Бессильные мира сего: почему поражение российского фигуриста было закономерным

На зимнюю Олимпиаду в Италии отправились всего 13 спортсменов из России — точнее, нейтральных спортсменов — и это абсолютный исторический минимум — даже в Париже два года назад в сборной было на два человека больше.
При этом отношение к Играм изменилось — Париж-2024 в России официально не транслировался, но онлайн-кинотеатр Okko приобрел права на Милан и плотно взялся за дело: общий олимпийский лайв, отдельная карточка для каждого события, студия с именитыми экспертами и бодрый комментаторский состав. Вернулось ощущение большого события, а вещатель рисует еще и возвращение — большое и триумфальное.
На экране регулярно появляются плашки про того или иного российского спортсмена «в борьбе за золото», то же самое — в рекламе трансляций. Очевидно, что посыл направлен на массового зрителя, который оформил подписку ради Олимпиады и включает спорт раз в четыре года и ждет привычных побед. Но при этом происходит активная подмена понятий. Конечно, это вина не Okko — это проблема системы и последнего четырехлетия, которое российский спорт провел в изоляции.
Россияне всего два раза попали в топ-10
Из 13 нейтралов еще до старта Олимпиады можно было выделить «большую четверку» претендующих на медали: это лыжник Савелий Коростелев, ски-альпинист Никита Филиппов и фигуристы Аделия Петросян и Петр Гуменник. Коростелев уже вступил в игру, откатался и Гуменник: на счету лыжника — четвертое место в скиатлоне (и грядущая борьба за медаль марафона в предпоследний день Игр), а фигурист остался шестым менее чем в четырех баллах от бронзы.
Вот результаты всех выступивших россиян:
- Петр Гуменник (фигурное катание) — 6-е место;
- Савелий Коростелев (лыжные гонки) — 4-е, 35-е и 15-е;
- Дарья Непряева (лыжные гонки) — 17-е, 36-е и 21-е;
- Дарья Олесик (санный спорт) — 14-е;
- Павел Репилов (санный спорт) — 14-е;
- Ксения Коржова (конькобежный спорт) — 12-е;
- Алена Крылова (шорт-трек) — не квалифицировалась в финал гонки на 500 м;
- Иван Посашков (шорт-трек) — не квалифицировался в финал гонок на 1000 м и 1500 м;
- Юлия Плешкова (горнолыжный спорт) — 22-е и 19-е.
Просто представьте, что вы никогда глубоко не интересовались спортом, но услышали громкий призыв поболеть за Россию, пусть без флага и гимна, и включили соревнования. А там — всего два попадания в десятку и сплошь 12-е, 14-е места. Скорее всего, вы почувствуете себя обманутым. А еще — подумаете, как же все плохо в нашем спорте.
А оно не то чтобы плохо — оно просто так, как и должно быть после этих нескольких лет. Физически не могут прыгнуть выше головы лыжники — действующие обладатели Кубка страны, четыре года бегавшие в России, где другие условия, другие соперники и другой снег. Или конькобежка Коржова — безусловно лучшая в России на 1500, 3000 и 5000 метрах. Но на Олимпиаде на ее любимой дистанции впереди оказались еще 11 девушек.
Но лыжники, конькобежцы и шорт-трекисты, саночники — те, по крайней мере, могут оценить свое отставание визуально: увидеть расстояние до спин соперников или посчитать секунды. В случае с фигуристами это по определению невозможно.
Петра Гуменника не пустили к медали судьи
«Гуменника засудили» — главная тема спортивного уик-энда в России: пожалуй, такое единодушие в последний раз стояло только в 2010 году, когда серебро вместо ожидаемого золота взял в Ванкувере Евгений Плющенко.
Но система судейства в фигурном катании настолько запутана и настолько субъективна, что подтянуть под нее можно абсолютно любые суждения. Здравый смысл говорит, что японец Юма Кагияма с видимыми помарками в обеих программах и даже падением не может занимать второе место да и в принципе быть выше Гуменника, который приземлил семь четверных в двух прокатах (столько же сделал только сенсационный победитель — Михаил Шайдоров из Казахстана). Здравый смысл говорит, что Гуменник не может получить компоненты ниже, чем развалившие прокаты суперфаворит Илья Малинин и итальянец Даниэль Грассль, имеющий в узких кругах репутацию «деревянного» фигуриста.
А еще абсолютно очевидно, что Гуменник был бы в призах, если бы не бан. Если бы этот олимпийский цикл или хотя бы последние пару лет провёл на международных турнирах и успел запомниться судьям. Но таковы негласные правила фигурного катания: если у тебя нет рейтинга, ты в любом случае получаешь низкие компоненты и «нищие» надбавки за элементы.
Вся история с допуском «нейтралов» и курсом на возвращение изначально была о том, что мы соглашаемся с любыми правилами международных федераций и МОК. И было очевидно, что кататься нужно так, чтобы судьи не могли придраться вообще ни к чему. Что любой спорный прыжок будет не в пользу атлета — и Гуменника «задушили» недокрутами, которые не отметили бы в России и — весьма вероятно — простили бы (или, как минимум, не так строго оценивали бы) в прежних условиях. К тому же, Петр сдвоил два прыжка в каскадах, что тоже закономерно повлекло потерю нескольких баллов.
Ругать судейство в случае с Гуменником — все равно, что жаловаться на жульничество партнеров по карточной игре, о которых заранее было известно, что они шулеры
Так что да — итоговая картина хоть и противоречит здравому смыслу, она прекрасно укладывается в нынешнюю парадигму фигурки, которая и в этот раз полностью осталась в своих странных рамках. Ругать судейство в случае с Гуменником — все равно, что жаловаться на жульничество партнеров по карточной игре, о которых заранее было известно, что они шулеры.
Потеря влияния опаснее плохих результатов
Понятно, над чем работать «цикликам»— все или почти все упирается в спортивную составляющую, то же самое будет после получения допуска у «игровиков». Гораздо больше наш спорт потерял в субъективных видах, причем начал терять отнюдь не в феврале-марте 2022-го. Помните же двойное фиаско России в художественной гимнастике еще на Играх-2020? И это несмотря на присутствие мощной фигуры Ирины Винер!
Фигурное катание — не только прыжки и не только компоненты, но и большая закулисная работа федераций. Конечно, никто не распределяет медали заранее — иначе спорт стал бы бесполезным — но раз американская федерация потеряла золотые медали в танцах и одиночном катании — значит, судьи на следующей неделе будут более благосклонны к их фигуристкам Алисе Лью и Эмбер Гленн, которые будут бороться за победу с Каори Сакамото и Аделией Петросян. Негласно существуют и судейские блоки, поддерживающие фигуристов из той или иной страны с сильным спортивным руководством.
По таким же лекалам раньше действовала федерация фигурного катания России, имея сильную женскую одиночку и парное катание и таким образом «обменивая» на них баллы, надбавки и общую лояльность из более слабых мужского одиночного катания и танцев на льду.
Теперь наши «нейтралы» не имеют за плечами никакой силы. Итальянская судья без зазрения совести поставила Гуменнику на 13,09 балла меньше, чем все ее коллеги. А канадка оценила Петра с пятью чистыми четверными ниже, чем корейца Чжунхвана Чха с одним.
Возвращение пока нельзя назвать полноценным
Лед тронулся, но наверстывать нужно не только на трассах, катках и стадионах, но и в кабинетах, а это — едва ли не сложнее. Ведь в глазах МОК главная проблема России не в спортсменах, а как раз в спортивном руководстве, которому крайне сложно пройти ту самую проверку на нейтральность.
В МОК у России остался всего один представитель — Шамиль Тарпищев, который сложит полномочия в конце 2028 года по достижении 80-летнего возраста. Тарпищев присутствует на Олимпиаде в Милане, и хочется верить, что он не только наслаждается времяпровождением в Италии, но и проводит плодотворные встречи с другими членами МОК. О своих преемниках и, конечно, о скором возвращении России на международные турниры уже в полном составе. Еще лучше — с флагом и гимном.
А то, что происходит сейчас — это пока только начало возвращения. Долгого.
