Хрустальная мечта: как акционер «Кристал Пэлас» лишил клуб еврокубков и миллионов

Почему «Пэлас» может быть исключен из Лиги Европы?
Forbes Sport уже рассказывал о небывалом взлете команды, которая впервые в своей истории пробилась в еврокубки. А это не только честь представлять Англию в Европе, но еще и миллионы фунтов дополнительного дохода. Как от призовых УЕФА, так и с билетов на трибуны «Селхерст Парк».
Однако у английского клуба возникли неспортивные проблемы из-за одного из акционеров. «Кристал Пэлас» подпадает под статью 5 регламента УЕФА. Согласно ней, два клуба, находящиеся под контролем одного владельца или группы лиц, не могут выступать в одном еврокубковом турнире. Ранее команды могли вообще пропустить всю еврокампанию из-за перехода клубов после групповой стадии. Сейчас же все ограничивается лишь пересечениями в Лиге чемпионов, Лиге Европы или Лиги конференций.
В условиях, когда все больше команд становятся частью мультиклубных систем, УЕФА стал пристальнее следить за всеми владельцам. Это надо, чтобы избежать неспортивного интереса. Например, команды из одной структуры могут пересечься и «сыграть» на нужный результат и так далее.
Причем необязательно быть мажоритарным владельцам в двух клубах, чтобы УЕФА заподозрил какую-то потенциально незаконную связь. Так, Джону Текстору через его компанию Eagle Football Group принадлежат только 43% акций «Пэлас». Согласно статье 5, ключевой фактор — не количество акций, а «решающее влияние».
По уставу клуба, у Текстора есть 25% голосующих акций. Столько же у других акционеров «Пэлас» — Стива Париша, Джоша Харриса и Дэвида Блитцера. И американский бизнесмен активно участвовал в «жизни» команды: например, он был одним из инициаторов назначения тренера Оливера Гласнера.
Не было бы никаких проблем, если бы один момент: вместе с «Пэлас» прямую путевку в Лигу Европы-2025/26 не получил французский клуб «Лион». Текстор и его компания Eagle Football Group владеют свыше 77% акциями команд. И американец более чем влияет на жизнь клуба. Например, он представляет команду на некоторых собраниях, ведет переговоры и так далее.
И согласно той же статье 5 регламента УЕФА, в случае связанных одним владельцем команд, приоритет получает та, которая находится выше в турнирной таблице своих лиг. «Лион» стал шестым в чемпионате Франции, а «Пэлас» — только 12-й. И победа в Кубке Англии не имеет значения, все решается в лигах.
Более того, «Пэлас» даже не подходит опция с переходом в Лигу конференций. Дэвид Блитцер владеет 18% акциями (но четвертью акций с правом голоса), однако ему еще принадлежит датский «Брондбю». Клуба из Скандинавии также приоритет, так как он стал третьим в своей Суперлиге.
Вот и получается запутанная ситуация. Вроде бы как клуб заслужил место в еврокубках, но регламент запрещает участие. Причем УЕФА даже специально оставил «лазейки» в нем, чтобы команды могли обходить запреты. И таких случаев уже было несколько. Проблема в том, что Текстор и «Пэлас» пропустили все дозволенные дедлайны.
Почему Red Bull и City Football Club похожие проблемы решали заранее
За всю историю мультиспортивных организаций было несколько подобных пересечений клубов с общими акционерами. Например, в 2023 году «Милану» и «Тулузе» пришлось доказывать, что они независимые друг от друга организации. В 2017 году в Лигу чемпионов пробились «РБ Лейпциг» и австрийский «Ред Булл» (в еврокубках выступал под названием «Зальцбург» по правилам УЕФА), а спустя семь лет – «Манчестер Сити» и испанская «Жирона».
Конфликт интересов у «Лейпцига» и «Зальцбурга» был налицо — Red Bull напрямую финансировал оба клуба, и у них пересекался менеджмент. УЕФА пригрозил отстранением одной из команд.
Чтобы избежать отстранения, Red Bull изменил схему правления австрийской командой. Формально, сейчас компания только платит «Зальцбургу» за спонсорство, а с ключевых должностей были убраны сотрудники организации. Также с этого момента не пересекались советы директоров обеих команд. Причем «Зальцбург» был максимально открыт для диалога с УЕФА: руководители клуба сами напрашивались на все заседания комиссий союза, решавших судьбу клуба.
В итоге УЕФА решил, что Red Bull действительно только спонсирует «Зальцбург», в то время как владеет «РБ Лейпцигом». И все решения австрийцы принимают самостоятельно без указаний из компании. В реальности, конечно, все может быть совсем иначе, однако на бумагам два клуба представляли абсолютно независимые организации.
У «Сити» и «Жироны» была примерно похожая ситуация: City Football Group владел 47% акциями каталонской команды, и УЕФА начал проверку. В итоге CFG решил уменьшить свою долю в «Жироне» до уровня ниже 30%, обеспечить разделение управленческих структура и представить союзу доказательств финансовой и операционной независимости испанского клуба. После этого УЕФА признал, что «Сити» и «Жирона» тоже являются двумя разными организациями.
Эти два кейса объединяет один момент: Red Bull и City Football Group начали работу над «разделением» команд задолго до начала нового евросезона. В отличие от «Кристал Пэлас».
Текстор мог бы избежать всех проблем, если бы задумывался о еврокубках еще зимой
У «Пэлас» был еще один вариант, как исправить ситуацию — передать акции Текстора в слепой траст. Это юридический механизм, при котором собственник не имеет доступа к управлению организации. Так ранее поступали «Манчестер Сити» и «Манчесер Юнайтед», чтобы избежать санкции УЕФА.
Об этой опции руководство лондонцев упомянуло на встрече с представителями УЕФА. Однако по регламентам все слепые трасты должны были быть созданы до 1 марта. На тот момент в «Пэлас» ни о каком выступление в еврокубках и подумать не могли: клуб шел в середине турнирной таблице и считался аутсайдером в Кубке.
Как сообщает Daily Mail, на встрече с представителями УЕФА Текстор также предложил продать свою долю в команде. Однако на данный момент такой вариант развития событий выглядит нереалистичным: слишком мало времени для сделки. Жеребьевка первых раундов еврокубков пройдет уже 17 июня. По данным Daily Mail, Текстор готов продать акции за £175 млн, хотя еще зимой хотел выручить £230 млн.
Если же «Пэлас» в итоге отстранят, клуб может подать апелляцию в УЕФА, а после — в Спортивный суд в Лозанне. Однако с большой вероятностью орган встанет на сторону союзу, ведь в регламенте были заранее прописаны все правила. По сути, сейчас лондонцам остается надеяться на снисходительность УЕФА. А также на то, что союз будет опасаться будущих судебных тяжб, из-за угрозы которых, возможно, придется поменять уставы и регламенты.
В случае отстранения «Пэлас», в Лигу Европы попадет 7-я команда Премьер-лиги — «Ноттингем Форест». А в Лиге конференций сыграет «Брайтон». Иронично, но это самый принципиальный соперник «орлов». И на кону, помимо репутации Текстора и клуба, стоят еще десятки миллионов евро. Хотя ситуация с «Лионом» показывает, что стиль управления у американца не самый идеальный.
Интересно, что гипотетически Текстор мог оказаться в такой ситуации и на более крупном уровне. Холдинг Eagle Football Group владеет еще более 90% акций бразильского «Ботафого». Если бы «Пэлас» или «Лион» попали на Клубный чемпионат мира-2025, то европейскую команды уже бы отстранил ФИФА: как это случилось с мексиканским «Леоном». Но вряд ли «Пэлас» и тем более «Лион» в ближайшие годы выйдут на такой уровень.