К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кто одевает чемпионов: 14 футбольных экипировщиков сезона с европейскими титулами

«Наполи» (Италия) (Фото DR)
«Наполи» (Италия) (Фото DR)
Европейский футбольный сезон завершен, в каждой лиге определились чемпионы. Forbes Sport насчитал 14 брендов, которые являются техническими спонсорами обладателей титулов во всех 55 футбольных федерациях УЕФА

Если команда выигрывает титул, часть славы переходит на тех, чьи логотипы нашиты на чемпионской форме. Когда-то Пеле получил от Puma $120 000 (почти $3 млн по нынешним меркам) только за то, что завязал шнурки на бутсах под камерами, однако далеко не все команды получают спонсорские миллионы от экипировщика — таковых и вовсе единицы. Forbes Sport изучил форму всех 55 европейских обладателей титулов, и посчитал, какой спортивный бренд самый чемпионский. Если в стране турнир проводится по системе весна-осень (таких всего 12), мы считали чемпионов сезона-2024. В Лихтеншейне победителем считался обладатель Кубка страны, поскольку это единственное там футбольное соревнование высшего уровня — клубы из Лихтенштейна участвуют в чемпионате Швейцарии.

Macron
DR

Macron

12 чемпионов: «Ференцварош» (Венгрия), «Дрита» (Косово), «Милсами» (Молдова), «Лех» (Польша), «Линфилд» (Северная Ирландия), «Шкендия 79» (Северная Македония), «Црвена Звезда» (Сербия), «Нью-Сэйнтс» (Уэльс), «Будучность» (Черногория), «Базель» (Швейцария), «Зриньски» (Босния и Герцеговина), «Левадия» (Эстония)

Итальянский бренд в 1971 начинал как дистрибьютор американских спортивных товаров в Италии, но к концу 1990-х годов начал производить собственную одежду и довольно быстро зашли в футбол, став официальным экипировщиком футбольного клуба «Болонья». Начали со своих — именно в Болонье находится штаб-квартира компании, но в 2014 году вышли на международный уровень, выбрав в качестве первого направления Англию. Логотип Macron в Великобритании первым стал демонстрировать «Болтон Уондерерс», но не только на поле: бренд купил также нейминговые права на стадион, вытеснив с этого места Reebok. Продержался в названии арены четыре года,  вот форму от Macron команда носит до сих пор.

Бренд довольно активно завоевывает футбольную сцену, несмотря на то, что производит экипировку и для других видов спорта и присутствует там в качестве спонсора. Однако даже по числу европейских чемпионов среди подопечных Macron заметно, как сильно итальянская компания хочет расширить свое присутствие в спорте номер один. Не менее широко они представлены в других футбольных конфедерациях, а для УЕФА даже поставляет судейскую форму.

Несмотря на то, что Macron пока проигрывает гигантам-конкурентам по звездности спонсируемых клубов, итальянский бренд демонстрирует постоянный рост. В 2024 году оборот составил $253,6 млн, что на 13,7% больше, чем в 2023 году, и на 30% — чем в 2022-м.

Puma
DR

Puma

11 чемпионов: «ПСВ» (Нидерланды), «Славия» (Чехия), «Галатасарай» (Турция), «Пафос» (Кипр), «Дифферданж 03» (Люксембург), «Хамрун Спартанс» (Мальта), «Олимпия Любляна» (Словения), «Вадуц» (Лихтенштейн), «Буде-Глимт» (Норвегия), «Мальме» (Швеция), «КуПС» (Финляндия)

Футбольное сотрудничество третьего по величине производителя спортивной одежды и обуви в мире длится уже много десятилетий. Еще в начале 1960-х мальтийский клуб «Хамрун Спартанс» одевался в Puma, этот же технический спонсор у 11-кратного чемпиона Мальты и сейчас.

Впрочем, среди премиальных европейских партнеров Puma чемпионов не так много — клубы с миллионными контрактами и индивидуальными условиями поставок формы («Милан», «Манчестер Сити», дортмундская «Боруссия», «Олимпик Марсель») титулы в этом году не оформили. Ближе к вершине спонсорской пирамиды стоят «ПСВ» и «Галатасарай». Тем не менее, чемпионский охват немецкая компания показала внушительный.

Nike
DR

Nike

9 чемпионов: «Ливерпуль» (Англия), «Барселона» (Испания), «ПСЖ» (Франция), «Спортинг» (Португалия), «Юнион» (Бельгия), «Штурм» (Австрия), «ФКСБ» (Румыния), «Брейдаблик» (Исландия), «РФШ» (Латвия)

Nike хоть и не является лидером по количеству чемпионов среди спонсируемых клубов, зато кладет на лопатки всех конкурентов по именитости клубов. Американская компания имеет самое большое чемпионское представительство в топ-10 европейских лиг согласно таблице коэффициентов УЕФА. Таковых четыре — «Ливерпуль», «Барселона», «ПСЖ», «Спортинг» и «Юнион». В то время как у самого прямого конкурента — adidas — только «Бавария», у Puma — «ПСВ», «Галатасарай» и пражская «Славия». Впрочем, как раз «Ливерпуль», например, уже в следующем сезоне переходит на форму с тремя полосками, прерывая свой пятилетний контракт с американским брендом и возвращаясь к adidas.

Компания Nike пошумела в прошедшем сезоне, причем, как со знаком плюс, так и со знаком минус. Если потерю «Ливерпуля» можно без сомнения отправить в пасив, то три шестизначные сделки с топ-сборными — уже однозначно победа, которая перевернула спонсорский рынок футбола.

В 2024 году Nike взвинтила цены на контракты до немыслимой высоты. В марте Немецкий футбольный союз (DFB) прервал свое 70-летнее сотрудничество с adidas и подписал семилетний контракт с Nike на €100 млн ($105 млн) в год, который начнет действовать с 2027 года. Не прошло и двух месяцев, как Федерация футбола Франции (FFF) пересмотрела свое соглашение с Nike, существующее с 2011 года, и договарилась, что с 2026 года начнет получать те же €100 млн в год вместо €50 млн по предыдущему контракту. Третьей увеличенное соглашение подписала Федерация футбола Бразилии (CBF). По договоренности американцы должны было одевать «селесао» до 2026 года за $35 млн в год. Однако бразильцы добились пересмотра контракта, угрожая уйти к adidas, и подписали продление до 2038 года на $100 млн в год.

adidas
DR

adidas

8 чемпионов: «Бавария» (Германия), «Ноа» (Армения), «Карабах» (Азейрбайджан), «Олимпиакос» (Греция), «Копенгаген» (Дания), «Слован» (Словакия), «Селтик» (Шотландия), «Викингур Гота» (Фарерские острова)

В сезоне 2024-2025 форму от adidas носили 1298 клубов по всему миру. Если говорить об элитном клубном пуле немецкого бренда, то в чемпионы выбралась только «Бавария». «Арсенал» и «Реал» остались вице-чемпионами, «Ювентус» расположился на четвертом месте в чемпионате Италии, а «Манчестер Юнайтед» грустно завершил проблематичный сезон странной для себя 15-й строчкой.

В следующем сезоне к элитной группе также присоединится и «Ливерпуль».

Joma
DR

Joma

5 чемпионов: «Эгнатия» (Албания), «Интер Эскальдес» (Андорра), «Виртус» (Сан-Марино), «Риека» (Хорватия), «Кайрат» (Казахстан)

Испанская компания Joma впервые появилась на футбольном профессиональном горизонте в начале 1970-х, начав, традиционно с обуви, но уже в 1972 году на карте появился первый клуб, который надевал форму с логотипом Joma — мексиканская команда «Морелия», которая к тому моменту уже четыре года как вылетела из элитного дивизиона.

Только через 15 лет Joma начала более активного и целенаправленно внедряться в мировой футбол. Сначала становилась техническим спонсором не самых крупных испанских клубов, но ярко проявила себя в начале 1990-х, начав рекламную кампанию «Цвет в футболе» и выпустив несколько комплектов цветных бутс, которые до этого в большинстве своем были черными.

Первая сборная в форме Joma появилась в 1998 году — команда Гондураса. С тех пор бренд только расширял свое присутствие. Joma, кстати, пришла на смену Nike и adidas, когда крупные бренды ушли из России. Логотипом Joma были украшены комплекты «Зенита», ЦСКА, «Ахмата» и даже липецкого «Металлурга» и ФК «Челябинск». Впрочем, и они в прошедшем сезоне сменили экипировщика.

В сезоне 2024-2025 в форме Joma играли 930 команд по всему миру.

Givova
DR

Givova

2 чемпиона: «Линкольн» (Гибралтар), «Иберия-1999» (Грузия) — до старта сезона 2024 года клуб назывался «Сарбутало»

История довольно молодого итальянского бренда Givova, которому нет еще 20 лет, очень похожа на историю создания Puma, когда братья Дасслеры поссорились и разделились. Луиджи, Эмилия и Джованни Аканфора создали в 1993 году бренд Legea на базе принадлежавшей их родителям текстильной фабрики. Но два брата не сошлись во взглядах, и в итоге Джованни Аканфора отделился и создал Givova.

Бренд привлек к себе ненужное внимание перед чемпионатом мира 2018 года. Сборная Ирана смогла пройти отбор и выйти в финальную часть турнира, и обычно у команд на ЧМ проблем с экипировщиками нет. Наоборот, можно получить довольно солидный контракт. Однако заключать соглашение в условиях санкций против Ирана никто из крупных брендов не захотел. Как сообщал New York Times, национальная федерация заключила контракт с Givova, однако иранские футболисты жаловались на качество футболок — неровные строчки, необработанные швы. В итоге от сотрудничества пришлось отказаться и закупить самостоятельно белые стандартные футболки adidas, на которые вручную клеились фамилии игроков и номера. Разумеется, болельщикам в интернет-магазине купить футболки сборной Ирана было нельзя.

Спустя год с Givova случился новый скандал. Подписав контракт со сборной Венесуэлы, компания не смогла обеспечить команде достаточное количество формы для товарищеского матча, поэтому буквально закупила похожую форму в ближайшем «Декатлоне», а логотип Quechua попытались заклеить гербом футбольной федерации Венесуэлы. Разумеется, это заметили. А игрок команды Саломон Рондон, известный в России болельщикам «Рубина», «Зенита» и ЦСКА, после игры обвинил экипировщика в неуважении и назвал ситуацию позором.

Сейчас Givova экипирует, в основном, команды из низших итальянских дивизионов — серии C и D, и клубы из некоторых европейских лиг, стоящих в рейтинге УЕФА сильно ниже первой десятки.

Jako
DR

Jako

1 чемпион: «Лудогорец» (Болгария)

Немецкий бренд берет свое начало в гараже — в 1989 году именно там основал производство спортивной одежды Руди Шпрюгель. Первая профессиональная команда в экипировке Jako — «Энерджи Котбус» — побеждает в 1997 в финале региональной лиги, а спустя два года у бренда появляется первая команда Бундеслиги, а в 2017 году вместе с леверкузенским «Байером» Jako впервые был представлен в Лиге чемпионов. Спустя год компании впервые удалось показать годовой доход более €100 млн.

На данный момент Jako одевало более 400 команд по всему миру.

EA7
DR

EA7

1 чемпион: «Наполи» (Италия)

Пришествие люксовых брендов в качестве спортивных экипировщиков уже продолжается некоторое время, но, в основном, мы видим это в таких элитных видах спорта, как теннис. Однако одной из самых ярких сделок 2021 года в футболе стало сотрудничество спортивного направления Emporio Armani EA7 с итальянским клубом «Наполи».

Других подопечных у EA7 все еще нет, но неаполитанский клуб уже дважды возносит бренд на вершину, одержав победу в чемпионате в 2023 и в 2025 году.

New Balance
DR

New Balance

1 чемпион: «Динамо Киев» (Украина)

У New Balance было пять лет абсолютного счастья, когда с 2015 по 2020 годы нашивку NB носили игроки «Ливерпуля». Несмотря на то, что громко заявить о себе в футболе бренд смог не так давно, клубы из низших лиг начали одеваться в New Balance с конца 90-х. Сейчас самыми топовыми командами в пуле бренда являются «Порту» и «Лилль», с нового сезона к пулу присоединится «Байер», но чемпионом в форме New Balance в завершившимся сезоне стали «Динамо Киев».

 Fila
DR

Fila

1 чемпион: «Маккаби Тель-Авив» (Израиль)

Родившийся в 1911 году в Италии бренд с 2007 года принадлежит группе Fila Korea со штаб-квартирой в Сеуле. Главные успехи в спорте бренда Fila ассоциируются исключительно с теннисом, однако попытки заходить в футбол они делают не первое десятилетие.

В родной Италии культовым стало их сотрудничество с «Фиорентиной» в конце 1990-х, а самым крупным, на данный момент, клубом у Fila считается «Маккаби Тель-Авив».

Спустя 20 лет отсутствия в итальянском футболе бренд вернулся соглашением с «Виченцей» в 2022 году, но чемпионскую славу компании приносит клуб из Израиля.

O'Neills
DR

O'Neills

1 чемпион: «Шелбурн» (Ирландия)

Ирландский бренд O'Neills является крупнейшим производителем спортивной одежды в стране, и в 1970-е и позже, в 1980-е, был основным экипировщиком национальной сборной. За все годы своего присутствия в футболе O'Neills редко выходил за пределы Ирландии, и чаще всего не дальше Англии и Шотландии, экипируя, например, «Бристоль Сити» или «Эйр Юнайтед».

Одно из самых интересных соглашений у бренда было с клубов «Юнайтед оф Манчестер», который основали болельщики «Манчестер Юнайтед», недовольные переходом клуба под управление семьи Глейзер.

Hummel
DR

Hummel

1 чемпион: «Жальгирис» (Литва)

Hummel хоть и был основан в Германии, считается сейчас датским брендом, поскольку уже несколько десятилетий принадлежит датской группе Thornico. Когда-то, еще в 1980-е, с логотипом Hummel играл мадридский «Реал» и лондонский «Тоттенхэм». В 1992 году в их форме сборная Дании выигрывала чемпионат Европы по футболу.

С отсылом к той победе Hummel в 2022 году создал форму датчан для чемпионата мира в Катаре, однако сделал ее полностью монохромной — логотипы и гербы были не видны. С таким посылом, что логотип Hummel не должны видеть на турнире, при подготовке которого погибли тысячи людей. Скандал был громкий, а число команд под датским брендом уже в следующем сезоне увеличилось на треть.

Однако в этом сезоне у датчан есть проблемы. «Реал Бетис», чей контракт с Hummel действует до 2027 года, был недоволен качеством продукции и планировал досрочно уйти под крыло Puma. Кстати, единственный европейский чемпион Hummel «Жальгирис» тоже со следующего сезона будет играть в Puma.

Jogel
DR

Jogel

1 чемпион: «Динамо Минск» (Белоруссия)

Российский бренд Jogel был основан в 2015 году, но на широкий футбольный рынок вырвался только после 2022 года. Компания стала официальным экипировщиком сборной России, а заодно подписала тольяттинский «Акрон», московский «Спартак» и минское «Динамо», которое и принесло Jogel место в списке брендом с чемпионами. Правда, с нового сезона, который в Белоруссии уже стартовал, минчане играют в Uhlsport.

ФК «Краснодар»
DR

ФК «Краснодар»

1 чемпион: «Краснодар» (Россия)

После ухода с российского рынка спортивных грандов, клубы стали либо подписывать менее громкие имена, либо искать российские альтернативы. Футбольный клуб «Краснодар» пошел своим путем и решил играть под собственным брендом. Производителем футболок и комплектов так и указан «ФК«Краснодар», а разработка дизайна — дело рук специалистов клуба. Это, пожалуй, все, что «Краснодар» готов рассказать о своей экипировке и экипировщике.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+