Устойчивые новости: жара, крах переговоров, триумф пластика и другие итоги 2024 года

Cамый жаркий год в истории наблюдений
Эта новость уже не кажется новостью. Почти каждый год на протяжении последнего десятилетия фиксируются новые температурные рекорды, теперь и 2024-й становится годом с самой высокой температурой в истории наблюдений. Среднегодовая температура планеты впервые превысила 1,5 градуса по сравнению с доиндустриальным периодом. Между тем цель Парижского соглашения по климату — приложить усилия, чтобы не допустить роста температуры выше, чем на 1,5 градуса. Цель провалена. Теперь, по мнению ученых, последствия глобального изменения климата будут нарастать как снежный ком: больше бурь, засух и штормов, вымирания видов и деградации среды обитания человека.
Следующая цель человечества — удержание температуры планеты в пределах двух градусов. Ученые полагают, что это все еще возможно. Однако причин для оптимизма не много, в 2024 году снова зарегистрированы рекордные выбросы парниковых газов в атмосферу.
Климатическое фиаско и провал переговоров по пластику
На прошедших в этом году в Азербайджане международных переговорах ООН по климату COP29 прорывов не случилось. Главное решение, которое было принято: ежегодно выделять беднейшим странам $300 млрд на борьбу с климатическим кризисом. Источником финансирования станет фонд, в который будут отчислять деньги государства ЕС, а также Канада, Япония, Австралия и другие. Однако такой объем средств большинство развивающихся стран признали недостаточным: чтобы эффективно сокращать выбросы и приспособиться к потеплению, им нужно как минимум $1,3 трлн.
На фоне международных переговоров по борьбе с пластиковым загрязнением климатические договоренности выглядят даже успешными. В отношении пластика не удалось приблизиться к соглашению: ни фондов, ни денег, ни обязательств. Делегации из почти двух сотен стран за два с половиной года не смогли сформулировать приемлемый текст документа. Сохранилось основное противоречие: часть стран выступила за сокращение производства пластика, а другие, в том числе Россия и Саудовская Аравия, предложили сосредоточиться на переработке пластмасс. Переговоры продолжатся в следующем году, но в их положительный исход сложно поверить, пока звучат только взаимные упреки.
Тем временем пластиковое загрязнение продолжает расти. Человечество производит 460 млн тонн пластика в год, из них 350 млн тонн становятся мусором. К 2050 году количество пластика увеличится еще в три раза, а полимерных отходов в океане станет больше, чем рыбы.
Выборы в США и их последствия для климатической повестки
Избрание Дональда Трампа президентом США не добавляет оптимизма сторонникам активных климатических действий. Новый президент — яростный отрицатель влияния человека на климат. Вместо сокращения выбросов во время предвыборной кампании Трамп предлагал отказаться от экологического регулирования и сосредоточиться на добыче нефти и газа. Слова «Бури, детка, бури!» стали его любимым лозунгом. Кроме того, он обещал выйти из Парижского соглашения.
Это означает, что крупнейшая экономика мира не будет выделять деньги на борьбу с климатическим кризисом, а стремление Трампа использовать больше ископаемого топлива увеличит глобальные выбросы на 4 млрд тонн за годы его президентства. Цифра значительная. Она эквивалентна годовой эмиссии ЕС и Японии вместе взятых.
Выбросы парниковых газов от бизнеса растут
Эксперты и раньше говорили, что государства вряд ли смогут сократить выбросы, но оставалась надежда на более прагматичного и эффективного игрока — бизнес. Однако предприниматели в погоне за энергией не смогли выполнить свои планы.
Выбросы парниковых газов Microsoft выросли за год почти на 30% — из-за использования технологий искусственного интеллекта, которые требуют больше электричества. Результаты Google не лучше: за 2023 год эмиссия увеличилась на 13%, а за последние пять лет — на 48%. Причина та же. При этом обе компании ранее заявляли о сокращении эмиссии от деятельности.
Но не только технологические компании не могут снизить влияние на климат: растут выбросы Coca-Cola и нефтяных гигантов BP и Shell. Последние вообще сократили обязательства по инвестициям в возобновляемую энергетику «в связи с энергетическим кризисом, вызванным геополитической напряженностью, и снижением прибыльности возобновляемых проектов из-за роста затрат».
Усиление государственного контроля в сфере устойчивого развития
Одним из немногих положительных событий стало принятие Евросоюзом «Директивы о комплексной проверке корпоративной устойчивости» (CSDDD). Согласно документу, в ближайшие два года крупным корпорациям, работающим в ЕС, нужно представить властям план перехода к низкоуглеродной экономике (отказу от использования энергии от нефти, угля и газа) и начать его исполнять. В случае игнорирования предписаний компании могут оштрафовать на сумму до 5% годового оборота. Кроме того, предприятия должны будут отчитываться о соблюдении прав человека и условий труда в своих цепочках поставок, а также отслеживать незаконные вырубки лесов или другое вредное воздействие на окружающую среду у своих поставщиков.
Пока директива будет распространяться только на 5500 корпораций. Первыми новую отчетность с 2027 года будут подавать бизнес-гиганты с оборотом более €1,5 млрд в год.
Климатические активисты стали выигрывать суды
Слишком медленный прогресс в климатических переговорах заставил активистов и неправительственные организации искать новых союзников в довольно неожиданной сфере — в судах. Попытка оказалась успешной.
В августе конституционный суд Южной Кореи постановил, что государство нарушает права будущих поколений, не занимаясь проблемой климата всерьез. Судились с правительством дети. Самому младшему истцу сейчас два года, а на момент обращения в суд он был 20-недельным эмбрионом.
«Южная Корея делает недостаточно для сокращения выбросов углекислого газа, то есть перекладывает на молодое поколение основную тяжесть последствий изменений климата», — утверждали истцы. Суд встал на их сторону и дал правительству 2,5 года, чтобы бороться с потеплением более эффективно.
Также в этом году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) впервые поддержал климатических активистов: группа пожилых женщин из Швейцарии, большинство из которых старше 70 лет, одержала победу над правительством своей страны. Активисты утверждали, что изменение климата губит их здоровье: экстремальная жара сокращает продолжительность и качество жизни. А руководство Швейцарии делает слишком мало, чтобы предотвратить климатический кризис и уберечь от болезней старшее поколение. Суд согласился, что более частые и интенсивные периоды жары представляют угрозу физическому состоянию пожилых женщин, и признал власти Швейцарии ответственными за недуги стариков.
Сегодня в ЕСПЧ рассматриваются десятки исков, поданных заявителями против климатической политики разных стран. Но решения суда лишь косвенно могут повлиять на государственные стратегии, хотя с точки зрения резонанса в социальных сетях и прессе вердикты судов прибавляют теме климатического кризиса популярности.
Спасение джунглей Амазонки
Леса Амазонии занимают площадь более 5,5 млн квадратных километров, в них обитает около 10% всех известных видов растений, животных и микроорганизмов на планете. Эта информация из учебника географии объясняет значение джунглей вдоль великой реки Южной Америки для Земли. Однако до последнего времени леса активно вырубали по множеству экономических причин: ради древесины, для создания полей сои и пастбищ. Особенно преуспела в этом Бразилия. Но в этом году ситуация изменилась.
Вырубка лесов в Амазонии снизилась почти на треть по сравнению с прошлым годом и достигла минимальных за последние девять лет масштабов. Основной драйвер изменений — Бразилия. В стране ужесточили контроль за лесорубами-браконьерами и увеличили число программ восстановления лесов. Президент страны Лула да Сильва пообещал положить конец уничтожению джунглей к 2030 году.
Бразильский успех 2024 года доказывает, что переломить ситуацию возможно. В следующем году самая большая страна Латинской Америки принимает очередные международные переговоры по климату под эгидой ООН — СОP30. И есть надежда, что государствам удастся договориться о мерах по сокращению выбросов, а примером может служить страна-хозяйка, где поставленные «лесные» цели удалось выполнить.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора