К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Технотеннис: как «Ролан Гаррос» развивается с помощью решений на основе ИИ

Александр Бублик (справа) и Алекс де Минор (слева) в матче второго круга Открытого чемпионата Франции (Фото AP / TASS)
Александр Бублик (справа) и Алекс де Минор (слева) в матче второго круга Открытого чемпионата Франции (Фото AP / TASS)
В конце мая в Париже стартовал очередной розыгрыш Открытого чемпионата Франции по теннису на кортах «Ролан Гаррос». Вот уже седьмой сезон информационную инфраструктуру турнира будет обеспечивать индийская компания Infosys. Forbes Sport рассказывает, как Infosys смог выиграть борьбу с IBM за право работы на турнире, и о том, как использование ИИ помогает прогрессировать одному из главных теннисных турниров мира

«Ролан Гаррос» разорвал контракт с  IBM после 33 лет сотрудничества 

В 2018 году на «Ролан Гаррос» завершилась эпоха, которая продолжалась 33 года: американская компания IBM, один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, объявила о разрыве сотрудничества с французским «Шлемом». Отвечавший за управление всей статистикой турнира, а также IT-инфраструктурой (сайт, приложение, электронная продажа билетов) гигант объяснил свой уход «стратегическим перепозиционированием и желанием исследовать другие горизонты», писала Le Parisien. При этом IBM продолжила сотрудничество с другим теннисным мэйджором — Уимблдоном.

По данным The New York Times, истинной причиной разрыва соглашения стала серьезная критика в адрес IBM со стороны болельщиков, обычных пользователей, а также руководства «Ролан Гаррос». Американскую компанию обвиняли во множестве провалов, в том числе в том, что несколько сезонов подряд сотрудники IBM не могли обеспечить корректную работу своих сервисов:  результаты на сайте турнира оказывались запоздалыми и даже неверными, часто некорректно работало официальное приложение турнира, из-за чего в 2018 году были искажены результаты жеребьевки. В результате фанатам приходилось пользоваться альтернативными источниками информации, а медиа писали о провалах оргкомитета, что стало серьезным репутационным ударом по «Шлему».  

Французы пришли к выводу о необходимости заменить инфраструктуру от компании IBM, которая платила «Шлему» €3 млн в год. Поиск нового партнера привел руководство «Ролан Гаррос» к заключению в 2019 году трехлетнего контракта с индийской компанией Infosys, который оказался еще выгоднее и принес €3,5 млн в год.

 

Новый партнер в своем мире имел серьезную репутацию. Актуальная капитализация компании, в которой работает около 300 000 сотрудников в более 50 странах, оценивается в $76,8 млрд, а доход за 2024 год составил $19,1 млрд. Но в теннисе перед Infosys возникли новые задачи. 

«Прежде мы не сталкивались с вызовом, который нам предложил «Ролан Гаррос», — отметил в интервью L’Équipe директор Infosys по операциям Правин Рао. — Организаторы поставили цель сделать процесс наблюдения за теннисным матчем максимально информативным и увлекательным без необходимости следить непосредственно за розыгрышами». 

 

Инструменты для улучшения анализа игры теннисистов и приложение RG Players

Специалисты Infosys предложили два варианта продвижения турнира: один основан на использовании статистики, другой — на социальных сетях. Для статистики Infosys использует три инструмента, доступных на сайте турнира под общим названием Match Pulse. «Для создания своего инструмента и анализа данных Infosys собирала данные за последние 30 лет, — признался Рао. — Используя эти данные и информацию, собранную в ходе матча, в сочетании с алгоритмом искусственного интеллекта, Infosys определяет два или три параметра, которые действительно повлияли на исход матча».

Первый инструмент называется «За пределами статистики» и ранжирует статистические данные по их релевантности. Таким образом, их порядок будет меняться в зависимости от матчей и соревнующихся игроков. Второй («Третий глаз») является инструментом визуализации данных, который предлагает виртуальное отображение поля и игроков. Используя различные фильтры, можно увидеть, в какие точки на корте игрок выполняет вторую подачу, просмотреть траекторию полета мяча, куда ложатся эйсы и так далее.

«Наш подход изменит способ, которым вещатели транслируют теннис. Благодаря этим инновациям они смогут объяснять, делиться и иллюстрировать все тонкости игры, — объяснил бывший директор турнира Ги Форже. — Консультанты и комментаторы будут использовать эти инструменты, чтобы в увлекательной и доступной форме доносить информацию своей аудитории».

 

Третий и последний инструмент — «Портал игрока», предназначенный для теннисистов и тренеров (для них открыт специальный доступ), где они могут просмотреть свой матч, а также отследить определенные тенденции. На этом портале видеозапись матча доступна в полном объеме уже через две минуты после его завершения. Игроки могут анализировать игру будущего соперника или свою собственную игру на протяжении всего турнира.

«Когда я был игроком, мне хотелось четко понять, за счет чего я побеждаю или проигрываю. Infosys предоставляет не только сумасшедшую статистику, но и показывает, в какие моменты игры теннисист больше устает, в чем нужно прибавить и даже предлагает стратегию на следующий матч в зависимости от стиля и силы соперника», — расхваливал продукты индийской компании Форже.

Одновременно Infosys развивает и поддерживает связь с болельщиками через соцсети. Компания разработала карту мира, на которой показаны страны, где проявляют максимальный интерес к «Ролан Гаррос», а также рейтинг самых обсуждаемых игроков турнира. Также в 2020 году Infosys презентовала очень удобное приложение RG Players. С его помощью теннисисты могут бронировать отели, заказывать еду, проходить аккредитацию, следить за расписанием, жеребьевкой и даже вызвать такси или выбрать ресторан.

Продление контракта до 2026 года, челленджи для болельщиков и программа STEM-образования

Инновации Infosys полностью удовлетворили руководство парижского «Шлема», и в 2022 году сотрудничество продлили еще на четыре года на улучшенных условиях –— теперь «Ролан Гаррос» зарабатывает по этой сделке €4 млн в год, констатирует Sport Business.

Руководство индийской компании тоже не останавливается на достигнутом, ежегодно представляя новые инициативы. К примеру, на территории спорткомплекса появилась построенная из экологически чистых материалов виртуальная фан-зона Infosys, в которой желающие могут не только сфотографироваться со своими кумирами, но и сыграть против них.

 

Также на сайте турнира существует возможность посетить Музей 3D-искусств –— цифровую демонстрацию знаковых символов и моментов из истории «Ролан Гаррос». В прошлом году партнер «Ролан Гаррос» представил приложение Infosys Topaz (набор услуг, решений и платформ, ориентированных на ИИ), значительно увеличившее перечень услуг для игроков, болельщиков, тренеров и специалистов.

Разработчики Infosys очень креативно обыграли одну из традиций Открытого чемпионата Франции — каждый год заказывать профессиональному художнику турнирный постер. Впервые это произошло в 1980 году, и с тех пор превратилось в отдельный вид искусства. С помощью опции на сайте турнира RG Gen AI Poster Challenge болельщики получили возможность побороться за шанс выиграть билеты на турнир, используя ИИ для создания собственных постеров, вдохновленных «Ролан Гаррос». Постеры накладывают текстовые подсказки на шаблоны знаковых французских мест (например, реки Сены или Эйфелевой башни). Победителей определяет голосование болельщиков. 

Фанатам также очень понравился организованный Infosys конкурс среди прогнозистов AI Bracket Challenge — ранее такое же мероприятие индийцы успешно опробовали на Australian Open, с которым начали сотрудничать в 2017 году. Во время турнира 2024 года участники соревновались, кто лучше спрогнозирует результаты поединков — победители получили билеты на турнир следующего года.

Наконец, информационный партнер турнира начал использовать свои связи с «Ролан Гаррос» еще и для продвижения своей образовательной платформы:  Infosys и Федерация тенниса Франции (FFT) занялись расширением существующей программы STEM-образования, включив новые учебные модули для молодежи из неблагополучных семей с помощью Infosys Springboard –  цифровой обучающей платформы, которая позволяет повышать уровень цифровой подготовки для будущего, ориентированного на ИИ. В этом году «Ролан Гаррос» посетят 60 воспитанников теннисной школы Fête le Mur, основанной в 1996 году известным французским игроком Янником Ноа.

 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+