Зеленая революция: как писатель Лю Цзякунь стал лучшим архитектором мира

«Сейчас архитектура изо всех сил пытается найти адекватные ответы на меняющиеся социальные и экологические вызовы. Лю Цзякуню это удалось в наибольшей степени, его проекты отражают повседневную жизнь людей, а также их общественную и духовную идентичность», — отметило жюри премии в поздравительной речи.
Цзякунь — самый китайский из китайских архитекторов. Он родился в 1956 году, накануне Великого китайского голода: в 1959–1961 годах в стране, по разным оценкам, погибло от 15 млн до 36 млн человек. Детство Цзякуня проходило в больнице, где работала его мать. Однако в 1966 году в Китае случилось еще одно потрясение — Культурная революция. Это была политическая кампания, развернутая тогдашним руководителем КНР Мао Цзэдуном. Революционеры пытались избавиться от зарубежного влияния: начались гонения на ученых и интеллигенцию, высшие учебные заведения закрывали. Десятилетнего Лю на три года отправили в деревню помогать по хозяйству.
Когда в конце 1970-х учебные заведения снова открылись, юноша поступил в университет. Получив диплом, он некоторое время работал в государственном институте архитектурного проектирования и исследований в Чэнду. Однако опыт, по его словам, был удручающим: «Это была обычная работа, а мне хотелось стать писателем».
Лю оставил архитектуру и следующие 10 лет прожил в Тибете и западной провинции Китая — Синьцзяне. Здесь он занимался живописью, медитацией и много писал. В 1999 году вышел его роман «План яркого лунного света», который повествует о тщетной попытке архитектора построить идеальный новый город. Автор переосмысляет революцию. Героя произведения вдохновляет план Ле Корбюзье снести бульдозером центр Парижа ради строительства города будущего, а также советские и китайские коммунистические идеи тотального переустройства мира.
В архитектуру Лю вернулся в 40 лет, когда вместе с одноклассником сходил на выставку, посвященную урбанистике. Он открыл частную практику под своим именем. Тогда для Китая это было необычно. Лю же пытался создать контраст с анонимностью государственных проектных институтов
Музей Луэюань для частной коллекции древних буддийских скульптур (2002)
Первый заказ Лю получил в 2002 году, это был проект музея в бамбуковом лесу в Чэнду. Архитектор использовал ландшафт в качестве экспозиции, только добавив акценты природным особенностям.
Русла естественных ручьев оформлены в небольшие каналы и бассейны, которые также служат резервуарами для сбора дождевой воды. Основной материал постройки — бетон, причем ни сделанные из монолита стены, ни дорожки не подвергались отделке. Серый фон подчеркивает особенности скульптурных композиций.
Искусственное освещение сведено к минимуму, естественный свет проникает в пустоты между стенами, которые Лю не стал превращать в окна и заделывать стеклом. В систему освещения интегрированы солнечные панели.
Здание часто «растворяется» в пейзаже, что подчеркивает буддийские принципы гармонии и смирения.
Сычуаньский институт изящных искусств (2006)
Семь зданий кампуса павильона дизайна Музея искусств в провинции Сычуань Лю вписал в существующий ландшафт со значительным перепадом высот. Он также не стал возводить строения, которые вступали бы в диссонанс с окружающей индустриальной застройкой.
Архитектор снова использует кирпичи без финишной штукатурки, чтобы сохранить естественную вентиляцию строений. Кроме того, здания сложены из бетонных блоков и цемента. Низкие наклонные крыши четырех из семи строений позволили сохранить вид на горы и город. Корпуса соединены надземными террасами и дорожками, что не позволяет посетителям вытаптывать растительность.
По мнению исследователя архитектуры Линг Ван Чу, намерение Лю максимально использовать особенности местности, климата и традиций, а также локальные строительные материалы создает оппозицию западному архитектурному мейнстриму, стремящемуся к универсальным конструкциям и решениям.
Мемориал Культурной революции (2008)
Музейный кластер Цзяньчуань — крупнейший негосударственный музейный проект в Китае, основанный меценатом Фан Цзяньчуанем. Лю спроектировал музей часов — мемориал, посвященный Культурной революции. Создавая его, архитектор переосмыслил существующее пространство города — заброшенные торговые площади.
Вход в мемориал втиснут между витринами магазинов. Здесь начинается коридор, который пересекает здание, словно давая посетителю надежду на то, что даже самые темные времена закончатся светом. Дизайн строения переосмысляет структуру храмов и рынков, характерных для древнего Китая. Как будто посетитель нырнул в святилище из шумных торговых рядов.
Музей состоит из небольших залов, информационных стендов и фотовыставок, отдельный мемориальный зал посвящен Дэн Сяопину. Основной материал здания — бетон и красный кирпич. Лю использовал традиционный для него прием освещения: бетонный потолок представляет собой решетку из выступающих балок — световых люков.
Мемориал Ху Хуашань, Китай, 2009
12 мая 2008 года в китайской провинции Сычуань произошло восьмибалльное землетрясение. Эпицентр находился в 75 км от столицы провинции — города Чэнду, но толчки ощущались даже в Пекине. По официальным данным, погибли 87 587 человек, 374 643 получили ранения, 18 392 пропали без вести.
Лю, для которого Чэнду — родной город, разработал технологию переработки щебня от разрушенных домов в новые строительные материалы. Свой метод он назвал «кирпичами возрождения»: люди могли возводить новые дома, используя прежние материалы. Стихийное бедствие превратилось в пример жизнестойкости.
Из «кирпичей возрождения» сделан мемориал Ху Хуашань, открытый в Чэнду в 2009 году. Он посвящен 15-летней девочке, погибшей во время землетрясения. Архитектор выбрал именно ее, потому что она олицетворяла всех погибших детей, которые не принадлежали к великим семьям и просто не успели прожить жизнь. Мемориал — это однокомнатный дом, стены которого внутри выкрашены любимым цветом Хуашань — розовым. Интерьер дополняют личные вещи девочки, которые родители достали из-под обломков.
Музей виноделия Шуйцзинфан, Чэнду (2013)
Лю необходимо было вписать старое производство с историей в 600 лет в современный ландшафт, сохранить цеха и добавить выставочных пространств.
Архитектор окружил современными музейными постройками старые здания, а также надстроил древний деревянный каркас бетонной конструкцией. В качестве одного из строительных материалов он снова использовал «кирпич возрождения» — технологию получения кирпича из обломков снесенных зданий. Часть ограждений выполнена из бамбука.
«Его часто называют первым заводом по производству китайских ликеро-водочных изделий, а историческое значение не уступает терракотовой армии императора Цинь Шихуанди», — говорится на сайте музея.
Новартис Шанхай, Китай, 2014
Каждое здание кампуса компании Novartis в Шанхае проектировали архитекторы из разных стран, в том числе Лю. Он снова внедрил общественные и приватные зоны в застройку. Пространство здания с первого по шестой этаж занимает атриум, который на уровне земли решен как большой открытый внутренний двор с садом. Здесь можно увидеть вертикальную зеленую стену, которая обрамляет обзорную лестницу. На шестом этаже расположена зона отдыха, кафе и веранда.
В качестве строительных материалов Лю снова использовал «кирпичи возрождения», бамбук и низкоэмиссионное стекло, то есть при производстве материала в атмосферу попало минимальное количество выбросов СО2. Естественное освещение обеспечивают пространства между зданиями.
West Village, Китай, 2015
Строительство комплекса West Village было завершено в 2015 году. Этот проект воплотил стремление Лю создавать такие общественные пространства в городе, где люди могли бы проводить время вместе, быть в одиночестве, заниматься хобби, играть и отдыхать.
West Village — это внутренний двор крупного жилого комплекса. Правда, с нетипичной планировкой. Двор занимает весь квартал не только в плоскости, но и по вертикали. За счет того, что двор вырос вверх, у него увеличилась внутренняя площадь. Ее заняли беговые и велосипедные дорожки, добавилось озеленение. Внутри конструкции разбиты небольшие бамбуковые дворики. Для экономии средств Лю использовал в качестве ограждения балюстрад стержни из необработанной стали.
«Я думаю об этом как о большом сычуаньском котле, сочетающем в себе все аспекты городской жизни. Я хотел перенести уличную жизнь в здание», — приводит The Guardian слова Лю. Это была попытка построить своего рода городскую утопию со спортивными сооружениями, ресторанами, галереями и всем тем, что можно найти на главной улице.
Проект стал жертвой собственного успеха. После того как в один ясный день 2016 года 9000 человек решили прогуляться по дорожке на крыше, власти закрыли пандус. Укрепленное строение открыли только в 2024 году.
Сучжоуский музей императорского обжигового кирпича, Китай, 2016
Сучжоуский музей императорского обжигового кирпича расположен в районе Сянчэн и напоминает о поздней эпохе империи. На его территории находятся руины зданий эпохи династий Мин и Цин.
Здание музея впечатляет своими масштабами: огромные колонны поддерживают трехэтажную конструкцию, а пандусы обеспечивают удобный проход к шести отсекам. Основная часть музея представляет собой абстрактное изображение императорской печи для обжига и императорского двора. Однако здание не воплощает в полной мере ни то, ни другое, а является столь близким Лю общественным пространством. В залах выставлены древние печи для обжига и показаны технологические приемы изготовления «золотых кирпичей». Именно они использовались для мощения полов Запретного города в Пекине, Летнего дворца и гробниц династии Мин.
В музее, как и в других проектах Лю, есть винтовая лестница с естественным освещением. Она ведет на крышу, где проводятся выставки, лекции и мастер-классы. Вдоль северной стены музея высажено множество деревьев, чтобы заглушить шум от моста, расположенного неподалеку.
Культурный район Сонгьянг, Китай, 2020
Культурный квартал Сонгьян расположен в уезде Сонгьян, Лишуй, провинция Чжэцзян. Это место известно как «последнее тайное место на юге реки Янцзы». Квартал представляет собой древнюю деревню, сохранившую исконный быт и традиции китайцев. Однако со временем центральная часть поселения пришла в упадок, и для ее возрождения был запущен проект под руководством архитектора Лю.
Строительство велось за счет городского бюджета, что поставило архитектора в условия довольного ограниченного бюджета. Лю удалось превратить квартал в живой музей, где артефакты выставлены прямо на улицах и доступны для обзора в любое время суток. Ночная подсветка сделала эти объекты точками притяжения как для местных жителей, так и для туристов.
Архитектурное решение квартала включает коридоры и витрины между домами, прозрачные перекрытия, бамбуковые стены и перегородки из блоков. Эти элементы дополнили разрушенные городские здания, соединив конструкции прошлого с современностью.
Кроме того, в проекте была внедрена умная система управления подсветкой и световыми эффектами, что позволило снизить расход электроэнергии на 30%.
Реконструкция пещерного района Тяньбао в городе Эрланг, Китай, 2021
Это еще один «алкогольный» проект Лю Цзякуня. Городок Эрланг расположен рядом с рекой Чишуй, а также в регионе есть естественные пещеры — Тяньбао, Дибао и Ренхэ. Такое сочетание природных факторов сделало регион центром производства крепких напитков, а пещеры стали крупнейшими в мире природными хранилищами спиртных напитков.
Цзякунь использовал при проектировании музея особенности ландшафта. В зависимости от угла зрения перед посетителем открываются виды свободно текущей реки, узкой пещеры, стены здания или просвета между строениями. Архитектурный ритм создает нарратив посещения, рассказывает свою историю каждому путешественнику.
Входную группу Лю решил с помощью своих любимых строительных материалов: бамбуковые и стальные прутья переплетены в длинную арку. Здесь снова угадывается мотив перехода от обыденности и современности к традициям.
