У российских лыж новое лицо: кто такой Савелий Коростелев и чем он уникален

13–14 декабря российские лыжники впервые с весны 2022 года появились на международной арене: Савелий Коростелев и Дарья Непряева выступили на этапе Кубка мира в швейцарском Давосе. Результаты россиян не поразили воображение и, наверное, удивили тех болельщиков, которые привыкли ждать от наших лыжников исключительно борьбы за самые высокие места: Коростелев стал 52-м в спринте и 25-м в дистанционной гонке, Непряева заняла 39-е место в спринте и замкнула топ-20 на «десятке».
Но спортсмены выполнили главное — подтвердили олимпийские лицензии. А Савелий Коростелев превратился в новое и совершенно уникальное лицо российских лыж.
Как Савелий Коростелев стал известен?
Кубок мира в Давосе — не первое его выступление на международном уровне. До отстранения России он бегал по юниорам, а лучшим турниром в его исполнении стал чемпионат мира среди юниоров в феврале 2022 года: там Савелий взял личное золото в классической гонке на 10 км с раздельным стартом, добавил командное золото в эстафете (с Никитой Родионовым, Александром Ившиным и Александром Денисовым) и серебро в коньковом масс-старте на 30 км.
Но новый четырехлетний цикл обернулся изоляцией и для молодых лыжников, и для недавних олимпийцев, которые выиграли россыпь медалей в Пекине. Вот только Савелий Коростелев смог повернуть отстранение в свою пользу.
«Если мы будем соревноваться дома, мне это только в плюс, потому что все мировые лидеры проведут сезон в России. Для меня это возможность узнать больше о своем уровне на их фоне», — говорил молодой лыжник осенью 2022-го.
И с наскока выиграл первую же гонку на Кубке России — классический спринт. Затем последовало третье место на 10-километровой дистанции и еще одна победа в спринте — но уже свободным стилем. Свой первый взрослый сезон в конкуренции с олимпийскими чемпионами Коростелев завершил на достойном седьмом месте общего зачета Кубка России. Держать форму с ноября по март недавнему юниору пока было сложновато, и на чемпионате России он остался без медалей.
Уже тогда Савелий поставил целью участие в Олимпийских играх 2026 года. Для начала он перешел в тренировочную группу Егора Сорина — тренера-новатора, который проработал несколько лет бок о бок с немецким специалистом Маркусом Крамером.
Коростелев продолжил побеждать и занимать призовые места на внутрироссийских стартах: в сезоне-2023/24 финишировал в общем зачете вторым вслед за разогнавшимся Александром Большуновым, а через год и сам завоевал Кубок России, негласно став лучшим лыжником страны. Медали с чемпионата России тоже появились: правда, золотые — пока только в командных дисциплинах.
Соцсети, интервью и самостоятельность
Легко представить портрет среднестатистического российского лыжника, да и спортсмена в целом: суровый сосредоточенный вид, интровертность, трудности с общением на английском языке. Не ведет соцсети или публикует исключительно официальные результаты и благодарности, закрыт от прессы и болельщиков, считая, что победы любят тишину. Подчиняется спортивному руководству и не предпринимает самостоятельных шагов.
Савелий Коростелев — абсолютно другая личность. Он активен в социальных сетях на нескольких платформах, снимает «зумерские» тренды (иногда, кстати, вместе с напарницей по олимпийскому отбору Непряевой) и общается с болельщиками в лыжных чатах.
Разумеется, он открыт и для СМИ — как российских, так и зарубежных. В Давосе Савелий пообщался с обступившими его прямо на стадионе европейскими журналистами (преимущественно скандинавскими) на английском языке.
«Я всегда мечтал стать лыжником и хочу, чтобы меня понимали во время путешествий. Я брал частные уроки английского, чтобы избежать недопониманий. Это упростило процесс подачи заявки, и все было готово к моменту решения CAS», — говорил Коростелев в интервью норвежскому изданию Adresseavisen.
Да и само получение им нейтрального статуса — показатель новой ментальности. Узнав о положительном вердикте Спортивного арбитражного суда, Коростелев не стал ждать отмашки от тренеров, менеджеров или руководства лыжной федерации: он просто отправил в FIS заявку на нейтральный статус, оплатил необходимый взнос и начал присматривать билеты на самолет до Швейцарии. И, разумеется, заранее позаботился о наличии шенгенской визы.
Казалось бы, ничего удивительного, ведь так и должно быть — но вот, например, слова чемпионки России Евгении Крупицкой, которая, в отличие от Коростелева, успела пробежать несколько гонок на Кубке мира.
«От меня тут мало что зависит. Я должна быть готова в любой момент. Если мне скажут: «Жень, надо ехать», то надо ехать. А так — вот эти лишние разговоры… Не хочу обсуждать. Если скажут подаваться [на нейтральный статус], то буду подаваться. Пока не подавалась», — сказала Крупицкая в эфире «Матч ТВ».
Коростелев же не просто сидел сложа руки в ожидании ответа, а полетел в Европу, рискуя нарваться на отказ уже в пути. Да, он небезосновательно полагал, что соответствует критериям нейтральности, но все же это было очень смелым решением. Что потенциально терял лыжник в случае отказа? Как минимум призовые: он наверняка не успел бы вернуться на очередной этап Кубка России, где претендовал на места в топ-3. Кстати, Дарья Непряева, также подавшая заявку в первых рядах, предпочла перестраховаться, оставаясь в Перми вплоть до официального подтверждения и прилетев в Давос за день до старта.
Чужой снег и первый опыт
52-е и 25-е места Коростелева на этапе в Давосе — действительно не предел мечтаний (как и 39-е и 20-е места Непряевой). Но не произошло ничего страшного, а такому выступлению есть вполне логичные объяснения.
Во-первых, этап Кубка мира в Давосе очень специфический: высота в 1500 м над уровнем моря и не самый стандартный рельеф усложняют задачу для дебютантов, которые не привыкли к таким условиям. Акклиматизация в горах для спортсмена — вопрос очень тонкой настройки организма, а у наших лыжников не было достаточно времени для идеальной адаптации. Случись им начинать на какой-нибудь из более привычных трасс где-то в Скандинавии, результаты наверняка бы были выше.
Во-вторых, и это касается спринта, подготовке к международным стартам ни разу не способствовал «спринт а-ля рус» — так в народе называют спринт, который бегают на внутрироссийских стартах. Дело в том, что на Кубке России спринт проводится по более длинным кругам: в Кировске на первом этапе победитель пробежал финал за 2 минуты 54 секунды, в Тюмени на втором — за 3 минуты 27 секунд, в Чусовом на третьем — за 3 минуты 7 секунд. А время покорившего Давос Люки Шанава — 2 минуты 19 секунд, и это огромная разница для такой небольшой дистанции. Да и конкуренция на Кубке мира — плотнейшая. От заветного 30-го места, которое давало право прохода в четвертьфинал, Коростелева отделили 2,72 секунды — это очень мало.
В-третьих, россияне впервые попробовали в боевом режиме лыжи без фтора — этот тип смазок запретили на международном уровне, но до сих пор используют у нас. Ребята не остались без сервисмена — опытный Евгений Уфтиков тоже получил нейтральный статус и успел в Давос — но разница в скольжении была слишком большой, чтобы сходу навязать борьбу, например, за топ-10.
В имеющихся условиях Коростелев и Непряева сделали все что могли. Но мировые лыжные гонки отличаются от российских очень во многом — другая даже структура снега.
«Савелий показал хороший результат — попал в топ-30, — оценил выступление подопечного Егор Сорин. — Что касается усталости на финише, то тут есть много причин. В первую очередь это другие кондиции, а еще более быстрый снег и жесткая трасса, где есть технически сложные спуски. На такой трассе нужно иметь опыт бегать, а у Савелия его пока нет. Он первый раз попробовал».
Теперь нужно набираться соревновательного опыта на европейских трассах — как можно больше. Этому поспособствует престижная многодневка «Тур де Ски», стартующая в итальянском Тоблахе 28 декабря.
