К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Шесть смертных грехов нетворкинга: что на самом деле должен уметь лидер

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Чтобы вести за собой других людей, вам не нужна власть и не нужен авторитет. Главное — это умение сотрудничать и взаимодействовать в команде. Так думает Кейт Феррацци, написавший главную книгу о нетворкинге. Однако, чтобы это делать, говорит он, нужно для начала перестать искать себе оправдания

Книга Кейта Феррацци «Никогда не ешьте в одиночку» — это главный мировой учебник по нетворкингу, вооружившись которым самый заядлый интроверт научится завязывать знакомства с людьми с пользой и удовольствием. Он — постоянный автор американского Forbes и своим примером демонстрирует важность гибких навыков и социальных связей. Среди его друзей — такие разные люди, как Хиллари Клинтон и Дональд Трамп, однако он жаловался, что никто не подошел к нему знакомиться после лекции в России.

В своей новой книге, вышедшей на русском языке в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» под названием «Никогда не управляйте в одиночку», Феррацци рассказывает, как применять навыки нетворкинга на работе, управляя людьми. Forbes  публикует отрывок из книги. 

Каждому из нас по силам построить продуктивные отношения и работать в партнерстве с кем угодно. Но прежде чем подробно остановиться на том, как это сделать, мне хотелось бы окончательно отбросить все оправдания и отговорки, которые мешают совозвышению (co-elevation, термин, придуманный Феррацци для обозначения взаимодействия между людьми, способствующего росту и развитию всех участников. — Forbes). Я знаю, что у вас работы выше крыши. И сочувствую. Я знаю, что некоторые коллеги только и делают, что нагружают вас проблемами, испытывают ваше терпение и порядком раздражают. С людьми иногда бывает очень сложно. Да что там иногда! Довольно часто! И я ничуть не сомневаюсь, что вам приходится сталкиваться с массой препятствий. Но что бы вы ни говорили, ни одна из отговорок не имеет никакого значения. Все эти якобы «причины» не имеют отношения к вашей реальной цели. 

 

Поверьте, я сталкивался с проблемами, из-за которых меня так и тянуло отступить и сдаться. Я просто говорю, что каждый из нас должен проложить свой путь к успеху и что часто на этом пути встречаются серьезные препятствия, а порой и очень сложные люди. Верно и то, что иногда мы можем потерпеть неудачу. Это неизбежно. Известный гуру маркетинга Сет Годин, у которого я многому научился за годы работы, говорит, что фраза «это может не сработать» лежит «в основе всех важных проектов, всего нового и стоящего». Неопределенность — это пространство, где создается новая ценность. Все, чего вы действительно хотите в жизни, находится по другую сторону ваших оправданий собственного бездействия. В любой ситуации власть над тем, что или кто нас расстраивает, в наших руках. Но если мы даже не пытаемся преобразовать проблемные для нас отношения в совозвышающие, то сами выбираем посредственность. 

Все мы слышали о семи смертных грехах. А дальше описаны шесть смертных оправданий, от которых нам непременно нужно избавиться, если мы хотим совозвышаться вместе с другими и вести их за собой — как с должностями или официальной властью, так и без них. 

 

Оправдание 1: незнание 

Теперь, когда вы  знаете о новых правилах работы и о том, что выбор лидерства без власти — ваш и только ваш, незнание больше не освобождает вас от ответственности и не может служить оправданием бездействия. 

Я слышал подобные речи много-много раз: «Меня все равно не послушают. Это ничего не даст». Так обычно оправдываются люди, отказывающиеся брать на себя ответственность лидера, особенно когда это не входит в их должностные обязанности. Однако истинное лидерство вовсе не в том, чтобы указывать другим, что делать, а в том, чтобы увлекать за собой людей, подбадривать, вдохновлять их на использование новых возможностей. И истинное лидерство отнюдь не предполагает, что у лидера есть ответы на все вопросы. На самом деле все как раз наоборот. Истинные лидеры начинают с открытости и  приглашают других искать решения вместе с  ними. По-настоящему великое лидерство заключается в подлинной заботе об успехе другого человека по мере того, как вы вместе растете и развиваетесь. 

Пока одна из моих клиенток,  врач приемного отделения, не поняла, что может быть лидером на своем рабочем месте и без управленческого титула (который, как ей сказали, она получит не раньше чем через пять лет), она считала совершенно нормальным сидеть сложа руки и ничего не делать. И это несмотря на то, что в их отделении периодически случались перебои с расходными материалами, подвергавшие риску качество ухода за пациентами. Я постарался донести до нее главную идею: это она несет ответственность за происходящее в больнице. И после того, как она это узнала, она уже не могла оправдывать бездействие и пассивность незнанием. 

 

А теперь не сможете и вы!

Оправдание 2: лень 

Иногда мы не совозвышаемся с  другими людьми просто потому, что считаем это слишком трудным, требующим чрезмерных усилий и времени занятием. Между тем в сегодняшнем мире труда, несмотря на понятные трудности, с которыми мы все сталкиваемся, изо дня в день выполняя длиннющие списки обязательных задач, вы просто не можете себе позволить отказываться от ответственности быть лидером. Сегодня, придерживаясь настроя «это не моя работа», вы вполне можете остаться без работы. Если миссия важна, то вы на своем месте должны делать все ради ее выполнения. Да, совозвышение — тяжелый труд, но, отказываясь от роли лидера, однажды вы обнаружите, что вынуждены отказаться от своего дела. 

К сожалению, большинство из нас довольствуются состоянием сосуществования. Мы ведь так заняты! А для формирования и поддержки совозвышающих отношений требуется дополнительное время. И немалые усилия. А ведь многие из нас и без того живут по сумасшедшему графику, буквально разрываясь на части в попытках делать одновременно сто дел. Но ведь даже когда кажется, что некогда и вздохнуть, вполне можно отправить коротенькое письмо по электронной почте или выделить 15 минут на разговор по телефону. 

Конечно же, совозвышение требует времени, поэтому вы просто обязаны освободить для него место. Для этого вам, возможно, потребуется делегировать некоторые обязанности другим или пересмотреть приоритеты в своем графике. Например, если вы управляете командой или у вас есть подчиненные, подумайте о расширении их полномочий. Вот увидите, некоторые из них с радостью ухватятся за возможность расти, совершенствовать свои навыки и расширять сферу ответственности. 

А если вам кажется, что вы и так света божьего не видите, попробуйте такой подход. Спросите окружающих, что вам следует прекратить делать или чего начать делать меньше — в  общем, на чем можно сэкономить время. Поверьте, то, что вы услышите, вас очень удивит. Если же в вашей команде не найдется желающих взять на себя дополнительную ответственность, постарайтесь превратить эту ситуацию в проект по совозвышению. Поднимайтесь на новый уровень вместе с  кем-то, кто со временем возьмет на себя некоторые ваши обязанности в команде. Занимаясь подготовкой и коучингом этих людей, вы заодно высвободите время для развития совозвышающих отношений.

 

Оправдание 3:  субординация 

Очень часто я слышу о том, что люди не решаются сделать первый шаг к совозвышению из уважения к организационной структуре. Когда стоящая перед ними задача выходит за рамки их непосредственных обязанностей и требует помощи коллег из других отделов либо связана с отстаиванием новой инициативы, люди, к сожалению, очень часто говорят: «Мне за это не платят», или «Это не моя ответственность». 

Однажды кто-то сказал мне: «Не мое это дело — быть коучем собственного босса». Однако если ваш прямой руководитель оказывается тем человеком, без взаимодействия с которым не изменишь ситуацию к лучшему, то, да, в таком случае вам, пожалуй, придется заняться его коучингом. 

Если вы хоть раз поймали себя на мысли, что из-за слишком почтительного отношения к субординации не в силах заставить себя высказать мнение и скрываете правду, знайте: вы подводите не только себя, но и всю компанию. Вы обманываете своего работодателя. Такое поведение недобросовестное и непрофессиональное. На самом деле люди часто только того и ждут, когда вы возьмете быка за рога и проявите бόльшую активность. 

Несколько лет назад я основал компанию по разработке программного обеспечения для коучинга и назвал ее Pocketcoach. У Матео, главы отдела разработки новых продуктов, было несколько блестящих идей по продвижению ПО в новом направлении, но он не высказывал их, считая, что сначала нужно получить одобрение СЕО и главного операционного директора. Как основатель компании я настойчиво призывал его это сделать, говоря, что, если он действительно верит в свои идеи, ему непременно нужно подготовить презентацию и попросить главного операционного директора о встрече со мной и СЕО. 

 

Но Матео отчаянно сопротивлялся, поскольку уже обжигался раньше, когда предлагал свои идеи руководству и получал, как говорится, по рукам. И ему совсем не хотелось вновь переживать этот крайне неприятный опыт. Я хорошо помню, как сильно меня разочаровали его оправдания своего бездействия. «Они же тебе не враги, — заверял я Матео. — Они часть твоей команды. Так к ним и нужно относиться. Убеди в своей точке зрения больше людей в компании. Ну, или хотя бы просто подготовь презентацию и отдай ее мне». 

В итоге Матео все же подготовил презентацию и организовал встречу с руководством. Потребовалось всего 15 минут, чтобы убедить всех присутствующих, что его идея указывала именно то направление, в котором нам следовало двигаться. И мы изменили кое-какие из наших рыночных предложений. В итоге именно они помогли нам очень выгодно продать стартап. И все это произошло потому, что Матео не снял с себя ответственности за лидерство. 

Сегодня он, кстати, руководит собственной компанией и обучает своих сотрудников делать то же самое — быть лидерами без формальных полномочий через совозвышение. Он знает, что готовность к сотрудничеству без чьего-либо на то позволения ведет к инновациям, гибкости и росту.

Оправдание 4: игра в жертву 

Одно из самых полезных следствий принятия образа мышления лидера без власти — возможность излечиться от склонности изображать из себя жертву. Когда люди или события разочаровывают вас, не замыкайтесь в себе, не смиряйтесь с ситуацией и не начинайте себя жалеть. Лучше вспомните о более рациональной реакции и просто примите свои разочарования так, как принимаете, скажем, факторы рынка — как объективную реальность, с которой нужно как-то справляться. 

 

Работая с крупными компаниями, я постоянно слышу от людей жалобы на отказ коллег сотрудничать, на сложности внедрения перемен из-за негибкости организационных систем или на то, что мир жесток и несправедлив. Мне намного чаще приходится слышать очень нелестные отзывы и  обидные прозвища в  адрес конкурирующих внутренних подразделений, чем в  адрес конкурентов на рынке, что, согласитесь, было бы более резонно. Я хорошо знаю и понимаю эту отговорку, потому что сам использовал ее не один год, рассказывая себе и другим истории, оправдывавшие мое бездействие в тех или иных критических ситуациях. 

Я, например, почувствовал себя жертвой, после того как упразднили мою должность директора по маркетингу в Starwood. И обвинил одного из своих первых деловых партнеров в том, что он не потянул свои обязанности, что привело к нашему общему провалу. Я считал себя жертвой всякий раз, когда мне приходилось объяснять, почему проект не реализован так, как я себе представлял, или почему мне следовало подобрать себе лучшего партнера в бизнесе и в жизни. Но суть в том, что в некоторых ситуациях я просто не видел реальной картины и просто-напросто капитулировал, вместо того чтобы приложить усилия, признать конфликт и свою роль в том, что те или иные отношения не работают, что это мне не удалось полностью раскрыть и использовать потенциал своих взаимоотношений с партнерами, что именно я не оправдывал собственных ожиданий в профессиональной или личной жизни. Мне потребовались годы, чтобы понять, что во всем виноват я сам. 

Так что я отлично понимаю, почему люди с такой готовностью соглашаются на роль жертвы, делая невозможным собственный успех, и отношусь к этому с большим состраданием. Ведь такое случается, когда жалость к себе перерастает в болезнь. Вместо того чтобы делать все от тебя зависящее ради желаемых результатов, многие из нас разыгрывают карту жертвы, выставляя такой настрой перед собой, словно щит. Разве мало людей так и не реализуют своих наивысших устремлений, потому что винят в собственных неудачах обстоятельства или кого-то или что-то еще? Разве мало людей страдает от дежавю при виде того, как очередные отношения заканчиваются пугающе похоже на предыдущие? Но стоит нам понять и принять, что за все отвечаем мы сами, отговорка «я жертва» больше не работает. Это понимание наделяет нас полной свободой действовать, строить совозвышающие отношения и быть лидерами без власти.

Оправдание 5: трусость 

Если ситуация вас пугает, в ней, вероятно, есть нечто такое, что призывает вас расти и подниматься на новый уровень. Мы нередко отказываемся от совозвышения из-за излишней робости, боязни конфликтов или отвержения. Чаще всего этот страх живет только в  наших головах, но он силен и глубоко коренится в человеческой психике. Большинство людей не любят вступать в конфронтацию — я так точно не люблю! И, как показывают исследования, боль из-за того, что вас отвергли, ничуть не меньше физической. Но если на собственном опыте узнаешь, чего можно достичь, все же найдя смелость погрузиться в дискомфорт, становится чуть легче. 

 

Несколько лет назад я помогал молодому человеку по имени Кайл, совсем недавно занявшему пост СЕО, провести в компании серьезную реорганизацию и сделать ее открытым акционерным обществом. Кайл никогда раньше не занимал столь высокую должность и, став СЕО, обнаружил, что не уверен в своей способности выполнить поставленную перед ним огромную задачу. Довольно скоро его страх переродился в гнев и раздражение, и он замкнулся в себе, порой даже принижая достоинство коллег. Многим казалось, что он их просто третирует. 

И команда Кайла быстро сдалась, боясь даже говорить с ним. Люди начали сомневаться в себе настолько, что принялись слать Кайлу служебные записки с просьбами визировать даже самые незначительные решения и утверждать мельчайшие детали. Кайл оказался заваленным подобной рутиной по уши, что, разумеется, только усилило его стресс. 

Понятно, что это крайне негативно сказалось на результатах деятельности компании, и частные инвесторы начали опасаться, что не  увидят ожидаемой прибыли. В конце концов Конни, руководитель отдела по работе с клиентами, поняла, что пока кто-то в команде не переборет свой страх перед Кайлом и не поговорит с ним начистоту, ситуацию не исправить. И после одного особенно бездарного совещания управленческой команды Конни сказала Кайлу: «Я очень хочу, чтобы мы все вместе поднялись на новый уровень. Вы СЕО, но вы также член нашей команды, и мы обязаны вам помогать и вас поддерживать». И попросила его назначить день для личной встречи, чтобы вместе пройтись по списку текущих проектов. Вместе они согласовали бы порядок действий для каждого проекта и уточнили сроки их реализации. 

Многие в команде жаловались, что Кайл берется одновременно за слишком большое количество дел, но только Конни обратила эти жалобы в реальные действия и взяла на себя ответственность за исправление ситуации. И Кайл откликнулся на ее предложение, потому что она сформулировала свою идею так, чтобы она была полезной Кайлу и компании. 

 

Кайл, безусловно, знал, что его привычка набрасываться на людей проблем не решит. Просто ему было нужно, чтобы кто-нибудь из окружающих помог ему пережить эти трудные моменты и научил его вести себя правильно. Но он не знал, к кому и как обратиться за помощью. Конни, которая преодолела свой страх перед конфликтом и предложила решение проблемы, вывела команду на путь к выздоровлению. Кайл продолжил развиваться как лидер, и со временем компания даже превзошла ожидания частных инвесторов, а это, как известно, очень непросто. 

«Мы и так испытываем огромное давление со стороны рынка, так зачем позволять своему страху становиться еще одним препятствием на пути к успеху? — сказала мне позже Конни. — Никакая реорганизация невозможна без совозвышения. Я просто обязана была рискнуть, потому что выполнение нашей миссии для меня забота номер один. И хотя Кайл отнюдь не облегчает задачу, я должна была позаботиться и о нем».

Оправдание 6: обидчивость 

Обидчивость может принимать разные формы. Охваченные болезненными воспоминаниями, мы часто наотрез отказываемся забыть о гневе или разочаровании. Когда отношения с кем-то натянуты, мы порой бываем слишком горды, чтобы признать, что сами быть неправы, и категорически отказываемся взглянуть на конфликт глазами другого человека. Но цепляться за обиду, если она мешает вам добиться профессионального или личного успеха, недопустимо. 

Обида очень вредит нашему психическому здоровью и  продуктивности. Когда мы потакаем своим обидам на рабочем месте, они только усугубляются, подрывая нашу карьеру настолько сильно, что мы даже не подозреваем. Иногда обиды между сторонами конфликта тянутся годами, все больше и больше усиливаясь, и в конечном счете оборачиваются множеством упущенных возможностей в сфере личностного и профессионального роста. 

 

Помните: тут все зависит только от вас! Освободитесь от снисходительных суждений, самовосхваляющих историй и пагубной привычки всегда настаивать на своей правоте и считать, что другой должен первым пойти на мировую. Потакание негативным чувствам, которые заставляют нас застревать в плохих переживаниях, заставляет нас платить огромную цену — профессиональную, эмоциональную и физическую. Упорствуя в том, что все всегда должно быть по-нашему, мы тратим массу сил и времени, вместо того чтобы направить их на совозвышение и лидерство без власти.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости