К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

В поисках Долины: где россиянам проще всего получить стартап-визу

Фото: Fred Marie / Art In All Of Us / Corbis via Getty Images
С 2017 по 2021 год доля россиян, которые хотели бы уехать за границу на постоянное жительство, выросла с 15% до 22%, выяснили социологи. Один из популярных способов эмиграции для предпринимателей — получение стартап-визы. О том, где проще всего получить такую визу, рассказывают основатели миграционной платформы Hello Move Наталья Сёмина и Юрий Виленский

Трава зеленее у соседей в саду, и она действительно зеленее в отношении условий для развития бизнеса. Среда для предпринимателей мотивирует многих стартаперов переезжать в другие страны в поисках своей Кремниевой долины. По данным «Левада-центра» (признан в России иноагентом), с 2017 по 2021 год доля россиян, которые хотели бы уехать за границу на постоянное жительство, выросла с 15% до 22%.

Сегодня в 26 странах действует специальная программа для переезда — стартап-виза. Это полноценный вид на жительство (ВНЖ), который выдают на срок от одного года до пяти лет в зависимости от страны. Получить эту визу может любой совершеннолетний человек, у которого есть работающий стартап, идея с готовым бизнес-планом и рассчитанной финансовой моделью или минимально жизнеспособная версия проекта. По сути, стартап-виза — это получение ВНЖ за то, что человек открывает свое дело в стране, делает вклад в развитие экономики, приносит что-то новое в бизнес: меняет подход, обновляет, улучшает. 

Программа переезда по стартап-визе достаточно молодая: страны начали запускать ее всего три-четыре года назад. Поэтому она только начинает набирать популярность среди россиян и пока уступает студенческой визе. В некоторых странах получить одобрение стартап-визы и переехать по ней достаточно просто, даже с учетом нестабильной ситуации в эпоху коронавируса. В топе таких стран — Латвия, Нидерланды, Португалия и Франция.

Реклама на Forbes

Латвия 

В этой стране требования к стартапам невысоки, поэтому стартап-визы часто одобряют. До 2020 года в Латвии брали даже весьма консервативные проекты с каплей инноваций, например мобильные приложения — аналоги Циан или Drive2.ru. Сейчас требования строже: нужно, чтобы проект был новым для латвийского рынка, решал социальные и экономические проблемы или развивал инфраструктуру в провинции. Стране, к примеру, интересны проекты, связанные с экологией и портовой деятельностью. Латвия также хороша тем, что здесь не нужно показывать размер первоначальных инвестиций в проект, как, например, в Испании, Италии, Ирландии и Великобритании. 

Требования к стартапу и бизнес-плану в Латвии отличаются от европейского запроса. Если в других странах нужен прототип технологичного проекта, план развития на 30 страниц и финансовая модель с расчетами, то тут все намного проще. От вас потребуется бизнес-план максимум на 15 страниц и презентация на 10 слайдов с ключевой информацией о заявителе (образование, опыт работы, причины эмиграции) и том, какие проблемы будет решать проект. В стране очень любят мотивационные письма, поэтому дополнительным преимуществом будет их наличие в придачу к бизнес-плану, с объяснением, почему выбрана Латвия. 

Латвийская программа старта-визы самая удачная в плане заботы об эмигрантах. После того как человек получил одобрение проекта, миграционная служба присылает презентацию с информацией о том, как начать юридическое оформление бизнеса, куда идти за помощью и консультацией, в какие города лучше выходить, какие есть особые экономические зоны, преференции и гранты от государства, как влиться в тусовку латвийских стартапов и привлечь инвестиции.

С адаптацией эмигранта тоже не будет проблем — русский язык является вторым по распространенности в стране. Часть документов в миграционную службу можно подать на русском языке. За два года в эту страну переехали со своими проектами более 50 наших клиентов — это хороший поток с учетом ковидного периода.  

Вид на жительство по стартап-программе дают на три года, но каждый год этот документ нужно продлевать, для этого необходимо показывать позитивный отчет о развитии компании. В него могут входить финансовые показатели, которых удалось достичь, количество нанятых сотрудников, а также то, насколько ситуация с ростом соответствует бизнес-плану. Чтобы получить документ о постоянном месте жительства (ПМЖ), в Латвии необходимо прожить четыре года и 10 месяцев. 

Еще один плюс — приятные налоги. Например, бизнес может воспользоваться налоговыми льготами (минимальной оплатой социальных взносов и НДФЛ в размере 0%). В стране легко открыть юридическое лицо и зарегистрировать ИП, минимум бюрократической волокиты. Также довольно просто открывать банковские счета. Основной минус в том, что Латвия — все-таки не западная Европа. В стране сложнее привлечь инвестиции, поэтому ее можно воспринимать в качестве трамплина на пути к дальнейшему развитию бизнеса за рубежом. 

Что необходимо для получения стартап-визы в Латвии:

  • Деньги на личном счету заявителя для одобрения стартап-визы: €5000-6000.
  • Процесс подачи: когда бизнес-план готов, его нужно направить в электронном виде на рассмотрение уполномоченному органу — Латвийскому агентству инвестиций и развития. Агентство примет решение о проекте и направит стартаперу письмо об одобрении или отказе — этот процесс занимает от 10 до 30 дней. При положительном исходе заявитель самостоятельно направляет все документы (загранпаспорт, одобрение Латвийского агентства инвестиций и развития и др.) в визовый центр Латвии. Весь процесс от написания бизнес-плана до получения ВНЖ занимает примерно 3-4 месяца. 
  • Госпошлина: €100 на рассмотрение документов, €15 на карту ВНЖ. 

Нидерланды

Нидерланды достаточно избирательны в проектах — им интересны технологичные стартапы, связанные с большими данными и IT. У таких стартапов высокий шанс получить одобрение от уполномоченного органа. Также Нидерланды рассматривают новые решения в социальной сфере, маркетинге, а еще инновационные подходы к рынку в целом. Проекты без прототипа продукта не смогут получить одобрение.

В стране лояльное законодательство в плане налогов. Например, если работать с иностранными клиентами не с территории Нидерландов, то платить НДС не нужно. Бизнес-среда в стране устойчивая и развитая — экономика устроена таким образом, что людям выгоднее инвестировать лишние €200 000–300 000 в стартапы, чем хранить в банке. 

В Нидерландах процедура получения ВНЖ по стартап-визе включает в себя один важный нюанс под названием «фасилитатор». Это уполномоченное государством лицо, которое отбирает проекты, — без его одобрения получить ВНЖ невозможно. Список фасилитаторов размещен на сайте Службы иммиграции и натурализации. Заявитель связывается с ним самостоятельно по электронной почте, показывает свой бизнес-план и прототип проекта. Если бизнес-план интересен, то орган назначает встречу, на которой обсуждает с заявителем, зачем Нидерландам его проект и как его можно масштабировать. После двух-трех встреч стороны подписывают договор на год. Как правило, фасилитатор работает по нескольким схемам: берет ежемесячную плату за свои услуги в размере около €400 или работает за долю в компании и берет небольшие месячные платежи.

Фасилитатор помогает с вопросами и проблемами на первых этапах развития компании: к примеру, ведет переговоры с миграционной службой по поводу ВНЖ, дает советы по поводу открытия юрлица, знакомит основателя с бизнес-комьюнити. Однако рассчитывать, что он будет вести стартапера за ручку, не стоит — это всего лишь формальное требование для переезда. Фасилитаторы могут игнорировать проект, не отвечая на письма, поэтому лучше связываться сразу с несколькими из них. Кроме того, есть шанс перемудрить с идеей. Например, фасилитатор может счесть, что проект с реактивными дронами сложноват. Он не захочет с ним связываться и не даст одобрение.

В Нидерландах радушно принимают всех иностранцев — это мультикультурная и мультинациональная страна. Все говорят на английском, поэтому языковых барьеров крайне мало. Это страна коммерсантов — они не смотрят на национальность, им важен интересный и перспективный проект. 

Вид на жительство тут выдают на год. Далее вам вручат визу самозанятого на два года с возможностью продления. После пяти лет проживания в стране можно подаваться на ПМЖ, а далее — запрашивать гражданство.

Что важно для получения стартап-визы в Нидерландах: 

  • Деньги на личном счету заявителя для одобрения визы: €18 000. 
  • Процесс подачи: после подготовки бизнес-плана нужно найти фасилитатора (их список есть на сайте миграционной службы Нидерландов) и отправить ему на электронную почту информацию о проекте. После нескольких встреч и положительного решения фасилитатора будущий эмигрант самостоятельно подает все документы (загранпаспорт, паспорт, фото, медицинскую страховку и пр.) в консульство Нидерландов в Москве для получения въездной визы (MVV), а также заполняет заявку на стартап-визу и оплачивает пошлину. После этого фасилитатор отправляет проект стартапера в местную Службу иммиграции и натурализации на одобрение. Получив это одобрение, заявитель второй раз приходит в консульство и забирает визу. Период получения стартап-визы в Нидерландах самый долгий. Весь процесс может занять около 10 месяцев. 
  • Госпошлина: €326 для получения стартап-визы. 

Португалия

Португальцы очень хотят, чтобы к ним приезжали со стартапами и развивали их внутри страны. Поэтому требования для получения стартап-визы невысоки — обычно тут смотрят на жизнеспособность проекта и потенциал его стабильного развития.  

Реклама на Forbes

Для того чтобы переехать по стартап-визе в Португалию, необходимо подготовить бизнес-план, справку о несудимости, выписку с банковского счета и загрузить все документы на сайт программы Startup Portugal. Если проект одобрен, заявителя попросят подписать годовой договор с инкубатором — аналогом фасилитатора в Нидерландах. Его услуги стоят от €200 до €400 в месяц. Инкубаторы помогают внедриться в бизнес-сообщество, найти инвесторов, решить вопросы с миграционной службой.

Отношение к российским стартаперам в этой стране такое же, как в Нидерландах: важна идея, а не национальность. Требования к бизнес-плану стандартные для Европы: инновационность, масштабируемость и наличие минимально жизнеспособной версии проекта. Инновационность не означает, что проект обязательно должен быть из IT-сферы. Под этим понимают что-то новое в широком смысле — то, чего еще нет на рынке. 

Важным для получения стартап-визы является создание новых рабочих мест для граждан. Это даже прописано в требованиях: за пять лет предпринимателю необходимо нанять не менее пяти сотрудников или в качестве альтернативы заработать €300 000 прибыли. Первый ВНЖ дается на два года, затем его можно продлить.

Среди минусов Португалии — язык. На английском тут говорят только в крупных городах, поэтому языковая адаптация может проходить сложно. 

Что важно для получения стартап-визы в Португалии: 

Реклама на Forbes
  • Деньги на личном счету заявителя для одобрения визы: €8000. 
  • Процесс подачи: на платформу Агентства конкурентоспособности и инноваций Португалии нужно загрузить бизнес-план. На этой же платформе есть более 40 инкубаторов, от которых можно получить первичное одобрение. Вся система устроена так, что инкубаторы ставят что-то вроде лайков проекту. Если хотя бы одному инкубатору проект понравился, его начинают рассматривать сотрудники Агентства конкурентоспособности и инноваций. Они же принимают конечное решение о выдаче визы. С одним из инкубаторов, который одобрил проект, нужно заключить договор — на это дают всего 40 дней. После этого будущий эмигрант может идти в консульство страны и подавать документы на стартап-визу и ВНЖ. Весь процесс займет пять–семь месяцев. 
  • Госпошлина: взнос за визу €90, за ВНЖ — €156.

Франция

Эта страна сильно пострадала от коронавируса. Теперь французы голодны до стартапов, и получать стартап-визу стало легче. Из-за нехватки новых и стабильно развивающихся проектов Франция рада предпринимателям любой национальности. Русскоязычное сообщество тут некрупное, но зато есть довольно большое стартап-комьюнити. 

С 2017 года во Франции действует программа French Tech Visa, по которой могут переехать основатели, инвесторы и нанятые в стартапы сотрудники. Для предпринимателей действуют самые лояльные условия: для подачи заявления у них на счету должно быть всего €20 000. Для инвесторов и сотрудников стартапов эта сумма в два раза больше. 

В стране есть акселераторы (еще один аналог нидерландского фасилитатора), к каждому из которых прикреплен свой регион. Именно они рассматривают бизнес-план заявителя и выдают решение о его актуальности для страны. При положительном вердикте предприниматель заключает с акселератором контракт на год за месячную плату €150-500. Только после этого можно начинать оформление ВНЖ на четыре года. Акселераторы во Франции не являются формальностью. Они активно работают с эмигрантами: помогают найти недорогие офисные помещения для аренды, партнеров, инвесторов, оборудование для производства, уладить налоговые и юридические вопросы.

Во Франции хорошая инвестиционная среда, есть ряд особых экономических зон для развития проекта. Там приветствуются не только стартапы с приставкой «Tech» — интересны, к примеру, и арт-проекты. Главное, чтобы решения были новыми, отличались от конкурентов подходом к продукту, имели пилотную версию и динамику ее роста. В приоритете у французов проекты, которые реализуют экологичное производство или автоматизируют какие-либо бытовые процессы (например, холодильник, который сам заказывает необходимые продукты). 

Податься на стартап-визу можно лишь с европейским сертификатом о вакцинации. Еще один нюанс — язык общения. Несмотря на то, что все документы можно подавать на английском, французский язык желателен для адаптации и жизни в стране. Без него будет сложно: местные жители предпочитают общаться на родном для них языке.  

Реклама на Forbes

Что важно для получения стартап-визы в Франции: 

  • Деньги на личном счету заявителя для одобрения визы: €20 000.
  • Процесс подачи: бизнес-план нужно отправить одному из акселераторов, которого можно найти на сайте программы French Tech Visa. В течение двух недель он рассмотрит проект и даст ответ. При положительном решении акселератор сам подаст стартап на рассмотрение в Генеральный директорат по предпринимательству Франции для получения сертификата, подтверждающего новаторские качества стартапа. С этим сертификатом предприниматель может подать заявление на визу и ВНЖ в консульство Франции. Весь процесс может занять семь-девять месяцев. 
  • Госпошлина: сбор посольства за оформление визы €99, за изготовление ВНЖ — €269.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021