К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

10 рублей за метр музыки: как фигурное катание решает проблему авторских прав

 Аделия Петросян (Фото Андрея Титова / Бизнес Online / ТАСС)
Аделия Петросян (Фото Андрея Титова / Бизнес Online / ТАСС)
17 сентября стартует квалификационный турнир по фигурному катанию на Игры-2026, куда Международный союз конькобежцев (ISU) допустил россиян только в одиночном катании. Новым героям на международном льду в таком субъективном виде спорта и так придется непросто. Но в современном фигурном катании также назрела новая проблема, в которой пока плохо ориентируются даже не проведшие три с лишним года в изоляции страны — вопрос об авторских правах на музыку, под которую выступают фигуристы. Forbes Sport рассказывает, откуда выросла проблема, как ее пытаются решать и как с этим справляются в России

Российским фигуристам разрешили отобраться на Олимпийские игры-2026 в Милане в очень усеченном составе — едут только представители мужского и женского одиночного катания (Аделия Петросян или, в случае травмы первой, Алина Горбачева, а также Петр Гуменник или запасной Владислав Дикиджи). В парах (Анастасия Мишина и Александр Галлямов) и танцах (Александра Степанова и Иван Букин) российские фигуристы не прошли проверку комиссии ISU.

Российское фигурное катание всегда было на лидирующих позициях в мире, и на каждые международные соревнования отправлялась внушительная сборная. Однако за те три года, что российские фигуристы были отрезаны от международных турниров, они потеряли позиции в рейтинге, и именно поэтому на каждый вид была выделена всего одна квота, причем, конкретно для России — именная. То есть если Петросян путевку завоюет, то именно Петросян и поедет.

Кроме того, фигурное катание — субъективный вид. Для получения высоких оценок нужно иметь авторитет на мировом льду, а большая часть нашего нового поколения фигуристов незнакома зрителям и судьям. Но это еще не все трудности, с которыми, возможно, предстоит столкнуться россиянам.

 

Пока они участвовали в российском Гран-при и блистали техникой на прыжковых турнирах внутри страны, в мировой фигурке произошли интересные изменения, и касаются они важного компонента этого вида спорта — музыки. Буквально в прошлом сезоне ISU обновил политику использования музыкального сопровождения. Фигуристы, тренеры и хореографы во всем мире теперь должны всерьез задумываться о соблюдении авторских прав на музыку.

Особенно чувствительным это стало бы для танцоров, ведь ради завоевания популярности среди молодежи технический комитет ISU по танцам на льду на олимпийский сезон сначала выбрал темой ритм-танца хиты XXI века. Мотивация проста: с вечной «Кармен» в TikTok не завирусишься, а вот с Тейлор Свифт и Бейонсе — запросто. Однако в новой версии технического регламента от 6 мая новой темой стала музыка 90-х. Причина замены — проблема с авторскими правами, которые со старыми хитами решить проще, чем с более актуальными сегодняшними.

 

Как фигурное катание захотело уйти от вечных вальсов

Фигуристы всегда катались под музыку. Еще Ульрих Сальхов делал первый в истории сальхов в 1908 году под живое сопровождение оркестра с рандомным выбором мелодий. Конкретные музыкальные программы появились во всех трех существовавших в то время видах фигурки (мужчины, женщины, пары) с 1936 года, однако большинство выступлений до самых 90-х проходило под Грига, Минкуса, Сен-Санса, Рахманинова. На самом деле, в этих видах часто спортсмены до сих пор предпочитают отдаваться классике и не рисковать с выбором композиций, хотя с 2014 года в фигурном катании разрешено кататься под песни со словами.

Самые яркие современные одиночники пытаются выделиться, и тогда их выступления запоминаются надолго, причем, даже исполнителям тех самых песен, которые фигуристы используют для проката. Когда юная Александра Трусова в свой первый взрослый сезон выбрала в качестве сопровождения произвольной программы трек Pray, написанный Мэттью Беллами, и выиграла с ним Skate Canada, лидер группы Muse поздравил вчерашнюю юниорку в социальных сетях. То же самое сделал Элтон Джон, когда американец Нейтан Чен стал олимпийским чемпионом Пекин-2022 с помощью хита Rocket Man. «Это безумие даже думать о том, что сэр Элтон Джон знает о моем существовании», — признавался потом Чен.

С особенным вниманием подходит к выбору музыки чемпион мира и главный фаворит Милана-2026 Илья Малинин. Для него важно, чтобы ранее ее не использовали другие фигуристы. «Раньше у всех была довольно похожая музыка, но сейчас я хочу быть уникальным и стараюсь выделиться на фоне остальных», — говорит он. Разумеется, под Billie Jean Майкла Джексона выступали до него и Мерил Дэвис с Чарли Уайтом, а еще раньше Стефан Ламбьель и даже хореограф Малинина Ше-Линн Бурн, танцевавшая на льду с Виктором Краатцем. Но в 2022 году Илья выбрал кавер, который раньше на льду не звучал. Последний чемпионат мира американский фигурист выиграл под Running рэппера NF (для короткой программы) и I'm Not a Vampire группы Falling in Reverse  (для произвольной).

 
Илья Малинин (Фото CJ Gunther·EPA)

Танцы на льду в музыкальном отношении изначально казались интереснее и современнее. Да, были великие произвольные программы по классику — такие как «Болеро» Торвилл и Дина или «Половецкие пляски» Бестемьяновой и Букина, но с удовольствием вспоминаются и танцы под Jailhouse Rock Элвиса Пресли от Грищук и Платова или под Rolling Stones, Eagles и Карлоса Сантану от Тессы Вирчу и Скотта Мойра. Это если вспоминать только олимпийских чемпионов и их программы в олимпийский сезон.

Разнообразие стилей в танцах на льду часто диктуется темой ритм-танца, который перед каждым соревновательным сезоном задает ISU. До 2010 года, кроме произвольного, фигуристы исполняли оригинальный и обязательный танец, для которых тоже задавались темы и ритмы (джайв, пасодобль, фокстрот, различные вальсы, танго и так далее), но в сезоне 2010-2011 их объединили в короткий танец, а в 2018-м переименовали в ритм-танец. Поначалу короткий танец, в основном, повторял все темы, существовавшие в прошлом — янки-полька, румба, золотой вальс и тому подобное. В сезоне 2019-2020 темой стали мюзиклы и оперетты, поэтому в программах были сплошные «Мулен Руж», «Чикаго», «Кабаре» и «Кошки», эту же тему ISU оставил на следующий сезон из-за пандемии, поскольку в условиях распространения коронавируса у спортсменов был риск не успеть подготовить новые программы должным образом. В 2021-2022 фигуристам предложили уличные танцы, сезоном позже — латиноамериканские со сменой стилей и ритмов (как минимум, двух): сальса, бачата, меренге, мамбо, ча-ча-ча, румба, самба. Затем была музыка 80-х, а в последний сезон ритм-танец базировался на стилях 50-х, 60-х и 70-х годов, включая рок-н-ролл, джиттербаг, твист, хастл или диско.

Программы нового олимпийского сезона должны были разорвать социальные сети, ведь Международный союз конькобежцев, взяв курс на омоложение аудитории и расширение своей популярности, хотел заявить темой ритм-танца хиты XXI века. Но проблема авторских прав на музыку внезапно напугала мир фигурного катания.

Вопрос с авторскими правами всплывал еще перед Ванкувером-2010

Нельзя сказать, что это вопрос никогда не стоял на повестке, хотя после скандала с музыкой к оригинальному танцу Оксаны Домниной и Максима Шабалина к Ванкуверу-2010 тренер дуэта Геннадий Карпоносов говорил, что  «в фигурном катании практически никогда раньше эта тема вообще не поднималась». «Мы брали любую музыку, резали, компоновали по своему усмотрению, и никогда ни у кого это не вызывало вопросов», — пояснял он в интервью агентству «Весь спорт».

Перед Олимпиадой Домниной и Шабалину пришлось переделывать композицию, потому что в  Федерацию фигурного катания на коньках России (ФККР) пришло официальное письмо от адвокатов британской певицы Шейлы Чандры, в котором говорилось, что фигуристы незаконно используют ее музыкальное произведение Speaking in Tongues II. Музыкальный продюсер Александр Гольдштейн переписал женскую партию, и голос Чандры на ванкуверском льду так и не прозвучал.

 

В то время никаких глобальных последствий для мировой фигурки не было, хотя после того, как в 2014 году разрешили использование композиций со словами и на лед стала просачиваться первая поп-музыка, издание New York Times объясняло, что отчисления условной Бейонсе поступают, в первую очередь, от вещателя, транслирующего фигурное катание, и суммы эти совсем небольшие, хотя в совокупности американские компании по очистке прав — ASCAP (American Society of Composers, Authors, and Publishers)  и BMI (Broadcast Music, Inc.) собирают более $1 млрд в год в виде лицензионных сборов.

Однако со временем неприятности стали затрагивать все больше фигуристов. В 2018 году завершающий карьеру канадец Кевин Рейнольдс вдруг опубликовал в соцсетях сообщение о том, что он «из-за продолжающегося правового спора с одним из правообладателей музыки вынужден отказаться от использования в своей программе музыки к игре Ni no Kuni». Рейнольдс в сжатые сроки переделал программу с использованием бесплатной музыки.

Поворотным моментом для фигурного катания стал иск группы Heavy Young Heathens к американским фигуристам Алексе Книрим и Брэндону Фрейзеру, а также к американской федерации фигурного катания US Figure Skating и телевещателям NBC Universal Media. Участники группы — братья Роберт и Арон Мардеросяны, а также их отец в качестве адвоката, — в юридической жалобе сообщали, что фигуристы незаконно использовали их версию народной песни House of the Rising Sun в короткой программе на Олимпиаде-2022 в Пекине, а US Figure Skating и NBC также никогда не получали разрешения на ее использование. House of the Rising Sun за прошедшее столетие кто только не исполнял (это только те версии, которые удалось зафиксировать документально) — самой распространенной и знаменитой является исполнение британской группой The Animals, но была она также в репертуаре Frijid Pink и Долли Партон, а еще была переведена на многие языки мира. Но Книрим и Фрейзер действительно катались под кавер Heavy Young Heathens, за что и заплатили круглую сумму. Как сообщается, спор был урегулирован спустя несколько месяцев. Сумма не раскрывается, но предполагается, что все ответчики вместе заплатили не один миллион.

Алекса Книрим и Брэндон Фрейзер (Фото Matthew Stockman·Getty Images)

Самое интересное, что Heavy Young Heathens двумя годами ранее уже подавали похожий иск в суд Калифорнии — против немецких фигуристов Минервы Фабьенн Хазе и Нолана Зегерта, которые катались под ту же композицию. Но тогда иск был отклонен и широкого внимания не привлек.

 

Чуть не оказавшись в ситуации Книрим и Фрейзера, Минерва Фабьен Хазе рассказывала, что в 2024 году, незадолго до Nebelhorn Trophy, им (на тот момент она уже каталась с Никитой Володиным) пришлось изменить одно из музыкальных произведений, использованных в произвольной программе, потому что «никто не знает на самом деле, как именно все это работает с правами на музыку».

В этом сезоне композицию экстренно меняла чешская пара Катержина Мразкова и Даниэль Мразек — вместо нарезки из музыки Керри Маззи произвольный танец они показали под Rain, In Your Black Eyes Эцио Боссо — одну из самых популярных мелодий в фигурном катании в последние годы.

Обучим, поддержим, но отвечать будете сами

Действовать активно ISU начал только в прошлом году. На созданной Международным союзом конькобежцев в 2019 году платформе электронного обучения eRink опубликовали курс о правах на музыку в спорте, объясняющий, какие шаги нужно предпринять, чтобы себя защитить. Вариантов несколько. Во-первых, ISU заключил соглашение с сервисом по очистке прав ClicknClear, который за небольшую сумму — от $10 до $75 — обеспечит вам год использования определенного трека. Во-вторых, можно договориться с правообладателями самостоятельно, если нужной композиции нет в базе. В-третьих, попробовать написать музыку на заказ. Кстати, в регламенте ритм-танца на следующий сезон дана возможность использовать музыку, созданную искусственным интеллектом. Но в любом случае, фигуристы будут нести ответственность за выбранную музыку наряду с организаторами соревнований и телевещателем.

US Figure Skating тоже довела до всех своих подопечных рекомендации и заключила соглашение с крупнейшими, действующими в Северной Америке каталогами — ASCAP и BMI. Спортсменами, тренерам, администраторам предлагаются убедиться, что у одной (или обеих) из этих компаний есть лицензия на выбранную музыку. Для этого можно использовать онлайн-базу Songview. «Если вы не найдете свою песню в базе данных Songview, настоятельно рекомендуется выбрать другую песню, которую можно найти в Songview. Если вы предпочитаете оставить выбранную песню, то можете лицензировать ее самостоятельно через ClicknClear», — говорится в рекомендациях.

 

При этом в 2024 году на чемпионате мира шесть из одиннадцати программ сборной США не были охвачены лицензией ни одного из каталогов, а в доступе на ClicknClear была и вовсе только одна.

В рекомендациях отдельно отмечается, что соглашение федерации фигурного катания касается только использования музыки на арене. А вот трансляции или же другое распространение отснятого материала этой лицензией не покрывается. Поэтому теперь все чаще можно встретить запись выступления фигуристов на сайтах и социальных сетях либо без музыки вообще, либо с совершенно другим музыкальным сопровождением, которое можно использовать бесплатно. Лицензией на трансляцию соревнований с музыкой занимается уже вещатель.

Немецкая федерация фигурного катания работает с организацией GEMA, чтобы получить разрешение на использование музыки для национальной сборной, поэтому при выборе музыки к новой программе фигуристы и их тренеры обращаются к их базе данных.

Сейчас в международном фигурном катании идет активная подготовка к новому сезону — важному олимпийскому сезону, новые программы ставятся с особой тщательностью, и растерянность, которую испытывают в большинстве тренерских штабов, только мешает. Еще совсем недавно в той же сборной США считали, что их задача выбрать музыку и сообщить в федерацию или ISU название композиций, а уж те вместе с телевещателями сами разберутся с обеспечением прав. От них же самих никто никогда не требовал заниматься очисткой прав самостоятельно. А в Европе еще год назад никто знать не знал о новой политике ISU в области авторских прав на музыку — там думали, что эти проблемы касаются только американцев.

 

Конечно, спустя год знаний в этой области поприбавилось. Например, Дженнифер Томас, американская пианистка и композитор, чьи произведения A Beautiful Storm и The Fire Within часто используются фигуристами, говорит, что число обращений к ней за разрешением использовать музыку, увеличилось. Томас всем сказала «да», потому что смотрит на это, как на дополнительную рекламу. Когда в 2018 году Рика Кихира использовала ее произведения, японская аудитория Томас действительно выросла.

Однако, судя по тому, что техком танцев на льду не рискнул оставить в год Олимпиады темой ритм-танца хиты XXI века, уверенности в том, что так же поступят и остальные исполнители, все еще нет. Тему заменили на музыку 90-х, потому что тут вариантов композиций с очищенными правами на порядок больше.

В целом же в фигурном катании существует опасность постепенно откатиться назад к классике и снова смотреть на венский вальс и бесконечные образы «Кармен» на льду. «Молодые болельщики хотят ассоциировать себя не с Кармен, а с Бейонсе. Если же мы вернемся в прошлое, это не пойдет на пользу спорту», — в интервью для Slate говорил тренер Пападакис и Сизерона Ромен Агенауэр.

Российские фигуристы пока не знают, как будут лицензировать музыку для Милана-2026

В российской фигурке пока паники не наблюдается. Тем более, что даже не отмени ISU тему с современными хитами, вопрос с ритм-танцем отпал бы для российского дуэта сам собой — Александру Степанову и Ивана Букина до отборочного турнира в Китае, а значит, и до миланских Игр не допустили.

 
Фигуристы Александра Степанова и Иван Букин (Фото Александра Демьянчука·ТАСС)

Как объяснили Forbes Sport в Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР), для внутренних соревнований существует стандартная процедура. В начале сезона федерация собирает от спортсменов заявки на всю используемую музыку и передает двум организациям — ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности или Всемирная организация) и РАО (Российское авторское общество). А уже эти организации занимаются авторскими отчислениями. Когда речь идет о трансляциях соревнований, очистка прав входит в сферу ответственности Первого канала.

Что же касается Олимпийских игр, то для Милана-2026 схемы работы пока не определена. Раньше всю музыку от сборной передавали в Олимпийский комитет России, который и занимался лицензированием. Сейчас ОКР отстранен, и с такой ситуацией федерация сталкивается впервые.

В Российском Авторском Обществе (РАО) Forbes Sport объяснили, что их организация, как единственная аккредитованная государством, «помогает авторам получать вознаграждение, а пользователям — осуществлять свою деятельность с использованием музыки и не испытывать сложности с поиском всех авторов».

«Процедура несложная: организатор соревнований заключает договор с РАО на период использования музыки, по окончании периода предоставляет отчет о произведениях, которые звучали на мероприятии, и оплачивает вознаграждение по ставкам, установленным Авторским советом», — рассказали в РАО, отметив при этом, что права на музыку принадлежат не только авторам, но и другим участникам ее создания — исполнителям и изготовителям фонограмм, которые тоже имеют право на вознаграждение за публичное использование своих записей. Вот их интересы как раз представляет Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — вторая организация, с которой организаторы обычно заключают договор наряду с РАО.

 

«Что касается ставок, — объяснили в РАО, — то они зависят от формата мероприятия. Если оно проходит с продажей билетов, то применяется процент от выручки: 2,5% — авторам (РАО) и 2% — исполнителям и производителям фонограмм (ВОИС). При свободном, бесплатном для зрителей входе действует фиксированная ставка — 10 рублей за каждый квадратный метр озвучиваемой зоны на каждую из организаций».

Если соревнования транслируются по ТВ, вопросы с правами обычно решают телекомпании. В случае онлайн-трансляций — организаторы таких трансляций. Расчет при трансляциях мероприятий в интернете зависит от многих вводных и делается индивидуально — в РАО и ВОИС работают специалисты, которые помогают организаторам урегулировать все необходимые вопросы.  

Отдельно стоит отметить, что РАО и ВОИС выдают разрешения только на оригинальные произведения. «Незначительные изменения — например, сокращение вступления или финала — не требуют дополнительных согласований. Но если речь идет об изменении темпа, тональности или других творческих вмешательствах, то такое использование уже требует разрешения от самих авторов или их законных представителей», — пояснили в организации.

РАО и ВОИС работают исключительно в пределах России, соответственно, выдаваемые ими разрешения действуют только на территории страны.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+