«Антимонопольный кошмар»: как сделка Netflix и Warner изменит спортивный медиарынок

Стриминговые платформы обошли по просмотрам эфирное и кабельное телевидение
«Рынок становится свидетелем заката эпохи кабельного телевидения. Продажа Warner Bros. — еще одна костяшка домино в череде сделок, которые изменят конкурентную среду в индустрии медиа и развлечений», — констатируют аналитики Bank of America.
Последние исследования наглядно демонстрируют, что стриминговые сервисы не просто обходят кабель, а стали доминирующей формой телепросмотра в США. С 2021 года использование цифровых платформ выросло на 71%. В мае уходящего года стриминг достиг исторического рубежа: его доля в общем объеме телесмотрения впервые превысила совокупную долю эфирного и кабельного телевидения, согласно ежемесячному отчету Nielsen.
В мае 2025 года на стриминговые сервисы пришлось 44,8% телесмотрения, что является рекордной долей на сегодняшний день, в то время как эфирное (20,1%) и кабельное (24,1%) телевидение в совокупности собрали только 44,2% аудитории. Еще 10,9% пришлось на просмотр контента с помощью DVD/Blu-ray плееров, игровых консолей, а также прослушивание аудио через телевизор. Уже к июлю разрыв увеличился — на стриминг пришлось 47,3%, в то время как общая доля кабельного и эфирного ТВ упала ниже 42%.
В 2022 году провайдеры платного ТВ в США потеряли почти 4,59 млн абонентов, а в 2023-м отток составил еще 5,03 млн, отмечает аналитическая компания Leichtman Research Group (LRG). Основными факторами, способствующими этой тенденции, являются рост стоимости подписки на традиционное платное ТВ и широкое распространение, а также гибкость и доступность стриминговых сервисов.
Молодежь подавляющим большинством выбирает стриминг, в то время как потребление традиционного линейного телевидения среди них сократилось на 36% за последние два года. Однако даже среди зрителей старше 65 лет наблюдается резкий переход на онлайн-платформы, особенно на бесплатные, поддерживаемые рекламой сервисы.
Спорт долгое время считался последним бастионом традиционного платного ТВ — единственным видом контента, который обязательно нужно смотреть в прямом эфире, и ради которого люди сохраняли кабельную подписку. Однако и здесь ситуация стремительно меняется. Спортивные трансляции все чаще уходят на цифровые платформы. В 2025 году прогнозируется, что число зрителей в США, которые смотрят спортивные события с помощью онлайн-сервисов хотя бы раз в месяц, превысит 90 млн — на 33 млн больше, чем в 2021-м, констатирует консалтинговая компания PwC.
Стриминговые платформы ведут себя очень агрессивно, выдавливая традиционных вещателей с рынка спортивных трансляций. В 2021 году Amazon Prime Video заключила 11-летнюю (2023 – 2033) эксклюзивную сделку стоимостью $13 млрд на трансляцию матчей Национальной футбольной лиги (НФЛ) по четвергам (Thursday Night Football). Это первый случай, когда целый пакет регулярных игр НФЛ стал эксклюзивом стриминговой платформы, вынудив миллионы фанатов оформить дополнительную подписку.
Год спустя Главная лига футбола (MLS) продала Apple TV за $2,5 млрд эксклюзивные глобальные права на трансляцию всех матчей лиги в течение 10 лет. Осенью 2025 года шла битва за права на самый популярный футбольный турнир — Лигу чемпионов УЕФА. В итоге сервис Paramount+ в конкурентной борьбе с другими стриминговыми платформами (Netflix, Disney, Apple TV, DAZN, YouTube, Amazon) приобрел права на вещание матчей в Великобритании и Германии.
Netflix взял на себя обязательства выплаты части долга WBD, оценивающегося в $40 млрд
Paramount+ превратилась в одного из главных игроков на рынке медиа после продажи ее материнской компании Paramount Global американскому медиахолдингу Skydance Media, за которым стоит один из богатейших людей мира, Ларри Эллисон. Сделка стоимостью $8,4 млрд была оформлена в августе 2025 года, а уже спустя неделю Paramount+ выложила $7,7 млрд за право стать эксклюзивным вещателем Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC) с 2026 года и на следующие семь лет.
Основной целью Skydance Media стало поглощение одного из крупнейших американских транснациональных медиа- и развлекательных конгломератов со столетней историей — своего многолетнего конкурента, Warner Bros. Discovery (WBD). Главной причиной продажи WBD является огромный долг, оценивающийся в $40 млрд. Однако планам сына Эллисона Дэвида объединить голливудские студии Paramount и Warner Brothers, а также американские каналы CBS, CNN и HBO в одну структуру помешал самый популярный стриминговый сервис планеты – Netflix.
В рамках недельного тендера наиболее многочисленная платформа по количеству подписчиков (301 млн) выиграла право на приобретение активов WBD, на которые претендовала не только у Skydance Media/Paramount+ (79,1 млн), но и Comcast (41 млн). По данным Los Angeles Times, сделка обошлась “Убийце кабельного телевидения”, как еще называют Netflix в Штатах, в $82,7 млрд. Кроме того, Netflix возьмет на себя часть долга WBD (порядка $11 млрд). Сервис приобретает контент-подразделения WBD, в которые входят кино- и телестудии Warner Bros. Motion Picture Group и Television Group, а также стриминговые сервисы HBO Max и HBO.
Кроме того, Netflix получит права на интеллектуальную собственность. Огромную библиотеку франшиз, включая вселенную DC Comics («Бэтмен», «Супермен»), «Гарри Поттер», «Игра престолов», «Друзья», «Властелин колец», «Дюна», «Матрица», плюс игровое подразделение Warner Bros. Games. В него входят студии NetherRealm, Rocksteady и права на популярные франшизы Mortal Kombat и Hogwarts Legacy.
Согласно объявленным планам Netflix, ставшиеся активы WBD будут выделены в отдельную независимую публичную компанию Discovery Global, представляющую собой традиционный бизнес кабельного и спутникового телевидения. В нее войдут телеканалы CNN, Discovery Channel, HGTV, Food Network, TLC, Cartoon Network, Adult Swim, TBS и TNT. Также WBD сохранит популярную медиа-платформу Bleacher Report и международные спортивные сети: Eurosport, большинство международных активов TNT Sports (за исключением Великобритании и Латинской Америки) и ориентированный на нехудожественный контент (реалити-шоу, документальные фильмы) стриминговый сервис Discovery+, уточнил SportsPro.
Выбор в пользу Netflix обусловлен рядом факторов, среди которых в том числе значится договоренность о продолжении проката фильмов Warner Bros. Discovery в кинотеатрах. Сохранение этой деятельности будет означать показ в кинотеатрах около 15 фильмов в год. Кроме того, цифровая платформа гарантировала полное закрытие сделки в течение 12-18 месяцев, чего не могли обещать конкуренты. По утверждению The Economic Times, хотя Paramount предложил более высокую общую цену за всю компанию ($108,4 млрд, включая долг), у совета директоров WBD возникли опасения относительно финансирования сделки со стороны структуры Эллисона.
С одобрением сделки контролирующими органами могут возникнуть проблемы
Еще одним немаловажным условием при покупке нового актива стало обязательство руководства Netflix выплатить неустойку в размере $5,8 млрд, если поглощение не будет одобрено контролирующими органами — Федеральной торговой комиссией (FTC) и Министерством юстиции США (DOJ). Также, поскольку обе компании ведут значительный бизнес на территории Европейского союза, сделка подлежит тщательному антимонопольному контролю со стороны Европейской комиссии.
Тем временем представители Paramount Skydance остались крайне недовольны процессом проведения тендера и назвали его «запятнанным». В письме, отправленном генеральному директору Warner Дэвиду Заславу, юристы Paramount заявили, что «тендер был проведен с заранее определенным результатом», имея в виду Netflix. Кроме того, группа кинопродюсеров направила письмо в Конгресс, в котором заявила о своих «серьезных опасениях» в случае одобрения слияния компаний. Авторы письма не подписались из-за «опасения возмездия», подчеркивает The New York Times.
Накануне сделки президент США Дональд Трамп встретился с содиректором Netflix Тедом Сарандосом в Овальном кабинете, и дал понять, что совокупная доля рынка потокового вещания этих двух компаний может «стать проблемой». Дополнительное напряжение в этом вопросе создают тесные связи Трампа с Эллисоном-старшим — юридическую команду миллиардера возглавляет бывший руководитель антимонопольного отдела Министерства юстиции Макан Делрахим.
«Объединение Netflix и Warner Bros. приведет к созданию одного огромного медиагиганта, контролирующего почти половину рынка потокового вещания. Это вынудит американцев платить больше за подписку и ограничит выбор, что и как смотреть. Сделка выглядит как антимонопольный кошмар», — волнуется сенатор Элизабет Уоррен.
Если сделка состоится, то она объединит крупнейшую в мире базу платных подписчиков Netflix с одной из самых престижных библиотек контента Голливуда, и не только поставит остальных игроков рынка в крайне сложное положение, но и может изменить будущее кинопроката.
Слияние активов Netflix и WBD повлияет не только на киноиндустрию. Спортивные амбиции Netflix значительно возросли за последние два года, включая успешную трансляцию игр НФЛ в Рождество 2024 года. В прошлом году матчи «Канзас-Сити Чифс» – «Питтсбург Стилерз» и «Балтимор Рэйвенс» – «Хьюстон Тексанс» с выступлением певицы Бейонсе в перерыве второго поединка побили рекорд по количеству зрителей трансляций матчей НФЛ в США, собрав в общей сложности 65 млн уникальных зрителей.
Кроме того, Netflix недавно приобрел права на трансляцию нескольких ключевых событий Главной лиги бейсбола (МЛБ), начиная с 2026 года, включая День открытия. В ноябре платформа показала теннисный выставочный турнир Six Kings Slam в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) с участием Карлоса Алькараса и Янника Синнера. 19 декабря Netflix покажет боксерский поединок между Джейком Полом и Энтони Джошуа, также будет эксклюзивно транслировать женский чемпионат мира по футболу в 2027 и 2031 годах.
