К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Плесень в Beyond Meat и другие проблемы рынка растительного мяса

Упаковка Beyond Burger на растительной основе Beyond Meat Inc. (Фото Yuriko Nakao / Getty Images)
Упаковка Beyond Burger на растительной основе Beyond Meat Inc. (Фото Yuriko Nakao / Getty Images)
Недавно на заводе Beyond Meat в Пенсильвании нашли плесень, листерии и другие патогены. После публикации этой новости акции компании упали за один день с $13,28 до $12,72. За год акции производителя растительного мяса упали больше, чем на 80%, а учитывая, что через три месяца после IPO акции стоили $235, падение выглядит совсем драматично. Разбираемся, что происходит с одним из лидеров отрасли растительного мяса и говорит ли это о падении рынка альтернативного мяса в целом

Откуда взялась плесень

Анализ продуктов Beyond Meat, проводившийся с июня 2021 года по июнь 2022-го, показал положительный результат на листерию в 11 случаях из 56. Эти бактерии вызывают листериоз, который затрагивает центральную нервную систему, может вызвать менингит или энцефалит, а в тяжелой форме приводит к летальному исходу в 20-30% случаев. По информации Министерства сельского хозяйства США, листерии погибают при термической обработке продуктов, однако приготовленные продукты могут быть ими вновь заражены, если, например, резать их тем же ножом, что и сырые. Кроме того, в растительных бургерах популярного бренда обнаружили плесень и опасные для здоровья бактерии. 

Информация о том, что в продукции Beyond Meat обнаружили эти патогены, содержалась во внутренних документах компании, которыми поделился с редакцией Bloomberg бывший сотрудник Beyond Meat, обеспокоенный тамошними условиями работы. На сделанных им в январе-феврале фотографиях видны грязные контейнеры, плесень и примеры нарушений техники безопасности при работе с оборудованием. Двое других сотрудников Beyond Meat на условиях анонимности подтвердили, что проблема с бактериями на предприятии действительно существует. 

Представитель Beyond Meat заявил, что проверки Министерства сельского хозяйства Пенсильвании «не выявили случаев несоответствия нормативам», а протоколы безопасности пищевых продуктов компании «значительно превосходят отраслевые стандарты и требования регуляторов». Однако Министерство сообщило, что во время посещения предприятия 21 сентября, на которое ссылается компания, полной проверки завода не проводилось. С тех пор, как Beyond Meat приобрела производство, Управление по контролю за продуктами питания и медикаментами США (FDA) его не проверяло. 

 

По словам Билла Марлера, юриста, специализирующегося в области безопасности пищевых продуктов, «рост плесени занимает некоторое время — то есть ее присутствие показывает, что на производстве есть проблема с чистотой». Как отмечает Bloomberg, хотя наличие листерии на предприятиях, производящих продукты питания, достаточно частое явление, но то, что их нашли в самих продуктах — из ряда вон выходящее событие.

Например, в России за весь 2022 год бактерию обнаружили в восьми партиях импортной продукции — в курице и говядине. Это говорит о том, что были нарушены правила и технологические режимы изготовления, сроков или температурных режимов хранения, транспортирования и реализации продукции, а также может свидетельствовать о несоблюдении санитарных норм на предприятии-изготовителе. Такая продукция изымается из оборота.

Скандал с плесенью только усугубил проблемы Beyond Meat, акции которой по сравнению с максимум 2019 года упали в цене почти в 20 раз. Новость о недостаточно безопасной продукции компании привела к падению стоимости ее акций с $13,28 до $12,72. Еще в начале января одна акция Beyond Meat стоила больше $68, а на пике популярности в июле 2019 года акции производителя растительного мяса продавались по $234,90. Тогда это многим казалось выгодным вложением.  

Что происходит с Beyond Meat

В 2019 году, когда Beyond Meat стала публичной, она начала активно расти. В 2020 году выручка компании увеличилась на 36,6% и составила $406,8 млн. Но с июня 2021 года акции компании практически непрерывно дешевеют. С октября их стоимость перестала выражаться в трехзначных числах, а на 30 ноября одна бумага стоит $12,92 — таким образом, за год падение составило 81,6%. Поэтому компания, которая, несмотря на рост выручки, так и не начала за все это время получать прибыль, вынуждена сокращать расходы. 

Генеральный директор Beyond Meat Итан Браун (в центре) празднует выход на Nasdaq в 2019 году в Нью-Йорке (Фото Drew Angerer·Getty Images)

В конце октября Beyond Meat уволила 200 человек — это 19% от всего персонала. За последние несколько месяцев из компании ушли четыре топ-менеджера, включая финансового директора, директора по цепочке поставок и главного операционного директора. Последний был отстранен от работы после ареста за то, что якобы откусил человеку нос во время драки.  

 

Также компания заявила о снижении прогноза по выручке за 2022 год  с $470 млн-$520 млн до $400 млн-$425 млн. Президент и главный исполнительный директор Итан Браун сообщил: «Beyond Meat принимает меры для более устойчивого роста, особенно фокусируясь на получении положительного денежного потока во второй половине 2023 года. Хотя мы считаем, что нынешние препятствия, с которыми сталкиваются наш бизнес и направление, включая рекордную инфляцию, временные, наша миссия, бренд и долгосрочные возможности сохраняются. Чтобы справиться с текущими условиями и реализовать будущие возможности, мы значительно сокращаем расходы и уделяем особое внимание ряду ключевых приоритетов роста». На фоне этих новостей в совокупности инвесторы стали распродавать акции.

Еще в конце 2019 года компания The Motley Fool, предоставляющая консультационные услуги для частных инвесторов, писала, что Beyond Meat перестанет активно развиваться, как только рестораны, движущая сила стартапа, получат больше предложений от других производителей растительного мяса, и что сам Beyond Meat «сильно переоценен». А эксперты, опрошенные Forbes, в сентябре 2021 года говорили, что акции компании давно прошли пик популярности. 

«Замедление роста и сокращение расходов связаны с конкуренцией. Несмотря на то, что Beyond Meat — флагман своего рынка, удерживать позиции, имея в противниках такие концерны, как ADM, Cargill, Nestle, Tyson и прочие, весьма сложно. Любой стартап когда-то выходит на свое плато, и в этом нет ничего страшного», — считает Артем Пономарев, сооснователь Greenwise и глава Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов.  

Эксперт по потребительским продуктам из аналитической компании Mizuho Americas Джон Баумгартнер в комментарии для NYT отметил, что несколько лет назад инвесторы ожидали взрывного роста от производителей искусственного мяса, но сейчас они пересмотрели свои ожидания. «Мы позитивно оцениваем будущее растительного мяса, но речь идет о горизонте в 20-25 лет, в ближайшие 5-10 лет резкого роста не будет», — сказал он. 

Как себя чувствует рынок растительного мяса

Инвесторы и участники рынка спорят: трудности Beyond Meat касаются только самой компании или это вестник более глубоких проблем в индустрии растительного мяса. Джон Баумгартнер говорит, что объем продаж мяса на растительной основе снижается уже 22 месяца подряд. 

Некоторые связывают замедление продаж с продовольственной инфляцией. По оценке Financial Times, инфляция нанесла серьезный ущерб рынку мяса на растительной основе, которое стоит дороже животного. В США один килограмм растительного мяса, произведенного компанией Beyond Meat, стоил в июне $18,4, а обычный говяжий фарш — $10,8, отмечает издание. Опрошенные NYT аналитики задумываются, не достигла ли компания максимального числа потребителей — возможно, все, кому было интересно попробовать растительный бургер, это уже сделали. 

Beyond Meat запустила новый розничный продукт Beyond Breakfast Sausage в Нью-Йорке 10 марта 2020 года (Фото Cindy Ord·Getty Images)

Другой крупный игрок отрасли, бразильская компания JBS S.A, в начале октября объявила, что закрывает в США свой двухлетний проект Planterra и завод в Колорадо.   

«Растительное мясо стремительно превращается из научного достижения в обыденность. Множество производителей делают мясо не хуже Beyond Meat. Инвесторы, соответственно, не очень понимают, почему у лидеров лидерство будет долгосрочным, и интерес к Beyond Mea и Impossible Foods падает. У рынка все может быть очень хорошо, а вот успех конкретных компаний не очевиден», — комментирует ситуацию сооснователь United Investors Александр Горный. 

Исследование Deloitte Future of Fresh показало три причины стагнации рынка растительного мяса в США:

  • Целевой рынок более ограничен, чем многие думали. Возможно, потребительская аудитория, готовая попробовать альтернативное мясо,  достигла точки насыщения. Количество людей, которые иногда покупают такую продукцию для себя или членов семьи, в 2022 году не выросло. 
  • Люди не готовы переплачивать в условиях инфляции. Готовность платить за альтернативное мясо упала на 9% в сравнении с прошлым годом и остается значительно ниже доли людей, которые говорят, что готовы платить больше за более качественные свежие продукты. 
  • Предполагаемые преимущества оказались под сомнением. В 2021 году 68% потребителей, купивших растительное мясо, считали его полезнее животного. В этом году количество людей с таким мнением сократилось на 8%. Также на 5% меньше стало тех, кто думает, что растительное мясо более экологично. 

Deloitte считает, что производителям растительного мяса нужно подумать, как расширить целевую аудиторию, снизить относительные затраты и создать более продуманную с точки зрения пользы для здоровья рецептуру.  Баумгартнер из Mizuho Americas отметил также, что, отвечая на вопрос, почему они не покупают растительное мясо, потребители часто говорят, что им не нравится его вкус. Хотя компании, конкурируя друг с другом, совершенствуют качество своей продукции, говорит он,  иногда они слишком торопятся выводить на рынок недостаточно качественные продукты, которые в итоге отталкивают потребителей от растительного мяса в целом. 

 

Компания Research and Markets прогнозирует, что спрос на растительные мясные продукты вырастет за счет потребителей из Европы, особенно из Великобритании. Авторы исследования считают, что с 2022 по 2027 год страна станет крупнейшим рынком растительного мяса в Европе. Один из факторов роста — повышение осведомленности потребителей о преимуществах веганской диеты. Также, по прогнозу, к 2025 году веганы и вегетарианцы составят четверть населения Великобритании. В Западной Европе продажи растительного мяса в 2021 году уже оказались выше, чем в Северной Америке — $2,6 млрд против $2,1 млрд. 

В целом инвесторы продолжают интересоваться стартапами, которые производят новые виды продуктов питания. По данным Crunchbase, венчурные инвестиции в фудтех — от говядины, выращенной в чашках Петри, до городских ферм — в 2021 году достигли $12,8 млрд. Из них $5,8 млрд получили компании, создающие альтернативное мясо, морепродукты и молочные продукты, включая создание растительного белка. 

В III квартале 2022 года инвестиции в фудтех были незначительными, правда, спад интереса к этой отрасли отражает ситуацию на венчурном рынке в целом — инвестиции в него падают пропорционально с другими секторами. PitchBook сообщил, что за этот период в фудтех-стартапы вложили $2,7 млрд (269 сделок) — это на 76,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Good Food Institute проанализировал PitchBook и пришел к выводу, что в компании, производящие альтернативный белок, вложили $420 млн за III квартал. При этом в I квартале в них инвестировали $911 млн, а во II — $833 млн. 

Маленький рынок альтернатив 

В 2021 году сегмент продуктов, включающий растительное молоко, сливки, йогурты, творог, сметану, кефир и мясо вырос на 18% в денежном выражении, в то время как аналогичные товары традиционного происхождения — на 6%, посчитали в NielsenIQ. 

«В России мы пока не видим рынка растительных мясных альтернатив, он очень маленький. У нас растет производство растительных напитков: в 2019 году его объем составлял 8,5 млн л, в 2020-м — уже 24 млн, а в 2021-м — 146 млн л», — делится данными Анна Ненахова, генеральный директор «Уралхим Инновация». 

 

В 2021 году эксперты прогнозировали, что к 2030-году Россия может занять 15% от мирового рынка растительного мяса. В России производством и продажей мяса занимаются как стартапы, так и холдинги. Например, в сентябре 2022 года ретейлер «Азбука вкуса» начал производство альтернативных куриных и говяжьих котлет на базе своей фабрики-кухни. Сеть «Магнит» недавно заявила, что рассматривает запуск собственного производства растительного мяса, а заодно сообщила о росте продаж растительного молока на 7–10% в месяц.

«Мы пока находимся на этапе зарождения этого тренда. Когда мы видим падение продаж на западном рынке — у Beyond Meat или Impossible Foods — это не более чем разочарование людей, когда им впаривают что-то очень дорого. Россия находится в самом начале эры растительного питания. В декабре прошлого года мы озвучивали прогноз об удвоении роста продаж в натуральном выражении за 2021-2022 год. Примерно на такой результат мы сейчас и выходим. Основная причина — доступность альтернатив. Это уже не нишевый продукт, а то, что можно купить в обычном магазине у дома. Мы уже научились создавать растительное мясо по цене говядины, а растительное молоко — по цене коровьего. А после внедрения сквозных технологий в нашем растительном мясе рассчитываем выйти в цену свинины», — комментирует ситуацию исполнительный директор ЭФКО Сергей Иванов.

К 2024 году растительное мясо будет дешевле натурального, прогнозирует директор Союза производителей продукции на растительной основе (СППРО) Валерия Родина. В 2022 году в компании оптимизировали бизнес-процессы, нашли новых поставщиков сырья без потери качества и наладили логистические цепочки. 

«Несмотря на то, что нынешний год выдался достаточно тяжелым для производителей продуктов питания, мы фиксируем увеличение спроса на растительное мясо. Например, к ноябрю 2022 года продажи нашего бренда выросли на 70%, а к концу года мы ожидаем увидеть двукратный рост, — говорит Артем Пономарев. — Многим производителям альтернатив удалось оптимизировать свои производственные процессы и сравнять цены на свою продукцию с продукцией традиционной. В то же время российский рынок все еще сильно зависит от сезонного фактора (например, религиозных постов), что свидетельствует о том, что рынок альтернативного мяса как самостоятельной категории продукции еще не до конца сформировался».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+