К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

10 удивительных музыкальных инструментов

10 удивительных музыкальных инструментов
Стеклянная гармоника, эолова арфа, колесная лира, лазерная арфа и другие необычные звучащие предметы

«Обычные» музыкальные инструменты — это, например, фортепиано, скрипка и гитара: обыденные и общеизвестные. Однако достоверно известно по крайней мере относительно предшественников рояля и скрипки — клавичембало и виолы, что в момент появления их восприняли как диковины, достойные кунсткамеры. А в 1920-е музыкальными инструментами стали двуручная пила, заводской гудок и печатная машинка, и в то время никто их не воспринимал как «необычные» — всего лишь как предмет обихода в функции музыкального инструмента: музыкой тогда считали звуки города, машин и механизмов. В 1980-е музыковеды спорили, является ли MIDI-контроллер (электронный инструмент, управляющий другими инструментами по протоколу MIDI) собственно музыкальным инструментом. Решили так: является «особым видом» музыкального инструмента, но лишь если он управляет инструментами, которые являются непосредственными источниками звука.

Представления о «необычности» музыкальных инструментов изменчивы и вряд ли поддаются однозначной классификации, но есть четыре признака, которыми (порознь и в комбинациях) она определяется. Прежде всего историчность, особенно если инструмент сначала был забыт, а потом «воскрешен». Затем уникальность: необычен инструмент, который существует, например, в единственном (желательно авторском) экземпляре. Третий признак — необычность или изящество конструкторского решения; несколько особняком в этой группе стоят «инструменты-кентавры», составленные из частей разных инструментов. И наконец, несомненный признак необычности — уникальность дизайнерского решения. Исходя из этих критериев, Forbes выбрал 10 необычных музыкальных инструментов, которыми может сегодня обзавестись любой желающий.

Диджериду и литуус
Fotobank·Getty Images

Диджериду и литуус

Цена: диджериду — $50-300, литуус — единичные экземпляры, в продаже нет

Послушать

Родственник и, скорее всего, общий предок альпенгорна, дудука и им подобных деревянных труб — диджериду с полуострова Арнхемленд в Австралии. Делался этот инструмент из полой ветки дерева, выеденной изнутри термитами. Любопытно, что исполнители на диджериду изобрели технику непрерывного (так называемого «цепного») дыхания, которую в наши дни небезуспешно используют в музыкотерапии: есть исследования, показывающие, что дудение на диджериду помогает вылечить храп и апноэ (остановки дыхания) во время сна.

К «наследникам» диджериду можно отнести и литуус — длинную (2,5 м) деревянную трубу с мундштуком из рога и расширением-колоколом. Она известна со времен Древнего Рима (считается, что изначально литуусом называли специальный посох для гаданий по полетам птиц). Возрождением литууса мы обязаны специалистам из университета Эдинбурга, которые в 2009 году с помощью компьютерных технологий воссоздали два экземпляра по заказу музыкальной академии Швейцарии Schola Cantorum Basiliensis — для исполнения кантаты Иоганна Себастьяна Баха BWV 118 «О, Иисус Христос, свет моей жизни» (1738), в которой автор предусмотрел партию литууса.

Глюкофон
Diomedia

Глюкофон

Цена: ханг — от $1500, глюкофон (хапи) — $600

Послушать

Глюкофон, который в Европе его называют hapi drum, — округлый (диаметром около 25 см) инструмент, чем-то внешне смахивающий на летающую тарелку. В его нижней части — отверстие, а в верхней прорезаны пять-восемь «язычков». Инструмент лежит на коленях музыканта, по «язычкам» ударяют пальцами, ладонью или используют палочки с мягкими головками. Звучание глюкофона несколько напоминает звучание тибетской чаши или колокольчиков, использующихся в буддийских медитациях.

На самом деле глюкофон — упрощенный вариант созданного в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер ханга (hang drum). Ханг состоит из двух соединенных друг с другом сплюснутых полушарий: верхнего мелодического «динг» и резонатора «гу». Сторона «динг» имеет восемь областей с заданными тонами звучания, сторона «гу» — резонансное отверстие. В 2009-м изобретатели представили не расчлененный на полушария «интегральный» ханг, получивший во всем мире название «хапи», а в России — «глюкофон».

Хёрди-гёрди (вьель, колесная лира)
Foto SA·Corbis

Хёрди-гёрди (вьель, колесная лира)

Цена: $1400-4000

Послушать

Колесная лира имеет корпус от лютни или виолы, на который натянуты два набора струн (4-5 мелодических и еще три-четыре для «гудения»). Звук возникает от трения струн о вращающееся колесо-смычок. На корпусе инструмента располагается с десяток клавиш-рычагов, нажатие которых укорачивает звучащую часть мелодических струн. По легенде, придумали колесную лиру в Европе странствующие монахи. Довольно долго колесная лира, которая во Франции и Нормандии называлась вьель, была довольно большим инструментом — длиной до полутора метров. Музицировали на ней вдвоем: один крутил рукоятку колеса, другой нажимал на клавиши, играя мелодию. К XV веку инструмент стал компактным и уместился на коленях одного человека. Любопытно, что к XVIII веку сложилось занятное разделение: в Восточной Европе это был народный инструмент (чаще всего бродячих музыкантов), а, например, во Франции умение играть на вьеле считалось признаком хорошего тона среди аристократии.

Эолова арфа
Fotobank·Getty Images

Эолова арфа

Цена: небольшая эолова арфа на подоконник — $500-600

Послушать

Строго говоря, это не арфа, а цитра: у арфы струны перпендикулярны коробу, у цитры — параллельны. Один из самых древних музыкальных инструментов: натянутые струны издают звук под воздействием ветра, а древние греки добавили к струнам резонатор для усиления звука. Возродили это древнее устройство в XVII веке независимо друг от друга Джамбаттиста дела Порта и Афанасий Кирхер (больше известный опытами расшифровки египетских иероглифов). В наши дни инструмент существует как в «монументальном», так и в «портативном» вариантах. Резонатор со струнами был использован в конструкции знаменитой беседки «Эолова арфа» в Пятигорске, где на постаменте в центре ротонды был установлен звучащий короб эоловой арфы. В 1967 году скульпторы Лусия Эймс и Аристид Деметриос соорудили на юге Сан-Франциско эолову арфу высотой 27 метров.

К разновидности эоловой арфы относятся также инструменты, в которых ветер создает звучание не в струнах, а в столбе воздуха (иногда их называют «эолова флейта»). Вот, например, Питер Ричардс и Джордж Гонсалес в 1986 году на Сан-Франциско-Бэй соорудили уникальную площадку для «концертов ветра». Спустя двадцать лет эту же идею реализовал архитектор Никола Башич, построивший в Задаре «Морской орган» — спускающуюся к морю лестницу непростой конструкции. Ветер попадает в вертикальные отверстия в торцах плит, затем в резонаторные полости и звучит через отверстия в верхней части плит, каждая из которых настроена на свой тон.

Тромбот
Foto SA·Corbis

Тромбот

Цена: единичные экземпляры, в продаже нет

Послушать

Гибрид тромбона и фагота (англ. tromboon — от trombone + bassoon). К «телу» тромбона вместо традиционного мундштука приделан бокал (он же «крюк») — отводная трубка с язычком от фагота. Придумал его американский композитор Питер Шинкеле специально для проекта-мистификации «P.D.Q.Bach», в котором звучат сочинения якобы неизвестного доселе сына И. С. Баха. Звук инструмента, по словам изобретателя, «как у пьяного носорога», и автор не советует к нему относиться всерьез. Интересно, что идея Шинкеле в какой-то степени исторически достоверна: в XVII–XVIII столетиях на волне экспериментов в области изобретательства и усовершенствований музыкальных инструментов (которым отдал должное и Бах) делались попытки «скрестить» прародителей тромбона и фагота — сакбут и куртал.

Сакулейта

Сакулейта

Цена: целиком — $1600, только насадка на флейту — $500

Послушать

Сакулейта получилась, когда в 2002 году Монти Левинсон к «телу» европейской оркестровой флейты с современным клапанным механизмом приделал верхний конец с клином от японской бамбуковой флейты сякухати.

За этим изобретением на самом деле довольно интересная история. Японская народная музыка (а сякухати — это этнический музыкальный инструмент) вторглась в пространство музыки европейской еще в начале XX века. С наступлением эры new age в конце 1950-х, резко усилился интерес к восточной и, шире, любой неевропейской культуре. Появляется стиль «этно», на концертные площадки попадают как подлинные народные, так и сделанные по их образу и подобию инструменты. Одним из пионеров этого направления можно считать Билла Shugar Belly Уокера — джазмена с Ямайки, в конце 1950-х игравшего на «бамбуковом саксофоне». В конце 1960-х флейта сякухати звучит в Нью-Йорке в сопровождении филармонического оркестра, в конце 1980-х в Европе и Америке проходят фестивали японской этнической музыки, после которых появляются компании — производители этнических инструментов, а в 1990-х в лучших джазовых традициях начинаются эксперименты по сращиванию этнических и оркестровых инструментов.

Стеклянная гармоника
Foto SA·Corbis

Стеклянная гармоника

Цена: $6000–19 000

Послушать

Лондон, середина XVIII века. Британская столица, от пабов до аристократических гостиных, охвачена «ирландским развлечением» — извлечением музыки из наполненных водой в разной степени винных бокалов или стаканов путем скольжения пальцами по их краям. Менее чем за год эта забава оказалась в Париже, где ее назвали «верильонаж» (verillion — набор стаканов, «музыкально» наполненных водой).

Бенджамин Франклин, посол Америки в Лондоне и известный изобретатель, многократно был свидетелем этой популярной забавы и в 1761 году усовершенствовал сей музыкальный инструмент, собрав на одной оси 48 стеклянных полусфер разного диаметра. Частично погруженные в воду, они вращаются на единой оси от ножного привода; звук возникает от прикосновения пальцами к полусферам. Следующие 40 лет инструмент имел большую популярность в Европе, пока внезапно его не обвинили в причинении супружеских ссор, судорог у котов и собак и нервных расстройств. Дело дошло до прямых запретов, и на следующие полтора столетия стеклянная гармоника была позабыта, пока Бруно Хоффман в 1920-х годах не выпустил несколько пластинок с записями собственных переложений джазовых и классических мелодий для нее.

Серпент
Fotobank·Getty Images

Серпент

Цена: $600–1200

Послушать

Изобрел его в 1590 году Эдме Гийом (Edme Guillaum), каноник из Осера, что во Франции. Серпент (змеевик) — духовой инструмент из дерева, покрытого кожей, длиной около 2,5 м, с глубоким костяным мундштуком-чашечкой и шестью отверстиями в корпусе. Серпент использовался в храмах, не имевших органа, поддерживая хоровое пение. Звук серпента низкий и сильный; как говорили, дыхания подростка достаточно для хора из двух десятков монахов. В XVII веке серпент перекочевал в придворные и военные оркестры (поздние модели, кроме отверстий, приобрели клапаны, как и медные духовые в современном оркестре); он считается прародителем офиклеида, геликона и современной оркестровой тубы. Сейчас интерес к серпенту  возрождается, он звучит не только на концертах старинной музыки (например, в исполнении Лондонского трио серпентистов), но и в сочинениях современных композиторов: например, театральная музыка Джутит Вейр, сочинения Джерри Голдсмита для кино или концерт для серпента с оркестром Саймона Проктора.

Субконтрабас-саксофон
flickr.com

Субконтрабас-саксофон

Цена: под заказ, цены запрашиваются

Послушать

Любое семейство родственных инструментов имеет в своем составе самый низкий из обычно используемых, и именуется он «басом» — как в хоре. Есть бас-тромбон, бас-кларнет, бас-балалайка и т. д. Инструмент, звучащий октавой ниже басового, именуется «контрабас», еще на октаву ниже — «субконтрабас». Есть субконтрабас-балалайка, субконтрабас-флейта (15 кг весом и 5,5 м длиной, с двумя изгибами; звучит на три октавы ниже обычной флейты), а есть струнный субконтрабас — разновидность бас-гитары.

А вот — субконтрабас-саксофон, изобретенный в начале 1920-х. В 1999 году фирма Benedikt Eppelsheim выпустила современную версию субконтрасакса. Показанный на франкфуртской выставке Musikmesse-2007 инструмент вызвал восторги звукоинженеров и звукорежиссеров: мощный матовый звук, без «контрфаготных скрипов», самая нижняя нота — аж на полтона ниже, чем у рояля (26 Гц). По отзывам очевидцев, когда вступал субконтрабас-саксофон, от низов «реально начала вибрировать одежда».

Лазерная арфа
Fotobank·Getty Images

Лазерная арфа

Цена: $1100–1700

Послушать

Это даже не инструмент как таковой, это контроллер — то есть инструмент, управляющий звуками других инструментов: синтезаторов и сэмплеров. Принцип игры прост: чтобы раздался звук, лазерный луч перекрывается рукой (примерно так же, как звук на арфе возникает от щипка пальцев). Существуют концертные и «кабинетные» модификации этого эффектного инструмента. Изобрел лазерную арфу в 1976 году Джефри Роуз, запатентована она в 1981 году Бернардом Зайнером. Надо сказать, что в основу действия лазерной арфы была положена «вывернутая наизнанку» идея того, как звук управляет светом, известная с Сlavecin Oculare французского иезуита Луи-Бертрана Кастеля (1725). В этом же ряду — знаменитый «пирофон» Фредерика Кастнера (1873, фактически «поющая газовая лампа»), цветовой орган Александра Ремингтона (1897, дирижер сэр Генри Вуд хотел его приспособить для исполнения строки Luce в «Прометее» А. Скрябина), «гармоникофон» Мануэля Комулады (1922), построенный на основе резонатора Гельмгольца. Известнейший популяризатор лазерной арфы — Жан-Мишель Жарр, который включил ее в свое шоу в Китае в 1981 году, а затем использовал для записи студийного альбома 1986 года «Rendez-vous» (впервые он «вживую» прозвучал на шоу в Хьюстоне в честь 25-летия NASA).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+