Стартап-суббота: $17 млн в нейротехнологии, новый венчурный фонд и рекорд M&A-сделок

Дайджест охватывает события с 17 по 21 февраля.
Сделки
- Американский нейротехнологический стартап Subsense привлек $17 млн посевных инвестиций, раунд возглавил фонд Golden Falcon Capital, основанный бенефициаром ювелирного бренда SOKOLOV Артемом Соколовым, пишет Business Wire. Subsense в 2022 году создала соосновательница и экс-руководитель российской нейротехнологической компании Neiry Татьяна Александрова. Соколов в Business Wire тоже фигурирует как основатель стартапа, однако представитель предпринимателя сообщила Forbes, что это не так: «Артем является одним из соучредителей фонда Falcon Capital, для которого Subsense — лишь один из инвестиционных проектов». Стартап разрабатывает неинвазивный нейрокомпьютерный интерфейс — наночастицы, через которые будет возможно воздействовать на человеческий мозг. Основатели рассчитывают на использование их в медицине, например, для разработки терапии при болезнях Паркинсона и Альцгеймера, эпилепсии или хронических болях, и в других областях. Subsense работает с ведущими международными неврологическими исследовательскими институтами, в числе которых Калифорнийский университет в Санта-Крус и Швейцарская высшая техническая школа Цюриха. Первый прототип компания планирует представить в 2026 году.
- Дочерняя структура госкорпорации «Ростех» — компания АИС приобрела 25% в стартапе OneCell, который занимается диагностикой опухолей с использованием ИИ, пишет РБК. Сумма сделки могла составить 100 млн рублей, по оценке управляющего директора инвестиционно-консалтинговой компании «ПСК-Решения» Сергея Нунупарова. Разработки OneCell используются в Национальном медицинском исследовательском центре онкологии имени Н.Н. Петрова, где они помогают врачам ставить диагноз в десять раз быстрее, а также в московских онкологических клиниках для цифровой патоморфологии. Ранее 100% OneCell принадлежали ООО «Компания70», совладельцы которой — гендиректор стартапа Алина Нинбург (53,81%), медицинская лаборатория «Гемотест» (12,5%) и ряд частных инвесторов, в том числе сооснователь сервиса аренды электросамокатов Whoosh Сергей Лаврентьев (2%).
- Группа компаний «Медси» продала 25% в ООО «Байоник-Медси», которое управляет платформой по назначению витаминов и микроэлементов на основе анализов крови Bioniq, сообщают «Ведомости». Сумма сделки, согласно отчетности «Медси», составила 37 млн рублей. Новым владельцем доли стал некий Федор Викторов. «Медси» обнаружила признаки обесценения инвестиций в размере 346 млн рублей — платформа несет убытки и находится в стадии развития, указано в отчете компании. Bioniq не генерировала прибыль с момента основания в 2020 году. Сервис в 2019 году основал бывший гендиректор «Газпром медиа технологий» и Groupon Russia Вадим Федотов. «Медси» инвестировала в него 500 млн рублей в 2020 году.
- Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) повторно инвестировал в платформу цифровизации и IT-поддержки спортивных клубов и тренеров SportPriority, пишет RB.ru. Сумма сделки составила 15 млн рублей, ФРИИ увеличил свою долю с 7% до 18%, а стартап оценили в 120 млн рублей. В сентябре 2024 года фонд уже инвестировал в стартап 5 млн рублей. SportPriority помогает небольшим фитнес-студиям настраивать онлайн-расписание и принимать оплату. Большая часть компании, согласно СПАРК, принадлежит Алексею Янзину и Игорю Самочернову.
Запуски
Разработчик систем кибербезопасности R-Vision запускает корпоративный венчурный фонд R-Vision VC объемом 500 млн рублей. Компания планирует инвестировать по 30–50 млн рублей в 10–15 стартапов в области кибербезопасности, ИИ, анализа данных и корпоративного софта. R-Vision рассматривает перспективные для B2B и B2G-рынков проекты на ранних стадиях — с оформленной идеей и прототипом. Помимо финансирования, стартапы получат возможность внедрить пилоты в крупных компаниях. По словам управляющего партнера фонда Игоря Сметанева, в 2024 году компания изучила более 200 стартапов, которые работают в сфере информационной безопасности или близких областях. По-настоящему прорывных решений пока немного, однако он надеется на новый всплеск появления высокотехнологичных стартапов.
Цифры
- Рост числа индивидуальных предпринимателей в 2024 году замедлился до 2% против 25% по итогам 2023-го, подсчитали аналитики экосистемы «Т-Бизнес» на основании собственной информации и данных Федеральной налоговой службы. Это результат «объективной реальности: кредитование стало менее доступным, а издержки, связанные со стартом бизнеса, заметно выросли», считает руководитель сегмента «Старт бизнеса» в «Т-Бизнесе» Дмитрий Трофимов. При этом новые ИП в России регистрировались в полтора раза чаще, чем закрывались, что свидетельствует о сохранении предпринимательской активности, говорят авторы исследования. Самыми популярными направлениями бизнеса стали электронная (18%) и розничная (16%) торговля, а также строительство (10%). Больше всего новых индивидуальных предпринимателей появилось в Чечне (рост на 30%), Тыве (29%) и Астраханской области (24%).
- Платформа «ВКонтакте» обогнала YouTube по объему рекламных бюджетов в сфере инфлюенс-маркетинга в 2024 году, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование агентства по работе с блогерами Digital Church. Общий объем рынка инфлюенс-маркетинга оно оценило в 44 млрд рублей, по сравнению с 2023 годом показатель увеличился на 37%. На долю «ВКонтакте» приходится 40% рынка, YouTube — 30%, еще 15% занимает Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и около 10% — Telegram, Rutube, «Одноклассники» и Yappy.
- Количество M&A-сделок в российском IT-секторе достигло максимума за шесть лет, говорится в исследовании «Венчурная Евразия 2024». За год на российском рынке состоялось 86 слияний и поглощений, что на 34% больше показателя 2023-го. Сильнее всего выросло количество сделок с компаниями, разрабатывающими софт для бизнеса. За год их было 23 — это почти вдвое больше, чем в 2023-м. Общая сумма сделок M&A в сфере корпоративного софта составила $144 млн. По мнению авторов исследования, рост количества слияний и поглощений связан с экономической нестабильностью и желанием корпораций укрепить свои позиции с помощью покупки перспективных стартапов. Также выросло число публичных размещений и pre-IPO сделок, а годовой объем венчурных инвестиций достиг $177 млн.