе менеджмент “Динамо” использует весь набор инструментов — от привлечения амбассадоров родственного футбольного клуба до использования образа бывшего/будущего игрока клуба по имени Александр Овечкин, майки с портретом которого продаются в фан-шопе вместе с майками в честь Александра Мальцева. Может, у провинциальных клубов и больше лояльной аудитории, но  «Динамо» предлагает своим болельщикам причастность к великой истории — огромное конкурентное преимущество в спорте. 

«Факел»

«Факел»

Место в рейтинге-2024 — 20

Средняя посещаемость — 15

Заполняемость арены — 14

Общий доход — 22

Прибыль/убыток — 9

Аудитория соцсетей — 26

Упоминания в соцмедиа — 12

Индекс интереса интернет-аудитории — 10

Путь воронежского клуба в нашем рейтинге повторяет его спортивную траекторию. Сезон-2023/24 для «Факела» оказался фантастически удачным — команда смогла забраться на 11-е место в таблице, обладая хоккейной вместимости ареной и минимальными ресурсами. По данным РФС воронежцы зарабатывали в день домашнего матча скромные 8 млн рублей — в 14 с лишним раз меньше, чем приносит матчдэй «Спартаку». Но такой оверперформанс не может продолжаться вечно: уже в следующем сезоне «Факел» снова скатился в зону вылета из РПЛ. Заявленные нами критерии заставляют высоко оценить результаты работы клубного менеджмента в сезоне-2023/24, но в следующем году место воронежцев в топ-25 займет кто-то другой.

 

«Спартак»

«Спартак»

Место в рейтинге-2024 — отсутствовал

Средняя посещаемость — 23

Заполняемость арены — 22

Общий доход — 20

Прибыль/убыток — 7

Аудитория соцсетей — 17

Упоминания в соцмедиа — 35

Индекс интереса интернет-аудитории — 24

По данным КХЛ, «Спартак» — один из всего четырех клубов лиги, не имеющих государственного финансирования. Это не помешало клубу заработать в 2024 году 1,2 млрд рублей — больше, чем «Металлург», выигравший прошлый Кубок Гагарина.  В следующем году должно получиться больше: в последние два сезона посещаемость домашних матчей команды непрерывно росла, а с ней и доходы в матчдэй. В прошлом году четыре из пяти самых посещаемых хоккейных матчей в Москве были именно домашними матчами «Спартака», и оценка этого достижения в нашем рейтинге могла бы быть и выше, если бы клуб не играл в морально устаревшем «Мегаспорте», не слишком подходящем для создания современных сервисов для зрителей. Клуб планирует в скором будущем перебраться в Дворец спорта в Лужниках, который уже не придется делить ни с кем — это должно все изменить.

 «Торпедо»

«Торпедо»

Место в рейтинге-2024 — 17

Средняя посещаемость — 27

Заполняемость арены — 2

Общий доход — 30

Прибыль/убыток — 13

Аудитория соцсетей — 16

Упоминания в соцмедиа — 33

Индекс интереса интернет-аудитории — 28

Считается, что удивительно высокий показатель средней заполняемости арены (98,2%) объясняется не только ее малой вместимостью, но и огромной популярностью хоккея в Нижнем Новгороде. Проверить эту гипотезу можно будет уже осенью, когда «Торпедо» переедет в новый дворец спорта, вмещающий 12 000 зрителей. Впрочем, даже с нынешней ареной клуб в сезоне-2023/24 смог попасть в топ-5 лиги по доходам от матчдэй (правда, КХЛ при расчете этого рейтинга использует коэффициенты, учитываюшие уровень заработных плат в регионе, поэтому в абсолютных числах доходы «Торпедо» ниже). Общий доход клуба составил 460 млн рублей, беттинговым партнером (как и у всех главных нижегородских клубов) является компания PARI.

«Сибири»

«Сибири»

Место в рейтинге-2024 —отсутствовал

Средняя посещаемость — 9

Заполняемость арены — 12

Общий доход — 26

Прибыль/убыток — 32

Аудитория соцсетей — 14

Упоминания в соцмедиа — 27

Индекс интереса интернет-аудитории — 27

В прошлом году переезд новосибирского клуба на новую «Сибирь-Арену» стал главной причиной того, что вся лига побила прежний рекорд посещаемости. Болельщики «Сибири» заполняли трибуны на 96,2%, средняя аудитория составляла 10 224 зрителя на матчах регулярного чемпионата. Статус главной команды третьего по величине города России позволял бы «Сибири» собирать полный стадион, даже если бы новая арена вмещала в полтора раза больше зрителей, но и без того «Сибирь» смогла довести доходы за 2024 год до 552 млн рублей.

«Северсталь»

«Северсталь»

Место в рейтинге-2024 — отсутствовал

Средняя посещаемость — 30

Заполняемость арены — 11

Общий доход — 17

Прибыль/убыток — 12

Аудитория соцсетей — 28

Упоминания в соцмедиа  — 32

Индекс интереса интернет-аудитории — 34

«Северсталь» (вместе с «Нефтехимиком», «Спартаком» и «Куньлунем») относится к тем немногим клубам КХЛ, у которых нет государственного финансирования. Что не помешало клубу заработать 1,4 млрд рублей в 2024 году — сумма достаточная для того, чтобы уверенно чувствовать себя в лиге. У «Северстали» одна из самых маленьких арен, команда представляет один из самых маленьких городов, чьи клубы выступают в КХЛ (меньше только Нижнекамск), но это не имеет решающего значения при наличии такого мощного титульного спонсора.

ЦСКА

ЦСКА

Место в рейтинге-2024 — 18

Средняя посещаемость — 37

Заполняемость арены — 37

Общий доход — нет данных

Прибыль/убыток — нет данных

Аудитория соцсетей — 12

Упоминания в соцмедиа — 31

Индекс интереса интернет-аудитории — 41

Баскетбольный ЦСКА в сезоне-2023/24 вернул себе чемпионский титул и оказался единственным представителем Единой лиги ВТБ в нынешнем рейтинге. Тот факт, что чемпионы при этом опустились на шесть позиций, объясняется лишь тем, что клуб отказался публиковать свои финансовые отчеты за 2024 год, и объективно сравнивать его с конкурентами по этому параметру более невозможно. 

Тем не менее, данные лиги показывают, что в сезоне-2023/24 ЦСКА был лучшим из баскетбольных клубов по заработку и прибыли. Доходы клуба составили 2,41 млрд рублей. При этом ЦСКА больше всех в Единой лиге в прошлом сезоне заработал на мачтдэй — 122,28 млн рублей.

«Лада»

«Лада»

Место в рейтинге-2024 — отсутствовал

Средняя посещаемость — 31

Заполняемость арены  — 15

Общий доход — 31

Прибыль/убыток — 34

Аудитория соцсетей — 23

Упоминания в соцмедиа — 25

Индекс интереса интернет-аудитории — 35

«Лада» попала в топ-25 рейтинга благодаря спортивным результатам (команда пробилась в плей-офф в свой первый же сезон в КХЛ), работе с аудиторией и посещаемости (выше, чем у любого баскетбольного клуба страны и чем у трети клубов РПЛ). Но зависимость от финансовых вливаний со стороны «АвтоВАЗа» и правительства региона делает положение хоккейного клуба из Тольятти не слишком устойчивым.

Губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев уже публично объявил, что сократит объемы финансирования «Лады» из бюджета. Правда одновременно представил нового спонсора клуба — компанию «Полипласт», пообещавшую вложить за пять лет 5 млрд рублей в развитие хоккея в регионе. Кроме правительства области, «АвтоВАЗа» и «Полипласта» у «Лады» есть только один крупный партнер — букмекерская контора OLIMPBET.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+