(Не)большие надежды: как оценивать реальный уровень российских лыжников перед Играми

Савелий Коростелев и Дарья Непряева получили нейтральный статус в середине декабря и сходу бросились в бой: в отличие от коллег из прыжков с трамплина и сноуборда, не успевших на отбор, у них уже были шенгенские визы. Россияне подтвердили олимпийские квоты на гонках в Давосе, выступили на многодневке «Тур де Ски» (оба попали в топ-10 общего зачета), затем пробежали этапы Кубка мира в Оберхофе и Гомсе.
Теперь от Олимпиады их отделяют только тренировки — соревнований больше не будет. Вот с какими промежуточными результатами наши лыжники подошли к Играм:
- лучшее место — четвертое у Коростелева и шестое у Непряевой. Оба добились такого результата в финальной гонке «Тур де Ски», на 10-километровом восхождении на гору Альпе ди Чермис;
- попаданий в топ-10 — четыре у Коростелева и три у Непряевой;
- место в общем зачете Кубка мира — 14-е у Коростелева и 21-е у Непряевой;
- призовые — €19 500 у Коростелева и €13 000 у Непряевой.
Савелий и Дарья идут как бы бок о бок — возможно, присутствует даже негласное дружеское соперничество. Запоминается, конечно же, последнее, а заключительную предолимпийскую гонку, 20-километровый масс-старт классикой, оба закончили на восьмых местах. На первый взгляд, это кажется отличным подспорьем для выступления на Играх, но вот дебютные результаты за пределами топ-20, показанные еще в Давосе (Непряевой тогда все же удалось зацепиться за 20-е место), поначалу стали холодным душем для многих болельщиков, которые привыкли ждать от лыжников только побед.
Нельзя сравнивать нынешних нейтралов с Большуновым и Терентьевой
Четыре года назад, перед тем как российский спорт оказался замкнут внутри страны, лыжная сборная могла похвастать двумя не просто топ-атлетами, а супертопами мирового класса. Александр Большунов выиграл три золота на Олимпиаде-2022 и уступил в общем зачете Кубка мира только Йоханнесу Клэбо (до этого «Большой хрустальный глобус» дважды был в руках Александра), а Наталье Терентьевой (тогда — Непряевой) запаса побед хватило даже без участия в заключительных кубковых этапах. Трофей ей доставили по почте.
Логично, что и Коростелева с Непряевой-младшей невольно хочется сравнивать именно с Большуновым и Терентьевой. Вот только сравнения не помогут выстроить ровную картину. Да, Большунов — уникум, начавший выступления на Кубке мира гораздо бодрее. А вот, например, дебютные результаты Терентьевой: 71-е место, 51-е, 44-е, 49-е, 42-е… В десятку она заехала только в 38-й личной гонке, тогда как ее младшая сестра — в пятой. Конечно, Наталья тогда была младше, чем сейчас Дарья, но и ситуация однозначно выглядела более комфортной: на международные соревнования сборная России тогда отправлялась с полным штатом специалистов и целой фурой с сервисменами.
Сейчас в распоряжении Коростелева и Непряевой всего три сервисмена, а также один врач и два получивших нейтральный статус тренера. При этом личный тренер Егор Сорин в их число не вошел, и на гонках имеет прав не больше, чем среднестатистический болельщик.
Так что впору обсуждать вопрос не о возможной деградации российских лыж, а об уровне лыж мировых, который за олимпийский цикл уж точно не вырос, если вынести за скобки нещадно прогрессирующего Клэбо и — с натяжкой — лидеров женской сборной Швеции, пропускающих добрую половину этапов Кубка мира ради точечной подготовки к Играм.
Только факты:
- с нулем опыта и усеченной командой Коростелев и Непряева заехали в десятку «Тур де Ски», оставив позади или будучи на равных с теми лыжниками, которые целенаправленно готовились к сезону и не дергались из-за допуска;
- в последней гонке перед Олимпиадой Савелий проиграл только семерке норвежцев, обогнав при этом весь остальной мир: богатую ресурсами сборную Швеции, крепких итальянцев и французов, лидера сборной США Гаса Шумахера;
- Непряева в ультра-новом масс-старте забегами смогла поддержать темп своих напарниц, оказавшихся быстрейшими, и прошла дистанцию, пусть и не самую долгую, в одни ноги с многократной чемпионкой мира Эббой Андерссон;
- оба не боятся соперников и готовы идти ва-банк: впервые пройдя квалификацию спринта, россияне заявились в сильнейшие по именам забеги.
Каждая гонка для российских нейтралов — новый повод набраться опыта. Даже если они ошибаются, это способ проверить себя и в будущем обратить на пользу. Коростелев вел вторую группу преследования в пасьюте на «Тур де Ски», силами Непряевой был закрыт просвет от сбежавшей тройки промежуточных лидеров в Гомсе — оба поплатились за это проигранной борьбой на финише, но проверили собственные силы и удостоверились, что могут держаться за лучшими.
Спринт — главная проблема российских лыж
Это было не неожиданно и даже в какой-то мере предсказуемо, но квалификация спринта, где для участия в забегах на выбывание сперва нужно отобраться в топ-30, далась нашим лыжникам только с четвертого раза. Самое обидное — невыход из пролога в Валь-ди-Фьемме на будущей олимпийской трассе, причем Коростелева от заветного 30-го места отделили жалкие 0,12 секунды.
Важно понять, что ни Савелий, ни Дарья не были специалистами спринта и в России, хотя заезжали в тройку, а Коростелев в начале олимпийского цикла даже выигрывал, пока не свернул на путь универсальности. Никто не ожидал борьбы за призы и даже финал в спринте на Кубке мира, но регулярные результаты за пределами тридцатки все же огорчили.
«Спринт а-ля рус» — неформальное название спринтов на Кубке России, данное лыжной общественностью. На российских этапах спринты проходят по более длинным и при этом более простым кругам, иногда разница по времени прохождения доходит до минуты, что очень много для столь короткой дистанции. Сами лыжники и эксперты бьют тревогу давно, но руководство национальной федерации начало сокращать круги, только увидев масштабы катастрофы на Кубке мира.
«У нас круги не то что длинные, они легкие, — исчерпывающе объяснил ситуацию Александр Терентьев, когда-то бывший главной надеждой России именно в спринте. — Нет спусковых участков, где ноги так забиваются, и ты на подъем выезжаешь и уже не можешь. К сожалению, усложнение круга идет за счет увеличения длины трассы, а не сложности прохождения. На Кубке мира все круги короткие, но намного тяжелее, чем у нас в России. В Ижевске было 3,20, но это был самый легкий круг. Нужна сложность прохождения трассы, много поворотов, а не где ты прямо просто можешь ехать, и все».
Многие специалисты называют первым толчком к спринтерскому провалу роспуск в 2018 году спринт-группы Юрия Каминского, в которую входили такие титулованные спортсмены, как Никита Крюков, Алексей Петухов и Александр Панжинский. Но это дискуссионный вопрос: на тот момент курс на универсальность казался правильным и подарил лыжному миру как минимум Сергея Устюгова и Александра Большунова.
Ясно одно: если ты не уникум, как Клэбо, ты не сможешь с одинаковой вероятностью претендовать на медали главных стартов и в спринте, и на дистанции. Но чтобы собирать спринтерские медали чемпионатов мира и Олимпийских игр, их потенциальным соискателям все же нужна совершенно иная подготовка и подходящие трассы. Россия быстро восстановит значительную часть дистанционных кондиций, если вернется более полным составом, но со спринтом предстоит кропотливая работа вдолгую. По ощущениям потерян не один олимпийский цикл, а гораздо больше.
Чего ждать от Коростелева и Непряевой на Олимпиаде
Если мыслить логически и без иллюзий, то медалей, скорее всего, не будет. Со спринтом все понятно — не факт, что россияне вообще его побегут. Тренер Сорин пока обрисовал перспективы участия только во всех дистанционных гонках.
На дистанции шансов на хорошее выступление, конечно, больше, но для борьбы именно за медали нашим нейтралам банально не хватает опыта. Даже допуск со старта сезона повысил бы шансы, а уж если бы чиновники каким-то чудом расщедрились на именные квоты «1+1» еще в прошлом сезоне…
Реальный результат, к которому стоит стремиться и который станет отличным — топ-5, оценка «хорошо» с плюсом — топ-10. У Коростелева наиболее высокие шансы будут в заключительной гонке Игр, масс-старте на 50 км. У Савелия хорошая дистанционная выносливость, а на «полтиннике» пелотон как правило растягивается, большие группы распадаются, что минимизирует вероятность финишных разборок.
Непряевой лучше сосредоточиться на более коротких дистанциях: высокое место при грамотной раскладке и удачном стартовом номере ей может принести коньковая «десятка» с раздельным стартом. 20-километровый скиатлон со сменой стилей — тоже неплохая опция, но сильнейшие шведки, в отличие от этапов Кубка мира, на Играх будут в строю.
Ну а если отвлечься от серьезности, всегда можно помечтать. Ведь именно Олимпиада — то событие, где случаются чудеса и сенсации. Здравый смысл шепчет, что трассы в Валь-ди-Фьемме (в отличие от Ванкувера, Сочи, Пхенчхана и Пекина) слишком привычны для того, чтобы фавориты внезапно оступились, но… Все-таки за последние 20 лет Игры были свидетелями самых неожиданных и в какой-то мере справедливых сюжетов. Поэтому не факт, что россиянам, особенно Коростелеву, стоит так сходу отказываться от спринта — самой непредсказуемой дисциплины.
Они с Дарьей Непряевой сделали для попадания на Олимпиаду абсолютно все от них зависящее — и как никто заслуживают высокого результата.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
