К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Продукты и услуги для старшего поколения — глобальный тренд. Проекты, рассчитанные на пожилых людей, запускаются в США и странах Европы и поднимают крупные раунды инвестиций. Что стимулирует развитие так называемой «серебряной экономики», какие стартапы в этой сфере привлекают больше всего денег, и есть ли у нее перспективы в России, в колонке для Forbes рассуждает управляющий партнер венчурного фонда Iskra Ventures Rus Иван Сезонов

Сегодня в мире проживает более 1 млрд человек старше 60 лет. Цифра стремительно растет: к 2050 году их число может достигнуть 2 млрд человек, что составит 20% жителей Земли. А к 2030 году ООН прогнозирует глобальный «демографический крест»: ожидается, что пожилых людей будет больше, чем молодежи. Это тренд обусловлен, с одной стороны, снижением рождаемости, с другой — ростом средней продолжительности жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 2000 по 2019 годы она увеличилась более чем на шесть лет, с 66,8 до 73,1 лет. В таких странах, как Канада, Австралия, Япония, Германия она вовсе превышает 84 года. 

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Благодаря развитию медицины старшие поколения сегодня чувствуют себя лучше своих предшественников и ожидают высокого уровня жизни на пенсии. Это справедливо как для Европы и Северной Америки, так и для нашей страны. Вести активный образ жизни и участвовать в экономике многим пенсионерам позволяют накопления и стабильный доход. Так, от 60% до 63% пожилых людей в России после оформления пенсии возвращаются на рынок труда. Во многом потому, что в условиях дефицита кадров бизнес становится к ним лояльнее: в 2024 году количество предложений о работе для людей старшего возраста выросло на 14% по сравнению с началом 2023-го. 

Все это стимулирует развитие проектов, которые решают различные задачи этой возрастной группы: помогают находить компаньонов для путешествий, поддерживать когнитивные функции и здоровье в целом. В 2025 году мировой объем рынка AgeTech (технологии для людей пожилого возраста) должен составить $2,7 трлн. 

 

Глобальные тренды

Мы в фонде видим тренд на цифровизацию сервисов для старшего поколения, которые до этого оказывались в основном офлайн. Например, чтобы найти государственный или частный пансионат для проживания, еще несколько лет назад приходилось узнавать необходимую информацию лично или по телефону, вручную сравнивать условия, цены и пр. Сейчас же есть нишевые сервисы вроде Brookdale Senior Living, A Place for Mom, Lottie, где можно в одном окне выбрать и забронировать подходящее место. 

Активно развиваются сервисы, которые помогают пожилым людям искать компаньонов. Это, например, британский elder HQ, испанский Cuideo и финский Helppy. А через индийский Emoha можно найти человека для совместных путешествий. Мы видим большой потенциал и в решениях, которые помогли бы «в режиме одного окна» закрывать все бытовые вопросы пожилых людей, — оплачивать счета, заказывать продукты питания, бронировать время приема у врача и пр. 

 

Есть также тренд на решения, которые помогают лечить различные заболевания, поддерживать когнитивные функции и замедлять старение. В этом сегменте работает, например, американский стартап Cognito Therapeutics. Он разрабатывает устройства, которые помогают притормозить развитие болезни Альцгеймера и других форм деменции. 

Многие из проектов в сфере AgeTech привлекают инвестиции. В США и Европе за последние годы даже появились фонды, которые специализируются на подобных стартапах. Это, например, американские Longevity Venture Partners, Primetime Partners, Third Act Ventures, британский 4Gen Ventures и другие. 

Среди заметных сделок прошлого года можно отметить раунд биотехнологической компании Alzheon: в июне 2024-го она получила $100 млн. Компания разрабатывает лекарство для лечения нейродегенеративных заболеваний (медленно развивающиеся заболевания нервной системы. — Forbes). Еще $50 млн привлекла Aeovian Pharmaceuticals, которая лечит возрастные заболевания. А Human Longevity по борьбе со старением подняла $39,8 млн. Но самой крупной сделкой стал раунд на $170 млн, который закрыл калифорнийский стартап BioAge Labs. Он разрабатывает средства лечения ожирения и других метаболических заболеваний, ориентируясь на биологию старения человека. Компания также провела IPO: разместила акции на бирже Nasdaq по оценке $757,5 млн и таким образом собрала еще $198 млн. 

 

AgeTech в России 

В России тоже есть движения в сфере AgeTech. Так, компания «Долгожитель» разрабатывает платформу для подбора и бронирования социальных объектов для пожилых людей. Развиваются сервисы, которые помогают выявлять различные заболевания. Это, например, LifeCare и «Брейнфон».

Впрочем, пока стартапы, рассчитанные исключительно на пожилых, — редкость для российского рынка. Во многом развитию сектора мешает недостаток финансирования. Это слишком свежий тренд для российского венчурного рынка. И в текущих сложных экономических условиях фонды и ангелы предпочитают вкладываться в более предсказуемые направления вроде искусственного интеллекта. Недостаточна и государственная поддержка. Так, средний размер грантов в социальной сфере, по моим оценкам, обычно не превышает 500 000 рублей. А на это сложно запустить конкурентный продукт. 

Но мы прогнозируем, что ситуация будет меняться. Лидирующую роль на себя могут взять крупные российские корпорации с высокой долей возрастной аудитории. Речь идет прежде всего об игроках финансового сектора (банки, негосударственные пенсионные фонды), ретейла, медицины, которые активно растут и не требуют стороннего финансирования, а еще сами инвестируют в молодые проекты. 

Вклад может внести и государство, которое последние годы все больше интегрирует пожилое поколение в активную городскую жизнь. Так, в ноябре этого года проект «Московское долголетие» запустил месячный курс сомелье, где жителям города старше 60 лет рассказывают об истории виноделия и учат выбирать вино. А в Санкт-Петербурге есть карта «Серебряный возраст», которая дает возможность покупать билеты в городские и федеральные музеи за рубль.

Дальнейшее повышение пенсий, компенсации пенсионерам расходов на уход и медикаменты и другие программы поддержки могут повысить инвестиционную привлекательность AgeTech-рынка. Внимание должно быть и к частному бизнесу. Проработка единых стандартов качества услуг, предоставляемых пожилым гражданам, могла бы помочь игрокам рынка расти и развивать «серебряную экономику» в стране.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+