К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зарядка для мозгов: как и почему в России растет интерес к шахматам среди любителей

myChess Club (Фото Сергея Кондратьева)
myChess Club (Фото Сергея Кондратьева)
Шахматы в России переживают новую волну популярности. Последние два года продажи шахматных досок на маркетплейсе Wildberries растут на 65% ежегодно. Расширяется и аудитория тематических клубов, многие из которых создаются на базе российских корпораций. В этом году популярность спорта может принять новые масштабы, за счет выхода шоу с участием инфлюенсеров

«Особый флер»

Интерес к шахматам среди любителей растет с пандемии. «Люди обезумели на карантине, делать было нечего, а шахматы — это тот вид спорта, которым можно заниматься из дома — играть онлайн», — рассуждает в беседе с Forbes шахматист и видеоблогер Максим Омариев (YouTube-канал ChessMaster, 625 000 подписчиков). С октября по март 2020 года количество пользователи международной шахматной онлайн-платформы Chess.com ежемесячно увеличивалось на 1,3 млн человек — это в три раза быстрее, чем до вспышки коронавируса. А к марту 2021 года число пользователей площадки превысило 61 млн человек.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Привлечь аудиторию площадке во многом помогли социальные сети, считает основатель московского шахматного сообщества Rep Chess Илья Лакаев. Chess.com публиковала короткие видео про шахматы в TikTok и Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), а также проводила онлайн-трансляции на стриминговом сервисе Twitch. Помог «зумерский подход» к контенту: команда сервиса интегрировала в ролики с шахматистами и разборами партий популярные у молодежи мелодии, мемы, говорит Лакаев. Сейчас на аккаунты Chess.com в TikTok и Instagram подписано суммарно почти 3,5 млн человек, а количество просмотров на некоторых видео превышает миллион.   

Вклад в популяризацию шахмат внес и сериал «Ход королевы» (The Queen’s Gambit), который вышел в октябре 2020-го на стриминговой платформе Netflix, добавляет Омариев. История сироты из приюта Бет Хармон, которая в детстве стала зарабатывать на шахматных турнирах и прославилась, вдохновила на обучение игре миллионы человек. Так, спустя месяц после релиза сериала продажи досок на eBay взлетели на 215%, писала The New York Times. Сериал сделал шахматы модным увлечением, вторит блогеру Лакаев. Роль сыграл и «особый флер» этого спорта, считает он. «У шахмат такой имидж, будто в них играют интеллигенты и интеллектуалы», — добавляет Омариев.

 
Мероприятие Rep Chess (Фото DR)

В тот же период в TikTok, Instagram и других социальных сетях начали формироваться тематические блоги, а ролики, посвященные игре, — набирать миллионы просмотров. Например, видео американского шахматиста Джеймса Вебера в TikTok, в котором он пародирует популярного в YouTube гроссмейстера Эрика Розена, за шесть месяцев 2021 года набрало 9 млн просмотров. К 2022-му по хештегу #chesstok в TikTok насчитывалось уже более 198 млн просмотров образовательных, юмористических и других роликов, посвященных шахматам и мировым чемпионам, писал Business Insider. 

Поиграть в перерыве

После снятия карантинных ограничений интерес к шахматам продолжил расти, но уже в офлайне. Так, американские учителя по всей стране наблюдали шахматный бум среди школьников разных возрастов, которые собирались небольшими группами на переменах, во время обеда и даже на уроках, писала The Washington Post. 

 

В России тренд также набирал обороты после пандемии. По данным Avito, продажи шахматных досок в 2021 году выросли на 24,5%, в 2022-м — еще на 25%. По наблюдениям Лакаева, в тот же период в Москве начали появляться сообщества, которые проводили турниры в барах, ресторанах и общественных пространствах. О встречах участники договаривались через Telegram. Сейчас среди самых крупных комьюнити в мессенджере — канал «Московский шахматный клуб» (650 подписчиков, а его чат насчитывает более 1200 человек). Еще в одном тематическом канале — Friends, chess, rock’n’roll! — свыше 460 участников, a в Pin it! | Chess&Travel — почти 400. 

Подобные сообщества стали появляться и в компаниях. Например, в 2022 году шахматный клуб создали в «Ростелекоме». Сейчас он насчитывает 1500 участников, среди них — сотрудники и их дети. Они среди прочего участвуют в турнирах с другими корпорациями, рассказали в пресс-службе оператора. Т-Банк тоже заметил интерес сотрудников к этому спорту и с 2022-го проводит шахматный турнир «Ход единорогом 2.0» для заинтересованных сотрудников — за два года в нем приняли участие более 150 человек. 

Сотрудники «Сбера» тоже объединились в сообщество в 2022 году, рассказывает капитан корпоративной команды и директор отдела по работе с ключевыми клиентами «Сбербанк Факторинг» Вадим Лебедев. Клуб насчитывает более 700 участников. Они играют онлайн или собираются офлайн, например в московском тематическом баре myChes Club. Там они «неформально» общаются с шахматными любителями из «Газпромбанка» и «Ростелекома», а также играют со студентами НИУ ВШЭ, которых потом приглашают на стажировки или работу, говорит Лебедев.

 

Шахматное сообщество есть и у Т2 (ранее Tele2) — с 2023 года «на каждом этаже офиса стоят доски, чтобы сотрудники могли играть в перерывах», рассказали в компании. Спортсменов-любителей много в ВТБ, инвестиционной компании «Интеррос» и других организациях, добавляет профессиональная шахматистка, экс-менеджер российского гроссмейстера Яна Непомнящего и основательница myChess Club Зоя Арнацкая. Их сотрудники тоже участвуют в турнирах в баре. Деловые встречи за шахматами, по ее словам, в заведении проводят и сотрудники Министерства иностранных дел (МИД). В компаниях на вопросы Forbes не ответили. 

myChess Club (Фото Сергея Кондратьева)

По словам Арнацкой, ряд российских IT-компаний наравне с государственными организациями также финансируют ее благотворительный фонд «Ход в будущее», который последние три года проводит по всей стране «Школу гроссмейстера». Помимо занятий по шахматам, она включает уроки английского, спорт, а также IT-курсы. Поддерживая инициативу, бизнес надеется найти среди учеников будущих сотрудников, добавляет предпринимательница. За время работы «Ход в будущее» охватил около восьми регионов России и привлек от спонсоров более 250 млн рублей.     

Ход конем

Среди самых заметных открытых московских сообществ блогер Омариев называет Rep Chess Лакаева (свыше 5000 подписчиков в Telegram). Лакаев рассказывает, что первый любительский турнир провел еще в 2021 году, когда учился на четвертом курсе Московского государственного строительного университета (МГСУ) на инженера в строительстве. Параллельно он работал бренд-менеджером в компании по производству энергетических напитков Red Bull и за «несколько банок» арендовал под мероприятие комнату в общежитии. Хотя участие в турнире приняло около 20 человек, идея «быстро забылась», и Лакаев продолжил играть в шахматы с небольшой компанией друзей, вспоминает он в беседе с Forbes. 

Позднее вместе с парой приятелей, среди которых были дизайнеры, он запустил небольшой тематический бизнес: продажи настенных постеров. В 2022–2023 годах команда разработала плакаты, вдохновленные матчем между чемпионом мира Гарри Каспаровым (признан Минюстом РФ иностранным агентом, внесен Росфинмониторингом в перечень лиц, причастных к терроризму и экстремизму) и суперкомпьютером Deep Blue в 1992 году, биографическим фильмом «Жертвуя пешкой» о жизни гроссмейстера Бобби Фишера и другими. В производство команда вложила в сумме около 40 000 рублей, а выручить удалось не больше 70 000 рублей, привлекая покупателей через социальные сети и сарафанное радио. 

Со временем приятели решили расширить аудиторию проекта, а для этого провести в Москве любительский турнир. В конце 2023 года они договорились об этом с кафе «Борис Сонный» — в заведении согласились принять шахматистов на безвозмездной основе. На мероприятие организаторы принесли свои доски, а также докупили несколько на маркетплейсах. Они обошлись примерно в 300 рублей каждая. 

 

Хотя на турнир пришли всего шесть человек, Лакаев и его партнеры решили рискнуть и «переквалифицировали» проект с постерами в сообщество шахматистов-любителей Rep Chess. Тогда же они создали одноименные Telegram-канал и Instagram-аккаунт и начали привлекать туда аудиторию, через сарафанное радио, а также с помощью ярких постеров-анонсов предстоящих мероприятий и рилсов о шахматах под трендовые мелодии. 

Ход оказался верным. За 2024 год команда провела свыше 600 шахматных турниров и привлекла к участию в них около 10 000 человек разных возрастов, от 13 до 54 лет. Среди участников оказалось много IT-специалистов, людей из креативных индустрий, а также предпринимателей. Интерес к шахматам и сообществу Лакаев объясняет возможностью интересно провести время за игрой, познакомиться с единомышленниками, отдохнуть. Ему вторит один из членов сообщества, 27-летний юрист Семен Михайлов, так описывая шахматные мероприятия: «Сотни открытых, дружелюбных, веселых и вместе с этим абсолютно разных людей собираются в ресторане, весь вечер играют в шахматы, а потом становятся друзьями». «Для меня это зарядка для мозга и способ отвлечься от внешнего мира», — добавляет другая участница клуба, 27-летняя проджект-менеджер в департаменте по развитию бизнеса «ВКонтакте» Лаура Чахоян. 

Мероприятия проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже на базе популярных заведений и общественных пространств, рассказывает Лакаев. Среди них: ресторан Blanc, бар «Авантюрист», Центральный университет Т-Банка, Дом культуры «ГЭС-2» и другие. По словам предпринимателя, поначалу на организацию уходило порядка 30 000 рублей. В такую сумму обходились подарки победителям соревнований, шахматные доски, а также (редко) аренда площадок. На первых порах приятели покрывали расходы из денег, которые зарабатывали на ивент-агентстве, которое они запустили в том же 2024 году. Его название Лакаев не раскрывает. Но уже весной 2024-го бизнес начал приносить доход и вышел на самоокупаемость: некоторые собственники помещений предлагают от 1500 до 30 000 рублей за проведение турнира у них. Им это выгодно, потому что подобные мероприятия приводят в заведения платежеспособных клиентов, которые заказывают еду и напитки, поясняет предприниматель. 

По словам Лакаева, проект работает в прибыль, а его выручка за прошлый год превысила 3 млн рублей. Ее хватает на покрытие ежемесячных расходов, которые составляют порядка 200 000–250 000 рублей. Большая часть идет на зарплаты команде. Она насчитывает девять человек, включая smm-специалиста, проектного менеджера и пр. 

 

Шахматные вечеринки

Арнацкая также задумалась о запуске проекта для шахматистов-любителей в 2021 году, обратив внимание на набирающую популярность любительских шахмат в США и Европе. В России в ее окружении многие тоже увлеклись игрой, и ей хотелось создать площадку, где они могли бы собираться вместе. 

В сентябре 2022 года она приобрела московский шахматный бар World Chess, который простаивал после отъезда из России его основателя Ильи Мерензона. Покупка обошлась примерно в 20 млн рублей. Часть средств предпринимательница взяла из личных накоплений. Помогли и друзья из российских и международных компаний, которые хотели поучаствовать в создании подобного пространства. В том же месяце Арнацкая перезапустила бар под новым названием — myChes Club. Она также обновила меню. В нем появились тематические закуски и напитки, названные в честь чемпионов мира по шахматам, например Александра Алехина и Василия Смыслова. 

К концу 2022 года заведение ежедневно посещало около 300 человек, и большинство приходило ради игры в шахматы. Привлекать гостей удавалось с помощью таргета и контекстной рекламы (Арнацкая вложила в это около 5 млн рублей за последние два года), а также благодаря «шахматным вечеринкам» — турнирам с участием профессионалов вроде гроссмейстера Сергея Карякина и афтепати. Выручка бара за год составила около 20 млн рублей. 

К концу следующего года показатель удалось нарастить более чем вдвое, до 55 млн рублей. Росту способствовало несколько факторов. Основательница сделала ремонт и расширила помещение — в баре, помимо зала для турниров, появились лаунж-зона для неиграющих гостей и кабинет для проведения деловых встреч. Это обошлось примерно в 25 млн рублей. В заведении стали также проводить прямые трансляции международных турниров с комментариями гроссмейстеров. Кроме того, часть посетителей  — сотрудники крупных компаний — стали снимать помещения под турниры. Стоимость аренды зала без фуршета составляет 40 000–150 000 рублей, а организация мероприятия «под ключ» — 200 000–350 000 рублей. 

 

Назвать выручку за прошлый год Зоя пока затрудняется, но ожидает сумму в пределах 55 млн рублей. Вырасти не удалось из-за инвестиций в новый проект, говорит она. В 2024 году предпринимательница запустила альтернативу заблокированной в России Chess.com — myChess. Разработка платформы обошлась приблизительно в 7 млн рублей, на развитие сервиса, включая поддержку серверов, зарплаты судьям, уходит еще порядка 2 млн рублей в месяц. Монетизировать портал удается за счет турниров между корпорациями. В августе — сентябре 2024-го на myChess прошло 20 таких соревнований. Платформе помогает и государство — в декабре прошло года о myChess рассказывала представитель МИД Мария Захарова в ходе очередного брифинга. За год к площадке присоединилось более 14 000 пользователей.  

Сексуальный спорт

Интерес к шахматам продолжит расти. По словам Омариева, в этом году появятся как минимум два шоу, где инфлюенсеры будут играть в шахматы друг с другом. А это только подстегнет популярность этого вида спорта. Одно из них называется «Страсти по Фишеру» в честь гроссмейстера Бобби Фишера, рассказал Forbes автор передачи и креативный продюсер компании Medium Quality (шоу «Женский форум», «Внутри Лапенко», «Что было дальше» и другие) Владислав Пушкарев. По его словам, на идею шоу его натолкнула «ощутимо растущая популярность спорта»: «Вдруг выяснилось, что шахматы могут быть сексуальными. Интеллект — это вообще сексуально». Первый выпуск запланирован на весну 2025-го, добавил он. Другие детали он раскрывать отказался. 

Лакаев также видит тренд. В планах команды Rep Chess на 2025 год — продолжать проводить турниры и другие мероприятия в Москве и российских регионах, привлекать к играм как можно больше человек, а также найти партнеров, чтобы масштабироваться через сотрудничество с ними. Агрессивное развитие планирует и Арнацкая. В планах предпринимательницы до конца года — сделать из myChess Club «лучший шахматный проект» в России, то есть повысить узнаваемость и капитализацию бренда. Это поможет привлечь внимание предпринимателей из регионов и запустить франшизу бара. В 2025-м выручка заведения, по словам Арнацкой, окажется «сильно больше» — к «друзьям» бара присоединились команды из банковского и страхового сегмента, которые намерены устраивать турниры и наращивать средний чек myChess Club. Аудиторию онлайн-платформы она планирует увеличить до 100 000 пользователей в том числе за счет проведения международных турниров. «Шахматы стали образом жизни наряду с походами в ресторан или встречей с друзьями, поэтому интерес продолжит расти», — заключает предпринимательница. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+