Проекты
материалы
Brandvoice
Рассылка Forbes
Каждую неделю только самое важное и интересное.
© 2019 Forbes Media LLC. Все права защищены.
Поддерживать здоровье модно. Кто-то ведет здоровый образ жизни. Но многие верят, что можно пойти к врачам и разом вылечить все последствия стрессов, неправильного питания, привязанности к вредным привычкам и прочих спутников жизни бизнесмена. Уже полвека медицина развивается такими темпами, что кажется, будто пошатнувшееся здоровье действительно можно полностью восстановить — были бы деньги. А врачи этому потакают: процедуры, которые еще недавно были знакомы только серьезно больным людям, подчас стоят дорого, назначать их выгодно для клиники. Оправданно ли такое лечение? Опрошенные Forbes врачи-клиницисты разбирают самые популярные в России процедуры.
Новейший, но все еще экспериментальный метод лечения самых разных заболеваний. Одна из предлагаемых услуг — омоложение.
Стволовые клетки — предшественники клеток, из которых состоят органы и ткани взрослого человека; их особенно много в зародыше, у взрослого же человека они остаются в небольшом количестве.
О возможностях применения стволовых клеток в терапии заговорили после того, как в 1998 году американские ученые открыли линию эмбриональных стволовых клеток, а в 1999 году авторитетный журнал Science назвал это открытие одним из самых значимых в биологии. С тех пор серьезные исследования в этой области следуют одно за другим. Далеко не все они обнадеживают. Результаты одного из самых свежих исследований опубликованы в журнале Nephrology Dialysis Transplantation (издательство Оксфордского университета). Ученые два года наблюдали более сотни пациентов с серьезным заболеванием почек, которым была проведена трансплантация стволовых клеток. Результаты названы «весьма противоречивыми».
Тем не менее лечение стволовыми клетками практикуется: в России им занимаются, например, в Клинике гематологии и клеточной терапии Национального медико-хирургического центра, которым руководит бывший министр здравоохранения академик Юрий Шевченко. Клеточную терапию используют при комплексном лечении рассеянного склероза и нарушений в иммунной системе. Исследованиями занимаются и в Новосибирском центре иммунотерапии и клеточных технологий, созданном на базе лаборатории клеточных биотехнологий Института клинической иммунологии СО РАМН.
Помимо научных центров есть клиники, практикующие «омоложение» с помощью трансплантации стволовых клеток. Такое применение процедуры как раз и настораживает специалистов. Руководитель отделения биотерапии опухолей Российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина профессор Лев Демидов считает, что с терапией стволовыми клетками надо быть предельно осторожным. «Стволовые клетки являются предшественниками не только здоровых клеток различных органов, но и раковых. Контролировать развитие трансплантированной стволовой клетки мы не можем, возникает дополнительный риск развития раковой опухоли, — говорит Демидов. — Более того, сегодня есть научная гипотеза, что именно собственные стволовые клетки человека могут запускать процессы развития рака». По мнению профессора, говорить о внедрении терапии стволовыми клетками в широкую практику «пока преждевременно».
Предлагается всем желающим в качестве метода «очистки крови от токсинов» для улучшения общего самочувствия.
Процедура напоминает обычную капельницу: изъятая из вены кровь (как правило, не больше 450–500 мл за раз) в центрифуге разделяется на клеточную массу и жидкую часть (плазму), клеточная масса разводится физраствором и возвращается обратно пациенту. Плазма, которая и содержит в себе токсины и другие вредные вещества, уничтожается. Как вариант, есть мембранный плазмаферез.
Обычно врачи используют плазмаферез при серьезных заболеваниях, требующих коррекции состава крови. Например, с 1975 года методы экстракорпоральной гемокоррекции (плазмаферез — один из ее видов) используются в НИИ трансплантологии при подготовке к операциям по пересадке органов и для того, чтобы избежать смертельных осложнений после пересадки органа. Неплохие результаты есть при лечении пациентов с ревматическими и другими системными заболеваниями, когда нужно очистить кровь от собственных специфических белков.
Судя по распространенности (предлагается большинством крупных частных и государственных клиник) плазмаферез очень востребован: описание процедуры содержит в себе магическое слово «детоксикация», что позволяет предлагать эту манипуляцию всем желающим «почистить» кровь. В то же время заведующий консультативным отделением клиники кардиологии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова Сергей Шорников не считает оправданным применение плазмафереза для рутинной «очистки крови»: «Мы можем иногда назначать плазмаферез для нормализации содержания жиров (липидов) крови. Но это процесс, во-первых, малоконтролируемый, во-вторых, через довольно короткое время содержание липидов возвращается к исходному уровню. Что касается простой «очистки крови от токсинов», то в соотношении риск — польза лидерство явно за риском». Шорников говорит, что «вместе с пресловутыми токсинами» удаляются белки, которые регулируют большое количество химических процессов в крови. «Организм восстанавливает их не всегда равномерно. Взять, например, свертывающую систему крови. После плазмафереза эту систему можно вывести из равновесия. В процессе восстановления в крови могут образовываться тромбы, сгустки крови. Они, в свою очередь, могут привести к инфаркту или инсульту. Такое развитие событий маловероятно, но возможно, поэтому я не советовал бы применять плазмаферез в «профилактических» целях».
Рекламируется как способ повысить иммунитет, для лечения хронических вирусных инфекций, улучшения состояния крови.
Это российский метод, родоначальником его считается академик Евгений Мешалкин, который начал применять лазер для улучшения состояния крови в 1981 году в Новосибирске. Механизм воздействия лазера на кровь понятен не до конца, масштабных исследований с тех пор так никто и не проводил. Правда, небольших исследований, с участием 20–30 человек, была масса. По ним выходит, что так можно лечить герпес, депрессию и даже положительно влиять на поздний токсикоз беременных. За пределами России метод применяется крайне редко, экспериментально и по большей части на животных.
Заведующая отделением иммунопатологии Института иммунологии Минздрава профессор Татьяна Латышева замечает, что данных по эффективности ВЛОК недостаточно: «В свое время директор нашего института запретил использование процедуры ВЛОК, поэтому клинического опыта применения этого метода нет. Но судя по публикациям в специализированной литературе, случаев доказанного положительного влияния ВЛОК на организм пациента немного». Латышева говорит, что российские врачи склонны к «гипердиагностике нарушений иммунитета». «Во многих случаях лечить ничего не надо», — отмечает она.
Это воздействие озоном на организм пациента — бывает орошение озонированной водой, внутривенное введение озонированного физраствора, подкожные инъекции озона и т. д.
Объяснение лечебного эффекта процедур зиждется на доказанных свойствах озона — он убивает микробы и разрушает токсические вещества. Кроме этого, адепты озонотерапии говорят о том, что в результате лечения нормализуется обмен веществ, гормональный фон, снимается интоксикация, расширяются сосуды, улучшается микроциркуляция и текучесть крови. Во многих странах мира озонотерапия не признана официальной медициной. В середине 1990-х в Германии, в Университете Марбурга, проводили исследование озонотерапии. Вывод базировался на большом количестве публикаций в научных журналах и был таким: в настоящее время нет оснований утверждать, что озонотерапия может оказывать какое-либо положительное действие. Указывалось на многочисленные осложнения: аллергические реакции, нарушение зрения, головные боли, затяжную депрессию.