К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Зарплаты, отзывчивость и забастовки: что удивляет нашедших работу за рубежом россиян

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Не всех уехавших россиян ждет релокационный пакет, лояльный работодатель и привычный круг коллег, переместившихся с ними. Многие белые воротнички за последний год неожиданно для себя оказались сначала в позиции соискателей, а потом — те, кому удалось найти работу — в роли сотрудников зарубежных компаний. Forbes публикует несколько рассказов о том, что их больше всего удивило в новой корпоративной культуре и с какими сложностями они столкнулись

Анастасия Филипенкова

Специалист по цифровому маркетингу в рекламном агентстве Iconica advertising (США). Вышла на новую работу в январе 2023 года.

Анастасия Филипенкова (Фото DR)

Меня приятно удивило то, насколько команда была готова принять меня, иммигрантку с далеко не идеальным английским. В компании, где я сейчас работаю, иностранцев вместе со мной всего двое. Очень вдохновляет то, что, несмотря на мои ошибки и акцент, мне доверяют. 

Сама работа, задачи, процессы абсолютно идентичны тому, что я делала в России. Мы пользовались теми же инструментами для платной рекламы и соблюдали такие же стандарты общения с клиентами и партнерами. А вот загрузка и скорость работы в российских компаниях была намного выше. В США (по крайней мере, насколько я пока заметила) привыкли работать в более размеренном темпе. 

 

Честно говоря, поиск работы был гораздо более шокирующим опытом. Вроде бы алгоритм тот же, что в России, но есть огромное количество нюансов, которые надо учитывать. Например, никогда не нужно называть точную цифру ожидаемой зарплаты — только диапазон. Гостинг кандидата — обычное дело на любом этапе. Тебе просто не перезванивают и ничего не объясняют. Свыкнуться с этим сложно: без обратной связи не понимаешь, что ты делаешь не так. В итоге я решила подойти к процессу системно и начала фиксировать каждый свой шаг, каждый этап собеседований и каждый отклик в Notion. Это позволило не пропускать этапы и понимать, сколько времени прошло с последнего контакта. В итоге работа, к счастью, нашлась, сейчас я уже встречаю гораздо меньше удивительного. 

Даниал Сиддики

Продуктовый дизайнер в финтех-стартапе (США). Вышел на новую работу в мае 2022 года.

 
Даниал Сиддики (Фото DR)

До переезда в США  в 2022 году я работал в российских корпорациях, стартапах, студиях. И первое, что меня удивило в Америке, — это то, как много прозрачной информации о потенциальных работодателях уже есть в социальных сетях и на разных ресурсах. Есть сайты типа Glassdoor, где можно увидеть отзывы о компании, ее культуре, там же есть стандартные вопросы, которые задают на собеседовании, уровень зарплат для разных позиций. Все это очень помогает сориентироваться при подготовке к интервью. Еще одна особенность — поразительная настойчивость HR-менеджеров в США. Они могут написать тебе в соцсети, на почту, прислать повторное письмо, если не было ответа. Когда в России ко мне приходили с предложениями о работе, обычно все ограничивалось одним сообщением, и если я забывал ответить, то на этом коммуникация заканчивалась.  

Сейчас я работаю в  финтех-стартапе, и одно из первых открытий — это то, что американцы больше настроены продавать, зарабатывать, это отражается на всех процессах, мышлении команды в целом. Дизайн в США больше про прибыль, чем про эстетику: я чаще думаю о бизнес-метриках и эффективности и реже — о визуальной форме.

Еще до переезда я читал и слышал, что критика в США подается в завуалированном виде, не так прямо, как в России. С этим у меня сложностей не возникло. А к чему пришлось приспособиться — это к тому, насколько серьезно в США относятся к проблеме харассмента на работе. Как только я устроился, у меня была целая серия тренингов на полчаса-час на эту тему. Сложностей с тем, чтобы эти ограничения соблюдать, у меня тоже никаких нет, но удивил объем внимания, который этому уделяется. 

 

Еще меня удивил режим работы. В российских IT-компаниях, как правило, рабочий день довольно гибкий: кто-то может прийти в 10:00, кто-то — в 12:00, а кто-то приходит в час дня, зато потом сидит в офисе до глубокой ночи. Тут такого нет. В компании, где я сейчас работаю, обычно все приходят ровно к 9:00 и уходят в 17:00. Все рано встают и начинают работать в одно и то же время всем офисом, а потом одновременно уходят. Это было неожиданно. 

Максим Малеин

Вычислительный дизайнер OMRT (Голландия). Вышел на новую работу в декабре 2022 года.

Максим Малеин (Фото DR)

Я архитектор и занимаюсь программированием. Мой вид деятельности — сomputational design, в России это называется вычислительный дизайн. Это что-то среднее между архитектурой и программированием. В России я работал в небольшой компании, которая занимается автоматизацией, проектированием и строительством. Я работал там давно, мне все нравилось, я никуда не планировал уезжать. В феврале 2022 года я надеялся, что все быстро утихнет, но скоро стало понятно, что ничего хорошего не предвидится, и я стал обдумывать разные варианты отъезда. 

Меня останавливало то, что мы с женой как раз купили новостройку в ипотеку, смотрели на то, как дом строится, и планировали туда переехать. Я, в принципе, до последнего оттягивал момент переезда, но летом случайно наткнулся на объявление о работе в голландской компании, которая занималась примерно тем же, чем мы, — автоматизацией проектирования. Я ради интереса закинул резюме, мне ответили, мы созвонились. Это был стартап, который только получил финансирование и планировал расширяться. У меня было три собеседования, и я получил предложение о работе, но с меньшей зарплатой, чем у меня была в Москве. Переезжать с понижением я не хотел.

Но осенью я понял, что предложение было хорошее, принял его и сразу уехал из России. Визу получил в Белграде. 

 

Что касается работы, то мои задачи не очень изменились, у меня нишевая специализация. Коллектив многонациональный, и это интересно — работают люди со всего мира. Есть, например, египтянин, который не может вернуться в Египет, потому что был там политическим активистом. Есть беженцы из Ирана. Можно сказать, что на работе мне нравится все, кроме зарплаты. Она же и остается единственным неприятным сюрпризом.

Из приятного: в Голландии, чтобы пропустить работу, в принципе никакие справки о болезни не нужны. Просто можно позвонить, сказать, что плохо себя чувствуешь, и не ходить на работу — оплачиваются такие дни как обычно. Насколько я понял, такая практика распространена и в других странах Европы.

Дмитрий Шевченко

Продуктовый менеджер в медицинском стартапе (США). Вышел на новую работу в декабре 2022 года.

Дмитрий Шевченко (Фото DR)

В январе 2022 года я с семьей поехал в Италию получать американские туристические визы, 24 февраля загранпаспорта с визами приехали в Россию, и мы решили на некоторое время уехать. На тот момент я только-только устроился в международную фармацевтическую компанию, но в связи с решением о переезде пришлось из нее уйти. Я не так сильно переживал по поводу работы, потому что опыт уже был большой, в том числе с международными компаниями. Я был уверен, что знаю про рынок найма в США все.

 

Как выяснилось, не все.  Для начала столкнулся с тем, что мое резюме вообще не соответствует требованиям. В России в резюме обязательны фото, личные данные — дата рождения, семейный статус, несколько страниц опыта. В США резюме максимально обезличено: нет фото, нет пола, есть только имя, фамилия, опыт и достижения. Все должно уместиться на одной странице.

Пришлось полностью переделать страницу в LinkedIn, потому что здесь это основный ресурс для поиска работы в IT. Через  LinkedIn нужно искать контакты в компании, добиваться собеседований. Первое собеседование рекрутер проводит за 30 минут: просто звонит без предварительных договоренностей, и вы разговариваете. Потом происходит собеседование с нанимающим менеджером, командой, CEO. Так я прошел около 20 собеседований на вакансии, которые находил в LinkedIn. 

Потом меня посетила свежая идея попробовать поискать работу среди соотечественников: я знал, что многие русские ребята, работающие в сфере IT, уже уехали в США и давно работают на местном рынке. Поэтому я нашел группы вроде «Русские в Лос-Анджелесе» и опубликовал там презентацию о себе, кратко и с юмором описав свои сильные стороны и навыки. Мой пост набрал достаточно реакций и комментариев, чтобы меня заметили. Буквально через неделю на меня вышли фаундеры медицинского стартапа из Калифорнии (название компании не могу разглашать в связи с подписанным NDA) и после серии собеседований пригласили работать.

Сильного удивления на новой работе у меня ничего не вызвало — я работал в трех международных компаниях до этого, процессы мне понятны. Неприятно удивила разве что сама длительность процедуры найма. Даже после того как ты получил офер, ты проходишь несколько бэкграунд-чеков, проверок, подписания бумаг, до выхода на работу проходит еще минимум месяц.

 

Есть нюансы в получении обратной связи от американцев. Если в России тебя критикуют напрямую, то в Америке так не принято. Я пока еще не разгадал до конца, где хвалят, где ругают. Еще тут принято жаловаться на работу коллег через руководителей, а не в лицо. Не совсем понимаю, как с этим работать, но критически сложных случаев пока не было. 

Я работаю в стартапе, поэтому много процессов пока не отлажено Все разработчики работают за пределами США, поэтому мой рабочий день начинается с пяти утра и длится до пяти-шести вечера. Американцы — большие трудоголики. Еще непривычно мало по сравнению с Россией выходных... 

Анастасия Галкина

Маркетолог в Sunenergy (Португалия). Вышла на новую работу в апреле 2022.

Анастасия Галкина (Фото DR)

С поиском работы мне повезло. Когда я поняла, что не смогу удаленно работать в российской компании, босс моего мужа, который работал в португальской компании, предложил мне работу. Ему был нужен маркетолог, и он дал мне шанс, зная, что мой португальский пока только базовый, а коммуникации нужно выстраивать на уверенном деловом португальском. Я взяла на себя всех англоязычных клиентов и параллельно учила португальский. 

 

Мне очень помогло то, что люди в Португалии очень отзывчивые, — они стараются войти в положение, помочь, подхватить клиента, если требуется. 

Самое главное, что бросается в глаза в местной корпоративной культуре — это очень четкое разграничение «работа — личная жизнь». Здесь в приоритете семья. Если заболел ребенок, нужно его отвезти куда-то, они стараются помочь, отпустить с работы пораньше. Переработки не приветствуются: можно спокойно уйти в 18:00 с работы и не думать о ней до следующего утра. Это, конечно, было в новинку: я привыкла к хроническим ночным переработкам, а здесь обнаружила, что можно, оказывается, эффективно закрывать задачи в рабочее время. Обеденный перерыв длится час, и это святое. Это до сих пор меня удивляет. Босс много говорил, что я работаю, как робот, за пятерых человек, а для меня это было «не напрягаясь». 

Из минусов — размер зарплаты. Цены на аренду жилья, бензин, продукты растут, а зарплата — нет. В португальских компаниях не очень высокие зарплаты, а налоги для бизнеса конские, поэтому для босса мы обходимся в два раза дороже, чем мы в итоге получаем, но он старается выписывать премии и бонусы. Жить можно, но иногда сложно.

Второй момент — несовпадение графиков с дочкой: она учится в школе, ей семь лет, она в школе до пяти, а я работаю до шести. Нам удалось организовать для нее кружки после учебы: есть специальная машина, которая отвозит ее от школы до кружков, откуда уже я забираю ее после работы. Но тут в дело вступает еще одна сложность — регулярные забастовки учителей. В таких случаях приходится туговато. 

 

Тут очень ценится то, что люди могут бороться за свои права, и никто никогда не скажет: как они так могут? зачем эти забастовки? Желание бастовать поддерживается. Но что при этом делать работающим родителям с маленькими детьми — непонятно. Есть учителя, которые в пятницу предупреждают, что в понедельник будет забастовка. В таком случае у тебя хотя бы есть выходные, чтобы попытаться куда-то пристроить ребенка. А бывает, что приводишь ребенка в школу — и обнаруживаешь там закрытую дверь. Бывали случаи, когда учитель опаздывал, а родители решали, что началась новая забастовка. Это, конечно, лишний стресс, если спешишь на работу.

Мне нравится, что в моей компании здоровое отношение к работе. За счет отзывчивости людей достаточно легко влиться в процесс. Босс старается все объяснить и помочь. Правда, при мне он уволил несколько португальских сотрудников, которые, по его мнению, не хотели работать. Тут ценится желание работать — и это подкупает. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости