«Ракетное топливо для лиги»: как Месси и ЧМ-2026 выводят MLS на новый уровень

Чемпионат мира послужит «ракетным топливом» для развития MLS
«Интер Майами» впервые в истории выиграл Кубок MLS, а в финале против «Ванкувер Уайткэпс» (3:1) Лионель Месси отметился двумя голевыми передачами. Легендарный аргентинец установил новый рекорд по результативным действиям (6+9) в одном плей-офф и принес «Интеру» третий трофей — до трансфера Лео летом 2023 года у клуба не было титулов.
Статистика выглядит символично, ведь бурный прогресс лиги во многом связан с «фактором Месси». Продливший этой осенью соглашение с клубом из Майами до конца сезона 2028 года (это позволит ему играть в футбол как минимум до 41-летнего возраста) Лео стал первым игроком в истории лиги, получившим приз самого ценного игрока сезона MLS два раза подряд.
Благодаря выдающимся выступлениям Месси, а также появлению в лиге таких звезд, как Томас Мюллер, Луис Суарес, Марко Ройс и Сон Хын Мин, MLS из года в год демонстрирует значительный прирост зрителей на линейных и потоковых платформах. По данным лиги, средняя зрительская аудитория за матч Кубка MLS в сезоне-2025 на этих площадках составила 711 000 человек, что на 23% больше, чем в прошлом году. Этот показатель объединяет аудиторию главного вещателя Apple TV, а также обладателей вторичных медиа-прав FOX Sports, TSN, RDS, Comcast и других международных партнеров.
Количество уникальных зрителей на матчах MLS Season Pass в среднем составляло 120 000 человек за игру, что на 50% больше, чем в 2024 году. Этот рост объясняется стратегией лиги по объединению всех трансляций в единую модель дистрибуции – в 2023 году МЛС подписала 10-летнее соглашение с Apple TV на $2,5 млрд. За первый сезон сотрудничества количество подписчиков платформы на матчи MLS превысило 2 млн, однако со временем прирост замедлился и сейчас составляет около 2,5 млн.
Это обстоятельство стало одной из причин по инициативе MLS пересмотра осенью 2025 года соглашения с Apple о медиаправах. Стороны договорились, что срок действия контракта истечет в конце сезона-2028/29, на три с половиной года раньше, чем ожидалось, отмечает Sportico. MLS получит $200 млн за сезон 2026 года и $107,5 млн за «спринтерский сезон», который продлится с февраля по май 2027 года. Затем лига будет получать по $275 млн в год за последние два сезона соглашения, которые станут первыми в новом формате «лето-весна».
По этой сделке MLS получит примерно на $50 млн больше, чем аккумулировала бы за тот же период по первоначальным условиям, которые предусматривали увеличение выплат в течение всего срока действия соглашения. Сокращение сроков контракта позволит лиге раньше выйти на медиарынок с целью увеличить свои гонорары за трансляции.
«Теперь у нас будет другая экономика. Сроки будут другими. Финансы тоже будут другими. И все это очень позитивно для лиги. Мы вернулись на рынок прав в идеальное время, ведь чемпионат мира 2026 года в Северной Америке послужит ракетным топливом для экосистемы MLS, — считает комиссар MLS Дон Гарбер. — Турнир вызовет беспрецедентный всплеск интереса к футболу на континенте. Вся стратегия лиги, включая партнерство с Apple и сроки заключения новых медиа-сделок, направлены на то, чтобы максимально использовать этот интерес».
Почти каждый сезон лига демонстрирует высокие показатели посещаемости своих стадионов. На протяжении последних сезонов, включая рекордный 2024 и 2025 годы, средний процент наполняемости арен (с учетом аншлагов и проданных билетов) составляет более 90%. В прошлом году средняя посещаемость достигла 23 234 зрителя на матч. В целом, с 2022 года общая посещаемость MLS выросла на 12%.
У 19 клубов средняя посещаемость снизилась по сравнению с прошлым годом, в то время как у восьми наблюдался рост. Лига второй сезон подряд превысила показатель в 11 млн зрителей, чему способствовал клуб-новичок расширения «Сан-Диего». Снижение посещаемости обусловлено жесткой международной конкуренцией за внимание и деньги американских футбольных болельщиков. В июне, когда в США одновременно с матчами лиги проходила основная часть матчей Клубного чемпионата мира ФИФА и Золотого кубка КОНКАКАФ, среднее количество зрителей на матчах MLS составляло 20 124 человека — самый низкий показатель для этого месяца с 2013 года.
«Учитывая объем футбольных матчей в США в этом году, тот факт, что нам удалось поддерживать такой темп и привлечь более 11 млн зрителей на наши стадионы в течение сезона, говорит об энергии и динамике, с которыми мы приближаемся к действительно важному этапу нашей истории», — цитирует Sports Business Journal исполнительного вице-президента MLS Камило Дурана.
Кроме того, в прошлом сезоне меньше команд проводили отдельные матчи на больших площадках, чтобы воспользоваться притягательностью Месси. С другой стороны, такие команды, как «Динамо Хьюстон» и «Сан-Хосе Эртквейкс», например, решили провести свои первые домашние матчи против «Интер Майами» после прихода Месси в 2023 году на своих обычных футбольных стадионах, вместо того чтобы пытаться продать больше билетов на более вместительных аренах.
Существенное сокращение вместимости стадиона ФК «Даллас» в этом сезоне также сыграло свою роль. Клуб столкнулся с самым большим падением посещаемости в лиге (-42%) из-за ремонта, который вынудил команду закрыть восточную трибуну стадиона «Тойота» на весь сезон. Планируется, что работы на арене будут продолжаться в течение сезонов MLS 2026 и 2027 годов, а затем вновь откроется на полную мощность в 2028 году.
Еще одним свидетельством бурного развития MLS является рост стоимости франшиз лиги. Согласно майскому рейтингу Forbes в число 30 самых дорогих футбольных клубов мира вошли сразу восемь представителей североамериканской лиги. Лидером среди американских клубов стал ФК «Лос-Анджелес» с оценкой в $1,25 млрд (15-е место). Также рубеж в $1 млрд преодолели еще два клуба MLS: «Интер Майами» ($1,2 млрд, 16-е место) и «Лос- Анджелес Гэлакси» ($1 млрд, 20-е место). Средняя стоимость команды MLS в 2025 году составила $690 млн, что на 121% больше, чем в 2019 году.
В сезоне-2025 доход от спонсоров составил $716 млн
В 2025 году клубы MLS потратили на трансферы $336 млн, что на 78% больше, чем в 2024 году – восьмой показатель расходов по сравнению с другими ведущими чемпионатами. Рост расходов MLS, в частности, обусловлен тем, что лига впервые в 2025 году внедрила внутренний рынок денежных переводов. Раньше клубы могли обменивать игроков в другие клубы MLS только в случае получения неденежных активов, а теперь команды могут использовать неограниченное количество денежных средств для приобретения игрока. Однако за сезон команды ограничены лишь двумя входящими и двумя исходящими внутренними денежными сделками. В рамках этой системы на сегодняшний день было потрачено более $40 млн на 11 разных игроков.
Регулярный сезон MLS 2025 года принес рекордное количество показов на аккаунтах лиги и клубов в соцсетях (13,7 млрд), что на 17% больше, чем в предыдущем году. MLS и ее клубы демонстрируют самые быстрые темпы роста цифровой активности среди крупнейших североамериканских лиг. Число подписчиков каналов MLS теперь превышает 109 млн, что на 10% больше по сравнению с прошлым годом и подчеркивает ускоряющийся рост цифрового присутствия лиги.
Существенный рост демонстрируют доходы от коммерческих сделок лиги и отдельных клубов. Согласно отчету глобальной платформы для аналитики и управления спонсорством в сфере спорта, развлечений и медиа SponsorUnited, в 2025 году доходы команд MLS от подобного рода партнерств достигли $716 млн, что на 8% больше, чем в предыдущем году. В последнем сезоне пять команд (ФК «Лос-Анджелес», «Интер Майами», «Лос-Анджелес Гэлакси», ФК «Остин» и «Атланта Юнайтед») заработали на спонсорстве более $30 млн.
Ключевыми движущими силами спонсорства являются известные игроки и их подписчики в соцсетях. Не удивительно, что Месси лидирует с 18 брендами и общей численностью подписчиков в социальных сетях в 629 млн. За ним следуют немецкая легенда и игрок «Ванкувер Уайткэпс» Томас Мюллер (14 брендов, 43 млн подписчиков), и кореец Сон Хын Мин (13 брендов, 20 млн подписчиков), представляющий ФК «Лос-Анджелес».
Самой большой категорией спонсоров являются финансовые услуги, в то время как автомобильная промышленность и продукты питания стали самыми быстрорастущими категориями, показав рост на 17% в годовом исчислении. Доходы от продажи нашивок на футболках значительно выросли в течение сезона благодаря сделкам с Gillette, El Camino Health и DirecTV, подчеркивает Inside World Football.
В лиге также наблюдается тенденция к увеличению доли расходов на крупные бренды. Такие компании, как Royal Caribbean и Etihad Airways теперь направляют 100% своих спонсорских бюджетов на сделки с командами MLS, в то время как BMO (Bank of Montreal) выделяет 68%. Toyota расширила свое присутствие в лиге, став спонсором 12 команд MLS, а AB InBev теперь сотрудничает с 17 клубами.
