К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ангелина Мельникова — Forbes: «На помосте я хочу сиять. Всегда»

Ангелина Мельникова (Фото Егора Алеева / ТАСС)
Ангелина Мельникова (Фото Егора Алеева / ТАСС)
Возвращение на международную арену олимпийской чемпионки Игр в Токио Ангелины Мельниковой стало самым впечатляющим камбэком 2025 года в российском спорте. На первом же чемпионате мира по возвращении она завоевала две золотых медали, одну из них — в многоборье, то есть стала абсолютно лучшей. Forbes Sport поговорил с ней обо всех эмоциях от возвращения и о том, как она строит свою карьеру вне гимнастического зала

— Вы почувствовали ажиотаж вокруг себя после победы на чемпионате мира?

— Было действительно очень много внимания. Сравнимо с тем, которое было у нас после Олимпийских игр в Токио.  Все сильно ждали возвращения, и все это было драматично — победа после такого перерыва на мировой арене. Так что да, было много внимания и поддержки. Я сильно почувствовала сплоченность народа. Мне многие писали, что прослезились, что плакали, хотя до этого никогда не воспринимали победы так эмоционально.

— Люди соскучились по таким эмоциям.

 

— Это точно. Я сама, когда была в Джакарте,  не верила, что нахожусь на чемпионате мира. Я так скучала по этой атмосфере и внутреннему трепету на важных соревнованиях. Ты сильно переживаешь,  на тебя смотрит столько людей, за тебя болеет вся страна!  Давно забытые чувства! Это было безумно приятно.

— Вы питаетесь этими эмоциями?

 

— Я очень сильно их люблю. Поэтому и люблю выступать. Люблю хорошие соревнования, даже те, на которых может быть что-то не сложилось. Это уже про результат. Но эмоции от атмосферы— это другое. И все это превращается в твой опыт, спортивный, эмоциональный. Все это идет в твою копилку. Очень люблю соревноваться, вот честно.

Слава

— Как в финансовом плане пережили период отстранения от международных соревнований? Доход с призовыми от международных соревнований и без них наверняка разнился.

— Безусловно. Но у нас была хорошая поддержка в этот период. Были и Игры БРИКС, и Спартакиаду сильнейших нам делали. То есть нас старались поддерживать. За это большое спасибо.

 

 — Спортивная гимнастика —это доходный вид спорта?

— Если ты топовый гимнаст, то, наверное, да. Доходный. Даже если мы берем отдельно спортивную часть.  По сравнению со многими индивидуальными видами спорта, по тем же призовым, доход у нас будет повыше.

— Как складывалось с контрактами в период отстранения? Зарубежные бренды контракты не отзывали? 

— Нет, меня такие ситуации миновали. Зато у меня появился Demix, я их очень люблю и постоянно в их одежде тренируюсь. Помню, как-то были попытки работать с Shiseido, еще до Олимпийских игр, в пандемию. Не сложилось. 

Telegram-канал Forbes Sport
Канал о спорте, бизнесе и финансах в России и в мире
Подписаться

— Вас узнают прохожие? В Воронеже, например.

 

— В Воронеже — да. В кофейне, на улице.

— Как приумножить эту известность — пойти в какое-то шоу? В «Ледниковый период»?

— Я бы очень этого хотела. Еще поучаствовала бы в каком-нибудь танцевальном реалити. Из других проектов — меня звали в «Титаны», но по времени не получалось, попадало на период подготовки, да и я посчитала это шоу травмоопасным. В итоге так и оказалось. Вообще, я довольно легкая в этом плане на подъем.

— Можно ли в России гимнастке достигнуть уровня популярности Симоны Байлз?

 

— Мне кажется, сейчас это нереально нигде и ни для какой гимнастки. У Симоны столько наград, она топ-спортсмен с мировой известностью. Она уникум. В России мы стараемся развивать спортивную гимнастику, и сейчас она стала сильно популярнее, чем до Токио, но до такого уровня, как у Симоны в Штатах пока далеко.

— Гимнастика стала бы еще популярнее в России, если бы российские гимнастки выступили на Играх в Париже?

— Смотря какой был бы результат.

— То есть вы не из тех людей, которые говорят: «не поехали и лишились золота»?

 

— Не из тех. Вообще не люблю, когда медали развешивают заранее или постфактум.

Красота

— У вас появились новые контракты после успешного чемпионата мира?

— Да! Буквально недавно я подписала контракт с компанией «ЭкоНива» и, кстати, впервые говорю об этом. Мы начали обсуждение сотрудничества еще до чемпионата мира. Для меня особенно приятно, что это компания из родного для меня Воронежа. 

Ангелина Мельникова во время выступления в индивидуальном многоборье среди женщин на чемпионате мира по спортивной гимнастике (Фото Mast Irha /EPA)

— Как вы выбираете, кого рекламировать? Дело же не только в деньгах?

 

— У нас должно быть похожее отношение к делу, это должно быть то, что я выбираю для себя и могу с уверенностью рекомендовать другим. Я бы не смогла стать амбассадором компании, которая не соответствует моим ценностям.

— Лицом какого продукта в будущем хотели бы стать?

— Уже давно хочется посотрудничать с брендом декоративной косметики, косметику сильно люблю — у меня ее огромный шкаф! Трачу на нее много денег, ведь мы делаем макияж на соревнованиях и на гимнастических шоу, под каждый образ свой, отдельный. Помню, у Риты Мамун был контракт с MAC, я этим просто восхищалась.

— А посотрудничать с модным домом или брендом обуви, одежды? У французских синхронисток не так давно были съемки для Лабутена.

 

— Очень этого хочется, потому что, мне кажется, сейчас спортивная гимнастика тоже начинает модничать. Появляются интересные купальники, и, конечно, было бы круто, если бы бренд уровня Dior, Chanel смог  сделать  что-нибудь для нашего вида спорта. Было бы классно.

— Как думаете, почему в российском спорте такие коллаборации не развиты?

— Мне кажется, у нас спорт воспринимают как какой-то отдельный мир и из-за этого он мало интегрирован в другие активности. Многие думают, что российские спортсмены — отдельная каста, которая вообще в свет не выходит. На самом деле это не так. Мы совершенно обычные люди, такие же открытые и всегда очень рады различным предложениям.

— Если бы вы разрабатывали дизайн купальника, каким бы он был?

 

— Темным, элегантным, сексуальным, женственным.

— Стразов много?

— Да!

Команда

 — Ангелина Мельникова прямо сейчас —это только вы сама или за этим именем теперь стоит целая команда? Если не брать тренера и федерацию, какие специалисты еще с вами работают? 

 

— За мной всегда стояла большая команда. Вернее даже сказать, что я часть этой команды — сборной страны по спортивной гимнастике. Все тренеры, весь медицинский штаб, все специалисты, которые работали и работают со мной на протяжении всей карьеры внесли свой вклад в каждую мою медаль.Сейчас я уделяю большое внимание лечебной физкультуре и своему здоровью – работаем вместе с моей подругой, чемпионкой Европы и участницей Олимпийских игр по шорт-треку Эминой Малагич. Она работает со мной как ЛФК-инструктор. Помимо этого, со мной работает спортивно-маркетинговое агентство SVOETEAM. Они отвечают за PR, мероприятия, рекламу. Также у меня есть свой SMM-специалист.

— Она полностью за вас ведет соцсети?

— Нет, это помощь с постами в Telegram. Лайв-контент полностью выкладываю сама. 

— В какой момент все эти специалисты появились в вашей жизни?

 

— После Олимпийских игр в Токио, потому что до этого был очень закрытый период. Еще ведь была пандемия, так что до тех Игр мы только тренировались. Если честно, у меня даже никаких других воспоминаний за тот период не осталось. Помню только тренировочную базу и все. А вот после Токио уже началась более насыщенная в социальном плане жизнь, стало больше медийных активностей.

— Нутрициолога и психолога к работе пока не привлекаете?

— Пока что не хочу. Мне кажется, с этим я неплохо справляюсь. Но, может быть, с психологом я бы хотела поработать. С нутрициологом тоже, наверное, было бы интересно посотрудничать, но у меня к еде особое отношение. Для меня это такая маленькая радость. Если и это взять под контроль, будет тяжело.

— И точно понадобится психолог!

 

— Это правда (смеется).

— У вас большая команда — это не слишком распространенная история, ведь многие считают «я спортсмен сборной, вы должны дать мне вообще все». Считаете, что спортсмен должен вкладывать в себя дополнительно к тому, что делает федерация?

— 100% спортсмен должен вкладывать в себя сам! Нужно понимать, что тебе необходимо для дальнейшего роста, для того, чтобы было все для оптимальной работы. Вот, например, кому-то комфортнее тренироваться просто в черном купальнике. Мне же нравится менять купальники, предпочитаю тренироваться в купальнике со стразами. Я вкладываю в это. Сборная, например, дает нам накладки на брусья, но дополнительно у меня есть свои сейчас. То есть некоторые вещи я оптимизирую под себя, вкладываю в это.

— Не было сожалений, что до Олимпийских Игр в Токио у вас не было большой медийной активности, которая после золота могла лучше монетизироваться?

 

— У меня к этому двойственное отношение. Для начала, я считаю, что спортсменам нужно помогать в этой части еще до того, как они начнут выигрывать на высоком уровне. Если ты работаешь с агентством, это еще и моральная поддержка. Я стала увереннее чувствовать себя после того, как мы начали работать вместе. Я полностью доверяю этим людям, они профессионалы, я всегда могу с ними посоветоваться, что мне где сказать, как мне себя вести, куда стоит идти, а куда нет. И наверное, было бы здорово, если бы молодой спортсмен уже в юном возрасте имел какую-то помощь в этом плане. Но есть и другая сторона. Не знаю, что было бы со мной, если бы у меня была какая-то медийная история еще до Токио. Если ты занимаешься профессионально спортом, если у тебя есть цель подготовиться к Олимпийским играм, очень сложно отвлекаться на какие-то проекты. И, думаю, на тот период меня бы это как раз очень сильно отвлекало.  До Токио были только тренировки, и это дало свой результат. Так что во всем нужен баланс и грамотный подход.

Ангелина Мельникова (Фото Gregory Bull·AP Photo)

Карьера

— Начать заниматься спортивной гимнастикой – это дорого? Как у вас это было? 

— Я начинала заниматься бесплатно в школе Олимпийского резерва Воронежа. Это школа Юрия Эдуардовича Штукмана. Меня привели туда в шесть лет — именно в этом возрасте можно начать заниматься бесплатно в государственной школе. Но траты, конечно, были: учитывая, что у меня обычная семья, для родителей купить купальник за три тысячи рублей — это было дорого. Опять же, затраты на накладки для брусьев. Я не могу сказать, что меня прям баловали всем этим, но необходимые вложения были. И купальники всегда были достаточно дорогие, а каждой девочке хочется быть красивой. 

— На первые соревнования за свой счет ездили?

 

— Нет, все было оплачено школой, в которой я занималась. Ни разу родители это не оплачивали. Сейчас, конечно, есть коммерческие школы, там все по-другому.

— Вам это было доступно потому, что вы уже тогда были крутой, или это работало одинаково для всех?

— Всем девочкам, которые достойны поехать на соревнования в другой город, оплачивали эти поездки.

— Как сейчас проходит ваш обычный день во время подготовки к выступлениям?

 

— В это время я постоянно на базе «Озеро Круглое», весь день. В какой-то из дней могу поехать вечером домой, когда морально немного устаю от обстановки и нужно чуть-чуть отвлечься. Я вообще считаю, что для спортсменов переключиться, получить какой-то другой эмоциональный фон — это очень важно. А так, если стандартно: утром тренировка, обед, дневной сон, вторая тренировка и вечер на базе или с поездкой домой. Когда по одной тренировке в день, я занимаюсь оставшееся время какими-то своими делами. Могу поехать на какое-то мероприятие, но в соревновательный период я стараюсь от них абстрагироваться, потому что порой это забирает слишком много сил.

— Много раз слышала, что в юниорском возрасте обстановка на Круглом воспринимается как что-то прикольное, вроде пионерского лагеря, а с годами становится тяжелее подолгу оставаться на базе. У вас как?

— Так же. Когда была подростком, мне тоже там было очень весело, я любила проводить время с девчонками на Круглом. Всегда находили, чем заняться: и в зале было весело, и в гостинице. Когда повзрослела и появились своя квартира, свой дом, свои бытовые дела, друзья, встречи, то на базе, конечно, уже не очень хочется проводить время. Это просто часть работы. Ты на работе и тебе хочется домой — нормальная же история? 

— Вы прошли уже не один олимпийский цикл и продолжаете соревноваться. Восстановление — это большая часть вашей работы прямо сейчас? 

 

— Думаю, теперь оно занимает примерно столько же времени, сколько и тренировки. Именно благодаря грамотному восстановлению я еще могу держаться. И в процесс восстановления для меня входит много всего: комфортный сон, сбалансированное питание, дополнительная физиотерапия, массаж, дополнительные занятия по ЛФК. И плюс эмоциональное восстановление. Оно нужно, чтобы постоянно не думать о спорте. Ничего особенного для этого делать не нужно, можно просто пойти в кино, поиграть в приставку, что-то почитать, куда-то с кем-то сходить. Главное, чтобы мой мозг не был полностью оккупирован спортивной гимнастикой.

— Баня, спа?

— Баню не очень люблю. Я вообще не люблю, когда мне жарко. Иногда заставляю себя туда пойти, потому что для тела это нужно, но это не в удовольствие — сижу, терплю. Лишь бы тело восстановилось. Все, что связано с высокой температурой воздуха, мне не нравится. А вот массаж люблю сильно. 

— То есть в Таиланд в сезон вы не поедете?

 

— Нет! В Джакарте на чемпионате мира мне тоже было слишком душно. Да еще и волосы начинают кудрявиться, а я этого не люблю. Внешний вид в таких условиях еще больше добивает (смеется).

Стиль

— Как вы сами определяете свой стиль выступлений? В чем ваша фишка?

— Сложно говорить про себя, до сих пор не понимаю, чем я так сильно отличаюсь, но все же назову два момента. Во-первых, тренеры, которые работали и работают со мной, прошли большую советскую школу. Она всегда была про утонченность, элегантность и красивые линии. И я помню, в детстве мы очень много занимались хореографией. Очень многие любят русских хореографов и всегда стараются пригласить их поработать за границу. Думаю, со мной в этом плане проделали большую работу, и со временем пришел свой стиль, своя манера выступлений. Во-вторых, мне кажется, в моих выступлениях чувствуется эмоциональная связь с гимнастикой. Я очень люблю гимнастику и делаю  все с душой и огромным желанием. Это всегда видно и чувствуется. Это чувство любви к гимнастике преобразовалось в такой стиль, когда на помосте мне хочется сиять. Всегда.

— А в жизни? Если вас пригласили на мероприятие, а дресс-код не озвучен, в чем придете?

 

— Надену что-нибудь женственное. Я всю жизнь провела в спорте, и спортивные костюмы, кроссовки — все это немножечко поднадоело. Так что надела бы каблуки, маленькое черное платье. Может быть, не платье, а юбку, но не брюки точно.

— А дома у вас все в каком стиле? Много няшных штучек или вы про минимализм?

— Скорее про минимализм, но у меня не слишком пусто в квартире. Просто лишних вещей не люблю. Избавляюсь от того, чем не пользуюсь. Не люблю бардак. Мне кажется, что если у меня дома бардак, то и в голове тоже. Когда чистое прекрасное пространство, то чистые и мысли в голове. Но я не одна из «безумных дев». Я не так педантична (смеется).

— Идеальный выходной — полежать или выйти в свет?

 

— В подготовительный период в выходной, как и любой спортсмен, выберу полежать, проснуться нормально, не рано, как на базе, спокойно приготовить себе завтрак, побыть дома, что-то посмотреть и заняться делами. Может быть, встретиться с друзьями вечером. Но все равно — чтобы это было в спокойном ритме, чтобы никуда не гнаться.

— Идеальная встреча Нового года?

— Дома, с родителями. Хочется просто побыть рядом с мамой и ощутить атмосферу детства. Я от родителей уехала рано, в 12 лет, и, наверное, мне этого не хватило, поэтому я люблю приехать и в полной мере почувствовать себя дочкой. Когда ты встаешь, а мама завтрак приготовила, и так хорошо, и так по-домашнему.

— Чего ждете от 2026-го?

 

— Он будет очень насыщенным на спортивные события. Жду спортивных побед. У нас впереди чемпионат Европы и олимпийский отбор. Поэтому основная задача — осенью квалифицироваться на Игры-2028.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+