К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Российский стартап хочет запустить грузовики-беспилотники до конца 2021 года

Фото BaseTracK
Российский стартап BaseTracK намерен запустить коммерческие беспилотные грузовики по трассе М11 между Москвой и Санкт-Петербургом в 2021 году, рассказал Forbes основатель компании Андрей Вавилин. Конкуренты стартапа и эксперты сомневаются в «высоком уровне автономности» этих грузовиков, реалистичности сроков и отмечают неготовность законодательства

Российская компания BaseTracK заказала девять грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros 1845 для коммерческих грузоперевозок — их оснастят беспилотной системой управления, рассказал Forbes основатель BaseTracK Андрей Вавилин. По его словам, первый грузовик в начале ноября передадут на сертификацию в НАМИ (ведущий научно-исследовательский и опытно-экспериментальный центр) — пройти эту процедуру нужно, чтобы получить возможность выпустить беспилотный автомобиль на трассу в некоторых регионах России. Вавилин ожидает, что уже в конце 2021 года, после прохождения сертификации грузовик BaseTracK выполнит коммерческую перевозку по трассе M11 между Москвой и Санкт-Петербургом. 

Остальные восемь грузовиков поставят BaseTracK только во втором квартале 2022 года. Вавилин в разговоре с Forbes объяснил это глобальным дефицитом грузовиков. Впоследствии они тоже станут выполнять беспилотные коммерческие перевозки.

В BaseTracK ожидают, что собственные беспилотные грузовики позволят компании решить сразу две логистические проблемы: нехватку водителей и низкую топливную экономичность. Установленный блок управления позволит контролировать процессы акселерации, а также руление, скорость автомобилей и торможение, объясняют в компании. Хотя пока планируется, что на водительском сиденье расположатся инженеры-испытатели, в стартапе убеждены, что в перспективе пяти лет можно будет полностью отказаться от человека в кабине грузовика.

Реклама на Forbes

Полгода назад стартап запустил продукт BaseTracK Logistics SF — это система автоматизации движения для фур. Она не подразумевает отсутствия или бездействия водителя, но позволяет повысить безопасность движения и уменьшить расход топлива. Для фуры вместимостью 20 тонн экономия топлива составляет до 20%, утверждает Вавилин. Если автоматизировать управление и полностью исключить из него человека, экономия составит до 30%, считает он. По словам Вавилина, оборудование на одно транспортное средство стоит не более $1000.

Вавилин планирует договориться с одной из крупных логистических компаний о том, чтобы начать перевозить реальные грузы на беспилотном грузовике на коммерческой основе в качестве подрядчика. Предприниматель оговаривается, что грузоперевозки — не его бизнес, но его цель — показать рынку экономику процесса: насколько эффективна такая поездка. «Автономность может быть полной или частичной, все равно эффект получается огромнейший», — заключает он.

В конце мая 2021 года BaseTracK привлек $1 млн от клуба венчурных инвесторов Angelsdeck на масштабирование. По словам Вавилина, благодаря раунду и текущим продажам BaseTracK Logistics SF он смог позволить себе начать «трюки с автомобилями» — то есть купить девять грузовиков стоимостью €120 000 каждый.

Теоретически пройти сертификацию НАМИ  возможно в течение месяца, говорит руководитель Управления по транспорту Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. При этом, по мнению руководителя департамента разработки беспилотных транспортных средств компании Cognitive Pilot Юрия Минкина, запуск беспилотного грузовика на трассе до конца 2021 года — это «крайне маловероятная история». «Такого, чтобы нажал на кнопку и поехал из пункта А в пункт Б, не будет еще долго», — уверяет он. 

BaseTracK Logistics SF позволяет производить трекинг машины по GPS, подсказывает водителю точки ускорения и торможения по рельефу и пробкам, но не подразумевает вмешательства в работу системы управления грузовика, объясняет генеральный директор Evocargo Андрей Большаков. «За два месяца до конца года такую систему реально установить в готовый автомобиль, но говорить о высоком уровне автономности, тем более на трассе общего пользования, еще рано», — говорит он. 

Вавилин объясняет, что в тех автомобилях, куда внедрен BaseTracK Logistics SF, уже стоит блок управления, который может позволить грузовику двигаться автоматически. «Просто он стоит в режиме прослушивания и не отправляет никакие сигналы в автомобиль, — утверждает он. — Сейчас мы начнем подключать его, начнем более серьезную интеграцию».

Большаков также отмечает, что законодательная база использования беспилотного транспорта в России только формируется, что может затормозить запуск беспилотника на трассе. В 2021 году организовать такой запуск проблематично, потому что для этого еще не готова соответствующая нормативная правовая база, соглашается Кирилл Жанайдаров. 

По словам Жанайдарова, проблема с неготовностью законодательства может решиться двумя способами. Во-первых, можно включить в эксперимент по тестированию беспилотников (постановление Правительства РФ от 26 ноября 2018 г. №1415) Тверскую область (Новгородская, Ленинградская, Московская области, Москва и Санкт-Петербург уже участвуют в эксперименте). Во-вторых, можно установить полноценный экспериментально-правовой режим с выпуском необходимого закона-спутника для организации беспилотных коммерческих грузоперевозок.

В любом случае, на законодательные новшества потребуется время, поэтому запустить проект в 2021 году не получится, говорит Жанайдаров. В свою очередь, Вавилин считает, что вся трасса М11 уже сейчас открыта для автономного движения и изменений в законодательстве не потребуется.

В будущем беспилотный грузовой транспорт будет экономически эффективен, уверен Жанайдаров. Юрий Минкин считает, что, если грузовик действительно сможет полностью автономно двигаться по трассе, это станет «очень большим достижением». «В тестовом режиме грузовики на «хайвеях» гоняли в разных местах. Но это всегда была очень дорогая история, напичканная сенсорами, — отмечает он. — Прорыв будет, когда мы увидим коммерческую историю, когда беспилотность станет экономически оправданной. Когда эксплуатант поймет, что замена человека на такую систему вполне оправдана, — это изменит рынок».

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021