К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как привлекать инвестиции в стартап

фото Legion-media.ru
фото Legion-media.ru
Семь советов из личного опыта основателя сервиса интернет-бухгалтерии «Моё дело»

В марте этого года мы успешно завершили сделку по привлечению $4 млн инвестиций в наш сервис интернет-бухгалтерии от фонда Klever Internet Investments Limited. Вот несколько практических советов из нашего опыта для тех стартапов, которые хотят привлечь в капитал компании сумму, превосходящую 100 млн рублей.

Роль бизнес-ангела

На самом деле ключевая вещь была сделана намного раньше — весной 2010 года, когда в капитал вошел бизнес-ангел Сергей Панов. Два года мы совместно отстраивали бизнес-процессы в компании, позволившие сделать из красивой идеи системно работающий бизнес. Именно Сергей взял на себя основную работу по привлечению следующего раунда инвестиций, что позволило не потерять высокий темп, с которым развивается «Моё дело». Поэтому мой первый совет: прежде чем привлекать инвестиции от фондов, начните с поиска опытного партнера, бизнес-ангела. Это позволит значительно улучшить как сам бизнес, так и его ценность в глазах будущих инвесторов.

Марафонский забег

Настраивайтесь на марафон, а не на спринт. Если вы ищете несколько миллионов долларов, то приготовьтесь к тому, что, скорее всего, это займет не менее полугода и большую часть операционного времени. Только на встречи будет уходить не менее семи рабочих дней в месяц, а помимо встреч нужно будет редактировать презентации, дополнять финансовую модель и отвечать на много вопросов. Если пробовать это делать в одиночку, то времени на управление бизнесом практически не останется.

 

Финансовая модель

Сделайте хорошую финансовую модель. Лучше всего для этого привлечь консультанта, который сразу же сделает ее в виде, удобном для инвесторов. Наша модель начиналась с 10 листов экселя на первой встрече, а к середине марафона в ней уже было 18 листов с расчетами. На самом деле это очень полезное упражнение, которое поможет вам взглянуть на свой бизнес с высоты птичьего полета и увидеть, какие показатели являются самыми важными для деятельности.

Встречайтесь со всеми

Задействуйте все возможности, иногда деньги находятся в самых неожиданных местах. Лучше привлечь одного или нескольких консультантов. Конечно, не факт, что консультанты найдут именно вашего инвестора, но точно организуют много встреч, на которых вы поймете, как же лучше продавать ваш проект. Встречайтесь со всеми, кто проявил даже минимальный интерес: на каждой такой встрече вы получите новый фидбек о вашем бизнесе и видение рынка от опытных людей. Если встреча прошла неудачно, все равно напишите письмо по результатам встречи. Большинство фондов общаются между собой и иногда рекомендуют проекты друг другу.

 

Анализируйте цели инвесторов. Если у вас закралось хотя бы малейшее подозрение в том, что ваши интересы и интересы инвестора отличаются, не тратьте дальше время. Вежливо поставьте переговоры на паузу и рассматривайте другие предложения. Особенно это касается переговоров со стратегами, а не с фондами.

После того как вы проведете достаточное число встреч (нам потребовалось более 20), у вас будет несколько инвесторов, потенциально заинтересованных в сделке. Желательно, чтобы таких вариантов было не менее трех. С этого момента стадию поиска инвесторов можно условно считать закрытой и начинать двигаться к сделке. Это займет от двух до четырех месяцев в зависимости от фонда. Важно морально быть готовым к тому, что любой фонд может отказать даже на самой поздней стадии, не объясняя причин, поэтому всегда лучше иметь несколько запасных вариантов.

Торгуйтесь на переговорах

Итак, инвестор заинтересован, и начинается самый интересный этап переговоров: о структуре сделки и ее закрытии. Ниже несколько советов для этого этапа переговоров.

 

Торгуйтесь. Не бойтесь оспорить первое предложение инвестора. В переговорах могут родиться варианты, приемлемые для обеих сторон. На что нужно обратить особое внимание:

1.         Продаваемая инвестору доля. Ее можно снизить, договорившись о KPI бизнеса, при достижении которых часть акций переходит основателям. Или, наоборот, инвесторам, в случае если бизнес не выйдет на расчетные показатели.

2.         Контроль над компанией. Четко ограничьте список вопросов, по которым нужен голос инвестора для принятия решения и сделайте этот список нерасширяемым.

3.         Выходы из бизнеса. Кто, как и на каких условиях может продавать свои акции в будущем? Что будет, если появится стратег, готовый полностью купить бизнес? Что будет, если инвестор захочет продать только свою долю стратегу? И подобные. Все эти вопросы должны быть обязательно прописаны. Отнеситесь к этому моменту серьезно.

Безопасность бизнеса

Заключайте сделку вне российской юрисдикции. Это будет гарантировать то, что ваши интересы полностью защищены. Наверное, этот пункт не требует дополнительных комментариев.

 

Привлеките хороших юристов. Одна ошибка в документах может обойтись очень дорого после того, как компания будет стоить миллионы долларов.

Не обманывайте

И главный совет. Всегда говорите только правду. На начальных этапах можно сказать не все, но никогда, ни при каких условиях не обманывайте будущих партнеров. Доверие — одно из обязательных условий построения прочных партнерских отношений.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+