Защита Prada от ботов и исследование мозга: кому дали денег на этой неделе

Forbes продолжает еженедельную рубрику «Кому дали денег?» о проектах с русскоязычными основателями, которые получили инвестиции от российских и западных фондов, а также частных инвесторов. На этой неделе в нашем списке — IT-компания, основанная в Санкт-Петербурге и продавшая российскую часть бизнеса после начала «спецоперации»*, два онлайн-маркетинговых сервиса, разработчик медицинских сенсоров для исследования мозга и система защиты игр и web3-проектов от ботов от номинанта рейтинга «30 до 30», в которую поверила компания Prada. Список составлен на основе данных Forbes, TechGraph и TechCrunch.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
IT-компания DataArt — $75 млн
IT-компания DataArt привлекла $75 млн от инвестиционного фонда FTV Capital.
DataArt в 1997 году в Санкт-Петербурге запустил предприниматель Евгений Голанд, выпускник факультета компьютерных технологий в университете Нью-Йорка. В 1998 году компания для внутренних корпоративных нужд создала почтовую службу Mail.ru, которая впоследствии стала самостоятельным сервисом. Сейчас DataArt занимается IT-консалтингом, а также разработкой программного обеспечения для Nasdaq, Ocado Technology, Skyscanner и других крупных компаний. Инвестиции пойдут на развитие бизнеса и укрепление позиций на рынке облачных сервисов и программного обеспечения.
В марте 2022 года DataArt объявила о прекращении инвестиций, найма сотрудников и развития бизнеса в России. А в июне продала свой российский бизнес санкт-петербургской инвестиционной компании N3 group и управляющему партнеру инвестхолдинга «Ташир МЕДИКА» Арсену Галстяну. Эксперты оценивают эту сделку в 1,5–2 млрд рублей. Российский бизнес DataArt теперь будет работать как самостоятельная компания под новым брендом ITentika.
Маркетинговый стартап Retail Rocket — $24 млн
Стартап Retail Rocket, занимающийся диджитал-маркетингом, привлек $24 млн от кипрского фонда Fintera.
Retail Rocket в 2012 году основали Николай Хлебинский и Андрей Чиж. Хлебинский ранее занимался развитием маркетинга в компании ABBYY, работал в инвестиционной компании Fast Lane Ventures и сервисе управления медиафайлами Web Media Group. Чиж — выпускник Московской школы управления «Сколково».
Компания партнеров занимается разработкой системы автоматизации персональных предложений для клиентов онлайн-магазинов на базе математических моделей. С ее помощью можно объединять и сегментировать данные о клиентах и получать подсказки, кому из них, какое предложение и где стоит отправить. Среди клиентов Retail Rocket — японский производитель видеоигр Nintendo, немецкий бренд спортивной одежды Puma и французский производитель спорттоваров Decathlon.
Одновременно с новостью об инвестициях компания сообщила о покупке нью-йоркский стартапа по разработке программного обеспечения для геймификации рассылок и программ лояльности для ритейлеров SailPlay, который был создан россиянами Леонидом Шангиным и Яковом Филиппенко 2013 году. Сумма и условия сделки не раскрываются.
Сервис автоматизации онлайн-рекламы Adwisely — $1,5 млн
Украинский сервис автоматизации онлайн-рекламы Adwisely (ранее — RetargetApp) привлек $1,5 млн от инвестиционного фонда TMT Investments и его партнера Игоря Шойфота, а также фондов Cabra VC, Gaingels, Mana Ventures, ICU Ventures и создателя платформы для совместной работы и управления проектам Wrike Андрея Филева.
Компанию в июне 2018 года создали основатель маркетингового стартапа Chooos Павел Матвиенко, и Владимир Воробей, который начал карьеру в должности веб-администратора в информационном агентстве «Интерфакс», а позже работал в том числе в европейском фотобанке Depositphotos и инвестиционном фонде TMT Investments.
Стартап разрабатывает систему автоматизации рекламы на онлайн-площадка вроде Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), Google и Shopify. Он позволяет компаниям привлекать новых клиентов и увеличивать продажи, например, с помощью ретаргетинга.
Всего с учетом текущего раунда Adwisely привлек $3,9 млн. TMT Investments вкладывается в стартап уже второй раз: впервые фонд инвестировал в него $1,2 млн в ноябре 2020 года.
Разработчик медицинских сенсоров QLU — 33 млн рублей (около $581 500)
Разработчик сверхчувствительных магнитных сенсоров для исследования головного мозга QLU привлек 33 млн рублей от Газпромбанка.
Стартап был создан в 2016 году как спин-офф Российского квантового центра (РКЦ). До 2022 года компания называлась «М-Гранат». В 2021 QLU совместно с учеными из Сколковского института науки и технологий и НИУ ВШЭ разработал первый в мире твердотельный сверхчувствительный магнитный датчик (магнитометр), способный фиксировать электрические импульсы в головном мозге, говорится в пресс-релизе по случаю сделки.
Стартап планирует использовать эти наработки и привлеченные инвестиции для создания лабораторного прототипа сверхчувствительного магнитоэнцефалографа — прибора в виде шлема для исследования эпилепсии, опухолей мозга, восприятия боли и других неврологических проблем. В QLU ожидают, что в перспективе такое устройство позволит в десятки раз сократить стоимость магнитоэнцефалографии (МЭГ; метод, позволяющий измерять магнитные поля, генерируемые нейронной активностью мозга) и значительно упростить ее процедуру.
Система защиты от ботов Jigger — $400 000
Основатель приложения-дневника для школьников «Дневничок» и номинант в категории «Социальные практики» рейтинга Forbes «30 до 30» в 2021 году Леван Квирквелия с партнерами привлек $400 000 на запуск сервиса защиты игр от ботов Jigger. Инвесторы — американские фонды Zee Capital, Orange DAO и нескольких бизнес-ангелов. Об этом Forbes сообщил сам Квирквелия.
Предприниматель начал разработку Jigger в марте 2022 года вместе с двумя партнерами — сыном основателя «Афиши» Ильи Осколова-Ценципера Матвеем и Тимуром Гусейновым. Квирквелия познакомился с ними после своего переезда в Тбилиси в феврале 2022-го. Изначально партнеры создавали свою видеоигру на базе web3 (децентрализованная онлайн-экосистема на основе блокчейна). Но столкнулись с проблемой присутствия ботов в игровом пространстве. Боты выполняли задания в игре значительно быстрее человека, и за это получали внутриигровую валюту, рассказывает Квирквелия: «Когда валюты становилось слишком много, ее стоимость обесценивалась. Если бы мы ее не решили, то боты могли бы уничтожить экономику игры».
Партнеры придумали незаметно для пользователя встраивать в интерфейс игры технологию так называемой «капчи» (CAPTCHA, Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart), защищающей проект от ботов. А впоследствии поняли, что с аналогичной проблемой сталкиваются и другие разработчики web3-игр, и решили зарабатывать на своем решении. По словам Квирквелии, Jigger пока находится на этапе доработки, но стартап уже делает пилотные проекты с клиентами. Среди последних — модный дом Prada, который выпустил NFT-коллекцию одежды и создал сообщество на чат-платформе Discord, куда «приходит много ботов», утверждает предприниматель.
Квирквелия начал предпринимательскую карьеру в 2014 году, будучи учеником 8-го класса: тогда он запустил первую версию приложения-дневника для школьников «Дневничок» для устройств, работающих на операционной системе Android. Позже у «Дневничка» также появилось приложение для iOS. По словам Квирквелия, сейчас «Дневничок» работает автономно и не требует его непосредственного участия.