К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Стартап-суббота: покупка Boxberry «Яндексом» и падение инвестиций в космос

Boxberry (Фото DR)
Boxberry (Фото DR)
Forbes продолжает рубрику «Стартап-суббота» — еженедельный дайджест новостей из мира стартапов, венчура, малого и среднего бизнеса и социальных медиа. В нем мы рассказываем о проектах с российскими корнями, которые привлекли инвестиции, купили активы или вышли в новые ниши, о запусках стартапов, спорах между компаниями, блогерах и многом другом. В подборке на этой неделе — выход инвестхолдинга «Восток Инвестиции» из состава акционеров маркетплейса Ozon, инвестиции дочернего фонда Kama Flow и Malina VC в музыкальный стартап и другие события

Сделки

  • «Яндекс» объявил о покупке службы доставки Boxberry. Сумму сделки стороны не раскрывают. По мнению партнера компании Exectica capital Алексея Замесова, она может составлять до 2 млрд рублей. Сделка позволит «Яндексу» нарастить клиентскую базу и расширить географию сервисов логистики и электронной коммерции, говорится в пресс-релизе: пункты выдачи заказов компании и сервис «Яндекс Доставка» появятся еще более чем в 20 российских регионах, включая Сибирь и Дальний Восток. Сейчас у Boxberry около 4500 точек выдачи, у «Яндекса» — около 14 000. В рамках сделки структуры «Яндекс Доставки» выкупят по 100% в ООО «Боксберри Софт» и ООО «Смарт Логистик», которые принадлежат основателям Boxberry — Владимиру Теплюкову, Константину Астафьеву и Веронике Тагуновой. По данным Rusprofile, оба актива показали по итогам 2024 года убыток: выручка «Боксберри Софт» и «Смарт Логистик» составила 2,3 млрд рублей и 499 млн рублей соответственно, убыток — 198 млн рублей и 13 млн рублей.
  • билайн увеличил долю в разработчике аудиобейджей Voca-Tech с 44% до 64%. Ранее в него инвестировал принадлежащий оператору венчурный фонд «Хайв». Voca-Tech разрабатывает решения в области речевой аналитики и мониторинга взаимодействия персонала с клиентами, в числе его разработок аудиобейдж — носимое устройство, фиксирующее диалоги между сотрудником и клиентом. Выручка компании в 2024 году составила 382 млн рублей, чистая прибыль — 157 млн рублей. Услугами Voca-Tech пользуются более 50 организаций. Увеличение доли оператора в разработчике аудиобейджей позволит усилить присутствие Voca-Tech в существующих отраслях, а также выйти в новые секторы, такие как HoReCa, госсектор, промышленность и логистика.
  • Инвестхолдинг «Восток Инвестиции» продал долю в маркетплейсе Ozon, пишет РБК со ссылкой на аудиторское заключение к годовой отчетности юрлица холдинга. Сделка состоялась еще в 2024 году, «Восток Инвестиции» продал 27,713% акций Ozon за 38,2 млрд рублей. Покупатель не раскрывается. Инвестхолдинг приобрел около 28% акций Ozon у международных фондов Baring Vostok в апреле 2024 года в рамках сделки, связанной с разделением Baring Vostok на две независимые компании. О разделении активов стало известно в 2022 году: международные проекты должны были перейти к Baring Private Equity, а российские — к «Восток Инвестициям». Коллектив последнего составляли выходцы из российской команды Baring Vostok. Один из источников РБК говорил, что Майкл Калви, основавший фонд Baring Vostok, решил «дистанцироваться от российского рынка» на фоне громкого уголовного дела против него.
  • Сооснователь коммуникационного агентства Setters Евгений Давыдов стал мажоритарным владельцем сервиса для профессиональных и дружеских знакомств Random Coffee, сообщили Forbes в Setters. В январе 2025 года Давыдов выкупил 37%, а в апреле его доля достигла 65,5%, сумма сделки не раскрывается. Выручка Random Coffee в 2024-м составила 23 млн рублей, в планах нового владельца — довести ее до 50 млн рублей до конца 2025 года. Ежемесячная аудитория проекта — 100 000 человек, среди них сотрудники «Яндекса», Альфа-банка, ВТБ, девелоперских компаний «Самолет», А101 и пр. Random Coffee основан в 2018 году экс-сотрудниками «Яндекса» и Mail.ru Group Константином Шубиным, Павлом Козловым, Рамилем Галимовым и Ольгой Малюк.
  • Дочерний фонд Kama Flow «Сулак Капитал» и венчурный фонд Malina VC инвестировали 20 млн рублей в музыкальный сервис Yourtunes, сообщили Forbes в компании. Средства пойдут на увеличение базы пользователей, автоматизацию процессов и выход в новые сегменты рынка. Сервис помогает распространять треки на стриминговых платформах, получать цифровые сертификаты авторского права, сотрудничать с кино- и рекламными компаниями. По собственным данным YourTunes, выручка компании за год увеличилась с 5,8 млн рублей в 2023 году до 22 млн рублей в 2024-м. В 2023-м компания привлекла $200 000. Раунд возглавил совладелец маркетплейса цветов и подарков Flowwow Андрей Макеев, остальных инвесторов и условия сделки стороны не раскрывали. Среди инвесторов стартапа также автор книг «Хулиномика» Алексей Марков.

Запуски

  • Маркетплейс Wildberries запустил монетизацию для блогеров в бета-версии «контентплейса» Wibes, рассказала глава объединенной компании Wildberries и Russ Татьяна Ким. Инфлюенсеры, присоединившиеся к партнерской программе Wibes, увидят доступные для продвижения карточки в личных кабинетах. Нужно приобрести понравившийся товар, снять на него обзор и выложить ролик в Wibes. Карточка будет автоматически прикреплена к видео с возможностью добавить товар в корзину. Продажа считается успешной, если клиент выкупит и не вернет его в течение 14 дней. В этом случае селлеры заплатят комиссию в размере 10% от стоимости проданной вещи, а блогеры получат 5% от ее стоимости. Бета-версия приложения для социальной коммерции Wibes была запущена в марте 2024 года. Приложение позволяет выбирать и приобретать товары, просматривая видео длительностью до 90 секунд — обзоры или подборки, контент о новинках и трендах, фотографии и короткие статьи. За первый месяц тестирования Wibes число уникальных пользователей достигло 3,7 млн человек.
  • Основатель торгово-выставочного и офисного комплекса «Дизайн-завод» (ранее «Дизайн-завод «Флакон») Николай Матушевский и основатель проекта «Делатели офисов» Павел Коптев-Мельников запускают франшизу по созданию мультиформатных пространств под брендом Флакон.Space, сообщил последний Forbes. Инвестиции в проект составили почти 100 млн рублей: 80% суммы вложил Матушевский, 20% — Коптев-Мельников. В основу франшизы заложена бизнес-модель «Флакона» — сдача мини-офисов, коворкинга, ивент-пространства и магазина мерча с кофейней в аренду. Потенциальными клиентами франшизы могут стать собственники помещений, владельцы объектов, торговых и бизнес-центров, а также госорганизации, которые нацелены на развитие креативных кластеров.
  • Холдинг «Газпром-Медиа» объединит онлайн-кинотеатр Premier и сервис вертикальных видео Yappy с видеохостингом Rutube под одним брендом, пишет РБК со ссылкой на гендиректора холдинга Сергея Косинского. Yappy будет трансформирован в Rutube Shorts, а онлайн-кинотеатр получит название Rutube Premier. Объединение начнется в конце 2025 года. По собственной оценке Rutube, аудитория платформы в феврале 2025 года достигла 77 млн человек, а среднесуточный охват составил 17,6 млн человек.

Суд

  • Блогер и бизнес-тренер Аяз Шабутдинов возместил ущерб половине потерпевших по делу о мошенничестве, сообщил его адвокат Калой Ахильгов. Компенсацию получили 64 человека, ее сумму Ахильгов не уточнил. Шабутдинову предъявлено обвинение в совершении 113 эпизодов мошенничества, общая сумма ущерба превышает 57 млн рублей, утверждала прокуратура. 17 апреля Пресненский суд Москвы приступил к рассмотрению уголовного дела по существу, блогеру грозит до 10 лет колонии. Ранее Шабутдинов признал вину: в своем Telegram-канале он заявил, что его «изначальная миссия —помогать людям развивать предпринимательские навыки — была искренней», однако команда продавала курсы «агрессивно», а реклама «звучала как чудо-таблетка». Блогера задержали в 2023 году, ему было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК). По версии следствия, Шабутдинов руководил преступной группой и размещал на подконтрольном интернет-ресурсе «заведомо ложные» сведения об образовательных программах — клиентам обещали успехи в предпринимательской деятельности после прохождения курсов. Образовательные программы стоили от 60 000 рублей до 12 млн рублей.

Цифры

  • Объем венчурных инвестиций в беспилотные и космические технологии в России в 2024 году упал почти в три раза по сравнению с 2023-м, говорится в исследовании Московского инновационного кластера и Центра стратегических разработок. В 2023 общая сумма вложений составляла $5,9 млн, а в 2024-м — $2,4 млн. На российском рынке состоялось всего две сделки: в октябре разработчик сверхлегких ракет SR Space привлек $244 000 в ходе pre-IPO, а в декабре Московский венчурный фонд, фонд «Восход» и еще один неназванный частный фонд вложили $2,2 млн в разработчика беспилотников Drone Solution. Более половины рынка космических технологий России приходится на Москву (55%), сказано в исследовании. В столице работает 118 компаний, 63% из них заняты в частном секторе. Его объем в 2024 году составил 51 млрд руб. Самый большой объем инвестиций в Aero&Space Tech в России за последние пять лет был зафиксирован в 2021 году — $37,7 млн, говорится в исследовании. Основная часть пришлась на сделку банка ВТБ и космической компании «Бюро 1440» (входит в «ИКС Холдинг»). «Бюро 1440» разрабатывает аналог Starlink Илона Маска — спутниковую систему для скоростного доступа в интернет. Банк инвестировал в проект $27 млн.
  • 49% российских предпринимателей в возрасте до 34 лет считают положительным трендом возвращение иностранных брендов в Россию, показал опрос банка «Точка» и бизнес-клуба «Реформа». Только 3% руководителей бизнеса в этой возрастной категории считают это негативным трендом, в то время как их старшие коллеги (от 55 лет) воспринимают идею более настороженно: возвращение зарубежных компаний считают негативным трендом 13% респондентов, а 20% — позитивным. В основном же предприниматели не знают, чего ожидать от возобновления работы иностранных брендов: 52% опрошенных всех возрастов назвали идею «неоднозначной».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+