К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Богатые традиции: как и сколько зарабатывает Уимблдонский турнир

Фото Dan Istitene / Getty Images
Фото Dan Istitene / Getty Images
Старейший и самый престижный теннисный турнир Большого шлема обладает особенной магией. Определенно, дело в старых добрых английских традициях, которые заставляют теннисистов с гораздо большим трепетом относиться к титулу на Уимблдоне, а зрителей стремиться на зеленые корты Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета. И пусть британский «мэйджор» все еще немного отстает от финансовых показателей самого богатого турнира Большого шлема — US Open, но доходы его растут. Forbes Sport рассказывает, как зарабатывает Уимблдон и как собирается в будущем увеличить свое благосостояние, несмотря на верность традициям

Уимблдон считается жемчужиной британского спорта — по своим доходам теннисный турнир Большого шлема опережает остальные летние события, будь то тестовая серия по крикету, этап Гран-при Великобритании «Формулы-1» или королевские скачки в Аскоте. За две недели основного турнира его организатор Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета (AELTC) может заработать больше, чем не самый крупный клуб Английской премьер-лиги за весь сезон. Например, в 2024 году Уимблдон зафиксировал выручку £406,5 млн и операционную прибыль £54,3 млн, в то время как «Эвертон», завершивший сезон 2023/2024 на 15-й строчке, показал оборот в £186,9 млн и убытки в размере £53,2 млн.

Правда, 90% прибыли AELTC перечисляет британской Ассоциации лаун-тенниса (LTA), которой до 2053 года принадлежат 50% акций клуба. Еще в первой половине прошлого века LTA  оказала Всеанглийскому клубу финансовую помощь в обмен на половину собственности, и только в 2013 году AELTC сумел подписать новое соглашение, в рамках которого обязался перечислять 90% прибыли LTA до 2053 года, после чего сможет вернуть Уимблдон под свой полный контроль.

Telegram-канал Forbes Sport
Канал о спорте, бизнесе и финансах в России и в мире
Подписаться

Самым богатым «мэйджором» в календаре считается US Open, доходы которого уже два года переваливают за $500 млн. Впрочем, если Уимблдон и отстает от своего американского «коллеги», то не катастрофически.

 

В 2018 году Forbes USA сообщал, что больше половины Уимблдон получает от медиаправ, примерно по 16% — от продажи билетов и спонсорства и 12% от брендированной продукции, сувенирки, еда и напитков. Выручка турнира в 2017 году составила $289 млн, из которых $160 млн принесли трансляции, по $47 млн — билеты и спонсоры, $35 млн — еда, напитки, атрибутика.

US Open в тот год мог похвастаться доходом в размере $335 млн, из которых $120 млн — медиаправа, $120 млн — билеты, $65 млн — спонсорство и $30 млн — матчдэй. Американский «мэйджор» проигрывал Уимблдону в стоимости прав на трансляции и доходах с продажи атрибутики, еды и напитков, но зарабатывал больше на коммерческих партнерах и в 2,5 раза больше — на продаже билетов.

 

В 2022 году выручка US Open составила $472 млн, а Уимблдон заработал £346,6 млн ($420,1 млн по курсу на июль 2022 года).

В 2023 году US Open показал цифры в $514 млн, Уимблдон — £380,2 млн млн ($479,7 млн по курсу на июль 2023 года). В 2024 году оба турнира снова поставили финансовые рекорды: US Open — $559,7 млн, Уимблдон заработал  £406,5 млн ($514,2 млн по курсу на июль 2024 года) и зафиксировал прибыль £54,3 млн.

Два предшествующих 2022-му пандемийных года были сложными для большинства организаторов спортивных событий, поскольку соревнования либо отменялись, либо проходили при пустых трибунах, постепенно заполнявшихся с ограничениями.

 

2020 год турниры Большого шлема провели по-разному. Открытый чемпионат Австралии успел собрать полные трибуны до повсеместного распространения коронавируса, «Ролан Гаррос» перенесли на осень и провели с жесткими ограничениями по количеству зрителей, US Open провели без зрителей вообще, а Уимблдон был отменен. Но благодаря тому, что Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета (AELTC) был застрахован, выплаченная сумма в размере £174 млн смягчила финансовые потрясения для организации. Мало того, они смогли даже зафиксировать прибыль.

Полностью вернуться к допандемийным финансовым показателям и обогнать их организаторы Уимблдона сумели только в 2023 году, а на следующий год получилось не снижать темпы. Причем, увеличить удалось доходы с каждого из направлений — как с продажи медиаправ, так и от спонсорских заработков. Ограничен пока Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета в двух остальных источниках — увеличивать посещаемость просто некуда, но над этим они тоже работают.

Медиаправа

Цифры сделок по медиаправам не раскрываются, однако считается, что бОльшую часть приносят Великобритания и США. В Великобритании Уимблдон с 1927 года транслирует «Би-би-си» — это одно из самых длительных партнерств в истории спортивного вещания, которое начиналось еще со времен радиотрансляций. По «закону о вещании» от 1996 года лондонский турнир Большого шлема относится к событиям «национального интереса», а значит, бесплатный прямой эфир должен быть доступен 95% населения страны. В последние годы матчи можно увидеть на каналах BBC One, BBC Two и цифровых сервисах BBC online и BBC iPlayer. В прошлом году пиковая аудитория BBC One достигала 7,5 млн человек, когда Карлос Алькарас защищал свой титул, а на цифровых платформах было зафиксировано более 50 млн просмотров, из которых 1,78 млн пришлись на тот же мужской финал в одиночном разряде Алькараса против Новака Джоковича.

Последнее продление сделки произошло в 2021 году — до 2027 года, когда отношениям вещателя и Уимблдона исполнится ровно сто лет. По данным S&P Global, размер последнего контракта — £44 млн в год ($59,4 млн).

Еще $52,5 млн в год, согласно тому же источнику, приносит Уимблдону американский телеконтракт с сетями, входящими в The Walt Disney Company — ABC, ESPN, потоковый сервис ESPN+, который они пролонгировали в том же 2021 году вплоть до 2035 года. В американскую сделку входит также Tennis Channel, принадлежащий Sinclair Television Group. За права на US Open, как предполагается, американские телесети платят не меньше $75 млн в год.

 

Уимблдон транслируется в 200 странах мира. В Европе (за исключением Франции) дистрибьютором является Eurosport, во Франции, а также в регионах Ближнего Востока и Северной Африки — beIN Media.

Если медиаконтракты на Великобританию и США приносят почти $112 млн, и это бОльшая часть всех медиасделок, то, вероятнее всего, структура доходов турнира изменилась за счет увеличения заработков по другим направлениям, и продажа прав на трансляции уже приносит не больше половины.

Спонсорство

Причиной того, что несколько лет назад на спонсорстве Уимблдон зарабатывал на $20 млн меньше, чем US Open, были названы британский консерватизм и нежелание уходить от традиций. Конечно, теннисный турнир был не единственным ревнителем чистоты, можно вспомнить, например, как до 2006 года футбольная «Барселона» принципиально играла в чистых футболках, не имея титульного спонсора, но идея «Мы больше, чем клуб» постепенно отмирала в современных условиях, поэтому сначала на груди появилось название ЮНИСЕФ, контракт с которым не носил коммерческого характера, а уже потом друг друга сменяли Qatar Foundation, Qatar Airways, Rakuten и Spotify. Уимблдон же все еще стоит на своих принципах, не используя, в отличие от других турниров Большого шлема, логотипы спонсоров на бортах кортов — присмотритесь внимательно, они девственно зеленые.

«Наша философия чистых кортов лежит в основе нашего бренда, наши глобальные партнеры эту философию уважают и ценят. Мы стараемся иметь ограниченное число партнеров, чтобы гарантировать максимальное внимание к сотрудничеству с ними. Наша цель не в том, чтобы добиться максимального дохода в кратчайшие сроки, а в том, чтобы построить долгосрочные и перспективные отношения с партнерами», — говорил в 2017 году коммерческий директор AELTC Мик Десмонд.

 

Число партнеров Уимблдона не такое и ограниченное — на данный момент турнир сотрудничает с 17 компаниями, впрочем, если сравнивать с другими «мэйджорами», англичане, конечно, в арьергарде.

Самым долгосрочным является партнерство с поставщиком теннисных мячей Slazenger — оно длится с 1902 года, вторым по верности уимблдонским традициям партнером является Rolex (официальный хронометрист) — с 1978 года, третьим — IBM (1990). Все остальные присоединились к турниры уже в XXI веке. Последними приобретениями для спонсорского портфеля стали банк Barclays и пивоваренная компания Stella Artois в 2023 году, а также в 2024-м добавилась авиакомпания Emirates, которая десять и более лет сотрудничает с тремя другими турнирами Большого шлема.

Barclays сменил HSBC в качестве банковского партнера после 15 лет коммерческих отношений, но гладким начало сотрудничества не было. Перед стартом турнира 2023 года появилось открытое письмо от Make My Money Matter (кампании против финансирования банками нефтяных гигантов), адресованное исполнительному директору Всеанглийского клуба лаун-тенниса Салли Болтон. В письме, подписанном в том числе такими знаменитостями, как сценарист, режиссер и продюсер Ричард Кертис («Четыре свадьбы и одни похороны», «Дневник Бриджит Джонс», «Реальная любовь»), актриса Эмма Томпсон («Разум и чувства», «Моя ужасная няня», «Круэлла») и телеведущая Дебора Мидден, организаторов Уимблдона призывали отказаться от спонсорского соглашения с Barclays, поскольку банк за два года до этого выделил более £30 млрд нефтегазовым компаниям. Впрочем, яркого развития эти протесты не получили.

По данным GlobalData, как раз в год подписания Barclays Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета увеличил свои спонсорские доходы до $95 млн, во многом за счет сделки с банком, которая оценивается в $23,7 млн в год. По словам спортивного аналитика GlobalData Джо Пачинеллы, сделки Уимблдона с Barclays, Evian и Vodafone являются самыми крупными из всех 17. Evian и Vodafone «стоят» около $7,5 млн, а вообще более половины спонсорских сделок стоят около $5 млн.

 

Если ориентироваться на эти цифры, то получается, что за семь лет доходы Уимблдона от спонсорства увеличились ровно в два раза.

Билеты

За две недели основного турнира Уимблдон посещают более 500 000 человек. Рекордная посещаемость была зафиксирована в 2023 году — 532 651 зрителей, год спустя матчи посетили немногим меньше — 526 455 болельщиков.

Это в два раза меньше, чем число зрителей, посещающих US Open и Australian Open — американский и австралийский турниры Большого шлема уже заявляли о рекордах, превышающих 1 млн человек. Такая большая разница обуславливается тем, что Уимблдон, во-первых, практически достиг предела вместимости кортов на Черч-роуд, своем постоянном месте прописки. А во-вторых, всегда считает только посещаемость двух основных недель, без учета квалификационной недели.

Дело в том, что глобально увеличивать посещаемость турниры Большого шлема могут как раз благодаря квалификации, устраивая масштабные развлекательные мероприятия и привлекая людей на корты. Но Уимблдон пока не может себе это позволить. Проводить квалификацию на основных кортах нельзя — трава может пострадать еще до того, как туда выйдут Новак Джокович и Карлос Алькарас. Поэтому матчи отборочной сетки проводятся на кортах в Рохэмптоне, где проходимость не больше 2000 человек.

 

Рохэмптон — «это ужас, мой газон на заднем дворе лучше, чем здешние тренировочные корты, на которых даже нет воды и полотенец». Так рассказывал несколько лет назад о месте, где проходит квалификация Уимблдона, экс-десятая ракетка мира Эрнест Гулбис. Корты расположены в чистом поле, раздевалки и тренажерный зал — в белых временных палатках, зрители сидят на принесенных с собой пледах прямо на траве.

Еще несколько лет назад проход сюда был бесплатным, но в 2023 году организаторы провели нечто наподобие реконструкции, установив на главном корте временные трибуны, возвели магазинчик для брендированных товаров и сувенирки, установили киоски с едой и стали взимать за вход £15. Больших доходов это принести не могло — вместить много болельщиков здесь просто негде, но у Уимблдона большие планы по поводу расширения.

В 2021 году они представили проект Wimbledon Park Project, где собирались построить на территории обанкротившегося гольф-клуба, купленного AELTC в 2018 году за £65 млн, 38 новых кортов и начать проводить там квалификацию. Стоимость проекта оценивалась в £200 млн, но предполагаемый доход должен был составить более £300 млн.

Правда, легко утвердить план не получилось — местные жители протестовали против стройки, писали петицию и блокировали реализацию, пока в сентября 2024 года мэрия Лондона не дала добро. Впрочем, пока протестующие не теряют надежды. В середине июня этого года стало известно, что группа лондонцев собрала £200 000 на судебную тяжбу — пересматривать дело должны в июле.

 

Пока же Уимблдон расширяется… в Нью-Йорке. Четвертый год подряд у Бруклинского моста будет организована фан-зона с просмотром матчей Уимблдона на большом экране в последний уик-энд турнира. В прошлом году ее посетили 6735 человек. В этом году там выступит британская певица Рита Ора, а концерт пройдет при спонсорской поддержке American Express.

По данным за 2022 год, Уимблдон зарабатывал на билетах порядка £55 млн ($66,6 млн по курсу на июль 2022 года) — больше, чем за четыре года до этого, но все еще намного меньше, чем US Open.

Сувениры, еда и напитки

Открытый чемпионат США только на продаже фирменного коктейля Honey Deuce зарабатывает около $11 млн за период турнира. Уимблдон тоже имеет свой фирменный коктейль — Pimm’s Cup за  £11,95 после последнего повышения в 2023 году. Но он, правда, хоть и ассоциируется в последние 50 лет со старейшим турниром Большого шлема, существует и употребляется отдельно от него, в том числе и на других спортивных событиях лета.

Главным потребительским символом Уимблдона является все-таки клубника со сливками. Ежегодно перед стартом основной сетки все издания в мире пишут, сколько тонн клубники ежегодно продается на кортах Всеанглийского клуба (от 28 тонн, кстати). В этом году случилась сенсация — впервые за 15 лет организаторы подняли цену на порцию клубники со сливками на 20 пенсов — до £2,7.

 
Фото: AP/TASS

В последние годы на каждом Уимблдоне продается около 250 000 порций клубники и 275 000 бокалов Pimm’s. То есть на продаже этих двух самых популярных напитков Уимблдон зарабатывает около £4 млн ($5,5 млн).

Если же принять во внимание, что на продаже потребительской продукции Уимблдон зарабатывает около 12% от общего дохода, то в последние годы это равняется £48-49 млн ($65-67 млн).

Построить новые корты для квалификации и стадион к ним на 8000 мест Всеанглийский клуб планирует к 2030 году, если не вмешаются непреодолимые обстоятельства. К тому времени две последние из перечисленных статей дохода должны существенно возрасти.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+