Без целебной воды: могут ли инвестиции в $11 млрд спасти Мертвое море от исчезновения

Западный берег Мертвого моря с некоторых пор напоминает швейцарский сыр: вокруг акватории образовались тысячи воронок разного диаметра, вплоть до 50–60 метров, писало в 2015 году издание NBC News. Появление дыр в земле и хрупкий грунт привели к тому, что курорты Минерал-Бич и Эйн-Геди прекратили работу. Вместо отдыхающих с детьми в заброшенных городках поселились лисы. С каждым годом провалов становится больше, на южном берегу (вблизи городка Неве-Зоар) тоже появились воронки.
Очевидно и другое — уровень моря стремительно падает. Да так быстро, что группа экоактивистов Ecomena уверена, что к 2050 году водоема не станет. Доцент кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития» Алексей Занин в разговоре с Forbes подтвердил: «сценарий гибели Мертвого моря не представляется невозможным».
Кто забрал воду у моря
Мертвое море получило название благодаря высокому содержанию соли (в 14 раз выше, чем в Черном), поэтому там не выживают рыбы и большинство микроорганизмов. Зато насыщенная микроэлементами жидкость — признанный способ терапии и лечения массы заболеваний: от неврологических до кожных. Акватория не связана с Мировым океаном, единственная река, впадающая в море, — Иордан. На берегах водоема расположены Израиль, Иордания и Палестина.
Долгое время состояние акватории было стабильным — перемены начались в 1950-х годах. В этот период Израиль запустил национальный проект «Водовоз», который подразумевал забор воды из Иордана. За восемь лет строители соорудили 130 км каналов, которые способны пропустить через себя 72 000 кубометров жидкости в час. Проект обеспечил водой крупные города и сельское хозяйство, но существенно уменьшил сток Иордана: сейчас он составляет 10% от прежнего объема.
Воду использует не только Израиль, Сирия и Иордания также получают ее в соответствии с мирным договором, но эксплуатируют ресурсы менее рационально. Так, потери в системе водоснабжения Израиля составляют 5–10%, в Иордании — 40–60%, а в Сирии половина инфраструктуры просто разрушена.
Кроме того, воду из Мертвого моря выкачивают и испаряют при добыче минералов — калия, магния, солей и брома. Работы ведет крупная компания Dead Sea Works. Экологи волнуются, что технология провоцирует значительные потери воды, компания же утверждает, что половина возвращается в море.
Что происходит с морем и его окрестностями
За десятки лет активного использования ресурсов поверхность моря уменьшилась на 33% — с 1000 кв. км до 670 кв. км, уровень акватории упал на 10%, а береговая линия сдвинулась на 2000 м.
Провалы грунта — это карстовые воронки. Они начали появляться еще в 1980-х годах. Дело в том, что дно моря насыщено солью, но когда уровень воды снижается, то дно обнажается и остается без подпитки минералами. Со временем соль из него вымывают пресные талые воды и дожди. В результате грунт теряет устойчивость, появляются воронки. Именно этот процесс стал причиной закрытия курортов.
Глобальное изменение климата только усугубляет ситуацию. Уменьшение количества осадков дополнительно ограничивает поступление воды, а рост температур в регионе усиливает испарение жидкости с его поверхности, пояснил Замин.
Почему на смену морю придут песчаные бури
Может показаться, что гибель Мертвого моря всего лишь создаст сложности для индустрии отдыха и лечения. Да и то вряд ли. Лечебные курорты переквалифицируются в мекку научного и экстремального туризма по изучению карстовых воронок. Однако исчезновение большого водоема — не только угроза для бизнеса, это трансформация экосистемы.
По словам главы лаборатории ООН по восстановлению земель и автора эколого-просветительского Telegram-канала «Эколеха» Алексея Алексеенко, вместе с морем исчезнут бактерии, грибы и древнейшие микроорганизмы. Человечество потеряет доступ к образованиям, которые могли бы в будущем стать лекарствами.
Кроме того, высыхание акватории приведет к нарушению водного баланса. «Водоемы играют важную роль в поддержании влажности почвы, регулировании местного климата. Без них начнется эрозия почв, стремительно деградируют ландшафты, также ускорится рост температур в регионе, и, вполне возможно, усилятся засухи или начнутся пыльные бури», — предупреждает Алексеенко.
$11 млрд на спасение моря
Самый амбициозный проект сохранения объекта: переброска воды по подземной трубе из Красного моря в Мертвое. Стоимость инициативы эксперты Стэнфордского университета в 2013 году оценили в $11,1–11,3 млрд. Финансирование намеревался выделить Всемирный банк, но пока дальше обещаний дело не пошло.
«Поступление соленых морских вод может повысить минерализацию Мертвого моря, что нарушит его экосистемы. При разработке подобных проектов необходимо предусмотреть опреснение воды, что также может быть технологически сложным», — считает Зимин. Проект действительно предполагает снижение солености воды, но на это потребуется колоссальное количество энергии.
Однако пока сдвинутся с мертвой точки в выполнении этого проекта мешает непрекращающийся конфликт Израиля и Палестины. Между тем спасать море за счет воды из другого источника — не самая здравая задумка. Более устойчивый способ — разработка плана развития территории с учетом изменения климата, в котором будет представлена система управления водными ресурсами региона.