К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

8 самых интересных художественных панорам

8 самых интересных художественных панорам
Оборона Севастополя, подвиги китайского и корейского народов, победы русских и над русскими и другие эпизоды истории, запечатленные в панорамах

В самом слове «панорама» есть что-то тоскливое и неопределенное. То ли речь идет о фотографии широкого формата, то ли о каком-то захватывающем дух открыточном виде, то ли о том виде панорам, к которым относится, скажем, Бородинская.

Причем последний вид панорам кажется большинству людей чем-то особенно неувлекательным. Чем-то, от чего веет обязательными школьными экскурсиями и торжественной музыкой, звучащей на фоне гигантского батального полотна. Задумав изменить подобное отношение к художественным панорамам, Forbes выбрал по всему миру 8 мест, где обязательно стоит побывать, чтобы насладиться по-настоящему монументальным искусством.

Музей-панорама в Бад Франкенхаузене (Германия)
www.panorama-museum.de

Музей-панорама в Бад Франкенхаузене (Германия)

Как найти: Panorama Museum, Am Schlachtberg 9, 06567 Bad Frankenhausen

За официозным соцреалистическим названием этой панорамы — «Ранняя буржуазная революция в Германии» — на самом деле скрывается подлиный шедевр работы Вернера Тюбке. На его создание мастер потратил более 10 лет — с 1976-го по 1987-й, — совместив в своем произведении элементы современного искусства со стилем известного немецкого живописца эпохи Возрождения Лукаса Кранаха (который, кстати, был другом Мартина Лютера). Поэтому, как отмечают многие теоретики искусства, на панораме размером 14 на 123 м весьма четко просматриваются библейские мотивы.

Изначально Министерство культуры ГДР сильно давило на Тюбке и требовало следовать партийной линии в искусстве, но в итоге смирилось с его независимым характером. Сам же Тюбке утверждал, что его искусство не носит просветительского характера и не предназначено для пробуждения определенного осознания. «Это чистое искусство ради искусства», — говорил Тюбке.

Символично, что открытие музея-панорамы в Бад Франкенхаузене состоялось всего за два месяца до падения Берлинской стены. Так что в противостоянии системы в лице ГДР и художника в лице Тюбке победа осталась за последним, а его полотно стало реквиемом по социалистическому раю Восточной Германии.

Подробнее: www.panorama-museum.de

Музей–панорама 1453 года (Стамбул, Турция)
Fotodom·Sipa Press

Музей–панорама 1453 года (Стамбул, Турция)

Как найти: Topkapı Kültür Parkı Merkez Efendi Mahallesi

Панорама решающего штурма Константинополя войсками Мехмеда Второго была открыта совсем недавно — зимой 2009 года, — и в церемонии принимал участие инициатор ее создания, нынешний премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Турецкие художники постарались на славу, сделав все, чтобы посетители ощутили себя настоящими участниками событий 29 мая 1453 года. Панораму штурма можно назвать одной из самых технологически совершенных. Так, для лучшего усиления визуального восприятия применяются разнообразные световые и звуковые эффекты, например пушечные выстрелы, крики янычар и музыка, призывающая идти в бой. Примерное число изображенных людей — 10 000. Общая площадь холста — 2 350 кв. м при диаметре 38 м и 20-метровой высоте.

На российского же туриста, скорее всего, особое впечатление произведут свисающие со стен обгоревшие изображения двуглавого орла, герба Палеологов, последней правящей династии Византийской империи.

Символично и место расположения панорамы: неподалеку от ворот Святого Романа, которые турки переименовали в Пушечные. Именно рядом с ними и была пробита брешь в стене, которая решила исход штурма и судьбу всей Византии, а как следствие, и дальнейший ход истории Европы.

Подробнее: www.panoramikmuze.com

Панорама Махараджи Ранджита Сингха (Амритсар, Индия)
Laszlo Bolgar·www.flickr.com/photos/laszlobolgar

Панорама Махараджи Ранджита Сингха (Амритсар, Индия)

Как найти: Maharaja Ranjit Singh Museum, Mall road

Фактически вся панорама длиной 100 м и высотой 12 м посвящена достижениям одного единственного человека: Ранджита Сингха, которого также называют Пенджабским львом, Повелителем пяти рек, Наполеоном Востока и награждают прочими подобными титулами. Личность он, безусловно, выдающаяся, так как являлся первым из махараджей Империи сикхов. Правление его считается золотым веком Пенджаба, и благодарные потомки построили в его честь огромный музей посреди парка, куда и поместилась панорама, изображающая шесть важнейших побед Ранджита Сингха.

Тем, кто интересуется историей сикхизма, и тем, кому хочется экзотики, — прямая дорога в Амритсар, ведь именно в этом городе находится Золотой храм, главное культовое сооружение сикхизма. Культурное и историческое погружение гарантировано.

Подробнее: www.amritsarcorp.com

Музей сопротивления агрессии США и помощи Северной Корее (Дандонг, КНР)
Geoffrey C.·www.flickr.com/photos/gchanin

Музей сопротивления агрессии США и помощи Северной Корее (Дандонг, КНР)

Как найти: Jinjiang Mountain Avenue NO.68

Музей был построен практически сразу после окончания Корейского конфликта — в 1958 году. Известен он (помимо огромного числа экспонатов, коих в нем около 12 000) панорамой «Битва на реке Квингчуан». Она занимает целых два этажа в специальной двухэтажной галерее, и ее протяженность — 132 м при высоте 16 м (ассоциации с Великой китайской стеной приходят на ум сами собой: длинная, высокая и призвана устрашать варваров).

Панорама, как и следует из названия всего музея, восхваляет подвиги корейских и китайских солдат, боровшихся сообща за правое дело против американского агрессора. Посмотреть на застывший подвиг следует всем, но особенно — истинным поклонникам соцреализма. Ведь к созданию панорамы — по заданию партии и Мао Цзе Дуна — привлекли лучших мастеров страны.

Кстати, о значении, которое китайцы придают музею, говорит тот факт, что на открытии его после ремонта в 1993 году присутствовал тогдашний председатель Поднебесной — Ху Дзинь Тао.

Подробнее: www.everychina.com

Рацлавицкая панорама (Вроцлав, Польша)
www.wroclav360.pl

Рацлавицкая панорама (Вроцлав, Польша)

Как найти: ul. Purkyniego 11, 50-155

Рацлавицкая панорама имеет непростую судьбу. Она изображает битву под Рацлавицами во время Второй польской войны 4 апреля 1794 года между повстанцами под предводительством Тадеуша Костюшко и русской армией генерала Тормасова. Панорама создавалась в честь столетнего юбилея сражения в период с 1893-го по 1894 год художниками Яном Стыкой и Войцехом Коссаком. Заказчиком монументального полотна выступил совет города Львова, и утвержденный им размер полотна составил 114 м в длину и 15 м в высоту.

Для панорамы было даже специально построено здание, однако в 1944 году оно было повреждено во время бомбардировки, а спустя два года ее передали польским властям и перевезли во Вроцлав, где ей суждено было храниться в виде рулона в Национальном музее вплоть до 1980-х. Объясняется это просто: польские власти не хотели портить отношения с Советским Союзом: ведь в Битве под Рацлавицами победу над русскими войсками одержали поляки.

Лишь в 1980 году началось строительство здания музея во Вроцлаве и реставрация полотна, а в 1985 году панорама была открыта для широкой публики. Кстати среди знаменитых посетителей панорамы был и Папа Римский Иоанн Павел II — Кароль Юзеф Войтыла.

Подробнее: www.panoramaraclawicka.pl

Панорама Октябрьской войны (Каир, Египет)

Панорама Октябрьской войны (Каир, Египет)

Как найти: Sharia al-Uruba (Airport Rd), Heliopolis

В 1983 году президент Египта Хосни Мубарак посетил Северную Корею, где ему был представлен проект панорамы, выполненный северокорейскими товарищами по борьбе. Проект Мубараку понравился, и в 1989 году был открыт музей-панорама в Каире. Посвящена она, как это явствует из названия, Октябрьской войне 1973 года, а если быть более точным — форсированию Суэцкого канала и штурму укрепленной «линии Бар–Лева»: пропагандистский соцреализм в арабо-северокорейском исполнении.

Самое необычное здесь — это то, как зрителю показывают панораму: усаживают на специальную скамейку, и центральная площадка начинает вращаться, совершая полный оборот вокруг зрителей за 16 с половиной минут — весьма оригинальный ход.

В общем, музей придется по вкусу любителям военной истории, но особенно — любителям техники: танки, самолеты, бронетранспортеры разбросаны вокруг здания в изобилии. Стоит также отметить один примечательный факт: аналогичный музей-панорама был построен в Сирии и опять же не без помощи северокорейских специалистов.

Подробнее: www.almasryalyoum.com

Панорама Месдага (Гаага, Нидерланды)
Fotodom

Панорама Месдага (Гаага, Нидерланды)

Как найти: BV Panorama Mesdag, Zeestraat 65, 2518 AA  Den Haag

Если бы не желание нескольких бизнесменов из Брюсселя заработать, то Хендрик Месдаг не написал бы свою знаменитую панораму, изображающую морское побережье неподалеку от деревни Схевенинген. Несмотря на размеры (ее высота — 14,5 м, а длина — 114,5), она была создана в рекордно короткие сроки: в течение нескольких месяцев 1881 года. Благо художник работал не один, а с целым коллективом помощников, среди которых была и его жена. И в том же 1881 году панорама была открыта для широкой публики.

Но, к сожалению, как коммерческий проект она провалилась, предприимчивые бельгийские бизнесмены обанкротились, и в 1886 году Хендрик Месдаг выкупил ее у своих бывших заказчиков. Он пытался снова раскрутить ее, но все его попытки закончились провалом. И это несмотря на то, что сам Месдаг был сыном банкира и первую половину своей жизни провел, работая на отца.

Впрочем, у его потомков и наследников бизнеса дела пошли в гору: после Второй мировой войны панораму стало ежегодно посещать от 150 000 до 200 000 человек (эта цифра сохраняется и по сей день), и она стала одной из главных достопримечательностей Гааги. И — что тоже немаловажно — вполне рентабельным делом, оправдав надежды бизнесменов из Брюсселя, пускай и спустя 130 лет. Сказать тут можно только одно: лучше поздно, чем никогда.

Подробнее: www.panorama-mesdag.com

Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855» (Севастополь, Украина)

Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855» (Севастополь, Украина)

Как найти: Исторический бульвар, Панорама, Севастополь

Данное полотно размером 14 на 115 м — шедевр Франца Рубо, основоположника всего русского панорамного искусства. Создавалась оно с 1901-го по 1904 год к полувековой годовщине осады города во время Крымской войны. И без него вряд ли была бы создана знаменитая панорама Бородинской битвы. По крайней мере в том виде, в каком ее знает публика.

Рубо ставил своей целью изобразить главного героя той проигранной Россией войны, а именно — народ. И ему это удалось. На панораме изображен один день — 6 июня 1855 года, бой на Малаховом кургане. И ветераны севастопольской осады, увидевшие полотно, были поражены достоверностью воссозданных событий.

В 1942 году панорама сильно пострадала во время бомбежки и последующей эвакуации, после чего специальная комиссия даже исключила возможность ее восстановления. Однако в 1954 году, в годовщину столетия обороны, полотно вновь стало доступно для всех. Так что не постесняйтесь включить панораму в программу пребывания, если окажетесь в Севастополе.

Подробнее: www.sevpanorama.ru

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+