К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему москвичи выступают против строительства дороги через парк «Лосиный остров»

Лось на территории национального парка «Лосиный остров» (Фото Владимира Гердо / ТАСС)
Лось на территории национального парка «Лосиный остров» (Фото Владимира Гердо / ТАСС)
Спор вокруг крупнейшего лесного массива в столичном регионе — национального парка «Лосиный остров» — тянется с 2023 года. Чиновники предлагают проложить там дорогу, которая должна избавить жителей городов — спутников Москвы от многочасовых пробок. Но у этой идеи есть много противников, которые утверждают, что прокладка трассы нарушает законы и вредит экологии. Forbes разобрался в аргументах обеих сторон и рассказывает, что происходит на территории парка прямо сейчас

Парк «Лосиный остров» занимает площадь 129 кв. км — это самый большой заповедный лесной массив столицы и окрестностей. Однако в силу своего положения в густонаселенном регионе с высокой стоимостью земли он не раз оказывался в центре строительных скандалов: то в охранной зоне парка возвели дома, то пытались проложить дублер Щелковского шоссе. До недавнего времени лес удавалось сохранить: строительство многоэтажек не завершено, а проектирование дублера было приостановлено.   

Тем не менее, чтобы избежать конфликтов и сделать управление парком более эффективным, 6 декабря 2023 года «Лосиный остров» разделили на городскую часть в границах Москвы и областную, расположенную сразу в четырех городах Подмосковья — Мытищах, Балашихе, Щелкове и Королеве. Областной частью парка управляет Минприроды, городской — власти столицы. 

Спустя всего девять дней, 15 декабря 2023 года, администрация Королева предложила провести автомобильную дорогу через «Лосиный остров» до Королева и Мытищ, чтобы жители области меньше стояли в пробках и могли быстрее добираться до работы в столице и обратно. Согласно опубликованным документам, новое шоссе должно было пройти по старой лесной грунтовой дороге, которая в крайних случаях использовалась для проезда служебных машин, чаще по ней ездили велосипедисты, а зимой лыжники. Дорога представляет собой просеку между лесными кварталами, а местами — пешеходную тропу, убедился автор материала, побывавший в «Лосином острове».

 

Активные граждане развернули кампанию против стройки: призывали сочувствующих писать сообщения в органы власти и голосовать против в ходе общественного обсуждения проекта. Одновременно в апреле 2024 года посетители национального парка обнаружили машину и специалистов, которые проводили буровые работы на территории леса вблизи Королева. Рабочие предъявили разрешительные документы, в которых утверждалось, что ведутся работы по капитальному ремонту дороги. 

Дорога в парке, которую собираются расширить до асфальтированной двухполосной автодороги. Март 2024 года (Фото Юлии Давыдовой)

Общественники посчитали, что под видом ремонта и санитарных рубок власти прокладывают между Москвой и Королевом асфальтированную трассу через заповедный лес. Началась масштабная общественная кампания против стройки. Против вырубки леса выступили эксперты Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты, представители нескольких природоохранных организаций, Совет по правам человека и ученые.   

 

В конце 2024 года вопрос о дороге через «Лосиный остров» задали Владимиру Путину во время прямой линии. Глава государства поручил правительству, Московской области и Общественной палате до 1 апреля 2025 года рассмотреть варианты решения проблемы транспортной доступности Королева с учетом мнения жителей. На встрече с президентом 8 апреля 2025 года губернатор Московской области Андрей Воробьев сказал: «Если не к концу года, то в I квартале 2026 года, Владимир Владимирович, мы построим дорогу, которая действительно вызволит из плена 250 000 [человек]». Однако глава региона не уточнил, где пройдет трасса. 

Власти приняли решение отремонтировать проложенную еще в советские времена дорогу — ту самую грунтовку в «Лосином острове», которую активисты требуют оставить в существующем виде. По мнению чиновников, это наиболее оптимальный вариант, не затрагивающий напрямую жителей и стратегическую инфраструктуру. Частично трасса пройдет по территории национального парка «Лосиный остров», подтверждают в пресс-службе правительства Московской области в ответ на запрос Forbes. Согласно планам правительства Подмосковья, новая транспортная артерия заработает в марте 2026 года. Функционирующие сейчас трассы исчерпали свою пропускную способность, пояснили в пресс-службе: «В часы пик трафик автомобилей превышен в три раза, каждый день здесь (на въездах и выездах из Королева и Мытищ в сторону Москвы. —Forbes) образуются многочасовые заторы, которые препятствуют движению скорой помощи, других аварийных и экстренных служб, а также пассажирского транспорта».

Чиновники сообщают, что проработали ряд альтернативных вариантов прокладки дороги. Но результаты обследований показали, что они дороже и займут больше времени: потребуется принудительный выкуп и последующий снос частных жилых домов, гаражей, коммерческих зданий. Кроме того, дорога пройдет по землям лесного фонда, инфраструктуре РЖД и предприятия оборонного комплекса, РКК «Энергия» им. С.П. Королева.

 

Как дорога повлияет на экологию 

По мнению противников шоссе, ее строительство значительно ухудшит экологию Подмосковья, снизит доступность для граждан благоприятной окружающей среды. Специалисты приводят следующие возражения:

  • шоссе разделит лес на фрагменты, что снизит его природную ценность и будет приводить к гибели животных на дороге, а некоторые редкие виды, скорее всего, исчезнут;
  • произойдет загрязнение почвы, водных объектов и воздуха;
  • согласно документации, обнаруженной активистами, работы предусматривают вырубку более 1500 деревьев; 
  • на стадии эксплуатации дороги вырастут риски природных пожаров;
  • дорога будет оказывать губительное шумовое и световое воздействие на животных, уточнил Forbes специалист программы по особо охраняемым территориям проекта «Земля касается каждого» Михаил Крейндлин. 

«Строительство и эксплуатация дороги изолирует значительную часть Мытищинского лесопарка от остальной территории национального парка, что приведет к деградации природных комплексов, нарушению путей миграции ряда животных, в том числе лосей, кабанов и лис, и (учитывая, что северная часть Мытищинского лесопарка окружена городской застройкой) к постепенному уничтожению их популяций на данной территории. Кроме того, этот лесопарк будет полностью отрезан от остальной части парка и превратится в маленький островок, быстро утративший природную ценность», — пояснил Forbes Крейндлин.

В то же время представители Всероссийского научно-исследовательского института «Экология», которые подготовили к декабрю 2023 года оценку воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС), полагают, что предложенный проект окажет «среднее отрицательное воздействие» на окружающую среду. Но независимые эксперты, изучив материалы института, указали на грубые ошибки в них и ненаучные выводы. Например, в них говорилось, что изоляция животных с помощью дороги увеличит рост их численности при соблюдении правил охраны леса. Ученые — члены ВООП признали эти выводы «граничащими с абсурдом». В марте 2024 года новый глава «ВНИИ Экология» Александр Закондырин (проект ОВОС был подготовлен при старом руководстве) заявил, что они не будут проводить еще одну оценку, подчеркнув, что «Лосиный остров» — это «жемчужина отечественной заповедной системы, и ее надо сохранить».

Forbes отправил запросы в Минприроды и национальный парк «Лосиный остров», чтобы уточнить влияние планируемой дороги на природную ценность лесного массива и их позицию. На момент публикации материала ответов не последовало. 

Вырубки в 2023 году (Фото DR)

Кроме того, некоторые эксперты полагают, что и после запуска нового шоссе машины продолжат стоять в пробках, но уже на дороге, проходящей через природную территорию. По мнению заведующего лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилла Янкова, трасса через «Лосиный остров» способна пропустить только 900 машин в час, а это не решит проблемы сотен тысяч автомобилистов. Кроме того, шоссе намереваются проложить с резким поворотом на 90 градусов, что снизит скорость проезда.

 

Житель Королева, летчик-космонавт, заместитель председателя и исполнительный директор ВООП Федор Юрчихин, причиной коллапса считает резкий рост объемов вводимого жилья без учета возможностей транспортной инфраструктуры. Блогер-эколог Георгий Каваносян указывает: в Королеве недостаточно рабочих мест, поэтому люди продолжают ездить в столицу. Эта социально-экономическая проблема — причина огромного трафика утром и вечером.

«Дорожная сеть советских районов вокруг «Лосиного острова» не рассчитана на сильный рост городов Подмосковья, который мы наблюдаем сегодня. Современные строители могут соблюсти требования по количеству парковочных мест, но пропускная способность района остается неизменной. В условиях плотной застройки новые дороги проходят по существующим городским объектам — старым домам, паркам и природным территориям. Это и приводит к конфликтам», — пояснила Forbes архитектор, выпускница института «Стрелка»  Елена Быкова.

Почему активисты подозревают Минприроды в попытке узаконить дорогу

Однако, возможно, самый серьезный аргумент против шоссе состоит в том, что в национальном парке — федеральной охраняемой природной территории — подобное строительство запрещено законом. Именно на это указывают граждане, организации и эксперты в многочисленных письмах и обращениях к властям и депутатам Госдумы.   

Для того чтобы снять правовой запрет, Минприроды обновило положение о национальном парке «Лосиный остров». Предлагаемый вариант этого документа был 11 июня опубликован на Федеральном портале проектов нормативных актов. Согласно ему, территорию, по которой планируется проложить дорогу, отнесут к зоне хозяйственного назначения, и тогда там можно строить дороги, заправки и автосервисы. По сути, этот документ легализует строительство шоссе в Королев, считают экологи. 

 

В то же время ведомство поясняет, что выделяются рекреационная зона, а также зона хозяйственного назначения, которая обеспечивает функционирование национального парка и «жизнедеятельность проживающих здесь (рядом с парком. — Forbes) граждан».

«Документ определяет виды разрешенного использования земельных участков в границах национального парка «Лосиный остров» и устанавливает предельные параметры строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в случаях, если разрешенное использование земельных участков допускает такое строительство и реконструкцию. Приводит в соответствие с данными Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах части территории национального парка», — пояснили в Минприроды выпуск обновления.

Межрегиональная общественная организация «Экспертный совет по заповедному делу» направила в адрес министерства критические замечания к документу с основным выводом — проект противоречит законодательству России, в том числе закону «Об особо охраняемых природных территориях» и Земельному кодексу. «В связи с чем не может быть принят в представленной редакции», — считают авторы обращения. По мнению экспертов, это попытка разрешить прокладку автомобильной трассы, хотя сейчас дорога используется для пеших, велосипедных и лыжных прогулок и именно это соответствует целям создания охраняемой природной территории. На запрос Forbes в Минприроды пока не ответили.

Протестующие в очереди в приемную президента РФ (Фото DR)

Общественная оценка документа завершилась 25 июня: 25 788 голосов за, 12 415 — против.  Активисты подозревают, что одобрение было сфабриковано.  По мнению экспертов проекта «Земля касается каждого», положительные комментарии искусственно накрутили. На это якобы указывает анализ трафика государственного ресурса и динамика голосования. «Начиная с 20 июня начался резкий и странный рост голосов за. 25 июня за 3,5 часа до окончания голосования число голосов за выросло почти на 8000, а за ночь после окончания официального срока голосования добавилось еще 3000 голосов», — пишут активисты.

 

Эксперты проекта «Земля касается каждого» считают, что результаты общественного обсуждения следует признать недействительными, а проект положения должен быть представлен на новое рассмотрение.

В настоящее время противостояние продолжается. Граждане, замечая технику в национальном парке, требуют разрешения на работы и вызывают полицию. По мнению активистов, осуществлять такой проект без государственной экологической экспертизы незаконно.

Можно ли разрешить проблему

Споры вокруг транспортных магистралей связаны с бурным развитием городов и, похоже, не имеют простых и дешевых решений. Социолог, сотрудник бюро исследования «Гражданская инженерия» Петр Иванов в комментарии для Forbes отметил, что в работе Ричарда Формана «Урбанизированные территории: экология и планирование после городов» (Urban Regions: Ecology and Planning Beyond the City) Москва отнесена к мегаполисам, относительно удачно вписанным в природный ландшафт. Проблему создает радиальная структура, то есть лучи-шоссе, ведущие из центра за пределы столицы.

«Чтобы животные могли их пересекать, необходимы действующие экодуки — переходы для зверей. Они представляют собой переходы над дорогой с травой, мелкими кустарниками, удобные для животных», — сказал Иванов. Однако сейчас в Москве и области недостаточно экодуков, даже если два-три построены, то их не поддерживают в рабочем состоянии, не ухаживают за травой и кустарниками. 

Эксперт уточнил, что гораздо существеннее другой недостаток — отсутствие взаимодействия между Москвой и областью при планировании территорий. Ситуацию с пробками могли бы решить магистральный автотранспорт, соединяющий города региона: скоростные трамваи или автобусы — все это может заменить личный автотранспорт и снизить поток машин.  Например, подобным образом улучшили транспортное сообщение в американском Канзас-Сити и Бостоне с его пригородами. Подобные, но гораздо более масштабные проекты осуществляли в Сеуле и Гонконге. Но пока в России законодательство и нормативные акты не обязывают муниципалитеты и субъекты согласовывать друг с другом застройку и транспортные сети. 

 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+