Синергия усилий: как некоммерческий фонд и бизнес сохраняют экосистему Байкала

Два некоммерческих фонда, «Озеро Байкал» и «Мир вокруг тебя» компании Siberian Wellness, выстраивают модель устойчивого развития региона почти десять лет. Их опыт показывает: сохранить экосистему Байкала и задать новый стандарт корпоративной ответственности в России можно только объединяя ресурсы бизнеса и участие местных жителей, экспертизу и научные данные.
— Вокруг Байкала все время идет противостояние: осваивать природную территорию или ничего не делать, чтобы не навредить. К каким выводам вы пришли, разрабатывая и реализуя программы своих фондов?
Анастасия Цветкова: Фонд «Озеро Байкал» работает уже десять лет, и я вижу большую трансформацию процессов, происходящих вокруг Байкала. К нему приковано внимание на всех уровнях, от федерального до локального. Для местных жителей это важный культурный центр и часть наследия. Для страны — стратегический водный объект, входящий в национальный проект «Экологическое благополучие» и в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Мы видим, как меняется включенность и со стороны бизнеса. Если раньше он приходил ситуативно, например участвуя в краткосрочных акциях по уборке берега, то сейчас это все чаще долгосрочные стратегии. Важна и научная работа — без науки, научного обоснования реализация системных программ невозможна. Но мы по-прежнему сталкиваемся с серьезными вызовами. На мой взгляд, они прежде всего связаны с отсутствием единой стратегии развития территории.
— Какое влияние оказывает на экосистему Байкала рост туристического потока?
Анастасия Цветкова: Байкал посещают до 2,5 млн человек в год, и туристический поток продолжает увеличиваться. Антропогенный след, конечно, очень заметный — не только из-за мусора. И я вижу огромный потенциал не только в том, чтобы развивать здесь продуманный устойчивый туризм, но и в том, чтобы инвестировать в местную экономику, вовлекать в нее местных жителей. На Байкале очень сильная научная база, и важно, чтобы институты продолжали работать, а у сотрудников была достойная оплата труда.
— Знаете ли вы примеры зарубежных кейсов, когда удалось совместить охрану природы и экономическое развитие?
Анастасия Цветкова: Таких примеров множество. В Хорватии есть национальный парк «Плитвицкие озера», крупная особо охраняемая природная территория. Антропогенная нагрузка из-за роста туризма была там настолько высокой, что привела к угрозе утраты парком статуса объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Тогда на уровне Министерства охраны окружающей среды был разработан план по управлению туристическим потоком, его стали ограничивать, параллельно работая с местным населением. Были запрещены неорганизованные экскурсии, охота, рыбалка. И это принесло свои плоды — территорию и статус удалось сохранить. Другой пример — деревня Маасаи племени масаи в Танзании, где развивают этнический туризм под контролем общин старейшин. Там сохранились и культура, и традиционный уклад, при этом произошел всплеск развития местной экономики.
Российский пример — национальный парк «Кенозеро», где все построено вокруг вовлечения местных жителей в процессы восстановления объектов культурного наследия и в развитие локального туризма. Парк дал им рабочие места, более того, там была создана система беспроцентных займов для организации собственных мастерских, производства сувенирной продукции. На мой взгляд, к такой стратегии стоит стремиться на уровне каждого национального парка.
— Природоохранные проекты долгосрочные. Насколько бизнес, приходя к вам, это понимает? Как происходило ваше взаимодействие с Siberian Wellness на этапе договоренностей и какова средняя длительность ваших проектов?
Анастасия Цветкова: Да, бывает, что проекты с бизнесом заканчиваются буквально с боем курантов и не имеют продолжения в следующем году. Кейс Siberian Wellness совсем другой, он важен именно системным подходом. Мы каждый год рассчитываем бюджет и демонстрируем эффект совместных инициатив. Если с большинством партнеров у нас годовое планирование бюджета, то с фондом «Мир вокруг тебя» Siberian Wellness мы решились на запуск долгосрочных проектов и пилотирование новых. За восемь лет сотрудничества (2018–2025 годы) фонд «Мир вокруг тебя» выделил нам 67 млн рублей. Сейчас мы реализуем две новые программы. Первая — это трехлетняя экспедиция для изучения исчезающего эндемичного вида северного лесного оленя. Вторая — портал «Зеленая платформа» : его цель — мониторинг редких растительных эндемиков Байкала, таких как остролодочник трехлисточковый, черепоплодник почтишерстистый, астрагал ольхонский, копеечник зундукский, разных видов чабреца и др.
— С чего началось сотрудничество фонда «Озеро Байкал» с фондом «Мир вокруг тебя» Siberian Wellness?
Марина Артюх: Сибирь всегда была ключевым местом для Siberian Wellness. Это сегодня у нас есть предприятия в разных странах, но самое первое производство мы открыли именно в Сибири, в Бердске, наши поставщики были из Сибири. Байкал в то время был запущенный, дикий — не было экологических троп, люди вытаптывали эндемики. И мы много лет искали партнеров для долгосрочных совместных проектов по сохранению территорий вокруг Байкала. Именно такой системный подход мы нашли у команды фонда «Озеро Байкал». Мы вместе почти десять лет, и у нас полная синергия. Наш фонд «Мир вокруг тебя» не просто донор, который дает деньги и проверяет отчетность, он принимает активное участие в составлении программ и стратегии. Нам важна научная обоснованность инициатив, перспектива развития и поддержки, в том числе со стороны государства.
Мне нравится, как Анастасия и ее команда выстраивают свою работу: проекты создаются на время существования проблемы, это может касаться защиты определенного вида животного или всей территории. А когда проблема решается, необходимость в проекте отпадает. Так, один из главных фокусов нашего фонда — биоразнообразие. Сейчас у фонда «Мир вокруг тебя» более семнадцати подзащитных видов животных, птиц и растений, и каждый год этот список пополняется, в том числе за счет эндемиков озера Байкал. Работу с каждой популяцией мы ведем до того момента, пока не получаем сигнала от ученых о том, что можно взять паузу и понаблюдать, как она будет развиваться дальше.
— По какому принципу вы определяли направления для совместной работы? Как, например, возникла необходимость поддержать проект «Точка №1», который фонд «Мир вокруг тебя» Siberian Wellness финансирует уже восемь лет?
Анастасия Цветкова: Это самый долгий проект регулярного экологического мониторинга озера в истории науки. На протяжении 80 лет ученые из НИИ биологии ИГУ раз в две недели берут пробы воды из одной и той же точки озера для исследований фито- и зоопланктона, главных индикаторов состояния экосистемы Байкала. Этими данными пользуются исследователи во всем мире. Но в какой-то момент проект «Точка №1» лишился финансовой поддержки и оказался в точке уязвимости, оставаясь стратегически важным для изучения экосистемы озера. Продолжить его работу удалось благодаря участию фонда «Мир вокруг тебя» компании Siberian Wellness. А недавно «Точка №1» получила дальнейшее развитие — компания Yandex Cloud занялась внедрением в процесс мониторинга искусственного интеллекта: нейросетевой алгоритм может с высокой точностью распознавать 70 из 150 видов зоопланктона в пробах ученых.
Получилась эффективная синергия усилий и очень интересный прецедент.
Марина Артюх: «Точка №1» — самый первый проект, который мы поддержали совместно с фондом «Озеро Байкал». В тот момент нас очень обеспокоила угроза закрытия проекта, потерявшего основное финансирование. Притом что средств требовалось не так много — на то, чтобы продолжать работу, не рисковать всей командой, а главное накопленными за многие годы данными, было достаточно 1,5 млн рублей. И мы очень рады, что смогли помочь в такой острый момент.
— Почему такая длинная история у проекта по байкальской нерпе? В чем его показательная роль?
Анастасия Цветкова: Запуск проекта в 2018 году стал ответом на призыв экспертного сообщества разработать комплексную научную программу по исследованиям байкальской нерпы. Это не краснокнижное животное, его популяция в целом пришла к стабильной норме, но тем не менее это эндемик, его важно и нужно изучать. Кроме того, периодически звучат заявления, что нерпы слишком много и необходимо регулировать ее численность. Мы решили разобраться в вопросе и запустили систему научных исследований. Но одних исследований недостаточно, в той же степени важна популяризация знаний среди местного населения. Мы проводили уроки в школах, подробно рассказывая про нерпу, о том, в чем особенность бельков, почему их нельзя трогать... Кажется, это всего лишь диалог с детьми. Но ведь они приходят домой и делятся информацией с родителями. Еще одним шагом стал документальный фильм «Нерпа и человек», который мы сняли совместно с фондом «Мир вокруг тебя». О своей работе надо обязательно рассказывать и доступным для разных целевых аудиторий языком, иначе твои программы никогда не будут по-настоящему эффективными.
— Сегодня бизнес активно развивает корпоративное волонтерство. Участвуют ли ваши волонтеры в проектах на Байкале?
Марина Артюх: Наши волонтеры участвуют во многих проектах на Байкале. Например, в уборке мусора на острове Ольхон ежегодно действует команда Wellness Pligging: это группа плоггеров — людей, совмещающих сбор мусора с занятиями спортом. Также у нас есть проект «100 га от нас на планете» по посадке леса: наши корпоративные команды организуют лесопосадки на участках, где затруднено естественное лесовосстановление. Помимо этого, в 2023 году совместно с фондом «Озеро Байкал» мы посадили 15 000 саженцев кедра и сосны на 5,4 га Иволгинского лесничества, а в 2024 году восстановили 10 га в Хоринском лесничестве, высадив более 40 000 саженцев кедра и сосны на территории.
— Вы активно поддерживаете внедрение практик раздельного сбора отходов на Байкале, у вас есть и корпоративные программы. Как крупная международная производственная компания решает вопрос по утилизации упаковки от своей продукции?
Марина Артюх: Для нас это важный фокус, потому что мы производим не только косметику, но и пищевую продукцию, что предъявляет самые высокие требования к стандартам безопасности и качества. Тем более мы следуем требованиям не только российского законодательства, но и международных сертификаций, таких как GMP, ISO, Halal и др. С 2025 года наша компания — участник зеленого рейтинга, инициативы, запущенной «Лигой зеленых брендов», и производство нашей продукции соответствует стандарту экологического менеджмента ISO 14001:2015. Отдельная важная для нас история — упаковка. Пять лет назад мы поставили себе задачу сделать ее максимально перерабатываемой. Это был настоящий вызов и для команды бренд-менеджеров, и для продавцов, ведь все привыкли, что продукт должен быть блестящим и глянцевым. И задача отдела ESG, с одной стороны, заключалась в том, чтобы вдохновить на это нововведение команду, с другой — объяснить клиентам, почему так важно делать экологичную упаковку. Итог: когда мы начинали, у нас было всего 4% перерабатываемой упаковки, сейчас — 90%.
— В чем особенность вашего партнерства? Удалось ли вам найти «золотую середину», позволяющую эффективно использовать возможности каждого из фондов?
Марина Артюх: Мы понимаем, что не можем повлиять на изменение климата в целом, но мы можем повлиять на то, что зависит от человека, — это наша задача. Мы берем на себя финансовые обязательства, помогаем своей экспертизой, тиражируем через наших бизнес-партнеров Siberian Wellness на местах практики ответственного отношения к природе. На Байкале есть представители фонда «Озеро Байкал», которые могут напрямую говорить с инспекторами национальных парков о проблемах браконьерства, общаться с учеными — как это происходит в проекте «Точка №1». Это важный вклад непосредственно НКО.
Анастасия Цветкова: В работе с бизнесом очень важны системность и прозрачность. Поэтому мы выносим внутренние стратегические вопросы на общее обсуждение — это формирует доверие, лояльность, возможность будущего планирования партнерских отношений.
Фонды борются за ресурсы бизнеса, чтобы реализовать системную долгосрочную помощь. В свою очередь, бизнес стремится оптимизировать ресурсы в эпоху перемен и поэтому не всегда выбирает экспертные фонды: он или действует самостоятельно, или идет к исполнителям за решением отдельных задач. Этот тренд заметен не только на Байкале, но и на других территориях, где работают крупные промышленные компании. А ведь синергия в нашем направлении может приносить огромный эффект. Кейс нашего партнера, Siberian Wellness, пожалуй, редкое исключение — и в том, как они распределяют бюджет, и в отношении к фондам-партнерам как к равным участникам системных изменений.
— Каким вы видите развитие Байкала?
Марина Артюх: Хотелось бы, чтобы инициативы вокруг Байкала были направлены и на охрану природы, и на улучшение инфраструктуры. Мы хотели бы добиться того, чтобы озеро и прилегающие территории были защищены на самом высоком уровне и чтобы природоохранные практики были обеспечены достаточным финансированием и стали тиражируемым примером для других мировых водных объектов.
Анастасия Цветкова: Общаясь с учеными, мы видим бездонный потенциал для научных открытий в области изучения эндемиков озера, что, в свою очередь, могло бы стать важным шагом в развитии биоэкономики страны. Хотелось бы, чтобы была принята единая стратегия развития Байкальской природной территории и чтобы в этом процессе участвовали все заинтересованные стороны, не только государство и бизнес. Его участниками также должны быть представители науки и, конечно, некоммерческие организации — как источник независимой экспертизы, как голос гражданского общества и тех людей, для которых озеро — их дом.
