К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

CAS станет быстрее и дороже: что изменится после введения нового кодекса арбитража

Фото Silvio De Negri / DeFodi images via Getty Images
Фото Silvio De Negri / DeFodi images via Getty Images
С 1 июля вступают в силу изменения в Кодексе Международного спортивного арбитража, который регулирует деятельность Международного спортивного арбитражного суда. Журналист «Спорт-Экспресс» Сергей Лисин специально для Forbes Sport анализирует эти изменения и оценивает, как именно они повлияют на возможность защищать свои права для российских спортсменов

В последние десять лет аббревиатура CAS прочно вошла в жизнь почти всех болельщиков и людей, даже бегло читающих спортивные новости по заголовкам. Международный спортивный арбитражный суд (а именно так правильно переводить название Court of Arbitration for Sport, сокращенно — CAS) вынес сотни решений по делам известных и не очень российских спортсменов, обвиненных в нарушении антидопинговых правил. Помимо этого, CAS рассматривал и дела в отношении Российского антидопингового агентства (РУСАДА), вопросы допуска россиян на Олимпиады в Рио и Пхенчхане и самую прибыльную для организации категорию дел — контрактные споры в футболе.

За это время CAS переехал из Шато Бетуси, которое арендовал у города Лозанны, в южное крыло дворца Болю, приобретенное в собственность за сумму чуть более 37 млн швейцарских франков. Дела у арбитража идут отлично, авторитет непререкаем. Простой пример: если нужна виза в российский паспорт в консульстве Швейцарии за рубежом, то обычному человеку помогать откажутся и отправят его в московское консульство, а вот тот, кого приглашает CAS, получит нужную визу без проблем, за пару-тройку дней.

Однако, за годы, что работает CAS, ситуация, и правовая, и финансовая, заметно изменилась. А самое главное — нагрузка на CAS выросла кратно.

 

Новый Кодекс

Изменения в Кодекс CAS, а именно этот документ регламентирует базовые принципы работы арбитража, вступают в силу с 1 июля 2025 года. Все дела, открытые до этой даты, будут рассматриваться согласно положениям предыдущей версии Кодекса, а вот те, что после — уже по новой, которая достаточно заметно отличается как в мелких, так и в принципиальных деталях. Впрочем, если стороны согласятся, дело, открытое до 1 июля, могут рассмотреть уже по новому Кодексу. И в некоторых случаях сторонам есть смысл соглашаться, о причинах этого — ниже.

Без факсов

Первое изменение, давно напрашивавшееся, отчасти даже смешное — CAS, наконец, отказался от факсимильной связи, как способа передачи документов. Это стало просто неактуально, факсами никто давно не пользуется, достаточно электронной почты и курьерской доставки. К реалиям ухода из России основных курьерских служб CAS, кстати, моментально адаптировался: с 2022 года российским юристам достаточно загрузить файлы на сервер суда, чтобы они считались гарантированно доставленными, отправка бумажных копий не требуется. Впрочем, и в Россию бумажные копии теперь не присылают, так что коллекционировать «золотые» скрепки, которыми суд сшивает документы, уже не получится.

 

Обязательные сроки

Внесено принципиально дополнение в регламент ускоренных слушаний. Теперь сроки и календарь рассмотрения дела, согласованные сторонами, являются обязательными для CAS при условии, что они были предварительно утверждены президентом соответствующего отдела суда или коллегией арбитров, назначенных на рассмотрение дела. Причиной стало то, что в и без того нервных рассмотрениях срочных дел, решение по которым требуется к конкретной дате, время от времени возникали задержки не по вине сторон, и непонятно было, кто несет за это ответственность. Теперь внесли ясность — эту ответственность CAS взял на себя.

Штрафы за задержки

Сроки — вообще основная проблема CAS, если говорить о изготовлении решений по обычным делам, рассматривающимся не в ускоренном порядке. Из недавних примеров можно вспомнить дело чешской специалистки спортивной ходьбы Анежки Драготовой, решение по которому писалось четыре года. За это время спортсменка, в чьей пробе от 31 июля 2018 года нашли следы тестостерона экзогенного происхождения, успела полностью завершить карьеру, переехать в Испанию и защититься по теме относительного дефицита энергии в спорте (RED-s) — крайне болезненного вопроса, особенно для девушек, специализирующихся в видах и дисциплинах, связанных с выносливостью и/или контролем веса. И вот, спустя четыре года после слушаний, которые прошли в 2021-м, изготовили решение, согласно которому спортсменка дисквалифицируется как раз на этот срок, то есть 18 июля 2025 года ее санкция уже заканчивается.

Видимо, чтобы хоть как-то ускорить арбитров (а именно от них зависят сроки изготовления решения), в Кодекс добавили уточнение, что те должны обеспечить быстрое и эффективное рассмотрение дела. Но главное изменение Кодекса: теперь у арбитров есть жесткий дедлайн на изготовление резолютивной части решения — четыре месяца после проведения слушаний по существу дела. В случае если не успеют за этот срок,  коллегия арбитров (или единоличный арбитр) может быть отстранена, а их гонорары уменьшены. Последнее — беспрецедентный шаг, отчасти вынужденный, потому что иначе ускорить крайне серьезных и уважаемых юристов, работающих арбитрами в CAS, попросту нельзя. Ну а для помощи им в изготовлении решения вводится роль штатных (in-house) секретарей суда, которым теперь, после изготовления финальной версии решения, нужно будет заплатить паушальные 6000 швейцарских франков. Эта сумма может быть увеличена или уменьшена, в зависимости от сложности дела и всех его обстоятельств.

 

Прогресс?

Вот тут мы и подходим к финальному вопросу — эти изменения на пользу или нет, они помогут, например, российским (и не только) спортсменам или помешают? Нужно ли соглашаться на применение положений нового Кодекса к делам, открытым до 1 июля 2025 года? 

Для ответа на данный вопрос нужно понять о каком деле идет речь. Если решение по делу нужно как можно быстрее, спортсмен, например, отстранен и оспаривает это через апелляцию, то новый Кодекс дает больше шансов получить резолютивную часть достаточно оперативно. Но это будет дороже, как раз на упомянутые выше 6 000 франков, которые распределят в итоге между сторонами или возложат из на проигравшую сторону в полном объеме. В некоторых случаях финансовый вопрос может оказаться достаточно чувствительным.

Если же спортсмену или любой другой стороне дела торопиться некуда, более того — в их интересах затянуть вынесение решения, то соглашаться на новый Кодекс (если есть возможность провести дело в соответствии со старым) нет никакого смысла.

Иллюзия дороговизны

В российском спорте, в силу ряда обстоятельств, сложилась несколько искаженная оценка того, сколько в принципе может стоить дело в CAS. Спортсменов пугают огромными суммами, подталкивая смириться и не подавать иски. В реальности все обстоит не совсем так. И хотя данная тема уже не имеет прямого отношения к новому Кодексу, однако, в силу роста расходов, которые он предполагает, достаточно важна.

Прежде всего, и в старом и новом Кодексах CAS указывается, что апелляции спортсменов на дисциплинарные санкции со стороны международных федераций бесплатны, за исключением судебного сбора в размере 1000 швейцарских франков. Под определение «дисциплинарных санкций» попадают дисквалификации или штрафы за антидопинговые или этические нарушения, например. Деньги на рассмотрение таких дел CAS берет из специального фонда.

 

Существует еще один способ ограничиться тысячей франков при подаче почти любого иска в CAS — это запрос Legal aid, финансовой поддержки суда, которая предоставляется спортсменам, не имеющим средств для оплаты расходов по делу. После предоставления доказательств того, что у спортсмена нет средств, при положительном решении по данному вопросу, CAS полностью покрывает все расходы, включая предоставление бесплатных европейских юристов и приезд на слушания в Лозанну, если это необходимо. Получить такую поддержку может только физическое лицо, не организация и, если говорить о реалиях российского спорта, то рассчитывать на нее могут примерно 95% спортсменов — за исключением тех, кто представляет высокодоходные виды (футбол, хоккей, теннис и т.д.), либо настолько успешен, что, даже будучи, условно, лыжником или биатлонистом, доказанно получал очень хорошие призовые и премии.

Однако, спортсменов продолжают пугать страшными цифрами стоимости иска, а те, не вникая в детали, верят и отказываются от борьбы за свои права, смиряясь с дисквалификацией, например. Инструмент Legal aid применим и к новой версии Кодекса CAS, это неотъемлемая часть гарантированного права на защиту своих интересов. В российских спортивных дисциплинарных инстанциях, кстати, подобное отсутствует.

Резюме

Новый Кодекс CAS пытается решить главную проблему — регулярное затягивание изготовления решений, что постоянно вменяют в вину суду. Ради этого расширен штат, что вызвало увеличение расходов на дело, однако, для богатых 6 000 франков остаются суммой несущественной, а бедные по-прежнему могут запросить финансовую поддержку суда и избежать каких-либо дополнительных расходов.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+