«Это вообще реально?»: почему в России растет спрос на любительское фигурное катание

«До фигурного катания я пробовала много чего: йогу, пилатес, силовые тренировки. Но именно на льду я нашла то, что нужно — тренируются одновременно все мышцы, и это еще и красиво», — делится с Forbes 42-летняя Евгения Силкина. О своих успехах на льду она рассказывает в социальных сетях.
Фигурное катание занимает россиян с советских времен, но сейчас переживает новую волну популярности. За последние два года число фигуристов-любителей в России выросло с 300 000 до 400 000 человек, уверяет член президиума Ассоциации развития массового фигурного катания (АРМФК) Артем Старшинов. А количество запросов на тренировки на платформе поиска специалистов «Профи.ру» выросло на 14% за прошлый год. Вслед за спросом растет и предложение. Количество тренеров на площадке увеличилось на 16% за аналогичный период, рассказали Forbes в компании. Подросло и количество школ фигурного катания для любителей — на 12% год к году, по данным президента Национального фитнес-сообщества (НФС) Елены Силиной.
На повышенный интерес к фигурному катанию указывает и статистика маркетплейсов. Так, на Ozon с января по ноябрь 2024 года продажи одежды и других предметов для фигуристов выросли на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. На Wildberries продажи тренировочной экипировки выросли наполовину, а коньков — почти на треть в 2024 году. На «Яндекс Маркете» коньки стали покупать почти на 60% чаще, чем годом ранее, а на Avito — на 48%.
Наплыв любителей заметили и в специализированных магазинах. В сети «Фигурист» число таких клиентов выросло на 30–40% по сравнению с 2023-м, рассказали Forbes в компании. 42-летняя модельер Ольга Винокурова из Санкт-Петербурга, которая изготавливает костюмы для выступлений на льду, тоже зафиксировала прирост непрофессиональных фигуристов среди своих заказчиков. За 2024 год ей поступило от них около 30 запросов, это почти втрое больше, чем годом ранее.
Вслед за чемпионами
Интерес к фигурному катанию растет среди всех поколений, обращают внимание собеседники Forbes. По словам Винокуровой, среди ее клиентов есть люди как 25, так и 50 лет. Такими наблюдениями делится и основательница школы фигурного катания Екатерина Боброва. Возраст ее учеников варьируется от четырех до 68 лет. И все они осваивают прыжки и вращения на льду.
На занятия людей мотивируют разные причины — одних привлекает возможность соревноваться за призовые места, при этом не уделяя все время катанию, как это делают профессиональные спортсмены, другие приходят, чтобы разгрузить голову, рассуждает кандидат в мастера спорта по фигурному катанию и основательница школы «Ледяной ангел» Виктория Бобко: «Освоение элементов для души превратилось у многих в неотъемлемую часть жизни». Многие хотят научиться красиво кататься или привести себя в форму, добавляет она.
Привлекать взрослых на тренировки удается благодаря участию учеников в зрелищных соревнованиях вроде стартов «Белые ночи», которые проводит Лига любителей фигурного катания Санкт-Петербурга, говорит Боброва. Подобные турниры демонстрируют, что заниматься таким спортом можно в любом возрасте и с любым уровнем подготовки, вторит ей Бобко. Так, 58-летняя ученица школы Бобровой Зоя Дзегузе записалась на занятия в 2024 году, после того как увидела на массовых катаниях своих ровесников.
Популяризации любительского фигурного катания способствуют и яркие выступления профессиональных спортсменов, добавляет управляющий директор компании по аренде ледовых и футбольных арен «Спорт всегда» Илья Пруцков. «За противостоянием Загитовой и Медведевой [на зимних Олимпийских играх в 2018 году] наблюдала вся страна, участницы вызывают эмоции у зрителей. <...> Щербакова, Трусова и Валиева (имеются в виду фигуристки Анна Щербакова, Александра Трусова и Камила Валиева. — Forbes) стали мощным трио на Олимпиаде 2022 года в Пекине», — рассуждает он. Многие подписчики продолжают следить за чемпионами после соревнований и сами встают в конечном итоге на лед, заключает собеседник Forbes.
Ему вторит основатель агентства инфлюенс-маркетинга Григорий Зорин. По его подсчетам, за время Олимпиады 2022 года только число подписчиков соцсетей Камилы Валиевой (заняла четвертое место в женском одиночном турнире на Олимпиаде в Пекине, впоследствии была дисквалифицирована за нарушение антидопинговых правил) в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) увеличилось почти в пять раз, и спустя три года аудитория продолжает расти: например, за 2024-й она выросла примерно на 15%. Сейчас на спортсменку подписано более 1,5 млн человек.
Вдобавок за время Олимпиады в Пекине в TikTok и Instagram появилось множество фан-аккаунтов чемпионок, медиа о фигурном катании, где публиковали нарезки с выступлений и тренировок. Число подобных пабликов продолжает расти: только за 2024-й количество Telegram-каналов, посвященных любительскому фигурному катанию, увеличилось на 20% и достигло 100, говорит собеседник Forbes. Как правило, количество подписчиков таких аккаунтов не превышает 20 000, добавляет Зорин.
Боброва тоже связывает рост интереса к любительскому катанию со зрелищными соревнованиями профессионалов. История 22-летней жительницы Тюмени Анастасии Баклановой тому подтверждение. В разговоре с Forbes она вспоминает, что занялась фигурным катанием в 2020 году после просмотра чемпионата Европы, который выиграла российская фигуристка Алена Косторная: «Мы с родителями включили Первый канал, а там как раз Алена выступала. Она поразила меня высотой прыжков и красотой катания, я даже маме тогда сказала: «Ты это видела? Это вообще реально?!».
В том же году она стала искать занятия. Но тренировки оказались ей не по карману — минимальная цена часового урока на льду в Тюмени составляла 2500 рублей. А она тогда была студенткой Тюменского государственного университета (ТюмГУ). Поэтому Анастасия устроилась администратором в местную школу любительского фигурного катания, где ей разрешили бесплатно тренироваться. Со временем она стала выкладывать контент со своих тренировок и соревнований в личный аккаунт Instagram, сейчас на него подписаны 2500 человек.
Любительское фигурное катание — недешевое хобби, соглашаются собеседники Forbes. В Москве стоимость месячного посещения может достигать 60 000–70 000 рублей. Например, цены на абонементы в школе Бобровой для детей варьируются от 7000 до 16 500 рублей в месяц, в зависимости от количества тренировок; для взрослых — от 8000 до 28 000 рублей. Абонементы у Бобко обойдутся в 18 000–30 000 рублей. Многие организаторы турниров взимают взносы со спортсменов — от 1500 рублей в регионах до 6000 рублей в Москве.
Потратиться придется и на экипировку. Новая пара профессиональных коньков обойдется в сумму до 30 000 рублей, а лезвия — еще до 20 000 рублей, рассказывает Боброва. Кроме того, некоторые спортсмены приобретают специальную одежду для соревнований: стоимость платьев для девушек на маркетплейсах начинается с 1500 рублей, на заказ изделие может стоить и 50 000 рублей. Например, у Винокуровой цены достигают 20 000–25 000 рублей. Ольга объясняет это высокой себестоимостью: ткань для одного платья может стоить около 2000–3000 рублей, а стразы, которыми она украшает костюмы, более 10 000 рублей.
«Красивые танцы на льду»
Кто запускает бизнес в этой сфере? В основном профессиональные спортсмены. Так, на счету Екатерины Бобровой, выступавшей в танцах на льду, множество медалей, в том числе золотая за победу в командном этапе на Олимпийских играх в 2014 году, серебряная — за Олимпиаду-2018.
В беседе с Forbes она признается, что до завершения карьеры в 2018 году не задумывалась о будущем и не знала о любительском фигурном катании: «У меня в голове кроме спорта и высших достижений не было ничего». Обучать детей она не хотела — по своему опыту Боброва знала, что тренеры будущих чемпионов посвящают работе все свое время, а ей хотелось заниматься и личной жизнью.
В то же время с 2018 года ей регулярно поступали заявки на «подкатки» — индивидуальные тренировки, которые часто запрашивают непрофессиональные спортсмены у титулованных чемпионов, завершивших карьеру. На таких занятиях, по словам Бобровой, можно хорошо заработать. При этом желающие хотят кататься на любительском уровне, а это позволяет избежать стресса, который испытывают наставники при подготовке будущих чемпионов.
Наплыв обращений в 2019 году побудил Екатерину открыть в Москве именную школу для любителей фигурного катания вместе с мужем Андреем Депутатом — фигуристом, выступавшим в парном катании и завершившим спортивную карьеру в 2017 году. Впрочем, первая попытка запустить бизнес не увенчалась успехом — его пришлось закрыть всего после трех месяцев работы. Екатерина признается, что арендованный каток находился далеко от метро и остановок общественного транспорта, из-за чего ученикам было неудобно добираться, и они отказывались от занятий.
Вторую попытку супруги предприняли в 2021-м, подыскав более удобные по расположению катки, и в сентябре–ноябре открыли сразу два отделения в Москве и Подмосковье: в спортивных комплексах «Вымпел» (метро «Новогиреево») и «Пехорка» (Балашиха). Впоследствии появилось третье — в спортивном центре «Луч» (метро «Тушинская»). Часовая аренда льда обходилась супругам в 12 000–20 000 рублей. Они также сняли залы для общей физической подготовки (ОФП) спортсменов в тех же комплексах — для профессиональных фигуристов такие занятия обязательны, любители в школе Бобровой могут приобрести абонемент и без зала. Стоимость аренды и выплаты наемным тренерам партнеры не раскрывают.
В первый же сезон (сентябрь 2021 – май 2022) в школу записалось порядка 30–35 учеников, а выручка составила 600 000 рублей. Поначалу на занятия приходили в основном дети до 18 лет. Но Екатерина с Андреем периодически предлагали мамам, ожидавшим за бортом, тоже встать на коньки — так на тренировки стали приходить семьями. К концу третьего сезона выручка достигла 1,2 млн рублей, а количество учеников — 60 человек. А в этом году предприниматели прогнозируют 1,5 млн рублей за счет всплеска интереса к любительскому фигурному катанию — в школу обратилось на 20–30% больше желающих, чем в предыдущие годы.
22-летняя Бобко тоже пришла из спорта. По ее словам, на занятия фигурным катанием ее в пять лет привела мама. Виктории понравились «красивые танцы на льду», и она осталась заниматься. При этом она не стремилась к олимпийским медалям. «Мне с детства нравилось, когда меня слушают. Я почему-то ощущала, что тренер — это мое призвание», — рассуждает собеседница Forbes.
Уже в 2018 году Виктория начала проводить индивидуальные тренировки в Москве и Подмосковье, они стоили от 800 рублей в час. А в 2022-м вместе с мамой запустила школу для любителей фигурного катания «Ледяной ангел». Первый филиал открылся в подмосковной Электростали. Ежемесячные расходы на развитие бизнеса в тот период составляли около 200 000 рублей. Деньги шли на оплату аренды льда (от 7000 рублей в час) и зала, продвижение школы (от 25 000 рублей в месяц) и зарплату тренерам. Бобко добавляет, что в целях экономии она берет на себя больше занятий (часовая ставка наемного тренера начинается от 1800 рублей), а мама занимается юридическими процессами — она по профессии налоговый консультант.
После запуска в 2022-м в «Ледяном ангеле» было не больше пяти учеников, в 2023-м, в связи с открытием второго филиала в Москве, их количество выросло до 16, а в этом сезоне в школе занимаются уже около 80 человек. За три года суммарная выручка клуба составила около 7 млн рублей, а расходы на содержание филиалов выросли до 600 000 рублей в месяц.
Неожиданный поворот
А вот Ольга Винокурова признается, что пришла к шитью костюмов для фигурного катания случайно. Она никогда не занималась этим видом спорта, но с детства отшивала одежду — сначала для кукол, а потом для себя и близких. «Я человек усидчивый и творческий, мне нравится создавать необычные костюмы, видеть радость других людей», — рассуждает она.
В 2014 году, когда Ольга жила в Казахстане, к ней обратилась подруга с просьбой изготовить ее дочке платье для соревнований по фигурному катанию. Получившееся бело-синее платье с пайетками понравилось знакомым юной спортсменки, и на предпринимательницу посыпались заказы.
Спустя три года Винокурова с семьей переехала в Мурино (город в Ленинградской области рядом с Санкт-Петербургом) и в том же году завела аккаунт в Instagram с платьями для фигурного катания, чтобы привлечь местных клиентов. Идея оказалась удачной — вскоре она уже отшивала по четыре изделия в месяц, зарабатывая на этом около 60 000 рублей.
Долгое время дизайнер совмещала шитье с работой журналистом. В 2022 году, когда Instagram заблокировали на территории России, Винокурова создала страницу со своими работами во «ВКонтакте» (около 2000 подписчиков). Обращений от заказчиков стало больше, и за год ей удалось выручить на платьях уже около 700 000 рублей. Тогда она решила сосредоточиться на этом деле и в феврале 2023-го уволилась из газеты. «Я поняла, что в 40 лет можно неожиданно изменить жизнь», — вспоминает Винокурова. Тогда же она подняла цены на свои изделия с 15 000 до 20 000–25 000 рублей и стала отшивать по восемь моделей в месяц. За год ей удалось выручить около 1,5 млн рублей. А в 2024-м — более 2 млн рублей.
Сейчас у Винокуровой очередь на пошив костюма — до осени 2025 года (как правило, фигуристы обращаются к ней летом и осенью, когда готовятся к соревновательному сезону). Большую часть клиентов составляют родители детей, которые профессионально занимаются фигурным катанием. Но взрослых спортсменов-любителей среди ее заказчиков становится все больше. Ольга и сама планирует выйти на лед: «Жду, когда в нашем городе достроят большой спортивный комплекс с двумя ледовыми аренами. Один лед будет полностью отдан под фигуристов, и я пойду туда тренироваться».