
Шесть лет назад самая дорогая спортивная команда в мире стоила $5 млрд. Сейчас эта цифра даже не попала бы в топ-50.
«Даллас Ковбойз» остаются на первом месте — как и каждый год с 2016-го — но в наши дни стоимость американской команды оценивается в заоблачные $13 млрд. И недостатка в данных, демонстрирующих впечатляющий рост стоимости спортивных франшиз в последние годы, нет.
Вместе 50 ведущих команд стоят более $353 млрд, или в среднем по $7,1 млрд каждая — это на 22% больше, чем в 2024 году, и более чем вдвое превышает показатель всего четырехлетней давности. Восемь франшиз из топ-50 показали годовой рост как минимум на 30%, и это число не включает команды «Формулы-1» «Феррари» и «Мерседес», стоимость которых выросла на 58% с 2023 года, но которые не оценивались Forbes в прошлом году.
На вершине рейтинга, спустя год после того как «Ковбойз» основали клуб стоимостью $10 млрд, появилось четыре новых участника: «Голден Стэйт Уорриорз» с оценкой в $11 млрд, за которыми следуют «Лос-Анджелес Рэмс» ($10,5 млрд), «Нью-Йорк Джайентс» ($10,1 млрд) и «Лос-Анджелес Лейкерс» ($10 млрд). А «Нью-Йорк Никс» уже стучатся в дверь, будучи шестой по стоимости командой в мире с оценкой в $9,75 млрд.
В целом, стремительный рост стоимости спортивных команд за последние два десятилетия является результатом резкого увеличения платы за медиаправа. В прошлом году, например, НБА заключила 11-летние контракты на трансляции с ABC/ESPN, NBC/Peacock и Amazon Prime Video на общую сумму $76 млрд, или в среднем $6,9 млрд в год, что примерно на $4 млрд в год больше, чем по старым соглашениям. Годом ранее НФЛ согласовала пакет, гарантирующий как минимум $125,5 млрд до 2033 года.
Благодаря увеличению выплат от лиг и значительному росту доходов команд в таких областях, как спонсорство и премиальные места на трибунах, средняя выручка франшиз НБА и НФЛ за последнее десятилетие выросла на 141% и 91% соответственно, достигнув примерно $417 млн и $662 млн. А поскольку спортивные команды обычно оцениваются на основе мультипликаторов выручки, эти дополнительные деньги напрямую влияют на цены продажи.
В то же время оценка стоимости спортивных команд не всегда основывается исключительно на экономических показателях — и каждая последующая продажа команды становится своего рода эталоном для всей лиги, потенциально перезагружая весь рынок. Возможно, самый яркий пример — миллиардер Стив Балмер купил «Лос-Анджелес Клипперс» за $2 млрд в 2014 году после скандала с владельцем Дональдом Стерлингом. В прошлом году Forbes оценивал «Клипперс» в $575 млн, а средняя стоимость команды НБА составляла $634 млн, что примерно в 4,2 раза превышало выручку предыдущего сезона. Через год после сделки Forbes оценил клуб в $1,2 млрд, а доход увеличился в 7,2 раза. (Сегодня эти показатели составляют $5,4 млрд и 12,9x соответственно.)
Трудно представить, что покупка другой команды окажет такое же влияние, но продажа контрольного пакета акций в этом году для «Лейкерс» и «Бостон Селтикс», а также сделки с миноритарными пакетами акций с участием «Джайентс» и команды «Формулы-1» Mercedes уже привели к росту стоимости.
Тем не менее, даже при стабильном росте стоимости активов в мире спорта, некоторые лиги и команды получают больше выгоды, чем другие. В то время как 32 франшизы НФЛ подскочили в цене на 25% в этом году, 20 самых ценных европейских футбольных клубов выросли лишь на 5% на фоне таких проблем, как стагнация доходов от медиаправ, рост расходов и долги. За последние три года — с тех пор как болельщики начали возвращаться на стадионы и арены после пандемии коронавируса — НБА лидирует с ростом средней стоимости команды на 87%, в то время как MLB и европейский футбол идут ноздря в ноздрю с показателями 25% и 24% соответственно.
С учетом этого футбол теперь представлен только четырьмя клубами в списке 50 самых дорогих команд мира — два клуба из испанской Ла Лиги и два из Английской премьер-лиги. Это снижение по сравнению с семью клубами в каждом из двух предыдущих лет: английский «Манчестер Сити», немецкая «Бавария» и французский «Пари Сен-Жермен» выбыли из списка.
MLB также сократилась до двух представителей после того, как «Бостон Ред Сокс» выпал из топ-50. НХЛ, где «Торонто Мейпл Лифс» лидирует с оценкой в $4,4 млрд и MLS, где «Лос-Анджелес Фэлконс» занял первое место с $1,25 млрд, входят в число мужских профессиональных лиг, которым не удалось попасть в рейтинг этого года. Не было также ни одного квалифицировавшегося клуба из женского спорта, где самой дорогой командой в этом году стала «Нью-Йорк Либерти» из WNBA с оценкой в $400 млн.
Тем временем, «Формула-1» возвращается в рейтинг после годового перерыва — теперь «Феррари» и «Мерседес» оцениваются как минимум в $6 млрд каждая. НБА представлена внушительным количеством из 12 команд второй год подряд, при этом «Майами Хит» попали в список вместо «Даллас Маверикс».
Однако ни одна лига не может сравниться с НФЛ, у которой 30 из 32 команд вошли в топ-50 — все, кроме «Нью-Орлеан Сэйнтс» стоимостью от $5,3 млрд и «Цинциннати Бенгалс» стоимостью $5,25 млрд.
И если американский футбол — это финансовый товарный поезд, то «Ковбойз» являются его локомотивом. В прошлом сезоне их доход превысил $1,2 млрд. Только одна команда из всех видов спорта оказалась в пределах $350 млн от этой цифры, отставая на $105 млн, согласно оценкам Forbes.
Ближайший конкурент — «Реал» из Ла Лиги — кстати, последний клуб, который превосходил «Ковбойз» в рейтинге оценочной стоимости десять лет назад, когда «Лос Бланкос» оценивались в $3,26 млрд, а «Даллас» — в $3,2 млрд. Теперь же, конечно, «Реал» стоит едва ли половину от стоимости «Ковбойз» — $6,75 млрд.
Учитывая тенденции роста стоимости команд, 2015 год кажется эпохой кожаных шлемов.
МЕТОДОЛОГИЯ
50 самых ценных команд отобраны на основе рейтинга Forbes «Формулы-1», MLB, НБА, НФЛ и футбола от 2025 года. Ни одна команда не прошла отбор на основе рейтинга Forbes 2025 НХЛ, NWSL или WNBA. Для «Феррари» и «Мерседес» не указана годовая динамика изменений, поскольку Forbes не оценивал команды «Формулы-1» в 2024 году.
Ценность команды определяется стоимостью предприятия (собственный капитал плюс чистый долг) и включает в себя экономические показатели стадиона каждой команды, но не стоимость самой недвижимости стадиона. Аналогичным образом, в стоимость включены лицензионные отчисления от региональных спортивных сетей, принадлежащих команде, но не стоимость самих региональных спортивных сетей. Доли в других спортивных активах и проектах многофункциональной недвижимости также не учитываются.
Чтобы составить оценочную таблицу, Forbes изучил данные о недавних сделках и пообщался с инсайдерами отрасли, в том числе с руководителями команд и лиг, владельцами команд, институциональными инвесторами, инвестиционными банкирами, консультантами и советниками. Forbes также изучил общедоступные документы, такие как договоры об аренде арен и документы по облигациям, а также ознакомился с отраслевыми исследованиями, такими как отчет Deloitte Football Money League.
Перевод Дарьи Сулеймановой
