К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Самые посещаемые футбольные клубы мира — 2025. Исследование Forbes

Арена «Сигнал Идуна Парк» перед матчем «Боруссии» (Фото Christof Koepsel / Getty Images)
Арена «Сигнал Идуна Парк» перед матчем «Боруссии» (Фото Christof Koepsel / Getty Images)
Матч Клубного чемпионата мира-2025 между «ПСЖ» и «Атлетико» собрал на трибунах 80 619 зрителей. Это лучший результат на новом турнире и, что самое удивительное, это также и рекордная аудитория сезона как для парижан, так и для мадридцев. Хоть футбол в Европе и является безусловным спортом номер один, лишь одна команда на всем континенте способна собирать такое количество болельщиков. Forbes Sport рассказывает о самых посещаемых командах континента, а также всего мира

«Боруссия» никому не оставила шанса стать лучшими в Европе

«Атлетико» играет на большом стадионе «Метрополитано», однако его вместимость не сравнится с «Роуз Боулом» в Лос-Анджелесе. А «ПСЖ», несмотря на суперстатус, продолжает выступать на старом «Парк де Пренс», поэтому парижане с трудом даже входят в топ-30 самых посещаемых команд Европы.

Лидирует в европейском рейтинге посещаемости, традиционно, дортмундская «Боруссия». После реконструкции мадридского «Сантьяго Бернабеу» и пока не откроется новый «Камп Ноу» в Барселоне, арена «Сигнал Идуна Парк» из Рура остается единственным постоянно действующим стадионом, который способен регулярно собирать свыше 80 000 зрителей.

В Европе есть еще несколько стадионов, которые способны показать аудиторию уровня матча в Лос-Анджелесе. Но в основном все эти объекты используются либо на играх национальных сборных, либо в исключительных случаях: «Уэмбли» в Лондоне, «Стад де Франс» в Сен-Дени и «Лужники» в Москве. Есть еще «Твикенхэм» в столице Великобритании, однако на нем играют в регби.

 

За последние 13 лет (без учета сезонов, прошедших во времена ограничений из-за пандемии Covid-19) лишь один раз «Сигнал Идуна Парк» не стала самой посещаемой в Европе — в сезоне-2022/23 ее опередил «Камп Ноу». При этом речь идет только о матчах национальных чемпионатов: на играх еврокубков стадион «Боруссии» был ограничен только вместимостью в 66 000 зрителей.

Правила на играх под эгидой УЕФА долгое время были более жесткие, чем в Бундеслиге. Но сейчас союз ослабил регламент, разрешив использование стоячих трибуны. Поэтому теперь «Боруссия» способна собирать более 81 000 зрителей на играх Лиги чемпионов и получать дополнительные миллионы дохода от матчдэй.

 

На втором месте рейтинга посещаемости в домашних матчах в национальных первенствах находится «Бавария». Немецкие гранды — единственные в Европе, которые смогли собирать в среднем более 75 000 зрителей. А свыше 70 000 болельщиков постоянно посещали игры шести команд.

Столько же было и в прошлом сезоне. Такой показатель — шесть клубов со средней посещаемостью домашних матчей свыше 70 000 зрителей — держится уже три года подряд. Причем, согласно данным портала European Football Statistic, подобной высокой посещаемости еще ни разу не было в XXI веке. И это не предел: ведь есть большие арены в Риме, а через несколько лет на свой уровень вернется «Барселона» после открытия реконструированного стадиона.

Forbes Sport, на основе данных нескольких порталов. собрал свой рейтинг из 50 самых посещаемых команд сезона в европейских чемпионатах. В основном были взята информация из Transfermarkt, а если ее нет, была дополнена из других источников, включая протоколы встреч. Сравнение проводилось по матчам национальных лиг, чтобы все кандидаты были в одинаковых условиях. Вот так выглядит первые 25 клубов списка.

 

Список команд, вошедших в топ-25 за год не изменился: поменялись только некоторые позиции. «Реал», несмотря на дорогую реконструкцию «Сантьяго Бернабеу», все-таки пока не может сравняться по посещаемости ни с «Манчестер Юнайтед» (хотя манкунианцы провели отвратительный сезон в Премьер-лиге), ни тем более с немецкими клубами. 

Германия продолжает во всю пользоваться наследием ЧМ-2006. «Шальке», «Герта» и «Гамбург» смогли собрать большую аудиторию, несмотря на то, что эти клубы выступают сейчас во второй Бундеслиге. Вторая лига Германии по уровню инфраструктуры может легко соперничать с топ-чемпионатами Европы. И она однозначно опережает Серию А, которую нещадно критикует даже глава УЕФА Александр Чеферин.

При этом в топ-20 продолжают прорываться и клубы из-за пределов ведущих лиг — «Селтик» (Шотландия) стал 16-м в рейтинге, «Бенфика» (Португалия) оказалась на 17-й строчке, а «Аякс» (Нидерланды) — на 20-й. У РПЛ так же есть потенциал пробиться высоко в рейтинге — «Зенит» теоретически может даже попасть и в первую десятку, если начнет заполнять «Газпром Арену». Однако пока что клуб даже не вернулся на уровень аудитории 2019 года.

Российских клубов нет в топ-50

По данным Transfermarkt, «Зенит» в сезоне-2024/25 не смог попасть даже в топ-50 рейтинга европейских команд —петербуржцам не хватило одной строчки (51-е место). Однако на самом деле клуб стал 52-м: по какой-то причине, немецкий портал не учел некоторые матчи «Сандерленда», выступавшего во втором по статусу дивизионе английского футбола. Но для нашего рейтинга мы изучили протоколы Чемпионшипа, поэтому английская  команда смогла попасть в топ-50.

В российском футболе есть достаточно развитая инфраструктура, чтобы сразу несколько команд смогли попасть в топ-50 континентального рейтинга. Так, в сезоне-2018/19 на 28-м месте был «Зенит». За последние годы в среднем свыше 30 000 зрителей на домашних матчах собирали также «Спартак» и «Ростов». Но после пандемии и введения «Паспорта болельщика» вернуться на прежний уровень пока не удалось никому. 

 

В следующем году рейтинг однозначно претерпит изменения. Например, «Эвертон» переедет на новый стадион. Плюс «Барселона» должна вернуться на «Камп Ноу» — реконструкция продолжится во время сезона, но средняя посещаемость неизбежно вырастет. Однако основное ядро списка останется неизменным.

В еврокубках зрителей еще больше

В еврокубковых турнирах — особенно в Лиге чемпионов — аудитории у большинства клубов вырастают, причем у некоторых — в разы. Так, «Црвена Звезда» не собирает в среднем и по 10 тысяч на матчах сербской Суперлиги, зато четыре игры основного этапа Лиги чемпионов-2024/25 посмотрело 171 тысяч болельщиков. Лишь в некоторых случая в ЛЧ не бывает аншлагов: либо команда сама по себе непопулярна, либо же клуб не смог реализовать всю гостевую квоту (5% от вместимости арены).

«Боруссия» лидирует и в рейтинге посещаемости в еврокубках. Причем как в списке средней аудитории, так и по общему количеству зрителей. Второй пункт даже более приоритетен, так как некоторые большие команды могут вылететь еще на ранних стадиях. Общий рейтинг во всех трех еврокубках (топ-10 команд), согласно анализу Forbes Sport, выдался таким:

Рубеж в 60 000 зрителей в среднем на матчах еврокубков также преодолели «Атлетико» (62862) и «Штутгарт» (ровно 60 000). А в Лиге конференций в обоих рейтингах лучшим стал «Бетис» — в среднем матчи команды смотрели 46833 человек.

 

«Ривер Плейт», возможно, самый посещаемый клуб мира (но это неточно)

«Боруссия» в нынешнем сезоне доминировала в Европе, но за пределами континента, по данным Transfermarkt, есть одна команда, которая превосходит всех европейцев — аргентинский «Ривер Плейт».

Правда, Transfermarkt просто указывает значения аудитории, но не предоставляет ссылку на источник. Официальные протоколы на сайте аргентинской лиги, а также не сайте «Ривер Плейта», вовсе не показывают аудиторию матчей. 

Помимо аргентинского клуба, в топ-25 рейтинга самых посещаемых команд Европы мог бы пробиться еще и бразильский «Фламенго» — нынешнем сезоне матчи команды собирают почти 55 000 человек. А всего в Азии и обеих Америках есть 10 клубов, которые декларируют среднюю посещаемость свыше 40 000 зрителей на своих домашних матчей. К сожалению, сколько-нибудь корректной проверке поддаются только данные из США и Китая, достоверность же остальных цифры вызывает сомнения. 

Если принять данные Transfermarkt на веру, то рейтинг из десяти самых посещаемых неевропейских команд в своих лигах выглядит так. 

 

С «Ривер Плейт», если его посещаемость действительно такая, в мире никто не сможет соперничать. Разве только «Барселона», когда закончится реконструкция «Камп Ноу». Даже в НФЛ есть всего один стадион, способных принять такое же количество зрителей, как «Монументаль». А «Метлайф Стэдиум» в Нью-Йорке, где пройдут финалы КЧМ-2025 и ЧМ-2026, может разместить на 2 тысячи болельщиков меньше.

Однако, несмотря на свою внушительную фанатскую базу, аргентинские гранды все равно не могут сравняться с европейцами по финансовым возможностям и уступают даже бразильским командам. Для них клубный чемпионат мира ФИФА — это возможность хотя чуть-чуть, но поправить положение. Правда, для этого потребуется дойти до последних стадий турнира.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+