К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Короли и любовники: какие инстинкты управляют боссами

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Когда говорят, что люди уходят не из компании, а от руководителя, упускают один важный момент: идеальных руководителей не бывает. Важно настроиться на того, кто есть, а для этого хорошо бы узнать, кто перед вами. Бизнес-коуч и медиатор конфликтов собственников и топ-менеджеров Юлия Тертышная рассказывает о том, какие инстинкты и мотивы руководят боссом и что для него важно

В ходе работы с управленческими командами крупных компаний мне приходится анализировать взаимоотношения руководителей с подчиненными. Получить адекватную картину при этом помогает использование четырех архетипов: Воина, Мага, Короля и Любовника (или Любящего), предложенное психологами Робертом Муром и Дугласом Жиллетом. Опираясь на эти архетипы, можно описать четыре базовых инстинкта и четыре базовых эмоции, которые формируют руководителя. 

Все лидеры бизнеса разного масштаба — от Билла Гейтса, Илона Маска, Алексея Мордашова, Германа Грефа и до гендиректора среднестатистического российского малого предприятия относятся к тому или иному типу управленцев.

Все базовые инстинкты присутствуют в каждом руководителе, но один из них превалирует и определяет большинство решений и действий. Учитывая многозадачность и быстро меняющиеся условия для бизнеса, все более ценным качеством становится умение управлять инстинктами и балансировать между всеми архетипами. Читая их описание, обратите внимание на те мотивы, которые чаще всего проявляет ваш босс, или те инстинкты, которые двигают вами, если вы руководитель. 

 

Воин

Руководителем этого типа управляет инстинкт защиты территории. Это человек четких действий, целеустремленности, быстрых решений, он эффективен для быстрых побед и прорывов, особенно в антикризисных ситуациях. Воин верит в сотрудников как в своих воинов, оценивает их по поступкам и измеримым результатам. Он не обязательно жесткий, но и не мягкий. Он как тренер, который на собственном примере показывает спортсмену — как через тяготы тренировок достигать амбициозных целей и побеждать. Такие руководители часто встречаются, например, в машиностроении, металлургии, добывающей и перерабатывающей промышленности, строительстве, транспорте.

Что делать сотрудникам? Если у сотрудника тоже развит инстинкт Воина или он хочет его в себе развить, то такой руководитель будет для него идеальным. Но нужно помнить, что воин умеет служить и выполнять команды, поэтому такому сотруднику необходимо научиться подчиняться и четко выполнять поставленные задачи.

 

Инстинкт воина подразумевает наличие авторитета. Команда при таком шефе — бойцы отряда. Он командир, они — солдаты.

Однажды меня пригласили в крупную компанию поработать с топ-менеджером. «Пожалуйста, помогите ему достать, наконец-то, саблю», — попросила меня HR-директор, обсуждая задачу этого руководителя. Его проблемой была недостаточная требовательность и решительность на совещаниях с другими топ-менеджерами, из-за чего снижалась значимость направления, за которое он отвечал в компании. Пообщавшись с руководителем, я выяснила, что бойцовские качества у него есть, но за годы работы в компании и подъема по карьерной лестнице он их «отключил». В компании существовала такая корпоративная культура, в которой гиперактивность не одобрялась. Теперь же, когда человек занял высокий пост и ситуация потребовала иной тактики поведения, его инстинкты воина оказались притуплены.

Подобная ситуация часто возникает, когда российский руководитель оказывается в иностранной компании. Прошлый опыт самоотверженных  достижений и «сабельных атак» в корпоративной культуре таких компаний может оказаться неуместным и руководитель не впишется в новые правила игры. Тут необходимо научиться проявлять инстинкт Воина только тогда, когда этого требует ситуация. Необязательно все время «махать саблей», но она точно должна быть рядом, а руки руководителя должны помнить, как ее использовать. 

 

Другая типичная ситуация в компаниях (и российских и иностранных), когда руководитель с хорошими коммуникативными навыками, переговорщик и дипломат, мягкий и рефлексирующий, продвигаясь по карьерной лестнице, попадает на уровень, где ставки выше, модели поведения жестче, а принятие решений тяжелее. Но он не может воевать и толкаться локтями, поэтому оказывается в сложной психологической ситуации. Чтобы удержать свою позицию и территорию ему необходимо развить в себе бойцовские качества. В этом смысле очень помогут не только психологическая настройка, но и, например, занятия боевыми искусствами, контактным спортом. Необходимо управлять этой энергией, уметь совершать поступки, потому что Воин развивается только действием.

Маг 

Магом управляет инстинкт безопасности. Этот руководитель требует глубокого анализа, досконального знания и проработки профессиональной области, учета многофакторности при решении задач, и креатива. Он не скажет сотруднику «принеси мне план», он попросит «принеси мне прорывную идею». Такой тип руководителей чаще встречается в сферах digital и IT-технологий, финансовом и риск-менеджменте, стратегическом маркетинге.

Маги признают высокий уровень интеллекта и знаний. Маг похож на научного руководителя, профессора в университете или академии. Это очень тревожный тип лидера, который постоянно анализирует риски, а тревога стимулирует познание. Маги спокойны и удовлетворены, если сотрудники демонстрируют свою экспертизу и интерес к сфере деятельности компании, стараются углубиться в ее изучение, постоянно совершенствуются и развиваются. Так как тревога лечится информацией, то необходимо постоянно быть с таким руководителем на связи, сообщать ему о статусе процессов, промежуточных результатах. Убедившись в том, что подчиненные компетентны и заинтересованы, руководитель начинает им доверять, ослабляет контроль и… становится счастлив, так как его инстинкт безопасности удовлетворен. 

Маги, в хорошем смысле, тщеславные и высокомерные руководители. Я встречала целые команды топов, которые говорят о себе «мы — интеллектуальные снобы». Выстраивая с ними отношения, необходимо очень внимательно их слушать (лучше записывать их цитаты или тезисы), но быть спокойным и уравновешенным. Магу нельзя показывать свою тревогу и взволнованность, иначе он начнет тревожиться сам и усилит контроль над подчиненным. Те, у кого больше развиты эмоции и чувства вместо интеллекта, не уживутся с таким руководителем. Чтобы выстроить с ним отношения необходимо настроиться на позитив, увидеть в нем помощника, который заботится о безопасности, рисках для достижения наилучшего результата.

Король

Этим типом начальников движет инстинкт иерархии. Основная способность этих руководителей — создавать четкое Видение и вовлекать туда людей. Они управляют через наставничество, родительскую заботу (отцовскую или материнскую). В современной компании это первое лицо — как правило главный акционер, президент, генеральный директор. Король — это харизматичный лидер, у которого есть мечта, глобальная цель и план ее достижения. Особенность таких боссов в том, что они не манипулируют, не интригуют, но вдохновляют свои команды, доверяют им, поддерживают и апеллируют к ответственному поведению. Короли умеют управлять, они трезво оценивают ситуацию и отчетливо видят перспективу на несколько шагов вперед. Именно такой руководитель может задать новому сотруднику вопрос: «кем вы видите себя в нашей компании через пять лет?». Однако, глобальность миссии, целей и задач руководителя-короля может диссонировать с реальными масштабами личности сотрудника, его возможностями, должностью, и тогда у человека, даже если он профессионал в своем деле, может наступить эффект разочарования от неоправданных ожиданий.

 

Увлеченные своей глобальной идеей или целью Короли могут быть идеалистами и не замечать каких-то «земных» деталей. Но своих сотрудников они всегда стараются поддерживать, направлять на путь истинный, даже создавать им перспективу роста в парадигме своих ценностей. Важно, чтобы потом в этой большой парадигме сотрудник не потерялся и не перегорел. Поэтому такому руководителю необходимо периодически «спускаться на землю», общаться с сотрудниками, вникать в их проблемы, помогать им советом. Иначе может возникнуть настолько большой разрыв между руководителем и его командой, что Король просто останется без подданных. Чтобы этого не произошло команде, нужно предложить руководителю детально оценивать риски больших идей. Это будет правильным партнерством.

Чаще всего Король — это работающий собственник, и ему важно собрать совет директоров, к которому он будет прислушиваться, тогда совет директоров, в свою очередь, сможет превращать его Видение в конкретные цели и проекты. Руководителей-королей больше всего среди предпринимателей, и если это его превалирующий инстинкт, Король обязательно будет создавать свою компанию.

Любовник

Инстинкт продолжения рода у таких руководителей выражается в заботе, человеколюбии, желании создать комфорт, доставить удовольствие своим подчиненным. «Любящих» начальников, как правило, можно встретить в сфере услуг и сервиса — гостиничном, ресторанном, шоу-бизнесе, рекламе, PR, коммуникациях. Такой руководитель стремится вызвать у подчиненных любовь к работе, рабочему месту, клиентам. Любящий — самый гуманный руководитель, душа коллектива, он очень чутко воспринимает людей, у него родительский стиль управления. 

Оборотная сторона такого руководителя заключается в склонности к различного типа слияниям, психологическим зависимостям, неформальным связям в коллективе вне рамок служебных функций. Формируется культура влияния коллектива и его лидера на каждого сотрудника через семейную модель взаимоотношений. Этот руководитель может стремиться заполнить целями компании всю личную жизнь сотрудников, когда грань между офисом и домом перестает существовать. Это очень опасно, так как в служебную сферу привносятся личные обиды, манипуляции, переживания. Например, глава одной из компаний любил вывозить своих менеджеров в Европу, водил их в музеи, театры, распечатывал арии и просил учить наизусть при походах в оперу. Но он настолько сильно «душил в объятиях» сотрудников, что для многих это было чрезмерным.  

 

Чтобы избежать таких ситуаций, руководителю нужно осознать в себе этот инстинкт и рассказать сотрудникам об особенности своего управленческого стиля. Стоит попросить подчиненных не стесняться выражать свои мысли и ощущения, когда им станет некомфортно. Любящие начальники всегда ждут взаимности, поэтому они будут благодарны за обратную связь. 

Совет для руководителей

Если вы видите, что один из ваших инстинктов преобладает (80%), а три других попадают в оставшиеся 20%, вам нужно:

  • внимательно отслеживать, насколько этот тип руководства соответствует вашим текущим задачам и ежедневной управленческой деятельности;
  • осознавать, какие инстинкты влияют на принятие решений, вашу способность предвидеть и планировать, выстраивать эффективную структуру управления, находить правильных людей и формировать команду;
  • научиться балансировать каждой из четырех ролей через осмысление себя: «кто я, какой я и каким руководителем хочу быть».

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+