К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

Поглотитель Amazon-брендов и кандидаты на IPO: кому дали денег больше всех в 2021-м

Фото DR
Рассказываем о пяти проектах русскоязычных основателей, получивших максимальную сумму инвестиции в 2021 году. Среди них: соцсеть для трейдеров, в которую инвестировал «крупнейший в мире охотник на «единорогов», IT-компания от выпускников Физтеха, онлайн-кинотеатр, который собирался на IPO, но отложил размещение из-за законопроекта депутата Горелкина, скупщик успешных Amazon-брендов, и такси-сервис из Якутска, который нашел инвестиции в США

Вот уже полтора года Forbes еженедельно публикует обзор проектов русскоязычных основателей, которые получали инвестиции от российских и западных фондов или бизнес-ангелов. По традиции в конце года мы подводим итог и рассказываем, какие компании закрыли самые крупные раунды в 2021-м.

Список составлен при помощи аналитической компании Dsight, которая разрабатывает IT-решения для сбора и анализа данных о венчурном рынке. Специально для Forbes аналитики Dsight выгрузили из своей базы компании с русскоязычными основателями и ранжировали их по сумме привлеченных за год инвестиций. В топ не вошел раунд на несколько сотен миллионов долларов платформы для удаленной работы команд Miro, основанной уроженцами Перми Андреем Хусидом и Олегом Шардиным. О возможном скором закрытии сделки с Miro стало известно в начале декабря 2021 года, но о самом факте закрытия компания пока не сообщала.

В 2021 году сбылись прошлогодние ожидания инвесторов — произошло больше крупных сделок в компании, созданные выходцами из России, СНГ и Восточной Европы, замечает партнер фонда Leta Capital Сергей Топоров. «Тут есть пара важных факторов: общее значительно растущее число венчурных инвестиций и растущие аппетиты зарубежных growth stage VC [инвесторов в стартапы на ранней стадии развития. — Forbes] инвестировать по всему миру, — говорит он. — Самое классное в этом тренде, что такие примеры могут показать реальную возможность выращивать компании с нуля до миллиардов долларов и вдохновить новые поколения амбициозных технологических предпринимателей».

 

Сергей Топоров и принципал фонда Fort Ross Ventures Денис Ефремов обращают внимание и на то, что в 2021 году по сравнению с 2020-м, вырос медианный чек топа самых крупных раундов с участием проектов русскоязычных основателей. Все сделки, вошедшие в список, больше $100 млн. «Это классические мегараунды и по российским, и по глобальным меркам», — говорит Ефремов.

Топоров считает, что все компании из списка имеют «четкие стратегии дальнейшего масштабирования», а также возможного скорого выхода на биржу. «Размещение таких компаний, как показал 2021 год, уже не выглядит дикими фантазиями для презентаций венчурным капиталистам — это вполне реализуемый процесс с понятными шагами», — утверждает инвестор. По его мнению, если в 2022 году «рынок дешевого капитала поздних стадий не грохнется», количество крупных сделок с участием проектов русскоязычных основателей вырастет.

Соцсеть и аналитика для трейдеров TradingView — $298 млн

Соцсеть и аналитика для трейдеров TradingView — $298 млн

Социальная сеть и аналитическая платформа для трейдеров TradingView привлекла в 2021 году рекордные $298 млн при оценке $3 млрд. Лид-инвестором раунда стал фонд Tiger Global Management, который Crunchbase News называл «крупнейшим в мире охотником на «единорогов».

TradingView выросла из увлечения трейдингом двух друзей из Ростова-на-Дону, Константина Иванова и Дениса Глоба. Поначалу, в 2000-х, силами нанятого программиста они разрабатывали торговые алгоритмы под заказ профессиональных инвесторов и трейдеров. А в 2011 году решили создать платформу для инвесторов любого уровня, где можно получить бесплатный доступ к аналитическим инструментам, которыми пользуются профессионалы, а также обмениваться своими идеями по рынку. Основную часть функционала сделали бесплатной, за дополнительные опции, например, мультиоконный режим, планировалось брать плату. В качестве целевого партнеры выбрали рынок США.

К 2013 году TradingView уже пользовались около 15 000 человек в 25 странах. В середине года компания стала брать плату за расширенный функционал, а вскоре привлекла первые инвестиции в $652 500 от акселератора Techstars, который прошли основатели, а также инвестфирмы Right Side Capital Management и группы чикагских бизнес-ангелов Irish Angels. В том же 2013-м TradingView подписала контракт с Чикагской товарной биржей (CME), и виджеты TradingView с котировками разместили на главной странице сайта биржи.

В 2015-м платформа для трейдеров вышла на стабильную прибыль и начала активную экспансию на новых рынках. Через три года партнеры привлекли первый крупный раунд на $37 млн от американских фондов. По словам Дениса Глобы, сейчас у TradingView ежемесячно 30 млн активных пользователей, из них 1 млн платят за подписку. Он не исключает выход компании на IPO по мере ее роста.

«TradingView — фактически один из стандартов индустрии для технического анализа с социальными возможностями. Компания попала в замечательное для неё время, когда число ритейл-трейдеров на рынке ценных бумаг дико возрастает. Ей нужно не упустить момент для завоевания и удержания этой аудитории. Размер возможности выглядит огромным, надеюсь, компания ее использует», — говорит партнер фонда Leta Capital Сергей Топоров.

Разработчик решений для киберзащиты данных Acronis — $250 млн

Разработчик решений для киберзащиты данных Acronis — $250 млн

IT-компания Acronis, основанная в далеком 2003 году, предлагает продукты для киберзащиты данных, приложений и систем от вирусов, а также для резервного копирования и аварийного восстановления. Ее создали выпускники МФТИ — уроженец Ленинграда Сергей Белоусов и его бизнес-партнер Илья Зубарев (в 2016 году он входил в список богатейших бизнесменов России, его состояние оценивалось в $600 млн). Белоусов впервые приехал в Сингапур в 1994 году, когда занялся производством компьютеров и телевизоров: основные поставщики комплектующих были в Азии. Он открыл в стране офис, а потом получил гражданство и осел. Впоследствии там же, в Сингапуре, появился и Acronis.

По словам Белоусова, сейчас около 30% клиентов Acronis базируются в США, около 40% — в Европе и остальные — в Азии, на Ближнем Востоке и Северной Африке. По собственным данным компании, ее решениями пользуются всего более 5,5 млн домашних пользователей и 500 000 компаний, в числе которых участники списка Fortune 1000.

В 2019 году Acronis привлекла $147 млн инвестиций в ходе раунда, который возглавил Goldman Sachs. Тогда оценка компании впервые превысила 1 млрд, и она стала «единорогом». В мае 2021 года Acronis закрыла следующий раунд, на $250 млн, от фонда CVC Capital Partners VII и других инвесторов. Оценка компании по его итогам превысила $2,5 млрд. Белоусову и Зубареву принадлежит около 50% акций компании. Среди других акционеров, помимо Goldman Sachs и CVC Capital — фонд Insight Partners, Almaz Capital, Runa Capital, а также топ-менеджеры и другие сооснователи компании.

В мае 2021-го Белоусов говорил, что Acronis рассматривает сделку по слиянию и поглощению или выход компании на биржу в ближайшие два года. В июле он оставил пост гендиректора компании. Источник, близкий к Acronis, тогда рассказал Forbes, что компания готовится к IPO.

«Acronis — один из самых крупных игроков с российскими корнями — уже давно стал глобальной компанией и показал, что можно стабильно развиваться и привлекать крупных инвесторов в капитал даже в случае, если вы не развиваетесь стремительно», — говорит принципал фонда Fort Ross Ventures Денис Ефремов.

Онлайн-кинотеатр ivi — $250 млн

Онлайн-кинотеатр ivi — $250 млн

Идея запуска онлайн-кинотеатра ivi пришла бывшему заместителю главного управляющего директора Альфа-Банка Олегу Туманову в 2009 году — после неудачной попытки запустить бизнес на дистрибуции музыкального контента в интернете. Он решил конкурировать с пиратскими сайтами за счет бесплатного доступа к каталогу фильмов высокого разрешения, а зарабатывать — на рекламных роликах, встроенных в видео. В 2010-м Туманов заключил первые контракты с правообладателями вроде «Союзмульфильма», «Централ Партнершип» и «Амедиа», а затем смог договориться с мейджорами — Disney, Fox и другими.

В конце 2011 года ivi предложил пользователям смотреть голливудские премьеры, оплачивая подписку или разовый доступ. По данным СПАРК, за следующие пять лет (с 2014-го по 2018 год) выручка «Иви.ру» выросла с 730 млн до 4,2 млрд рублей. По данным «ТМТ Консалтинг», в 2018 году ivi занимал 36% рынка легальных онлайн-видеосервисов. В 2020-м во многом из-за выхода на российский рынок таких игроков, как Netflix и Amazon Prime, доля ivi, по данным TelecomDaily, упала до 22,5%, но компания все равно осталась лидером.

В конце 2010-х ivi стал привлекать инвестиции. В 2019-м в около $40 млн в компанию вложил консорциум инвесторов, в который входили РФПИ, Российско-Китайский инвестиционный фонд, суверенный фонд ОАЭ Mubadala, Baring Vostok, Flashpoint, RTP Global и Winter Capital, ключевым инвестором которого является Владимир Потанин. В 2020 году онлайн-кинотеатр привлек кредит от Альфа-Банка на 3,7 млрд рублей.

До конца января 2021 года ivi должен был выйти на IPO. Но в итоге отложил размещение на неопределенный срок из-за законопроекта депутата от «Единой России» Антона Горелкина, который в конце декабря 2020 года предложил ограничить долю иностранцев в аудиовизуальных сервисах. Источник, близкий к компании, говорил Forbes, что законопроект негативно влияет на возможность сделки на публичном рынке. Впоследствии Горелкин отозвал резонансный законопроект из Госдумы, чтобы интегрировать в него предложения бизнеса и экспертов.

В мае 2021 года ivi закрыл раунд инвестиций на $250 млн. В компанию вложились ВТБ, Millhouse Романа Абрамовича, Invest AG Александра Абрамова и Александра Фролова и бывшие инвесторы. Инвестиции пойдут в том числе на расширение базы собственного производства фильмов и сериалов, которым занимается созданное в 2019-м подразделение ivi Originals. Среди его проектов — сериал Анны Меликян «Нежность», полнометражные фильмы «Love», «Бывшая», «День города». Туманов в мае заявлял Forbes, что не исключает планы компании все-таки выйти на IPO.

«ivi интересен как знаковый локальный игрок на рынке контента. Размер раунда соизмерим с задачами, которые стоят у проекта сейчас. Существенные инвестиции нужны, чтобы развиваться и удерживать позиции, так как конкуренция усиливается, и становится сложнее создавать и выводить на рынок контент. Крупные игроки формируют свои цифровые экосистемы, где контент становится одним из каналов взаимодействия с пользователями», — говорит принципал Phystech Ventures Анна Гишко.

Агрегатор Amazon-брендов Accel Club — $170 млн

Агрегатор Amazon-брендов Accel Club — $170 млн

Accel Club покупает бренды, которые стали успешными на Amazon, и с помощью технологий и ресурсов своей платформы выводит их на новые рынки, внедряет глубокую аналитику, развивает кросс-продажи и работу с инфлюенсерами, оптимизирует затраты на логистику и маркетинг. По словам основателей компании, бренды могут заключить сделку с Accel Club в течение месяца после выхода на Amazon, компания всегда покупает 100% бизнеса. Штаб-квартира стартапа находится в Амстердаме, у него также есть офисы в США и Китае.

Accel Club существует меньше года — в феврале 2021 года ее создали Максим Фирсов и Николай Тузенко. Фирсов — cооснователь сервиса доставки еды Foodfox. В марте 2018 года его купил «Яндекс» за 595 млн рублей, а затем на его базе построил «Яндекс.Еду». После сделки Фирсов занял пост гендиректора «Яндекс.Еды», но в 2020 году вместе с управляющим директором сервиса Сергеем Полиссаром решил покинуть компанию. Тузенко до запуска Accel Club работал в консалтинговой компании BCG и был управляющим директором маркетплейса автобусных билетов Busfor, который в конце 2019 года приобрела компания BlaBlaCar.

В ноябре 2021 года Accel Club привлек $170 млн в раунде A от венчурного фонда RedSeed экс-руководителя «Одноклассников» Ильи Широкова, украинского фонда Flyer One Ventures и британского North Wall Capital.

«Accel Club вышел в достаточно быстро возникающую нишу, где борьба за рынок может идти только совокупностью большого капитала и операционной эффективности — там без таких раундов просто нечего делать. Интересно будет посмотреть, реализуется ли стратегия [стартапа] через 3-5 лет», — говорит партнер фонда Leta Capital Сергей Топоров.

Такси-сервис inDriver — $150 млн

Такси-сервис inDriver — $150 млн

Такси-агрегатор inDriver появился в 2013 году как один из проектов холдинга Sinet Group, основанного предпринимателем из Якутии Арсеном Томским в далеком 1999-м. В группу также входят издание Ykt.ru, международный образовательный проект для детей-сирот и детей из отдаленных сельских районов BeginIT и другие проекты.

Поначалу Томский развивал inDriver силами Sinet Group, но в 2017-м решил начать подготовку к международной экспансии и привлек первые внешние инвестиции в $10 млн от фонда Leta Capital. В декабре 2018 года компания вышла на рынок США и начала работать в Нью-Йорке. В марте 2019 года сервис начал работать в Кейптауне, втором по численности населения городе Южно-Африканской Республики. В том же 2019 году Томский объявил о своем выходе из Sinet Group и продаже доли в издании Ykt.ru — он решил сосредоточится на международной экспансии и внедрении новых бизнес-вертикалей в inDriver.

В феврале 2020 года inDriver закрыл раунд на $72 млн, в котором лидировал фонд Bond Capital, с оценкой в $472 млн. А в сентябре 2021-го привлек от Bond Capital, Insight Partners и General Catalyst еще $150 млн и стал «единорогом» с оценкой $1,23 млрд.

В приложении inDriver цену за услугу такси предлагает сам пассажир. В интервью Forbes в октябре 2021 года Томский утверждал, что у него более 3 млн установок в месяц. По его словам, ключевые для компании рынки — Бразилия, Мексика, Индонезия, ЮАР и Казахстан. Активно по количеству поездок растут также Египет и Пакистан. Томский планирует развивать нетранспортные вертикали и выходить на рынки других услуг, например, дизайнеров и электриков.

«inDriver работает на суперконкурентном рынке перевозок, где постоянно идут ценовые войны. При том, что доминирует бизнес-модель создания качественных лицензированных перевозок, сервис inDriver строится на услугах peer-2-peer [прямая покупка без учета посредника]. Это оказалось крайне востребовано — inDriver входит в топ-3 крупнейших райдшеринговых сервисов мира по числу установок приложения в месяц. Путь компании из Якутска к позиции одного из лидеров сегмента на глобальном уровне — это вдохновляющая история», — говорит принципал Phystech Ventures Анна Гишко.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+