К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Мы не подходим друг другу: как вежливо отказать потенциальному работодателю

Фото Getty Images
Делая выбор в пользу одной компании, соискатель должен отказаться от вакансии в оставшихся. По данным агентства по подбору руководителей SunPeople Executive Search, за последние три года количество таких отказов выросло на 75%. Как правильно отказать работодателю в предложении работы, рассказывает основательница и управляющий директор SunPeople Executive search Наталия Шкулова

Рынок труда восстанавливается после пандемии: в 2021 году число вакансий росло без традиционных сезонных спадов, а уровень безработицы в октябре снизился до показателей 2019 года. По-прежнему именно работодатели чаще отказывают кандидатам, ведь на их стороне предложение. Однако сегодня кандидаты все пристальнее изучают информацию о компании, куда их приглашают на собеседование, и не спешат соглашаться на офферы — предложения по работе.

По данным нашего агентства, за последние три года количество отказов соискателей от предложенной вакансии выросло на 75%. Если в 2018 году от позиции отказались 165 человек из тех, кого мы предлагали компаниям-клиентам, то в 2020-м их уже стало 290, а за 11 месяцев 2021 года мы встретили 306 отказов. При этом среднее количество соискателей на каждую позицию составляло от 25 до 45 человек. Чуть больше трети (35%) отказов происходили после того, как кандидат получил сообщение с кратким описанием вакансии от компании или созвонился с рекрутером или HR-специалистом, чтобы обсудить вакансию и предварительный интерес сторон. Оставшиеся 65% говорили «нет» на дальнейших этапах собеседования — в процессе интервью или после получения оффера.

Почему кандидаты отказывают работодателям

Чаще всего от предложений о работе отказываются в сферах IT и digital, финансовых структурах, агросфере и сфере потребительских товаров, а также среди совсем молодых управленцев — 20–25 лет. Последние более взвешенно и спокойно подходят к выбору работы, больше ценят собственное время и ресурсы. Руководителей проектов среди представителей поколения Z (зумеров или людей младше 25 лет. — Forbes) пока немного, поэтому выборка для аналитики у нас небольшая. Однако в 2020 году в нашей практике было два случая, когда мы нашли очень опытных разработчиков игр, но на собеседовании с владельцами стартапов они отказались от предложений. Кандидаты признались, что не готовы к управлению целым проектом — из-за слишком высоких временных затрат и непосильной ответственности за других людей. 

 

По нашему опыту, около 70% кандидатов не готовы принимать предложение компании, ценности которой не разделяют. Например, соискатель не хочет работать в косметических компаниях, которые тестируют свою продукцию на животных. Или вакантная должность открыта в компании, занимающейся мясопереработкой, в то время как кандидат — веган. Также в список непривлекательных для соискателей попадают те организации, чьи сотрудники нечестны в описании вакансии и не могут четко объяснить систему оценки результатов. Топ-менеджеры на 35% чаще отказываются от позиции, если предложенный проект им не интересен, выстроенные процессы в компании — непрозрачны, а личность руководителя — отталкивающая.

Для многих соискателей сейчас очень остро стоит вопрос оплаты труда — это наиболее частая причина отказа среднего менеджмента и специалистов. Тем более что многие работодатели, ссылаясь на возможность частично или полностью работать удаленно, начали уменьшать уровень заработной платы и бонусов без снижения требований. 

На каком этапе можно отказаться 

Обычно переговоры работодателя и кандидата состоят из нескольких этапов. Количество этапов варьируется от компании к компании, полный список выглядит следующим образом:

  • предварительное письмо или сообщение;
  • звонок, краткое обсуждение, приглашение на онлайн- или офлайн-интервью;
  • интервью с HR-специалистом компании или рекрутером;
  • тестирование (если есть);
  • встреча с непосредственным руководителем;
  • выполнение заданий центра оценки компетенций или решение кейса;
  • встреча с вышестоящим руководителем или членами совета директоров, акционерами;
  • получение предложения о работе.

Отрицательный ответ на предлагаемый вариант работы на любом из этих этапов — нормальная практика. В конечном счете, кандидат имеет право не соглашаться на неподходящие или даже потенциально вредоносные условия. 

Каждый этап собеседования существует для получения новых деталей о компании, команде, позиции, требованиях и результатах, которых ждут от потенциального кандидата. Если на очередном этапе HR-специалист или руководитель не дает новой информации и избегает прямых ответов, от последующих стоит отказаться.

 

На что обратить внимание до собеседования и на нем

До приглашения на собеседование можно поискать информацию о компании среди знакомых и в интернете. Среди наиболее популярных российских площадок с отзывами о работе в компаниях — HeadHunter, «Отзывы сотрудников», Antijob.net, «Открытый работодатель» от SuperJob, из зарубежных — Glassdoor. Кандидата должно насторожить большое количество отрицательных отзывов бывших сотрудников компании, долго не закрывающаяся вакансия, сомнительная репутация организации в целом. Если такие опасения подтверждаются, целесообразно тут же написать об отказе от интервью. 

В самой беседе с HR-специалистом или непосредственным руководителем тревожными звоночками должны стать:

  • Перечисление задач, которые не соответствуют вакансии. Например, если вам изначально говорят, что нужно будет придумать и вывести новую линейку продукции, а в разговоре выясняется, что она уже разработана, и нужно работать с уже существующим продуктом. Или если в описании обещают, что есть команда и хорошие CRM-системы, но на деле сотрудников нет, и все подсчеты заносятся в Excel.
  • Непрозрачная система вознаграждения. Например, если указанная или озвученная заработная плата — это оклад и бонусы, фиксированная сумма гораздо меньше заявленной, а процент годового бонуса четко не оговаривается. 
  • Постановка невыполнимых KPI или требований акционеров. Среди таких требований может быть, к примеру, завершение строительства завода за год, хотя кредит на строительство не одобрили уже десять банков, или удвоение показателей продаж без команды и бюджета на маркетинг.

Во всех этих случаях лучший выбор — сообщить об отрицательном решении сразу на встрече. 

Скользкая тема — публичный рассказ кандидата о неудачном собеседовании в конкретной компании. Даже если на интервью сотрудник компании озвучил условия, грубо нарушающие трудовой кодекс, — например, отсутствие письменного трудового договора, ответы на рабочие звонки и письма в любое время дня и ночи — публикацию стоит оформлять максимально культурно, без лишних эмоций и грубых выражений. В противном случае пост в блоге или соцсетях только навредит личному бренду соискателя. Мы знаем несколько случаев, когда авторы переходили на личности, рассказывая про людей, проводивших собеседования, а потом получали шквал критики от других HR-специалистов и рекрутеров и зарабатывали среди них негативную репутацию.

Как отказаться до получения оффера

Если соискателю предстоит отказать потенциальному работодателю, лучше тактично акцентировать внимание на себе, а не на изъянах компании. Кроме того, даже вежливый отказ должен быть четко аргументирован. Рекрутеры или HR-специалисты собирают статистику наиболее частых отказов. По результатам обратной связи от соискателей они могут повлиять на процесс поиска, например, изменить уровень вознаграждения и требования к кандидатам.

До получения оффера отказаться от работы можно прямо на интервью. Корректно будет начать с благодарности за уделенное время и приглашение на интервью, а затем честно сообщить, что вас не заинтересовали задачи, не устроили условия по заработной плате и так далее. В разговоре с собственником или акционером бизнеса либо непосредственным руководителем степень конкретности должна быть еще выше. Эти люди очень ценят своё время и любят быстрые решения, даже если они негативные. 

Примеры, как вежливо отказать работодателю после или в процессе собеседования:

  • «Из нашего разговора сегодня я понял(а), что вряд ли смогу вписаться в команду. Я привык(ла) принимать многие решения самостоятельно, и у меня на это был карт-бланш на бывшей (текущей) работе. Мне будет тяжело перестраиваться на новый формат взаимоотношений с руководителем, поэтому лучше, на мой взгляд, взять на эту должность другого, более подходящего кандидата».
  • «Продукт, руководство которым вы хотите мне доверить, интересный, однако я вижу множество трудностей с получением проектного финансирования. У меня есть сомнения, что другие акционеры готовы будут к таким тратам, ведь для реализации нужно дорогостоящее оборудование, которое может не окупиться даже через 15–20 лет. Мне кажется, что моего опыта будет недостаточно, чтобы провести успешный запуск проекта в его сегодняшнем виде».

Такие честные ответы могут стать отправной точкой для дальнейшего диалога. Очень часто аргументированный «спор» в конечном счете приводит к долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству. 

Бывают и по-человечески неприятные реакции. После отказа одного нашего клиента HR-директор компании начала кричать, восприняв ситуацию как личную обиду. В другом случае акционер из-за услышанного «нет» на интервью стал рассказывать в своем кругу, какой неадекватный кандидат ему попался. На эти выплески эмоций лучше реагировать спокойно. Если спросят, что произошло, стоит прямо объяснить причины отказа и уточнить, что с этими людьми удалось пересечься только на интервью.

Как не попасть в «серую» зону

Если оффер уже получен, то выбор канала — телефон или электронная почта — не так принципиален. Главное — не пропадать с «радаров» и отвечать на звонки и сообщения. 

 

Бывает, что кандидаты в ожидании лучшего предложения специально оттягивают решение, соглашаясь на следующий этап собеседования или надеясь дать окончательный ответ после стажировки. Однако если соискатель уже точно решил отказать, будет правильно сообщить правду — аккуратно сказать, что другая компания заинтересовала уровнем проекта, масштабом, командой, размером вознаграждения. Это важно по двум причинам. Во-первых, если соискатель действительно понравился, компания, возможно, изменит условия оффера на более выгодные. Во-вторых, HR-специалист и рекрутеры смогут быстрее «перенастроить» дальнейший процесс собеседований и нанять другого сотрудника в срок.

Кроме того, игнорирование сообщений и звонков поможет избежать попадания в «серую» зону у HR-специалистов и рекрутеров. Это негласное название списка кандидатов, которые, по мнению рекрутеров, с высокой долей вероятности откажутся и от следующего предложения. Такой список часто есть и в кадровых агентствах, и в самих компаниях. Наиболее расхожий случай попадания в него: человек тянет с ответом 1,5 месяца, просит дать ему еще немного времени, а потом соглашается на другое предложение, поскольку ждал именно его. Попадание в «серую» зону автоматически снижает шансы на дальнейшее трудоустройство.

Как сформулировать письмо-отказ от оффера

Примеры, как может выглядеть письмо-отказ: 

  • «[Имя], добрый день! Спасибо за оффер, мне очень приятно, что вы так высоко оценили мою кандидатуру! К сожалению, я не смогу принять ваше предложение о работе, поскольку уровень ожидаемой заработной платы и бонусов ниже, чем тот, что позволит мне покрывать текущие траты и выполнять мои обязательства. В любом случае я рад(а) нашему знакомству и готов(а) к сотрудничеству на других проектах вашей компании. С уважением, [Имя]».
  • «[Имя], добрый день! Благодарю вас за оффер! Однако я принял(а) решение, что моя кандидатура — не лучший вариант для вашей компании. Я провел(а) собственный дополнительный анализ будущего проекта и понял(а), что его ниша слишком узкая. Показатели продаж в этой ситуации будут, вероятнее всего, низкими, что точно отразиться на себестоимости продукции в производстве. Я не уверен(а), что с такими исходными данными смогу обеспечить вам результаты, о которых мы говорили на собеседовании. Тем не менее, я был(а) рада знакомству с вами и надеюсь, что нам удастся посотрудничать на других проектах. С уважением, [Имя]».
  • «[Имя], здравствуйте! Спасибо за оказанное доверие и предоставленный оффер! Однако после нашего собеседования я пришел(ла) к выводу, что задачи, которые должен в перспективе выполнять нанятый на эту должность сотрудник, мне все-таки не близки. Если я буду выполнять только их, то достаточно быстро потеряю интерес к работе. Такое положение вещей для меня неприемлемо, поскольку мне важно оставаться лояльным и мотивированным сотрудником долгое время. Это решение далось мне нелегко, и я надеюсь на ваше понимание. Так или иначе, мне было очень приятно с вами познакомиться и получить от вас такую высокую оценку моей кандидатуры! С наилучшими пожеланиями, [Имя]».

Если после этих писем работодатель начнет уговаривать вас подумать еще и все-таки согласиться без изменений в оффере — соглашаться точно не нужно. Компания, которая заинтересована в кандидате по-настоящему, вместе с просьбой «подумать еще» предложит, например, обсудить будущую долю или долгосрочный бонус в компании при достижении определенных финансовых показателей — EBITDA или объема продаж. В таком случае можно взять время на раздумья. 

Отказывать людям может быть непросто. Однако самое ценное, что объединяет HR-специалистов, рекрутеров и соискателей — время, и лучше всего сберечь его всем участникам процесса.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+