Кто одевает чемпионов: 14 футбольных экипировщиков сезона с европейскими титулами

Если команда выигрывает титул, часть славы переходит на тех, чьи логотипы нашиты на чемпионской форме. Когда-то Пеле получил от Puma $120 000 (почти $3 млн по нынешним меркам) только за то, что завязал шнурки на бутсах под камерами, однако далеко не все команды получают спонсорские миллионы от экипировщика — таковых и вовсе единицы. Forbes Sport изучил форму всех 55 европейских обладателей титулов, и посчитал, какой спортивный бренд самый чемпионский. Если в стране турнир проводится по системе весна-осень (таких всего 12), мы считали чемпионов сезона-2024. В Лихтеншейне победителем считался обладатель Кубка страны, поскольку это единственное там футбольное соревнование высшего уровня — клубы из Лихтенштейна участвуют в чемпионате Швейцарии.
Macron
12 чемпионов: «Ференцварош» (Венгрия), «Дрита» (Косово), «Милсами» (Молдова), «Лех» (Польша), «Линфилд» (Северная Ирландия), «Шкендия 79» (Северная Македония), «Црвена Звезда» (Сербия), «Нью-Сэйнтс» (Уэльс), «Будучность» (Черногория), «Базель» (Швейцария), «Зриньски» (Босния и Герцеговина), «Левадия» (Эстония)
Итальянский бренд в 1971 начинал как дистрибьютор американских спортивных товаров в Италии, но к концу 1990-х годов начал производить собственную одежду и довольно быстро зашли в футбол, став официальным экипировщиком футбольного клуба «Болонья». Начали со своих — именно в Болонье находится штаб-квартира компании, но в 2014 году вышли на международный уровень, выбрав в качестве первого направления Англию. Логотип Macron в Великобритании первым стал демонстрировать «Болтон Уондерерс», но не только на поле: бренд купил также нейминговые права на стадион, вытеснив с этого места Reebok. Продержался в названии арены четыре года, вот форму от Macron команда носит до сих пор.
Бренд довольно активно завоевывает футбольную сцену, несмотря на то, что производит экипировку и для других видов спорта и присутствует там в качестве спонсора. Однако даже по числу европейских чемпионов среди подопечных Macron заметно, как сильно итальянская компания хочет расширить свое присутствие в спорте номер один. Не менее широко они представлены в других футбольных конфедерациях, а для УЕФА даже поставляет судейскую форму.
Несмотря на то, что Macron пока проигрывает гигантам-конкурентам по звездности спонсируемых клубов, итальянский бренд демонстрирует постоянный рост. В 2024 году оборот составил $253,6 млн, что на 13,7% больше, чем в 2023 году, и на 30% — чем в 2022-м.
Puma
11 чемпионов: «ПСВ» (Нидерланды), «Славия» (Чехия), «Галатасарай» (Турция), «Пафос» (Кипр), «Дифферданж 03» (Люксембург), «Хамрун Спартанс» (Мальта), «Олимпия Любляна» (Словения), «Вадуц» (Лихтенштейн), «Буде-Глимт» (Норвегия), «Мальме» (Швеция), «КуПС» (Финляндия)
Футбольное сотрудничество третьего по величине производителя спортивной одежды и обуви в мире длится уже много десятилетий. Еще в начале 1960-х мальтийский клуб «Хамрун Спартанс» одевался в Puma, этот же технический спонсор у 11-кратного чемпиона Мальты и сейчас.
Впрочем, среди премиальных европейских партнеров Puma чемпионов не так много — клубы с миллионными контрактами и индивидуальными условиями поставок формы («Милан», «Манчестер Сити», дортмундская «Боруссия», «Олимпик Марсель») титулы в этом году не оформили. Ближе к вершине спонсорской пирамиды стоят «ПСВ» и «Галатасарай». Тем не менее, чемпионский охват немецкая компания показала внушительный.
Nike
9 чемпионов: «Ливерпуль» (Англия), «Барселона» (Испания), «ПСЖ» (Франция), «Спортинг» (Португалия), «Юнион» (Бельгия), «Штурм» (Австрия), «ФКСБ» (Румыния), «Брейдаблик» (Исландия), «РФШ» (Латвия)
Nike хоть и не является лидером по количеству чемпионов среди спонсируемых клубов, зато кладет на лопатки всех конкурентов по именитости клубов. Американская компания имеет самое большое чемпионское представительство в топ-10 европейских лиг согласно таблице коэффициентов УЕФА. Таковых четыре — «Ливерпуль», «Барселона», «ПСЖ», «Спортинг» и «Юнион». В то время как у самого прямого конкурента — adidas — только «Бавария», у Puma — «ПСВ», «Галатасарай» и пражская «Славия». Впрочем, как раз «Ливерпуль», например, уже в следующем сезоне переходит на форму с тремя полосками, прерывая свой пятилетний контракт с американским брендом и возвращаясь к adidas.
Компания Nike пошумела в прошедшем сезоне, причем, как со знаком плюс, так и со знаком минус. Если потерю «Ливерпуля» можно без сомнения отправить в пасив, то три шестизначные сделки с топ-сборными — уже однозначно победа, которая перевернула спонсорский рынок футбола.
В 2024 году Nike взвинтила цены на контракты до немыслимой высоты. В марте Немецкий футбольный союз (DFB) прервал свое 70-летнее сотрудничество с adidas и подписал семилетний контракт с Nike на €100 млн ($105 млн) в год, который начнет действовать с 2027 года. Не прошло и двух месяцев, как Федерация футбола Франции (FFF) пересмотрела свое соглашение с Nike, существующее с 2011 года, и договарилась, что с 2026 года начнет получать те же €100 млн в год вместо €50 млн по предыдущему контракту. Третьей увеличенное соглашение подписала Федерация футбола Бразилии (CBF). По договоренности американцы должны было одевать «селесао» до 2026 года за $35 млн в год. Однако бразильцы добились пересмотра контракта, угрожая уйти к adidas, и подписали продление до 2038 года на $100 млн в год.
adidas
8 чемпионов: «Бавария» (Германия), «Ноа» (Армения), «Карабах» (Азейрбайджан), «Олимпиакос» (Греция), «Копенгаген» (Дания), «Слован» (Словакия), «Селтик» (Шотландия), «Викингур Гота» (Фарерские острова)
В сезоне 2024-2025 форму от adidas носили 1298 клубов по всему миру. Если говорить об элитном клубном пуле немецкого бренда, то в чемпионы выбралась только «Бавария». «Арсенал» и «Реал» остались вице-чемпионами, «Ювентус» расположился на четвертом месте в чемпионате Италии, а «Манчестер Юнайтед» грустно завершил проблематичный сезон странной для себя 15-й строчкой.
В следующем сезоне к элитной группе также присоединится и «Ливерпуль».
Joma
5 чемпионов: «Эгнатия» (Албания), «Интер Эскальдес» (Андорра), «Виртус» (Сан-Марино), «Риека» (Хорватия), «Кайрат» (Казахстан)
Испанская компания Joma впервые появилась на футбольном профессиональном горизонте в начале 1970-х, начав, традиционно с обуви, но уже в 1972 году на карте появился первый клуб, который надевал форму с логотипом Joma — мексиканская команда «Морелия», которая к тому моменту уже четыре года как вылетела из элитного дивизиона.
Только через 15 лет Joma начала более активного и целенаправленно внедряться в мировой футбол. Сначала становилась техническим спонсором не самых крупных испанских клубов, но ярко проявила себя в начале 1990-х, начав рекламную кампанию «Цвет в футболе» и выпустив несколько комплектов цветных бутс, которые до этого в большинстве своем были черными.
Первая сборная в форме Joma появилась в 1998 году — команда Гондураса. С тех пор бренд только расширял свое присутствие. Joma, кстати, пришла на смену Nike и adidas, когда крупные бренды ушли из России. Логотипом Joma были украшены комплекты «Зенита», ЦСКА, «Ахмата» и даже липецкого «Металлурга» и ФК «Челябинск». Впрочем, и они в прошедшем сезоне сменили экипировщика.
В сезоне 2024-2025 в форме Joma играли 930 команд по всему миру.
Givova
2 чемпиона: «Линкольн» (Гибралтар), «Иберия-1999» (Грузия) — до старта сезона 2024 года клуб назывался «Сарбутало»
История довольно молодого итальянского бренда Givova, которому нет еще 20 лет, очень похожа на историю создания Puma, когда братья Дасслеры поссорились и разделились. Луиджи, Эмилия и Джованни Аканфора создали в 1993 году бренд Legea на базе принадлежавшей их родителям текстильной фабрики. Но два брата не сошлись во взглядах, и в итоге Джованни Аканфора отделился и создал Givova.
Бренд привлек к себе ненужное внимание перед чемпионатом мира 2018 года. Сборная Ирана смогла пройти отбор и выйти в финальную часть турнира, и обычно у команд на ЧМ проблем с экипировщиками нет. Наоборот, можно получить довольно солидный контракт. Однако заключать соглашение в условиях санкций против Ирана никто из крупных брендов не захотел. Как сообщал New York Times, национальная федерация заключила контракт с Givova, однако иранские футболисты жаловались на качество футболок — неровные строчки, необработанные швы. В итоге от сотрудничества пришлось отказаться и закупить самостоятельно белые стандартные футболки adidas, на которые вручную клеились фамилии игроков и номера. Разумеется, болельщикам в интернет-магазине купить футболки сборной Ирана было нельзя.
Спустя год с Givova случился новый скандал. Подписав контракт со сборной Венесуэлы, компания не смогла обеспечить команде достаточное количество формы для товарищеского матча, поэтому буквально закупила похожую форму в ближайшем «Декатлоне», а логотип Quechua попытались заклеить гербом футбольной федерации Венесуэлы. Разумеется, это заметили. А игрок команды Саломон Рондон, известный в России болельщикам «Рубина», «Зенита» и ЦСКА, после игры обвинил экипировщика в неуважении и назвал ситуацию позором.
Сейчас Givova экипирует, в основном, команды из низших итальянских дивизионов — серии C и D, и клубы из некоторых европейских лиг, стоящих в рейтинге УЕФА сильно ниже первой десятки.
Jako
1 чемпион: «Лудогорец» (Болгария)
Немецкий бренд берет свое начало в гараже — в 1989 году именно там основал производство спортивной одежды Руди Шпрюгель. Первая профессиональная команда в экипировке Jako — «Энерджи Котбус» — побеждает в 1997 в финале региональной лиги, а спустя два года у бренда появляется первая команда Бундеслиги, а в 2017 году вместе с леверкузенским «Байером» Jako впервые был представлен в Лиге чемпионов. Спустя год компании впервые удалось показать годовой доход более €100 млн.
На данный момент Jako одевало более 400 команд по всему миру.
EA7
1 чемпион: «Наполи» (Италия)
Пришествие люксовых брендов в качестве спортивных экипировщиков уже продолжается некоторое время, но, в основном, мы видим это в таких элитных видах спорта, как теннис. Однако одной из самых ярких сделок 2021 года в футболе стало сотрудничество спортивного направления Emporio Armani EA7 с итальянским клубом «Наполи».
Других подопечных у EA7 все еще нет, но неаполитанский клуб уже дважды возносит бренд на вершину, одержав победу в чемпионате в 2023 и в 2025 году.
New Balance
1 чемпион: «Динамо Киев» (Украина)
У New Balance было пять лет абсолютного счастья, когда с 2015 по 2020 годы нашивку NB носили игроки «Ливерпуля». Несмотря на то, что громко заявить о себе в футболе бренд смог не так давно, клубы из низших лиг начали одеваться в New Balance с конца 90-х. Сейчас самыми топовыми командами в пуле бренда являются «Порту» и «Лилль», с нового сезона к пулу присоединится «Байер», но чемпионом в форме New Balance в завершившимся сезоне стали «Динамо Киев».
Fila
1 чемпион: «Маккаби Тель-Авив» (Израиль)
Родившийся в 1911 году в Италии бренд с 2007 года принадлежит группе Fila Korea со штаб-квартирой в Сеуле. Главные успехи в спорте бренда Fila ассоциируются исключительно с теннисом, однако попытки заходить в футбол они делают не первое десятилетие.
В родной Италии культовым стало их сотрудничество с «Фиорентиной» в конце 1990-х, а самым крупным, на данный момент, клубом у Fila считается «Маккаби Тель-Авив».
Спустя 20 лет отсутствия в итальянском футболе бренд вернулся соглашением с «Виченцей» в 2022 году, но чемпионскую славу компании приносит клуб из Израиля.
O'Neills
1 чемпион: «Шелбурн» (Ирландия)
Ирландский бренд O'Neills является крупнейшим производителем спортивной одежды в стране, и в 1970-е и позже, в 1980-е, был основным экипировщиком национальной сборной. За все годы своего присутствия в футболе O'Neills редко выходил за пределы Ирландии, и чаще всего не дальше Англии и Шотландии, экипируя, например, «Бристоль Сити» или «Эйр Юнайтед».
Одно из самых интересных соглашений у бренда было с клубов «Юнайтед оф Манчестер», который основали болельщики «Манчестер Юнайтед», недовольные переходом клуба под управление семьи Глейзер.
Hummel
1 чемпион: «Жальгирис» (Литва)
Hummel хоть и был основан в Германии, считается сейчас датским брендом, поскольку уже несколько десятилетий принадлежит датской группе Thornico. Когда-то, еще в 1980-е, с логотипом Hummel играл мадридский «Реал» и лондонский «Тоттенхэм». В 1992 году в их форме сборная Дании выигрывала чемпионат Европы по футболу.
С отсылом к той победе Hummel в 2022 году создал форму датчан для чемпионата мира в Катаре, однако сделал ее полностью монохромной — логотипы и гербы были не видны. С таким посылом, что логотип Hummel не должны видеть на турнире, при подготовке которого погибли тысячи людей. Скандал был громкий, а число команд под датским брендом уже в следующем сезоне увеличилось на треть.
Однако в этом сезоне у датчан есть проблемы. «Реал Бетис», чей контракт с Hummel действует до 2027 года, был недоволен качеством продукции и планировал досрочно уйти под крыло Puma. Кстати, единственный европейский чемпион Hummel «Жальгирис» тоже со следующего сезона будет играть в Puma.
Jogel
1 чемпион: «Динамо Минск» (Белоруссия)
Российский бренд Jogel был основан в 2015 году, но на широкий футбольный рынок вырвался только после 2022 года. Компания стала официальным экипировщиком сборной России, а заодно подписала тольяттинский «Акрон», московский «Спартак» и минское «Динамо», которое и принесло Jogel место в списке брендом с чемпионами. Правда, с нового сезона, который в Белоруссии уже стартовал, минчане играют в Uhlsport.
ФК «Краснодар»
1 чемпион: «Краснодар» (Россия)
После ухода с российского рынка спортивных грандов, клубы стали либо подписывать менее громкие имена, либо искать российские альтернативы. Футбольный клуб «Краснодар» пошел своим путем и решил играть под собственным брендом. Производителем футболок и комплектов так и указан «ФК«Краснодар», а разработка дизайна — дело рук специалистов клуба. Это, пожалуй, все, что «Краснодар» готов рассказать о своей экипировке и экипировщике.