К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Ракетное топливо для лиги»: как Месси и ЧМ-2026 выводят MLS на новый уровень

Лионель Месси празднует победу с одноклубниками после финального матча Кубка MLS против «Ванкувер Уайткэпс» (Фото Darryl Dyck / AP / TASS)
Лионель Месси празднует победу с одноклубниками после финального матча Кубка MLS против «Ванкувер Уайткэпс» (Фото Darryl Dyck / AP / TASS)
Юбилейный 30-й сезон североамериканской Главной лиги футбола (MLS) завершился триумфом «Интер Майами» — команда Лионеля Месси сделала дубль, выиграв регулярный сезон и завоевав Кубок MLS. Лига в очередной раз продемонстрировала рост сразу по нескольким показателям, а 19 ее клубов вошли в рейтинг топ-50 самых дорогих команд мира. Forbes Sport отмечает увеличение выручки MLS от спонсорства и прирост зрителей на линейных и потоковых платформах

Чемпионат мира послужит «ракетным топливом» для развития MLS

«Интер Майами» впервые в истории выиграл Кубок MLS, а в финале против «Ванкувер Уайткэпс» (3:1) Лионель Месси отметился двумя голевыми передачами. Легендарный аргентинец установил новый рекорд по результативным действиям (6+9) в одном плей-офф и принес «Интеру» третий трофей — до трансфера Лео летом 2023 года у клуба не было титулов. 

Статистика выглядит символично, ведь бурный прогресс лиги во многом связан с «фактором Месси». Продливший этой осенью соглашение с клубом из Майами до конца сезона 2028 года (это позволит ему играть в футбол как минимум до 41-летнего возраста) Лео стал первым игроком в истории лиги, получившим приз самого ценного игрока сезона MLS два раза подряд.

Благодаря выдающимся выступлениям Месси, а также появлению в лиге таких звезд, как Томас Мюллер, Луис Суарес, Марко Ройс и Сон Хын Мин, MLS из года в год демонстрирует значительный прирост зрителей на линейных и потоковых платформах. По данным лиги, средняя зрительская аудитория за матч Кубка MLS в сезоне-2025 на этих площадках составила 711 000 человек, что на 23% больше, чем в прошлом году. Этот показатель объединяет аудиторию главного вещателя Apple TV, а также обладателей вторичных медиа-прав FOX Sports, TSN, RDS, Comcast и других международных партнеров.

 

Количество уникальных зрителей на матчах MLS Season Pass в среднем составляло 120 000 человек за игру, что на 50% больше, чем в 2024 году. Этот рост объясняется стратегией лиги по объединению всех трансляций в единую модель дистрибуции – в 2023 году МЛС подписала 10-летнее соглашение с Apple TV на $2,5 млрд. За первый сезон сотрудничества количество подписчиков платформы на матчи MLS превысило 2 млн, однако со временем прирост замедлился и сейчас составляет около 2,5 млн.

Болельщики ликуют, наблюдая за разминкой Лионеля Месси из «Интер Майами» перед футбольным матчем MLS против «Атланта Юнайтед» (Фото AP·TASS)

Это обстоятельство стало одной из причин по инициативе MLS пересмотра осенью 2025 года соглашения с Apple о медиаправах. Стороны договорились, что срок действия контракта истечет в конце сезона-2028/29, на три с половиной года раньше, чем ожидалось, отмечает Sportico. MLS получит $200 млн за сезон 2026 года и $107,5 млн за «спринтерский сезон», который продлится с февраля по май 2027 года. Затем лига будет получать по $275 млн в год за последние два сезона соглашения, которые станут первыми в новом формате «лето-весна».

 

По этой сделке MLS получит примерно на $50 млн больше, чем аккумулировала бы за тот же период по первоначальным условиям, которые предусматривали увеличение выплат в течение всего срока действия соглашения. Сокращение сроков контракта позволит лиге раньше выйти на медиарынок с целью увеличить свои гонорары за трансляции. 

«Теперь у нас будет другая экономика. Сроки будут другими. Финансы тоже будут другими. И все это очень позитивно для лиги. Мы вернулись на рынок прав в идеальное время, ведь чемпионат мира 2026 года в Северной Америке послужит ракетным топливом для экосистемы MLS, — считает комиссар MLS Дон Гарбер. — Турнир вызовет беспрецедентный всплеск интереса к футболу на континенте. Вся стратегия лиги, включая партнерство с Apple и сроки заключения новых медиа-сделок, направлены на то, чтобы максимально использовать этот интерес».

Почти каждый сезон лига демонстрирует высокие показатели посещаемости своих стадионов. На протяжении последних сезонов, включая рекордный 2024 и 2025 годы, средний процент наполняемости арен (с учетом аншлагов и проданных билетов) составляет более 90%. В прошлом году средняя посещаемость достигла 23 234 зрителя на матч. В целом, с 2022 года общая посещаемость MLS выросла на 12%.

 

У 19 клубов средняя посещаемость снизилась по сравнению с прошлым годом, в то время как у восьми наблюдался рост. Лига второй сезон подряд превысила показатель в 11 млн зрителей, чему способствовал клуб-новичок расширения «Сан-Диего». Снижение посещаемости обусловлено жесткой международной конкуренцией за внимание и деньги американских футбольных болельщиков. В июне, когда в США одновременно с матчами лиги проходила основная часть матчей Клубного чемпионата мира ФИФА и Золотого кубка КОНКАКАФ, среднее количество зрителей на матчах MLS составляло 20 124 человека — самый низкий показатель для этого месяца с 2013 года.

«Учитывая объем футбольных матчей в США в этом году, тот факт, что нам удалось поддерживать такой темп и привлечь более 11 млн зрителей на наши стадионы в течение сезона, говорит об энергии и динамике, с которыми мы приближаемся к действительно важному этапу нашей истории», — цитирует Sports Business Journal исполнительного вице-президента MLS Камило Дурана.

Кроме того, в прошлом сезоне меньше команд проводили отдельные матчи на больших площадках, чтобы воспользоваться притягательностью Месси. С другой стороны, такие команды, как «Динамо Хьюстон» и «Сан-Хосе Эртквейкс», например, решили провести свои первые домашние матчи против «Интер Майами» после прихода Месси в 2023 году на своих обычных футбольных стадионах, вместо того чтобы пытаться продать больше билетов на более вместительных аренах.

Существенное сокращение вместимости стадиона ФК «Даллас» в этом сезоне также сыграло свою роль. Клуб столкнулся с самым большим падением посещаемости в лиге (-42%) из-за ремонта, который вынудил команду закрыть восточную трибуну стадиона «Тойота» на весь сезон. Планируется, что работы на арене будут продолжаться в течение сезонов MLS 2026 и 2027 годов, а затем вновь откроется на полную мощность в 2028 году.

 Еще одним свидетельством бурного развития MLS является рост стоимости франшиз лиги. Согласно майскому рейтингу Forbes в число 30 самых дорогих футбольных клубов мира вошли сразу восемь представителей североамериканской лиги. Лидером среди американских клубов стал ФК «Лос-Анджелес» с оценкой в $1,25 млрд (15-е место). Также рубеж в $1 млрд преодолели еще два клуба MLS: «Интер Майами» ($1,2 млрд, 16-е место) и «Лос- Анджелес Гэлакси» ($1 млрд, 20-е место). Средняя стоимость команды MLS в 2025 году составила $690 млн,  что на 121% больше, чем в 2019 году.

 

В сезоне-2025 доход от спонсоров составил $716 млн

В 2025 году клубы MLS потратили на трансферы $336 млн, что на 78% больше, чем в 2024 году – восьмой показатель расходов по сравнению с другими ведущими чемпионатами. Рост расходов MLS, в частности, обусловлен тем, что лига впервые в 2025 году внедрила внутренний рынок денежных переводов. Раньше клубы могли обменивать игроков в другие клубы MLS только в случае получения неденежных активов, а теперь команды могут использовать неограниченное количество денежных средств для приобретения игрока. Однако за сезон команды ограничены лишь двумя входящими и двумя исходящими внутренними денежными сделками. В рамках этой системы на сегодняшний день было потрачено более $40 млн на 11 разных игроков.

 Регулярный сезон MLS 2025 года принес рекордное количество показов на аккаунтах лиги и клубов в соцсетях (13,7 млрд), что на 17% больше, чем в предыдущем году. MLS и ее клубы демонстрируют самые быстрые темпы роста цифровой активности среди крупнейших североамериканских лиг. Число подписчиков каналов MLS теперь превышает 109 млн, что на 10% больше по сравнению с прошлым годом и подчеркивает ускоряющийся рост цифрового присутствия лиги.

Существенный рост демонстрируют доходы от коммерческих сделок лиги и отдельных клубов. Согласно отчету глобальной платформы для аналитики и управления спонсорством в сфере спорта, развлечений и медиа SponsorUnited, в 2025 году доходы команд MLS от подобного рода партнерств достигли $716 млн, что на 8% больше, чем в предыдущем году. В последнем сезоне пять команд (ФК «Лос-Анджелес», «Интер Майами», «Лос-Анджелес Гэлакси», ФК «Остин» и «Атланта Юнайтед») заработали на спонсорстве более $30 млн.

Ключевыми движущими силами спонсорства являются известные игроки и их подписчики в соцсетях. Не удивительно, что Месси лидирует с 18 брендами и общей численностью подписчиков в социальных сетях в 629 млн. За ним следуют немецкая легенда и игрок «Ванкувер Уайткэпс» Томас Мюллер (14 брендов, 43 млн подписчиков), и кореец Сон Хын Мин (13 брендов, 20 млн подписчиков), представляющий ФК «Лос-Анджелес».

 

Самой большой категорией спонсоров являются финансовые услуги, в то время как автомобильная промышленность и продукты питания стали самыми быстрорастущими категориями, показав рост на 17% в годовом исчислении. Доходы от продажи нашивок на футболках значительно выросли в течение сезона благодаря сделкам с Gillette, El Camino Health и DirecTV, подчеркивает Inside World Football.

В лиге также наблюдается тенденция к увеличению доли расходов на крупные бренды. Такие компании, как Royal Caribbean и Etihad Airways теперь направляют 100% своих спонсорских бюджетов на сделки с командами MLS, в то время как BMO (Bank of Montreal) выделяет 68%. Toyota расширила свое присутствие в лиге, став спонсором 12 команд MLS, а AB InBev теперь сотрудничает с 17 клубами.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+