К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Российские школы жалуются на нехватку бумаги и проблемы с продуктами для столовой

Школьники перед началом проведения ЕГЭ по русскому языку в школе №950. (Фото Артема Геодакяна / ТАСС)
Больше половины российских государственных образовательных организаций столкнулись с нехваткой бумаги, почти каждая пятая — с перебоями в работе программного обеспечения, а около 13% — с перебоями в поставках продуктов для столовой, показал опрос сервиса «Актион Образование». Подобные сложности испытывают и частные школы, и детские сады, выяснил Forbes. Некоторые из них прогнозируют снижение маржинальности и повышение цен на свои услуги

Большинство российских школ и детских садов (61%) жалуются на нехватку бумаги, 18,4% говорят о перебоях в работе программного обеспечения, а 12,9% испытывают проблемы с продуктами для столовой из-за сложностей с поставками. Не прочувствовали на себе последствия «спецоперации»* около 32% образовательных учреждений, в 6,2% возникают конфликты в коллективе из-за разногласий в оценке событий в мире, в 1,6% — проблемы с зачислением детей беженцев из ДНР и ЛНР.

К таким выводам пришли аналитики сервиса «Актион Образование», которые специально для Forbes провели опрос работников государственных школ и детских садов из 70 регионов России. Он проходил с 16 по 27 июня. В нем приняли участие 549 человек — учителя, воспитатели, заместители руководителей, руководители и специалисты кадровой, бухгалтерской и других служб образовательных учреждений.

Опрос также показал, что в большинстве государственных школ и детских садов (80%) в последнее время не наблюдают учащения обращений родителей с проблемами и претензиями. Однако в 9,1% образовательных учреждений родители стали чаще жаловаться на перебои в работе электронного журнала и другого программного обеспечения, в 7,8% — на нестабильное эмоциональное состояние работников, в 5,3% — на ухудшение или перебои в питании детей, в 2,4% — на неверную трактовку событий на уроках. 

 

По данным опроса «Актион Образования», большинство государственных образовательных учреждений полностью (24,4%) или частично (46,4%) перешли на электронный документооборот. «Переход на электронный документооборот не случаен. Дефицит бумаги только форсирует этот процесс, хотя запланирован он давно», — говорит Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки «Актион Образования».

Сложности с программами для ежедневной работы, бумагой и продуктами испытывают и частные образовательные организации, узнал Forbes. Генеральный директор сети частных детских садов Sun School Алексей Сячин отмечает, что из-за блокировки российских банковских карт системами Visa и Mastercard компания столкнулась с невозможностью оплатить дополнительное место для хранения данных на «Google Диске». Базовый размер хранилища составляет 15 ГБ. Этого места Sun School не хватает, так как она хранит на «Google Диске» в том числе данные франчайзингового пакета — все конспекты и материалы, по которым проходят занятия в 116 садах.

Сячин рассказывает, что для решения проблемы Sun School распределила материалы франчайзингового пакета по нескольким Google-аккаунтам. Для садов выделили несколько групп файлов. Первая — для ежедневного использования (конспекты, материалы для занятий). Регулярно сады удаляют файлы из этой группы за предыдущий месяц и переносят на диск материалы на следующий. Вторую группу файлов, необходимых для ежемесячного использования, оставили на дисках. А третью группу — файлы, используемые не более одного раза в три месяца, — скачали на локальные компьютеры.

Sun School активно использовала и сервис графического дизайна Canva — для создания рекламных макетов, еженедельных отчетов для родителей, приглашений и напоминаний о предстоящих экскурсиях. Но в июне Canva отключил доступ для российских пользователей. Пока Sun School решает проблему, используя VPN-сервисы. Однако все больше таких сервисов в России становятся недоступными. «Если мы потеряем доступ к Canva, управляющим садов будет сложно создавать отчеты для родителей, а родителям — получать в удобной форме информацию о том, чем занимались их дети в течение недели. Нам придется искать доступные аналоги», — говорит Сячин. 

Сеть детских языковых центров «Полиглотики» лишилась доступа к иностранным образовательным цифровым продуктам и их обновлениям, рассказывает ее основательница Елена Иванова. По ее словам, с марта-апреля 2022 года большинство зарубежных издательств, поставляющих учебники и пособия, перестали работать с российским рынком. В пример она приводит британскую образовательную корпорацию Pearson, которая остановила поставки продукции и продажи своих услуг в России. «Книги и учебники по иностранным языкам издательств Cambridge, Macmillan, Oxford в России все еще есть в продаже, но отмечается значительное подорожание», — сетует предпринимательница. Тем не менее, она считает, что ее компания смогла «без особых потерь» решить эту проблему, перейдя на образовательные программы, учебники и пособия собственной разработки. Информацию и элементы уроков педагоги «Полиглотиков» иногда заимствовали из зарубежных пособий, чтобы дополнить или улучшить свои занятия для детей, но основой этих занятий всегда были авторские программы и учебники собственного производства, объясняет она.

 

Иванова также обращает внимание на рост цен на бумагу. По ее словам, типография, в которой сеть печатает все пособия для партнеров, рабочие тетради и плакаты, поэтапно с февраля повысила цены на 20–25%. На стоимости образовательных услуг компании это не отразилось, уверяет предпринимательница. Бумагу для распечаток каждый филиал «Полиглотиков» закупает самостоятельно. Иванова отмечает, что после резкого скачка в марте цена на нее постепенно снижается. По словам предпринимательницы, руководители центров находят приемлемые для себя варианты, в том числе приобретая неотбеленную, более экономичную бумагу стоимостью 280–300 рублей за упаковку. Неотбеленную бумагу для внутренних документов стала использовать и Sun School, говорит Сячин.

Основательница сети детских садов «Интересный детский сад» Жанна Казанская считает рост цен на бумагу наиболее актуальной проблемой для своего бизнеса. По ее словам, с февраля 2022 года она подорожала на 40–50%. «Поскольку у нас очень много творчества, мы с детьми используем много бумаги и картона. Не хотелось бы снижать потребление бумаги, поскольку детям важно творчество», — говорит Казанская, признавая, что сейчас компании «вдвойне придется думать о разумном потреблении».

Цены выросли не только на бумагу, но и на продукты питания — на 20–40%, сетует предпринимательница. Она признает, что это повлечет за собой удорожание образовательных услуг. Пока «Интересный детский сад» не повышал свои цены для клиентов, но Казанская не исключает, что в ближайшее время они могут вырасти до 10%. 

По оценкам Сячина, в среднем рост закупочных цен на продукты, канцелярию и хозтовары с февраля составил 25%. Sun School пытается искать альтернативы, где это возможно, без потери качества, рассказывает он. «Чтобы минимизировать рост затрат, мы перестроили график закупок: товары, которые можно закупать впрок, стали закупать большими партиями. Так мы экономим до 10%», — говорит Сячин. По его словам, в сети происходит запланированный рост цен, который соответствует естественной годовой инфляции. «Но мы не повышаем стоимость на услуги с какими-либо особыми обстоятельствами, происходящими в мире. Мы приняли решение за счет снижения маржинальности компенсировать повышение цен на внутренние закупки, потому что нам важно, чтобы клиенты не ощущали на себе какие-то особые изменения», — объясняет он.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+