
На сегодняшний день так называемые лоукостеры — авиакомпании, которые предлагают дешевые билеты в обмен на отказ от традиционного сервиса, — занимают почти треть европейского рынка авиаперевозок. Их услугами пользуются не только студенты. Идея совершить путешествие по маршруту Москва—Берлин—Париж—Лондон—Барселона—Будапешт—Дортмунд—Киев, заплатив при этом всего €350, может показаться привлекательной кому угодно. Тем не менее Россия остается редкой страной, где бюджетные авиаперевозчики представлены очень слабо.
Всеми правдами и неправдами российский рынок авиаперевозок сопротивляется приходу «дешевых» конкурентов и пока одерживает победу. Впрочем, на пути лоукостеров в Россию имеются и объективные препятствия — отсутствие резервных (то есть более дешевых) аэропортов и менталитет российского потребителя, который пока не привык покупать билеты в интернете, как это заведено у лоукостеров.
Вот несколько европейских бюджетных перевозчиков, которые могут быть полезны россиянам.
Air Berlin (Москва—Берлин, €99)
Близость к России: регулярные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга.
Второй по величине немецкий авиаперевозчик (после Lufthansa) относится к бюджетным компаниям условно. Таковым его принято считать из-за «лоукостовой» политики ценообразования. На самом деле Air Berlin сохраняет большинство преимуществ обычных авиакомпаний: тут все еще дают индивидуальные номера мест, бесплатно кормят, а иногда даже разносят напитки. При этом пассажиры прилетают в привычные крупные аэропорты.
В 2009 году Air Berlin в очередной раз признали лучшим лоукостером Европы по версии Skytrax. Однако коварная европейская зима 2010 года подпортила Air Berlin безупречную аварийную статистику (ни одного происшествия за 30 лет) и записала в его историю небольшое происшествие — выезд «Боинга-737» за пределы обледеневшей взлетно-посадочной полосы дортмундского аэропорта. К счастью, не пострадал ни один человек.
Полезные направления: все полеты, связанные с Берлином, Мюнхеном, Дюссельдорфом и Гамбургом.
Стоимость билета в одну сторону: Москва—Берлин — €99 (март); Дюссельдорф—Париж — €54 (март).
EasyJet (Таллин—Лондон, €71)
Близость к России: регулярные рейсы из Таллина в Лондон.
Самый популярный европейский лоукостер — символ отрасли, получил массу соответствующих наград. Имеет большое количество популярных направлений и не привязан рейсами к Лондону и Женеве, где базируется. Сегодня EasyJet уже добрался до Марокко, Египта и Израиля и в целом приятен во всех отношениях — от дизайна сайта до буфета в самолете. (Буфет платный, так как это случай, когда привлекательная цена не включает в себя ни провоз багажа, ни страховку, ни прочие вещи, которые мы привыкли считать само собой разумеющимися). Впрочем, покупая билет через сайт, вы можете включить всевозможные дополнительные услуги. К примеру, можно купить право войти в салон первым, чтобы выбрать наиболее удобное место. Но в этом случае стоимость билета начинает приближаться к расценкам обычных авиакомпаний. Главное же правило EasyJet — билеты надо брать заранее.
Полезные направления: все полеты, связанные с Женевой, Парижем и Берлином, Италией и Великобританией.
Стоимость билета в одну сторону: Таллин—Лондон — €71 (апрель), €32 (май); Женева—Будапешт — €25 (апрель и май); Лион—Венеция — €34 (апрель).
Ryanair (Лондон—Дублин, £10)
Близость к России: регулярные рейсы из Риги и Каунаса.
Ирландский перевозчик дешев настолько, что его билеты можно покупать впрок, не боясь, что планы изменятся и билеты пропадут. Ryanair бьет конкурентов ниже пояса не только ценами, но и агрессивными рекламными кампаниями. Например, в феврале нынешнего года ирландцы разместили в прессе скандальную рекламу, где прямо обвиняли EasyJet в непунктуальности.
Низкая стоимость Ryanair достигается за счет сверхминималистичного отношения к комфорту (часто регистрацию на рейс можно пройти только в интернете) и использованию удаленных аэропортов. Для Парижа это находящийся в соседнем департаменте Бове, для Франкфурта — Франфурт-Ханн в 120 км от города, для Дюссельдорфа — город Вице. Однако ирландский подход европейцев устраивает — в прошлом году Ryanair стал лидером по объему перевозок среди всех европейских «бюджетников».
Полезные направления: все полеты, связанные с Дублином и Лондоном; рейсы в небольшие города Франции и Италии.
Стоимость билета в одну сторону: Рига—Милан — €20 (апрель); Лондон—Дублин — £10 (апрель), Ла-Рошель—Брюссель — €5 (апрель).
Wizzair (Киев—Лондон, €60)
Близость к России: регулярные рейсы из Киева, Симферополя, Львова и Риги.
Венгерская компания выполняет рейсы, соединяющие восток и запад Европы, выступая своего рода восточноевропейским ответом EasyJet и Ryanair. Так же, как эти два лоукостера, венгры не привязаны рейсами к конкретной стране. В Россию эту тройку пока не пустили, зато Wizzair сумел пробиться на украинский рынок, чем обрадовал местных жителей, желающих недорого летать в Германию, Англию и Италию.
Кроме стандартного лоукостового набора у Wizzair имеется весьма приятная возможность менять в билете дату и направление, доплачивая лишь разницу в цене. Главный минус — как и у Ryanair — заключается в использовании аэропортов, удаленных от места назначения.
Полезные направления: все полеты, связанные с Будапештом, Бухарестом, Киевом, Софией, Прагой и Польшей.
Стоимость билета в одну сторону: Киев—Лондон — €60 (март), €50 (май); Прага—Рим — €40 (март), €30 (июнь); Бухарест—Валенсия — €40 (март), €30 (апрель).
Vueling (Барселона—Москва, €120)
Близость к России: регулярные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в Барселону.
После поглощения лоукостера Clickair испанская Vueling стала доминировать в области бюджетных перелетов в Испанию. Начиная с мая стартуют регулярные рейсы Vueling из Москвы, а с июня — из Петербурга. В целом это добротный, не стремящийся сэкономить на всем подряд лоукостер с нетривиальными опциями вроде возможности «запереть» на сайте понравившуюся цену на 24 часа — чтобы успеть найти еще более дешевый билет.
Эта опция может понадобиться именно российским пассажирам — полетов из России не так много, а раскупают билеты на них довольно быстро.
Полезные направления: все полеты, связанные с Испанией.
Стоимость билета в одну сторону: Москва—Барселона — €160 (май), Барселона—Москва — €120 (май); Амстердам—Барселона — €50 (апрель), Париж—Ибица — €50 (апрель).
Norwegian (Санкт-Петербург—Осло, €117)
Близость к России: регулярные рейсы во все крупные города Норвегии из Санкт-Петербурга, Таллина, Вильнюса, Риги и Клайпеды.
Четвертый по величине европейский лоукостер гордится соотношением цены и качества, а также соблюдением всех экологических норм. Изначально норвежцы работали только на внутреннем рынке, где из-за ландшафта самолет является наиболее популярным средством передвижения. Но не так давно они решили расшириться и захватили еще и Данию со Швецией, став таким образом главным бюджетным перевозчиком в Скандинавии. Правда, когда речь заходит о полетах в Россию, Norwegian оказывается не таким дешевым.
Полезные направления: все направления, связанные с Норвегией, Данией и Швецией.
Стоимость билета в одну сторону: Санкт-Петербург—Осло — €117 (апрель); Осло—Лондон — €38 (апрель); Копенгаген—Прага — €45 (апрель).
German Wings (Москва—Кельн, €60)
Близость к России: регулярные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга.
Базирующийся в Кельне лоукостер мало заметен в Европе, так как не отличается сногсшибательной дешевизной или каким-то особенным комфортом. Единственная причина упомянуть German Wings — присутствие в России. Пользоваться «крыльями» имеет смысл в том случае, если Air Berlin не подошел для ваших целей или если вы покупаете билет загодя (в этом случае у German Wings он может оказаться дешевле). Кроме того, немцы пытаются продавать довольно изощренные услуги — например, свободное соседнее кресло.
Полезные направления: все направления, связанные с Германией.
Стоимость билета в одну сторону: Москва—Кельн — €60 (апрель), Москва—Ганновер — €70 (май).