Ковид, дыры в крыше и сломанные медали: что пошло не так в первые дни Олимпиады-2026

Саботаж на железной дороге и акции протеста
На следующий день после церемонии открытия Олимпиады-2026 противники Игр, настаивающие на том, что мероприятие причинит Италии «экономический и социальный вред», мирно шествовали по Милану с плакатами, держась за руки, пели и танцевали. Но с наступлением темноты демонстрация переросла в беспорядки — активистская организация под названием «Комитет против Олимпийских игр» напала на полицейских и их фургоны, а те в ответ применили слезоточивый газ и водометы. Премьер-министр Италии Джорджа Мелони назвала протестующих «врагами страны».
Почти с такой же формулировкой в адрес протестующих выступил министр инфраструктуры и транспорта Италии Маттео Сальвини. О проблемах с перемещением спортсменов, журналистов и болельщиков между олимпийскими объектами было известно еще в первый день Олимпиады, когда выяснилось, что из Милана до Кортины и других городов, принимающих Игры, не ходят специальные шаттлы. Добираться до горного кластера приходится на общественном транспорте, который не справляется с нахлынувшим потоком желающих, и иногда такие поездки длятся сутками.
Проблем стало еще больше, когда 7 февраля на севере Италии произошли серьезные сбои в работе железнодорожных сетей. По данным итальянских СМИ, было выявлено три отдельных случая нанесения ущерба: в городе Пезаро были перерезаны электрические кабели и возник пожар в электрощитовой, а на пути из Болоньи в Падую кто-то оставил примитивное взрывное устройство на стрелочном переводе.
«Если подтвердится, что сбой в работе высокоскоростной железной дороги произошел в результате преднамеренной атаки в первый день Олимпийских игр, значит, кто-то желает Италии зла», — заявил министр инфраструктуры и транспорта Италии Маттео Сальвини.
Дыры в инфраструктуре
Сальвини недоволен актом саботажа на железных дорогах Италии, но пока ни слова не сказал про проблемы с объектами Игр, за которые тоже несет ответственность. За несколько месяцев до старта Олимпиады были сомнения, сдадут ли некоторые стадионы в срок. Большие опасения вызывала санно-бобслейная трасса в Кортине, и даже рассматривался вариант, при котором соревнования по бобслею, скелетону и санному спорту перенесет за пределы Италии. Но организаторы справились, несмотря на большое давление со стороны.
Похожая история произошла с одной из двух арен, на которых проходят хоккейные матчи. «Санта-Джулии» вроде как сдали, но в день открытия Олимпиады-2026 большинство дорог вокруг арены по-прежнему были перекрыты, а вокруг разбросаны неиспользованные строительные материалы. На арене еще многое предстоит достроить, в том числе VIP-ложи, а также киоски с едой и напитками, а в зоне для прессы нет сидений. Российский журналист Владимир Иванов опубликовал видео, на котором в зоне пресс-центра «Санта-Джулии» протекла крыша.
Кристоф Дюби, исполнительный директор Международного олимпийского комитета по подготовке Олимпийских игр, признал: «Можно ли сказать, что мы подготовили все помещения на этом объекте?» Нет. И все ли необходимое есть на этом стадионе? Нет».
Коронавирус у хоккеисток
Дыры в инфраструктуре Игр-2026 могли бы стать еще заметнее, если бы в хоккейный турнир среди женских сборных не вмешался коронавирус, из-за которого некоторые матчи перенесли на более поздний срок. Меры предосторожности на Олимпиаде в Италии, конечно, не такие жесткие, как были на Играх в Токио, которые целиком перенесли на год из-за пандемии, но все же у многих возник вопрос — как организаторы допустили, чтобы за пару дней заболело так много спортсменок?
Для сравнения: на последних летних Играх в Париже действовал принцип «пузыря» — там ежедневно проводились тесты, и несколько претендентов на медали были отстранены от участия в соревнованиях из-за положительного результата. Перед началом Олимпиады-2026 на караоке-вечеринке в честь женской сборной Финляндии по хоккею, все спортсменки вместе пели песню Backstreet Boys, а через несколько дней МОК объявил, что их матч против Канады перенесли с 5 на 12 февраля из-за нескольких случаев заражения коронавирусом у финок. Заболевших обнаружили и в женской сборной Швейцарии, из-за чего команде пришлось пропустить церемонию открытия Олимпиады.
Некачественные медали
Уже несколько Олимпиад подряд организаторы вынуждены оправдываться относительно качества предоставляемых медалей. В Париже-2024 спортсмены массово сдавали награды из-за дефектов и ржавчины, в Милане-2026 уже после первых разыгранных комплектов тоже не обошлось без проблем.
Бронзовая медаль немца Юстуса Штрелова, завоеванная в смешанной эстафете по биатлону, упала с ленты на его шее и с грохотом покатилась на пол, пока он танцевал с товарищами по команде. Американская фигуристка Алиса Лю опубликовала в социальных сетях видео, на котором ее золотую медаль, добытую в командном турнире, настигла та же участь: «Моей награде лента и не нужна», — оправдала неприятность спортсменка.
С той же проблемой столкнулась победительница Игр в скоростном спуске из США Бризи Джонсон: «Я прыгала от радости, и она сломалась. Не то чтобы она совсем сломана, но немного помята». А у шведской лыжницы Эббы Андерсон серебряная медаль и вовсе разбилась на три части: «Я попыталась ее починить, и одна из трех частей улетела куда-то в совершенно другое место, где и осталась. Надеюсь, что у организаторов есть запасной план на случай поломки медалей».
Один из его руководителей оргкомитета Олимпиады-2026 Андреа Францизи заверил, что с проблемами некачественных медалей уже разбираются.
Авторские права в фигурном катании
Фигурное катание на Олимпийских играх в Милане столкнулось с непредвиденными обстоятельствами — сразу несколько спортсменов оказались в ситуации, когда им за несколько дней пришлось менять свои программы. Проблема авторских прав на музыку не новая для фигурного катания, но ее масштаб на Играх-2026 поражает.
В конце прошлого года канадским фигуристам Мари-Джейд Лорио и Ромену Ле Гану пришлось отказаться от песен Принса, использование которых на Олимпиаде в Милане МОК запретил. Затем испанскому фигуристу Томасу-Льоренсу Гуарино пришло уведомление от комитета, что он не может танцевать короткую программу под музыку из франшизы «Гадкий я», но незадолго до старта Игр киностудия Universal все же разрешила ему ее использовать.
Луна Хендрикс из Бельгии тоже столкнулась с проблемами, связанными с авторскими правами, после того как исполнила номер под песню «Ashes» Селин Дион из фильма «Дэдпул 2». В итоге она переключилась на «I Surrender», еще одну песню Дион, на использование которой было легче получить разрешение. После командного турнира фигуристов на Играх-2026 музыкальный продюсер Себ Маккиннон написал твит, в котором недоумевал, почему олимпийская чемпионка Эмбер Гленн использовала одну из его песен без разрешения. «Это транслировалось по всему миру... Что? Это обычная практика на Олимпийских играх?» — написал продюсер.
Проблемы возникли и у россиянина Петра Гуменника. Фигурист на протяжении всего сезона готовил к Олимпиаду короткую программу под музыку из триллера «Парфюмер: История одного убийцы», но узнал, что не сможет использовать ее в Милане за несколько дней до старта турнира мужского одиночного катания. Из-за сжатых сроков Гуменник не смог получить разрешение на использование музыки из прошлого сезона из фильма «Дюна». Его тренерскому штабу пришлось в срочном порядке договариваться с композитором Эдгаром Акопяном, который разрешил российскому фигуристы выступать под его «Вальс 1805».
«Печально, что использование музыки могут запретить из-за каких-то интересов. На мой взгляд, искусство и спорт не должны быть политизированы. Ситуация кощунственная, мягко говоря. Уже до музыки дошли, ну куда это годится. Считаю это неприемлемой историей», — сказал Акопян.
