Зажата между двух сверхдержав: почему Европа вынуждена ослаблять экологические нормы

Почему компании из ЕС могут переехать в США, а Евросоюз остаться без экономического роста
Сразу после вступления в должность президента Дональд Трамп подписал указ о выходе США из Парижского соглашения по климату. По мнению Белого дома, это позволит не тратить средства на достижение углеродной нейтральности и защитит рабочие места американцев. После такого решения американский рынок перестал ориентироваться на стандарты ESG и низкоуглеродное производство, а значит снизил экологические требования к бизнесу.
Перед европейскими компаниями встал выбор: оставаться в Европе, вкладывая миллионы долларов в обновление технологий для соблюдения законов по охране окружающей среды, или перебраться за океан, чтобы получить доступ к субсидиям, более мягким экологическим нормам и крупнейшему мировому рынку.
Но это не единственное, что толкает европейских предпринимателей переносить производства. Трамп анонсировал повышение до 25% тарифов на европейские товары, в том числе на автомобили и химическую продукцию. Новые правила начнут действовать ориентировочно в середине 2025 года. Переговоры США и Брюсселя продолжаются, но вряд ли завершатся смягчением условий. Таким образом, у европейского бизнеса возникнет стимул переносить производство в США, чтобы избежать пошлин. Volkswagen уже подыскивает площадку в США для производства Audi, а Mercedes-Benz намерен увеличить выпуск продукции на заводе в Таскалусе в штате Алабама.
Многие транснациональные фонды и крупные инвесторы тоже пересматривают стратегии и выходят из зеленых проектов, что может оставить европейские компании без вложений. Например, инвестиционная компания BlackRock с активами на $10,5 трлн с лета 2024 года сокращает активность в секторе ESG-инвестиций в угоду «новой реальности американской промышленной политики». При этом в 2022 году основатель и директор BlackRock Лоуренс Финк заявлял, что будущее за ESG-компаниями.
Все эти факторы уже понизили прогноз по экономическому росту в Европе. Согласно анализу Goldman Sachs, ВВП еврозоны вырастет на 0,8% за 2025 год, что довольно скромно на фоне потенциального роста США в 2,5%. В условиях неблагоприятного экономического прогноза ЕС совершает энергетический переход и пытается не распугать собственный бизнес.
Как ЕС пытается придерживаться зеленого курса
Еще в 2023 году Еврокомиссия приняла программу Clean Industrial Deal (CID, «Сделка о чистой промышленности»). Документ фокусировался на производствах с высоким потреблением энергии и секторе чистых технологий. Эти области важны для достижения целей ЕС по сокращению выбросов парниковых газов на 90% к 2040 году и достижению климатической нейтральности к 2050 году. Программа задумывалась как ответ европейцев на американский «Акт о снижении инфляции» (IRA). Документ был принят в 2022 году и сулил зеленым компаниям в США субсидии и льготы.
В начале 2025 года Еврокомиссия продолжает продвигать CID, но в совершенно других условиях. Приоритеты развития США изменились, и зеленая трансформация теперь в них не входит. Фактически ЕС в одиночестве выполняет роль драйвера зеленого перехода среди развитых стран. Но действовать Союзу приходится в сложных условиях. Средние цены на электроэнергию в 2024 году для энергоемких отраслей в ЕС были в два раза выше, чем в США, и на 50% выше, чем в Китае, утверждает Международное энергетическое агентство. В ответ на такую ситуацию в рамках CID было решено создать фонд в €100 млрд для финансирования декарбонизации предприятий в промышленности.
ЕС также продолжает внедрение механизма корректировки углеродных границ (CBAM), переходная фаза которого началась с 1 октября 2023 года, а полное вступление в силу ожидается с 1 января 2026 года. Этот механизм уравнивает условия между поставщиками внутри ЕС, для которых действуют жесткие экологические нормы, и импортерами. Последние обязаны приобретать сертификаты CBAM, исходя из количества выбросов углекислого газа, образовавшегося при производстве их товаров. Один сертификат покрывает выбросы одной тонны СО2. Но небольших импортеров — около 90% от общего числа зарубежных поставщиков, — скорее всего, освободят от обязательств по уплате сбора за выбросы углерода (CBAM). До 2025 года о таком послаблении речь не шла, теперь же Еврокомиссия готова пойти на уступки.
Для того чтобы снизить давление экологических норм на бизнес, европейские законодатели предложили частично отступить от стандартов ESG, которые начали действовать в прошлом году. Они хотят внести изменения в порядок подачи нефинансовой отчетности — CSRD. Обязательства останутся только у крупнейших компаний с количеством сотрудников более 1000 человек и оборотом выше €450 млн, 80% компаний не должны будут отчитываться. Снижение требований СВАМ и упрощение отчетности позволят компаниям сэкономить €56,3 млрд. Осталось дождаться, когда инициативу Еврокомиссии утвердит парламент.
ЕС также намерен стимулировать производство критически важных для зеленой экономики материалов (никеля, лития, редкоземельных металлов) от Португалии до Финляндии. Таким образом европейцы надеются снизить зависимость от Китая и дать своим предприятиям доступ к домашним ресурсам.
ЕС ищет новые зеленые рынки
Теперь перед ЕС стоит и новая задача — найти рынки для своей продукции, произведенной по высоким экологическим стандартам. Евросоюз пытается наладить торговые отношения с другими крупными экономиками мира: Бразилией, Индией, Китаем, ЮАР, Саудовской Аравией, Ираном и Аргентиной.
Индия — главная надежда ЕС на стратегическое партнерство в Азии. Переговоры по соглашению о свободной торговле между ЕС и Индией были заморожены в 2023 году, но в январе 2025 года возобновились. Однако сторонам предстоит преодолеть колоссальные тарифные и регуляторные разногласия. Индийский премьер публично призвал к «сотрудничеству с ЕС в сфере высоких технологий и зеленой энергетики».
Еще одно направление международного сотрудничества — Южная Америка. В конце 2024 года, после 24 лет споров, стороны почти согласовали торговое соглашение ЕС с объединением стран МЕРКОСУР, в него входят Бразилия, Аргентина и другие государства. Соглашение откроет европейским производителям доступ к большому рынку Южной Америки, а взамен упростит поставки бразильского сырья, включая сельхозпродукцию и биотопливо, в ЕС.
Но и тут не все гладко, а причина опять в строгих экологических нормативах ЕС. Бразильские власти выступили против избыточного «диктата» экологических норм. Тем временем европейские представители сельскохозяйственного сектора, которым правил не избежать, опасаются демпинга со стороны аграриев Южной Америки. Пока соглашение не прошло одобрение в ЕС.
Не слишком хорошо складывается ситуация для ЕС и на китайском рынке. Пока европейцы остаются крупнейшим экспортным рынком для Китая, а Брюссель боится оказаться в зависимости от китайских комплектующих (особенно аккумуляторов и редкоземельных металлов) и поэтому продвигает идею «снижения рисков» (de-risking). Для этого страны ЕС уменьшают долю Китая в критических цепочках поставок.
Кроме того, в 2023 году Еврокомиссия начала расследование в отношении китайских поставщиков. В ЕС предположили, что автопроизводители из этой страны получают чрезмерные субсидии от правительства, и поэтому успешно конкурируют с европейскими компаниями. Однако в нынешней ситуации европейцы не могут занять жесткую позицию в отношении китайской продукции, которая является важнейшим элементом зеленого перехода.
Нельзя не сказать и о роли России в зеленом будущем Европы. До 2022 года страны союза пользовались поставками дешевой российской нефти и газа, что давало им время и деньги заниматься развитием зеленых технологий. Кроме того, ЕС к 2025 году не сумел полностью отказаться от российских сырьевых ресурсов. Как признает Eurostat, часть особо необходимых материалов, в том числе никель и титан, продолжает поступать в ЕС из России напрямую или через третьи страны. Сложилась ситуация, когда европейские производители продолжают работать, балансируя между «серыми схемами» закупок и санкциями. Перспективы возобновить сотрудничество между ЕС и Россией туманны.
Ближайшие годы станут поворотными для Евросоюза и его желания перейти к экономике, которая наносит минимальный ущерб климату и экологии. Если зеленый курс приведет к созданию рабочих мест, снизит стоимость энергии и укрепит технологический суверенитет союза, то Европа сможет занять позицию в новой экономике. В противном случае ЕС рискует оказаться зажатым между сверхдержавами, теряя долю на рынках и уступая промышленное лидерство.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора