Убытки «Спартака», успех «Зенита» и рост доходов «Динамо»: РФС раскрыл финансы клубов

Доходы с матчдэй: «Спартак» традиционно лучший, «Ахмат» все хуже зарабатывает на болельщиках
Согласно последнему отчету РФС, в котором публикуются финансовые показатели за 2024 год, первая тройка клубов, которые лучше всего зарабатывают в дни матчей, выглядит предсказуемо: «Спартак», «Зенит», «Краснодар».
Заработок в дни матчей складывается из таких показателей, как результаты продажи билетов и абонементов, атрибутики, еды и напитков. У «Спартака» в прошлые сезоны была довольно дорогая атрибутика — стоимость игровой футболки доходила до 10 000 рублей, однако сейчас футболки значительно подешевели — 5999 рублей в онлайн-магазине. Летом 2024 года техническим спонсором команды стал отечественный бренд Jogel. Стоимость игровой формы «Краснодара» примерно такая же, чемпионские джерси чуть дороже.
«Спартак» из года в год показывает хорошие результаты по заработкам в матчдэй — в прошлом году они снова были впереди с 1,8 млрд рублей, причем довольно весомо опережая «Зенит» (1,3 млрд). «Краснодар» же в прошлом году хоть и показывал третий результат в РПЛ по этому пункту, но сильно отставал от лидеров — 698,4 млрд рублей.
Если брать финансовые показатели этого, прошлого и 2019 года — последнего докризисного, когда еще не случилась пандемия, отстранение от еврокубков и введения «паспорта болельщика», то можно сделать вывод, что топ-клубы сумели справиться и постепенно наращивают доходы. Сильно выросли заработки на матчдэй, например, у «Рубина» — с 56,2 млн рублей в прошлом году до 286,8 млн рублей в этом. Однако большинство клубов нижней половины турнирной таблицы справляются с ситуацией хуже. Яркий пример — «Ахмат». В 2019 году доходы в дни матчей составляли 11,4 млн рублей, в 2023-м — 263,9 млн рублей, а в нынешнем — всего 7,9 млн рублей.
Операционные доходы: «Зенит» на полторы головы выше остальных
«Локомотив» стал единственным клубом РПЛ, согласно данным РФС, чьи операционные доходы снижались — с 9,2 млрд рублей в 2019 году до 6,9 млрд рублей в 2024 году. Интересно, что «Локомотив» ранее опубликовал разбор финансовой отчетности клуба за 2024 год, в котором говорится, что без учета трансферов клуб заработал 7,2 млрд рублей, куда включены доходы от спонсоров (включая РЖД), от продажи билетов, атрибутики, прав на трансляции и призовых за турниры. Клуб отметил, что по сравнению с прошлым годом наблюдается рост в 241 млн рублей.
Остальные же топ-клубы сильно выросли по доходам, особенно, по сравнению с 2019 годом, несмотря на то, что в тот сезон наблюдался резкий взлет посещаемости, который объяснялся эффектом от чемпионата мира-2018. Доходы московского «Динамо» выросли в 2,5 раза, «Спартака» — чуть меньше, чем в два раза, ЦСКА — в два раза.
Футбольный клуб «Динамо» в последние сезоны активно работает в плоскости расширения фан-базы и привлечения зрителей на стадион, привлекая клубных амбассадоров и просто селебрити, интересных разным аудиториям. Амбассадорами «Динамо» являются экс-фигуристка Евгения Медведева и актер Павел Деревянко, клуб проводил акции с блогером Владом А4, а также в летний период на матчи приглашается Александр Овечкин, который даже один раз сыграл в составе команды в выставочном матче. Кроме того, весной 2023 года клуб подписал рекордную для российского футбола сделку на 3,5 млрд рублей на 3,5 года с BetBoom.
Прибыль и убыток: «Спартак», ЦСКА и «Локомотив» всегда в убытке, «Зенит» — в плюсе
Из всех клубов, которые в исследуемые годы играли в РПЛ, постоянный положительный баланс показали только три команды — «Краснодар», «Зенит» и «Крылья Советов». Причем, у клуба Сергея Галицкого показатели прибыли, согласно данным РФС, улетают в космос по сравнению с остальными клубами.
Три московских клуба — «Спартак», «Локомотив» и ЦСКА — традиционно убыточны. Причем, если ЦСКА этот убыток со временем сокращает, то у двух других команд он постоянно растет. В пояснении к финансовому отчету за 2024 год, опубликованному «Локомотивом», руководство команды объясняет убыток в 1 млрд рублей уменьшением спонсорской поддержки от РЖД.
