К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Слишком много мусора: как произошел глобальный провал экономики замкнутого цикла

 Фото Александра Рюмина / ТАСС
Фото Александра Рюмина / ТАСС
Доля переработанных материалов в мировой экономике с 2015 года постоянно снижается. Согласно докладу организации Circle Economy, она стала ниже 7%. О том, почему человечество не в силах решить проблему лишних отходов и как окружающей среде вредят небоскребы, рассказала в колонке для Forbes эксперт по устойчивому развитию Анастасия Лаукканен

За последние 50 лет добыча сырья в мире утроилась и достигла 100 млрд т в год. Если человечество не изменит экономическую модель, то добыча ресурсов увеличится еще на 60% к 2060 году. Результаты такой системы ведения хозяйства видны из космоса: свалки одежды занимают тысячи гектаров, в новости то и дело попадает 30-метровая гора мусора в Мумбаи. А новое развлечение туристов в Азии, прежде чем войти в море — очистка пляжей от пластика, принесенного прибоем.

В глобальном отчете о циркулярной экономике цифры выглядят тревожно: всего 6,9% из 106,1 млрд т ресурсов, использованных человечеством в 2021 году, пришлись на вторичные материалы, в 2018-м показатель был выше — 7,2%, в 2015 — 9,1%. Иными словами, несмотря на развитие переработки, наращивание добычи ископаемых сводит на нет попытки вернуть ресурсы в оборот. 

С 2018 года некоммерческая организация Circle Economy (Нидерланды) выпускает доклад «Разрыв в циркулярной экономике». Главная цель документа — показать соотношение между первичным и вторичным сырьем в производстве продукции. При подготовке доклада анализируются данные из более чем 90 стран, 350 городов и 1000 предприятий. 

 

Эксперты разделяют глобальные потоки ресурсов на три категории:

  • Циклические. Вторичные материалы и углеродно-нейтральная биомасса (к этому сегменту относится большинство лесов и сельскохозяйственной продукции). Она поглощает столько же углерода, сколько выделяет в течение жизненного цикла;
  • Линейные. Ископаемое топливо и другие первичные невозобновляемые материалы, а также сжигаемая биомасса (например, дрова или солома), которая не является углеродно-нейтральной;
  • Потенциально циклические/потенциально линейные. Запасы сырья, «упакованного» в здания, инфраструктуру и оборудование. Они могут быть переработаны или выброшены на свалку по истечении срока их службы.

Отчет рассматривает, как материалы попадают в экономику, возвращаются ли они в нее вновь, и если нет, то чем они становятся, отходами или выбросами. Документ 2025 года составлен на основе данных 2021 года.

 

Как человечество копит мусор

Мировая экономика расходует колоссальные объемы ресурсов, значительная часть которых теряется безвозвратно. В 2021 году из глобального хозяйственного оборота было исключено 65,7 млрд т материалов, и только 11,2% из них удалось переработать. Остальное оказалось в окружающей среде в форме выбросов или отходов. Наибольшую долю составила эмиссия парниковых газов в объеме 43,5 млрд т, еще 19,1 млрд т пришлись на твердые и жидкие отходы — от строительного мусора и пластика до сточных вод. 

Год от года ситуация становится только хуже. В 2018 году доля отходов составляла 44,6% от общего числа использованных ресурсов, а в 2021 году — уже 45,2%. Эти цифры демонстрируют дисбаланс линейной экономики: чем больше мы производим и потребляем, тем больше ресурсов уходит «в никуда» — в атмосферу, почву и воду, где они создают загрязнение и повышают риск уничтожения среды обитания человека. 

При этом объем рынка вторичных материалов составляет только 1% всех извлеченных ресурсов. Иными словами, на каждый грузовик с переработанным металлом или пластиком приходится почти 100, нагруженных первичным сырьем.

 

Между тем только 25% производимых товаров могут снова попасть в производственный цикл, утилизация остальных слишком дорога или невозможна, поэтому получение вторсырья нельзя считать панацеей от избытка мусора.

«Наш анализ однозначен: даже в идеальном мире мы не сможем решить планетарный кризис одной лишь переработкой. Системные перемены требуют фундаментальной трансформации», — заявила глава Circle Economy Ивонна Боджо в интервью The Guardian.  

Что не дает развиваться циркулярной экономике

Эксперты указывают на «узкие горлышки» мировой экономики, которые требуют перестройки основополагающих процессов и мешают возвращать ресурсы в оборот. Речь идет о сжигании ископаемого топлива, биомассе и стремлении людей возводить новые здания и сооружения.

Ископаемое топливо

Ископаемое топливо продолжает составлять значительную долю потоков первичных ресурсов и остается главным источником глобальных выбросов. Однако уровень переработки и возврата в оборот таких ресурсов минимален. Действительно, сложно преобразовать в продукт дым, идущий из трубы ТЭЦ или завода.

 

Сейчас в мире действуют около 50 промышленных проектов, которые ежегодно улавливают примерно 50 млн т CO2, то есть 0,1% от глобальных выбросов. Когда все проекты, находящиеся в стадии разработки, будут реализованы, совокупная мощность может достичь 416–520 млн т углекислого газа в год, или около 1% мировых выбросов. Однако закачанные в подземные хранилища газы — это не вторичное использование, а склад готовой продукции, которая, по мнению экспертов британской компании Storegga, не представляет большой ценности на рынке. 

В общем, идея «зациклить» процесс сжигания топлива выглядит слишком затратной (технологии улавливания и переработки обойдутся дороже, чем перестройка завода) и мало реалистичной. Гораздо эффективнее трансформировать энергетические системы и перейти на чистые источники энергии.

Биомасса

Почти пятая часть используемых людьми ресурсов — это биомасса, получаемая от сельского и лесного хозяйства. Казалось бы, леса и растения — возобновляемое сырье, однако существующие методы их обработки и потребления приводят к образованию дополнительных тонн отходов.

 

Кроме того, интенсивное выращивание древесины или сельскохозяйственных культур разрушает существующие экосистемы. В центр аграрных скандалов часто попадает Бразилия, где под пастбища вырубают районы с максимальным биоразнообразием на планете — леса Амазонки. Сведение лесов также снижает обеспеченность регионов водой: деревья способны удерживать влагу, а поля — нет. 

В последнее время под вопросом находится статус лесов как естественных поглотителей углерода из воздуха. Новые научные данные говорят о том, что «легкие планеты» являются источником выбросов. Это связано со старением лесов, глобальным уменьшением их площади и плохим управлением.

Эксперты видят выход в преобразовании продовольственных систем в круглогодичные предприятия, которые обеспечат восстановление используемых участков земли и будут занимать меньшую площадь. Также человечеству следует изменить свой рацион питания в пользу растений и необработанных продуктов. Это снизит давление на экосистемы. 

Здания и инфраструктура

 

На застройку городов и создание инфраструктуры в 2021 году ушло 40,4 млрд т ресурсов, то есть почти 38% всего сырья. Колоссальные объемы материалов оказались «запертыми» в зданиях и сооружениях на десятилетия. По мнению экспертов, странам с высоким уровнем дохода лучше заняться продлением срока службы существующих объектов, а развивающимся государствам — проектировать объекты с возможностью дальнейшей реконструкции. 

Аналитики полагают, что вторичные строительные материалы — одна из наиболее очевидных точек роста циркулярной экономики. Но пока люди заняты возведением все новых объектов: за XX век их масса выросла в 23 раза и продолжает увеличиваться. 

В идеальном мире, фантазируют эксперты доклада, ремонт, модернизация и переоборудование — это стандартные практики, позволяющие максимально продлить срок службы активов. Конструкции рассчитаны на долгий срок эксплуатации, их легко разбирать, ремонтировать и перерабатывать. Для создания таких объектов применяют возобновляемые материалы с замкнутым жизненным циклом, например древесину из ответственных источников, цемент и композиты на основе биологического сырья. 

В реальности люди предпочитают оставлять бесхозные старые дома или сносить ненужные конструкции, а затем отправлять на свалку. В кулуарах архитектурной конференции в Москве один из участников на вопрос, как же строить перерабатываемые дома, ответил, что в мире так много всего возведено, поэтому лучшее решение — модернизировать старые объекты.

 

Ситуация в России

Российская система обращения с отходами пока демонстрирует скромные результаты.

По статистике, в 2024 году в России образовано 8,5 млрд т отходов, из них 80%, или 6,8 млрд т, просто «размещены» на хранение. Утилизировать удалось только 3,1 млрд т, 29% из которых стали вторсырьем. Основная часть мусора — промышленные отходы, которые пока на долгие годы оказываются на площадках для хранения. 

Что касается бытовых отходов, по оценке FinExpertiza на основе данных Минприроды, в 2023 году в России на переработку отправлялось около 12,7% бытового мусора. Но это средний показатель по стране, есть регионы размером с европейское государство, где вторичные ресурсы не извлекают, весь мусор оказывается на свалках. Так происходило в Саратовской, Магаданской и Кировской областях, а также в Карелии, Дагестане, Алтае, Тыве и Хакасии.

«Генерация твердых бытовых отходов в России продолжит увеличиваться, и к 2028 году она может достигнуть 51,8 млн т в год (в 2023 году — 47,2 млн т. — Forbes)», — считает генеральный директор ЭКЦ «ИнвестПроект» Алексей Лумпов. Также в России рынок вторичных ресурсов остается, по экспертным оценкам, очень небольшим. Предприятия предпочитают работать с более дешевым первичным сырьем.

 

Оглядываясь вокруг, невозможно не заметить: нас окружает огромное количество вещей, которые никогда не будут применять повторно. Старые смартфоны и небоскребы — наглядные символы линейной экономики, где привычная логика «взял — использовал — выбросил» приводит к лавинообразному росту отходов. Возникает парадокс: изобилие созданных человеком товаров и катастрофически низкий уровень их грамотной утилизации. К сожалению, неясно, насколько удастся решить проблему до того, как люди лишаться ресурсов, а свалки поглотят города. Остается мечтать, например так, как это  делает глава фонда «Циркулярная экономика» Эллен Макартур. 

«Если бы мы могли построить экономику, в которой вещи используются, а не изнашиваются и выбрасываются, мы могли бы построить будущее», — считает Макартур.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+