К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пересчитать окурки: зачем нужны каталоги мусора и как они помогают сокращать отходы

Группа волонтеров очищает побережье (Фото Александра Емельянова / Земля касается каждого)
Группа волонтеров очищает побережье (Фото Александра Емельянова / Земля касается каждого)
Более 80% мусора в природе — пластик, говорят отчеты крупнейшего в мире организатора волонтерских уборок Ocean Conservancy. Причем объем таких отходов растет из года в год, и несмотря на субботники с участием миллионов людей, пляжи и леса по всему миру все еще серьезно загрязнены. Медиакоординатор проекта «Земля касается каждого» Юлия Давыдова рассказала Forbes, зачем ученые придумали мусорные каталоги и как это помогает очищать территории от бутылок и окурков

Как женщины создали картотеку пластикового мусора

В 1984 году сотрудница Департамента рыбного хозяйства и дикой природы штата Орегон Джуди Нельсон наткнулась на журнал со статьей об океаническом пластике. Ее потрясла история о мертвом медведе, в желудке которого обнаружили 13 пластиковых стаканчиков. Нельсон, участвовавшая много лет в коллективных уборках, решила изменить практику их проведения. Однажды после очередной акции она разослала активистам анкеты с вопросами о том, какие отходы им встречались. На основании ответов Нельсон сделала отчет: оказалось, что 60% мусора — пластик. Данные попали в газеты, и об уборке в Орегоне узнали в других штатах. Однако масштабное развитие эта история получила спустя два года.

Администратор Линда Маранис в 1986 году устроилась на работу в техасское представительство природоохранной организации Center for Marine Conservation. Вместе с семьей она переехала из Вашингтона в Техас. Женщина хотела показать детям бескрайние чистые пляжи Мексиканского залива, но береговая линия оказалась усеянной морским мусором. «Это был не пляж, а свалка», — вспоминала Линда. И это притом что много лет на побережье проводились уборки, но как только волонтеры заканчивали работу, море снова выбрасывало мусор. 

Линда Маранис и Кэти О’Хара, которые организовали первый прибрежный субботник Coastal CleanUp для организации Ocean Conservancy в Техасе (Фото DR)

В Center for Marine Conservation Линда познакомилась с молодым морским биологом Кэти О’Хара. Та изучала влияние пластикового загрязнения на обитателей океана. Женщины поняли: для эффективных действий не хватает статистических данных. Тогда Линда и Кэти, как и ранее Нельсон в Орегоне, решили систематизировать информацию о мусоре на пляже с помощью специальных карточек. На каждой изображалась определенная категория отходов (всего 84 наименования) — например, пластиковая бутылка или рыболовная сеть, — а под рисунком располагалась строка, куда волонтер вносил данные об обнаруженных предметах этого типа. «Мы были в восторге от этих карточек!» — говорила Линда.

 

20 сентября 1986 года 2800 волонтеров вышли на пляж. Участники акции собрали 124 т отходов и создали каталог мусора. Теперь экологи могли показать властям и бизнесу, сколько пластиковых бутылок, упаковок от яиц, молочных пакетов загрязняют берега. О’Хара подготовила отчет об уборке и отправила в природоохранное ведомство Техаса. В документе она ставила вопрос: «Откуда берется пластик и кто контролирует его распространение?»  

Как данные помогли запретить судам выбрасывать мусор в море

Результаты уборки в Техасе стали решающим аргументом, побудившим государства пересмотреть законы о сбросе мусора в океан. На основе полученных данных ученые подготовили доклад «Обращение с мусором в соответствии с Приложением V Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL)». И в 1987 году США ратифицировали конвенцию, которая запрещала с 31 декабря 1988 года судам сваливать отходы в воду. Одобрение Штатов было решающим для принятия закона в мире. Корабли начали оборудовать прессами для мусора и хранить отходы до захода в порт.

 

Исследование 1993 года зафиксировало положительные изменения: на пляжах Техаса стало меньше судовых отходов. Значительно сократилось количество упаковок от яиц, молочных канистр и консервных банок с иностранной маркировкой. Уменьшилось число защитных касок, пластиковых корзин для креветок и «колец записи» от компьютерных лент (использовавшихся на нефтяных платформах). Меньше стало нефтяных комков, появление которых связывали со сливом балластных вод и остатков топлива в океан.

Группа волонтеров собирается на пляже, чтобы очистить побережье (Фото Klebher Vasquez·Anadolu·Getty Images)

Снизилось количество морского мусора и на побережье Австралии. Однако ученые, проводившие оценку эффективности MARPOL, отмечают, что сокращение отходов происходит с отставанием на 1-2 года и зависит от государственных мер давления на судоходные компании: дополнительных регламентов и проверок.

Однако со временем стало ясно, что запрет для кораблей меняет состав отходов, но не их объемы. Производство пластика в мире с момента уборки в 1986 году выросло в пять раз: с 96 млн т до 500 млн т.  Ожидается, что при текущих темпах роста производства к 2060 году объем пластика утроится до 1231 млн т. На основе данных уборок вышла статья в журнале Science Advances, в которой доказано, что увеличение на 1% производства пластика компаниями повышает на 1% объем загрязнения окружающей среды пластмассой.

 

Со временем мусор стал темой не только гражданской науки, но и академических исследований. Ученые пришли к выводу, что от 70 до 90% мусора в природе — пластик, при этом 80% приносит в океан из рек и только 20% — корабельные отходы. Круг замкнулся: сначала люди выбрасывают полимеры, потом они попадают в море, затем волны выбрасывают их на берег.

Как из отчетов о мусоре исчез пластик

В начале 2000-х годов организация Ocean Conservancy (к тому моменту она была лидером по числу «умных» уборок) изменила стратегию. Во-первых, участники сосредоточились на наземных источниках мусора. Во-вторых, в отчетах перестали классифицировать мусор по материалам — пластик перестали упоминать. Вместо этого пляжные отходы привязывали к видам деятельности, в первую очередь к «береговой линии и отдыху». Так, преднамеренно или нет, но ответственность перекинули с производителей пластика на граждан. Несколько групп активистов предположили, что корпорации пытаются разыграть карту «индивидуальной ответственности», обвинить организаторов пикников в неспособности убрать за собой мусор.

В 2016 году представители более 90 некоммерческих организаций (включая GAIA, Zero Waste Europe и Oceana) собрались на Филиппинах, чтобы принять единую стратегию борьбы с пластиковым мусором. Участники выработали позицию, что решение проблемы лежит не в «лучшей переработке» (которая часто невозможна для одноразового пластика), а в сокращении производства пластмассы. Появилось движение Break Free From Plastic (BFFP).

Чтобы побудить бизнес сокращать выпуск пластика, активисты предложили в 2018 году новый формат умных уборок — бренд-аудит. Волонтеры BFFP начали выписать названия брендов, которые были на собранном мусоре. Это позволило публиковать отчеты о «главных загрязнителях планеты». В последнем докладе за 2023 год говорится, что чаще других на отходах встречаются бренды Coca-Cola и Pepsico.

Однако в последние три года движение сосредоточилось на региональных исследованиях. Например, в 2024 году волонтеры обнаружили «нашествие» пластиковых саше — упаковочных пакетов небольшого размера — на пляжах Азии.

 

Изменение характера мусора заметили и те, кто начинал аудиты почти 40 лет назад. В интервью 2019 года Линда Маранис и Кэти О’Хара говорят о появлении большего числа мелких пластиковых фрагментов. Скорее всего, такая трансформация связана с распадом пластика, попавшего в океан годы и десятилетия назад.

Также волонтеры говорят о появлении специфических мелких отходов, которые раньше оставались «невидимыми»: это пластиковые пульки для игрушечного оружия, оторванные хвостики от одноразовых соусов и косметических пробников, пласмассовые клипсы для хлебных упаковок и крошечные защитные мембраны. Особое внимание привлекли «окурки» электронных сигарет и их мелкие пластиковые колпачки, а также блестки и конфетти. Эти объекты настолько малы, что волонтерам приходится использовать сита для песка.

Как систематизация данных помогла в борьбе с пластиком

По данным ICC, в регионах, где благодаря данным о составе отходов были приняты ограничения на использование пластиковых пакетов, их число снизилось на 25-47%. Это не слишком утешительный факт на фоне растущего объема мусора, однако он подтверждает: систематизация информации работает.

В 2019 году Евросоюз принял Директиву об одноразовом пластике (SUP Directive). Ее авторы опирались на данные уборок: до 80% загрязнения составляет пластик, из которого 50% — одноразовые изделия. Согласно директиве, с 2021 года в ЕС запрещен выпуск наиболее распространенных одноразовых изделий, часто обнаруживаемых в мусоре: ватных палочек, соломинок, пластиковой посуды и мешалок для кофе.Чтобы предотвратить потерю миллионов крышек от бутылок, которые выбрасывают отдельно и их трудно собирать для переработки, введено новое правило. С июля 2024 года производители должны крепить крышки к бутылкам. 

C 2027 года предприятия общественного питания обязаны предоставлять потребителям возможность покупать в свою собственную тару. К 2029 году планируется собирать 90% пластиковых бутылок.  

 

В Канаде в 2020 году информация с уборок помогла обосновать федеральный запрет на одноразовый пластик, и теперь данные активистов используются для мониторинга результатов этой политики. В 2024 году в нигерийском штате Лагос также, благодаря уборкам, запретили одноразовые контейнеры из пенополистирола. 

Кампания под названием «Сделай это для своего пляжа» является инициативой НПО SPDA (Перуанское общество экологического права) и направлена на проведение более 100 одновременных уборок по всей стране для сбора пластика и отходов, а также на формирование у населения ответственности за защиту моря и водных ресурсов на национальном уровне (Фото Klebher Vasquez·Anadolu·Getty Images)

Примеров локальных решений множество, однако этих мер недостаточно. Например, запрет или введение платы за пластиковые пакеты часто помогает снизить объем отходов на коротком промежутке времени, а затем снова отмечается рост такого мусора.

Поэтому активисты коалиции BFFP, как и представители ряда антипластиковых организаций, а также государства (ЕС, Норвегия, Мексика, Руанда и другие) лоббируют заключение глобального закона по борьбе с пластиковым загрязнением. Активные переговоры под эгидой ООН с участием делегатов из 183 стран, сотен общественных организаций и бизнеса шли в течение 2024–2025 годов. В конце концов они завершились провалом — страны не смогли договориться по ключевым пунктам, таким как ограничение производства пластика, регулирование токсичных химикатов и финансирование мер по борьбе с загрязнением. Однако активисты продолжают настаивать на доработке документа и сближении позиций сторон. 

Неудачу на переговорах многие зеленые организации связывают с непримиримой позицией пластикового бизнеса. Компании привыкли обсуждать переработку как единственное решение. Такой подход позволяет сохранять привычную модель производства, а сокращение отходов вынудит менять дизайн упаковки, внедрять многоразовую тару и возвратные модели, настраивать партнерства с операторами обращения с отходами.

 

Еще один вариант, способный решить проблему отходов, — раздельный сбор. В этом случае мусор становится сырьем и используется повторно. Однако у этой идеи два минуса. Первый — получать вторсырье из пластика, бумаги, стекла и других фракций можно ограниченное число раз. Второй — только 9% выпускаемой в мире пластмассы удается собрать.

«Поэтому с точки зрения экономики замкнутого цикла первым по эффективности остается принцип: сначала сокращение (минимизация) количества производимых отходов — и только потом переработка. В свою очередь минимизация не означает «сдать больше в переработку», а означает, что один многоразовый предмет за циклы своего использования заменяет десятки и сотни одноразовых. Даже частичная замена одноразовой упаковки многоразовыми решениями эквивалентна сокращению 7 млн т пластиковой упаковки к 2030 году», —  говорит эксперт по экономике замкнутого цикла проекта «Земля касается каждого» Варвара Яровая.

Экономика замкнутого цикла предполагает, что ресурсы остаются в обороте десятилетиями. 

Как гражданское общество создает каталоги мусора в России

С июня по октябрь 2025 года сотрудники и волонтеры проекта «Земля касается каждого» исследовали мусор в Московской, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Воронежской, Курганской, Томской и Новосибирской областях. Из 23 обследованных участков общей площадью 75 600 кв. м (10 футбольных полей) 15 находились на берегу рек и морей, восемь — в лесах и парках. Волонтеры собрали и идентифицировали 27 844 фрагмента мусора массой 508 кг.

 

В работе использовалась методика DeFishGear, адаптированная для анализа в ходе массовых уборок мусора на природных территориях. Активисты сортировали мусор по 82 категориям (от бутылок и пакетов до одежды и рыболовецких снастей) для береговой линии, 76 — для других ландшафтов. Затем взвешивали и сводили полученные результаты в таблицу. Итогом работы стали выводы о наиболее распространенных в России загрязнителях окружающей среды: 83% от общего числа фрагментов составил пластик.

Кроме того, участники исследования изучили состав пластиковых отходов. Более половины — это остатки пластмассы, по которым можно только догадываться, была ли это раньше бутылка, игрушка, упаковка, поролон или провод. Большинство найденного пластикового мусора — это легкие, мелкие предметы, которые легко улетают из мусорных контейнеров и сложно поддаются сбору даже во время целенаправленной акции. Множество фрагментов буквально впиталось в землю, и извлечь их почти невозможно. Можно сказать, что в разных локациях отходы примерно одинаковы, однако на берегах водоемов волонтеры фиксируют большое количество выброшенных рыболовных снастей. Российские эксперты отмечают, что сети — проблема последнего десятилетия, когда стали доступны дешевые китайские изделия, которые рыбаки в случае поломки или разрыва оставляют на берегу. Раньше большинство снастей чинили.

Между тем процесс отказа от одноразового пластика в стране идет медленно. Ограничения вводятся точечно и нерегулярно — чаще как эксперименты или локальные инициативы, а не как системная политика. Сейчас многие компании, которые выпускают или используют одноразовый пластик, финансируют уборки. Бизнес заявляет о том, что поддержал сбор мусора, а необходимо сокращать поток отходов. Субботники важны, но они не решают проблему попадания мусора в окружающую среду. Организовать умную уборку сложнее, но любая группа активистов, школа или муниципалитет способны это сделать. Подробная пошаговая методика и пример оформления отчета опубликованы.

Как уменьшать объем отходов

Самое простое для бизнеса — внедрять тары и контейнеры, которые можно вернуть и использовать снова. Поведение потребителей способны изменить экономические стимулы. Например, залоговая стоимость упаковки повышает собираемость тары и снижает долю «потерянной» в природе упаковки. 

 

Государственное регулирование должно играть главную роль в создании системы сокращения отходов. В числе механизмов могут быть: постановка целей и стимулов для уменьшения количества одноразовых предметов, развитие многоразовых альтернатив, ответственность производителя за утилизацию выпущенных товаров. В России теоретически такая система существует, но пока эффекта не приносит: объем коммунальных отходов с каждым годом растет

Необходимо также строить удобную инфраструктуру для сбора вторичного сырья. Сейчас в России проще выбросить отходы в общий бак, чем сдать на переработку. Человек, который решился разобрать мусор на фракции, должен сначала найти место в квартире, чтобы хранить его, а затем довезти в разные пункты приема. Часто энтузиасты везут мусор из одного города в другой, чтобы сдать на переработку. А бывает, что и в соседние страны: так, в Литву на переработку из России вывезли более 120 000 т отходов в 2023 году.

В России пока нет систем сбора мусора от курения, гигиенических предметов и прочих мелких отходов, хотя пункты приема таких фракций должны быть доступны каждому. Для гибкой упаковки, пленок и пеноматериалов разумнее не вводить запрет, а поэтапно снижать потребление — например, ограничивать бесплатную раздачу пробников, устанавливать отраслевые цели по сокращению объемов и перепроектировать упаковку.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора