К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Найти новую работу и обучить детей: почему растет спрос на школьные и IT-курсы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
С конца сентября некоторые образовательные онлайн-проекты наблюдают рост спроса на свои услуги. Прежде всего речь идет об IT-курсах, дополнительном профессиональном и высшем образовании, детском онлайн-обучении. Росту интереса к таким программам способствуют стремление россиян получить бронь, устроившись по завершении обучения в IT-компанию, а также их массовый отъезд в другие страны. Эмигранты хотят овладеть профессиями, позволяющими работать удаленно, и заинтересованы в том, чтобы их дети продолжали обучение в школе, говорят представители рынка

Эмиграционный вопрос

После объявления частичной мобилизации 21 сентября несколько образовательных онлайн-платформ зафиксировали рост интереса к своим продуктам, узнал Forbes. Так, в образовательной платформе LearnHub, которая разрабатывает курсы по IT-специальностям, количество заявок от желающих начать обучение увеличилось на 400% за две недели после 21 сентября, рассказывает ее директор Даниил Ганопольский. По его словам, стоимость привлечения клиентов снизилась, а продажи выросли в три раза. С 21 августа по 10 сентября количество заявок на обучение в LearnHub составляло 1982, продаж — 221. А с 21 сентября по 10 октября заявок стало уже около 10 000, а продаж — более 600.

Помимо продаж IT-курсов, LearnHub занимается подбором IT-специалистов из числа своих выпускников для компаний. По словам Ганопольского, это направление бизнеса тоже активизировалось: по состоянию на начало октября относительно предыдущих месяцев существенно выросли запросы на подбор специалистов от компаний — на 250%. Кроме того, проект заметил рост интереса партнеров к подготовке силами LearnHub «сопровожденцев» — маркетологов, юристов, бухгалтеров, разбирающихся в специфике IT-проектов, говорит Ганопольский. «Мы давно разговаривали с клиентами о том, что нужны не только разработчики, аналитики и тестировщики, но и такие специалисты. В последние две недели резко сдвинулись переговоры на этот счет сразу и с тремя вузами, и с b2b-партнерами», — рассказывает он. LearnHub планирует поставить такие курсы «на поток» к ноябрю. По мнению Ганопольского, возросший интерес в этом направлении может быть связан с желанием компаний восполнить команды, лишившиеся специалистов, которые уехали из России и уволились.

Рост спроса на образование в IT видят и в университете «Синергия». По словам Александра Батищева, заведующего кафедрой искусственного интеллекта и анализа данных университета, после объявления частичной мобилизации спрос вырос в среднем на 30% на программы дополнительного профессионального образования (ДПО) по программированию, анализу данных и искусственному интеллекту. Кроме того, в «Синергии» сейчас видят потребность в увеличении программ ДПО по программным продуктам разработчиков российских операционных систем Astra Linux, сервиса хранения и совместного редактирования документов «МойОфис» и средств защиты от киберугроз Kaspersky, говорит Батищев.

 

Онлайн-университет ProductStar, который обучает продакт-менеджменту и IT-профессиям, напротив, в первые дни после 21 сентября столкнулся со спадом спроса на 20–30%, рассказывает основатель университета Михаил Карпов. Схожую ситуацию компания наблюдала в начале марта 2022 года. Однако, по словам Карпова, с 1 октября спрос стал восстанавливаться и растет по сей день. Сейчас ProductStar получает на треть заявок на обучение больше, чем в начале сентября. 

О похожей динамике говорят в онлайн-школе программирования Hexlet. ​По словам сооснователя проекта Кирилла Мокевнина, поначалу произошел резкий спад спроса примерно на неделю, а уже с начала октября снова наблюдается увеличение. «Основной прирост» заявок он прогнозирует на этой и следующей неделях. «Люди устроятся на новых местах или начнут как раз более плотно думать об отъезде и возможностях для этого», — рассуждает он.

 

Карпов и Ганопольский связывают рост интереса к своим продуктам с тем, что после отъезда большого количества людей из-за объявления мобилизации многим из них понадобилась удаленная работа, а прохождение курсов — шанс ее получить. Батищев тоже объясняет тренд в том числе желанием людей переучиться и найти работу за рубежом. Кроме того, многие специалисты решили пойти на айтишников, чтобы затем устроиться на работу в аккредитованные IT-компании в России, предполагает Карпов. На отсрочку от мобилизации могут претендовать сотрудники аккредитованных IT-компаний, работающие по трудовому договору полный рабочий день и имеющие высшее образование по специальности из перечня Минцифры. 

Руководитель направления дополнительного профессионального образования «Нетологии» Елена Герасимова замечает, что по той же причине — возможности получения отсрочки от мобилизации — сейчас у пользователей наибольший интерес вызывает получение высшего образования. «После новостей об отсрочке для студентов пользователи активнее оставляли заявки на совместную онлайн-магистратуру «Нетологии» и РУДН «Управление цифровым маркетингом», набор на которую шел до 30 сентября», — утверждает Герасимова. По ее словам, на последней неделе сентября количество заявок на эту онлайн-магистратуру выросло в четыре раза по сравнению с последней неделей августа.

Школьники на удаленке

Рост спроса фиксируют и онлайн-проекты, ориентированные на детей, рассказывает Дарья Рыжкова, основательница агентства Smart Ranking, которое ежегодно готовит рейтинг крупнейших EdTech-компаний России. Например, в онлайн-школы для детей и подростков Skysmart на неделе с 19 по 25 сентября наблюдали рост на 5% к предыдущей неделе, а на неделе с 3 по 9 октября спрос вырос еще на 9%, говорит директор по маркетингу школы Кира Жесткова.

 

Жесткова отмечает, что интерес клиентов к обучению в Skysmart рос и до объявления мобилизации. Так, с начала сентября он вырос в три раза по сравнению с прошлым годом. Она связывает это в том числе с тем, что все больше родителей переводят детей на онлайн-обучение, поскольку уезжают из России и не хотят отрывать их от школьной программы.

О росте спроса на детское образование говорят и в «Синергии», в составе корпорации есть онлайн-школа для учеников 5–11 классов. По словам директора этой онлайн-школы Сергея Маринчева, спрос на услуги вырос более чем в два раза. Он тоже связывает это с желанием многих приехавших за границу семей с детьми продолжать обучение на родине, чтобы получить российский аттестат. «Поскольку мы являемся онлайн-школой, все аттестационные мероприятия и экзамены, кроме ГИА, дети могут проходить онлайн. Кроме этого, в прошлом году был выпущен приказ о возможности не проходить ОГЭ и ЕГЭ для россиян, проживающих за границей. Есть большая вероятность, что в этом году будет так же, и ребята смогут получить аттестаты полностью дистанционно, не приезжая в Россию на экзамены ГИА», — надеется он. 

Маринчев также отмечает рост запросов на программу «Экстернат», позволяющую ученикам закончить два класса за один год обучения. Среди школьных предметов, по его словам, самой большой популярностью сейчас пользуется информатика. «Возможно, это связано с поддержкой IT-специалистов от государства, многие ребята-выпускники хотят связать свою жизнь именно с IT-сферой», — говорит Маринчев. О росте спроса на репетиторов по программированию в целом на рынке говорит и Жесткова. Она объясняет это желанием родителей дать детям возможность устроиться на удаленную работу в будущем.

Базовая потребность

Рост спроса на дистанционные образовательные услуги — не повсеместная тенденция. Некоторые онлайн-проекты либо не увидели изменений после 21 сентября, либо вовсе заметили резкий спад интереса. 

В школе разработки игр XYZ и образовательной платформе Skillbox говорят, что спрос на их услуги после объявления в России частичной мобилизации практически не изменился. Коммерческий директор Skillbox Артем Казаков считает, что связывать незначительные колебания с внешними событиями рано. «Вопрос переквалификации не занимает неделю или две. Многие задумались о переквалификации еще весной-летом и сейчас успешно проходят обучение», — объясняет он. По его наблюдениям, за последние полгода спрос на долгосрочные комплексные программы по обучению профессиям превысил интерес к моно-курсам по улучшению отдельных навыков в пять раз. По мнению Казакова, влияние мобилизации на спрос будет более заметно к концу года, когда люди определятся с вектором будущего развития. 

 

В конце сентября спрос на курсы «Нетологии» снизился примерно на 17%  относительно конца августа, говорит Елена Герасимова (исключением стала только совместная магистратура с РУДН, где наблюдался рост). По ее словам, спад относительно начала сентября произошел в образовательных направлениях «Маркетинг», «Дизайн» и «Бизнес и Управление», также снижение коснулось курсов по программированию и аналитике. 

Герасимова отмечает, что с первой недели октября (после падения на 17%) спрос начал постепенно «отрастать». На середину октября он подрос на 11% относительно конца сентября. «Направления «Программирование» и «Бизнес и Управление» уже вернулись к значениям середины августа, а спрос на обучение маркетингу и аналитике находится на средних значениях и не восстановился», — рассказывает она.

В онлайн-школе для детей «Фоксфорд» говорят о «замирании спроса» в течение полутора недель после 21 сентября. «Спрос на обучение в школе-экстернате не изменился. В продуктах дополнительного образования — временно сократился до уровня прошлого года — это примерно на 40–50% от ожидания. Ситуация сохранялась до 1 октября, с 2 октября темпы роста в курсах дополнительного образования восстановились», — делится динамикой генеральный директор проекта Андрей Сизов.

Он полагает, что текущий кризис может вызвать снижение платежеспособности россиян. Но на сегмент детского образования это повлияет в меньшей степени, поскольку многие родители стараются не экономить на образовании детей, уверен Сизов. При этом он отмечает, что запрос на образовательные услуги будет все больше смещаться в сторону must have (обязательного) продукта с nice to have (привлекательных) продуктов. «Например, не должен снизиться спрос на подготовку к экзаменам, но может упасть спрос на платные продукты в области общего развития», — поясняет он.

 

Эту мысль разделяет сооснователь бизнес-клуба Reforma и образовательных проектов «Нетология», «Фоксфорд» и Edmarket Максим Спиридонов. По его мнению, и диджитал-профессии, и образование детей — это «базовые потребности», которые в моменты потрясений не теряют значимости. Удаленная работа и востребованная профессия актуальна как для тех, кто переехал в другие города России или за рубеж, так и для тех, кто планирует это сделать, чтобы «скрыться от повесток», говорит Спиридонов. «Получение профессии для всех становится более важной и насущной проблемой», — считает он.

По мнению Спиридонова, часть спроса в сегменте детского образования перетекла из офлайна в онлайн, поскольку онлайн-репетитор стоит дешевле. Растущая динамика связана и с релокацией некоторых семей.

Михаил Карпов считает, что на фоне снижения платежеспособности рост в EdTech-сфере скорректируется. «Он уже не будет таким быстрым, как в прошлые годы, но рост останется за счет высокого спроса на профессии, позволяющие работать удаленно, в том числе IT. К тому же профессии в IT — это наиболее понятный способ для людей начать зарабатывать в полтора раза больше, что полезно при любой «погоде на улице».

По мнению Рыжковой из Smart Ranking, портрет клиента образовательных онлайн-проектов после 21 сентября пока изменился незначительно. Сразу после 21 сентября продажи упали у всех, но вскоре восстановились до прежнего уровня или стали расти. «Спрос на IT-профессии сохраняется. Они по-прежнему необходимы рынку труда. При этом снижается спрос на обучение soft skills и бизнес-образование — вероятно, их не рассматривают как приоритетные направления. Внутри диджитал-профессий наиболее востребовано программирование, наименее — дизайн и маркетинг», — резюмирует Рыжкова.

 

На основании общения с игроками EdTech-рынка Рыжкова делает вывод, что сентябрь (до 21 числа) был очень хорошим месяцем с точки зрения продаж. «Многие даже называют его рекордным в этом году», — говорит она. По ее мнению, итоги III квартала, по которому Smart Ranking сейчас собирает данные, будут «гораздо выше» ожидаемых. «IT-профессии вытягивают рынок. И уехавшие зачастую остаются клиентами российских онлайн-школ. А их дети создают даже новый спрос на детское дистанционное образование. Полагаю, тенденция к незначительному росту рынка сохранится в этом году, по крайней мере пока не случится что-то еще», — заключает она.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+