К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Близкие по духу: что не так с деловыми сообществами

Фото Headway / Unsplash
Фото Headway / Unsplash
Интерес к бизнес-сообществам растет: по данным сервиса Yandex Wordstat, за последние два года количество поисковых запросов на эту тему выросло почти на 30%. Среди таких сообществ много тех, кто заявляет о «близких по духу» людях. Основатель образовательного проекта U Skillz и одноименного сообщества Дмитрий Фалалеев рассказывает, почему предпринимателям не стоит искать душевности в деловых комьюнити

«У меня ведь достаточно простой бизнес, а тут я стал увлекаться какими-то чуть более сложными вещами — технологиями, например. Мне было это все интересно, а с кем об этом поговорить, я не знал, таких у меня в окружении просто не было. Я стал смотреть по сторонам» — так ответил один из членов U Skillz на мой вопрос, зачем ему комьюнити. Лет пять-семь назад приставка «кo» стала ультрамодной, в том числе благодаря проверенным историям про «магию сообществ» вроде Burning Man, куда едут чуть ли не все айтишники Кремниевой долины.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

В последние пару лет этот тренд медленно, как срезанный цветок, вянет и теряет свою привлекательность. В моем предпринимательском окружении многое говорит о том, что десятки, а вероятно, и сотни «бизнес-комьюнити», скоро умрут. 

Звучит резко и безапелляционно, но как человек, строящий самого разного рода сообщества последние 10–15 лет, могу сказать, что тенденция прослеживается явно. Касается это исключительно бизнес-комьюнити. Не стоит их путать с теми, которые существуют около бизнеса, как, например, «Изионисты» (комьюнити предпринимателей и c-level руководителей из креативных и tech-индустрий). Таким было и «Место» Андрея Дороничева и Николая Давыдова, проложившее путь остальным аналогичным сообществам. Они скорее напоминают старые ремесленные кружки инженеров, радийщиков, конструкторов — словом, активных людей, объединенных общей темой. В том же ряду клубы по интересам, например, книжные. Все это, наоборот, развивается, откусывая аудиторию у тех самых бизнес-комьюнити. Иначе быть и не могло. Почему? 

 

Для начала упростим типы бизнес-сообществ. Базовые признаки такие: они объединяют предпринимателей и топ-менеджеров и развивают их как особую общность через мероприятия, встречи и другие «сервисы».

Первый тип — это, условно, «клубы», в которых собираются сливки общества, «особые» по определенным параметрам люди. В них есть четкий срез по доходу, социальному статусу или чему-то еще, что делает человека «исключительным». Это место, куда зайти с улицы ни в прямом, ни в переносном смысле нельзя. Отличный пример — YPO (Young Presidents Organization), глобальное комьюнити, не так давно признанное нежелательным в России. Ценз на вступление высокий и прямолинейный: вы CEO или владелец компании, у вас не менее 50 сотрудников в штате или не менее 15 сотрудников, при условии что фонд заработной платы (за исключением гонорара кандидата) превышает $2,5 млн, доход вашей компании составляет от $12 млн до $300 млн в год в зависимости от отрасли, капитализация — от $25 млн. Выглядит жестко, но понятность критериев и прагматичность подхода организации на руку обеим сторонам. Обе знают, чего ожидать.

 

Еще более понятный пример — классические британские клубы, как, например, лондонский Annabel's, в котором когда-то можно было встретить даже королеву Елизавету. Попасть туда без рекомендации двух действующих членов и анкеты нельзя. Ответ можно ждать больше года, и далеко не факт, что положительный, не говоря уже о членском взносе на сумму от 3750 фунтов (около $5000), до которых надо еще дойти. Такие комьюнити были, есть и будут — люди, добившиеся чего-то, любят дистанцироваться от всех остальных. Может быть, это высокомерно, но позволяет выдерживать качество участников. Здесь тоже правила игры и ожидания понятны — никаких сантиментов.

Второй тип сообществ — ассоциации, куда люди приходят решать исключительно деловые задачи: искать полезные связи, договариваться о сделках, питчить клиентам свои продукты и прочее. В каждой более-менее крупной индустрии, от виноделов до разработчиков, есть свои ассоциации, отраслевые союзы. Аналогичные сообщества, но уже представляющие интересы крупного и «всего» бизнеса — это РСПП, «Опора России», «Деловая Россия». Здесь же можно упомянуть профессиональные объединения — например, «Ассоциация менеджеров». Все эти сообщества тоже были и будут: они решают прагматичные насущные задачи — помогают бизнесу и людям расти.

Модными при этом стали не первые и не вторые, а те, в которых людям обещали совершенно иное — не деловые связи, не сделки, не эксклюзивных участников, а «душевность». Приходи — и найдешь таких же, как ты, почувствуешь себя «в кругу своих». Это третий тип комьюнити, так их и назовем — «душевные». Сыграв на тоске предпринимателей и топ-менеджеров по себе подобным, основатели таких комьюнити (не все, конечно) обещали тоскующим близких по ценностям людей, открытость, доверие, личное развитие, вдохновение. И отсутствие (это уже читалось между строк) элитарности и чопорности клубов и трансакционных отношений, присущих ассоциациям. Деловые люди, годами, а кто и десятилетиями, тяжело и долго строившие бизнес и наконец сумевшие заработать и поднять голову над рутиной, этого хотели, но не знали, где найти. 

 

Почему сформировался такой массовый запрос именно на поиск «своих», можно объяснить цитатой, с которой начинается этот текст. Иначе говоря, на популярности «душевных» комьюнити сказалось пресловутое «одиночество» лидера. К тому же если обратить внимание на состав участников многих деловых сообществ, то можно увидеть, что это в среднем люди схожего возраста, старше 30–35 лет. Раньше, последние 10–15 лет, у них просто не было возможности думать о чем-то кроме бизнеса и карьеры. И вот наконец появилось желание найти таких же, как они. Но куда за ними идти?

Реклама в незапрещенных тогда еще в России соцсетях колосилась: вступи уже наконец в клуб людей, которые тебя поймут. Но после вступления случался этический затык. 

Основатели ассоциаций и «британских» клубов прямолинейны в своей транзакционности: платишь и соответствуешь стандартам — получаешь доступ к людям и к возможностям (пусть и разного качества) или в когорту особенных. Поэтому вопросов ни у кого не было: получался своеобразный win-win. Организаторы «душевных» комьюнити нередко оставляли осадок: найдем близких по духу, но, будь добр, оплати членство и дополнительные услуги, мероприятия, выезды «со своими», встречи с лидерами компаний, которые поделятся своими переживаниями, пусть и за деньги. Вероятно, в западной культуре это не режет глаз, но в нашей совершенно точно вызывает вопросы: как это — купить душевные отношения и «разговоры у костра»?

Дальше организаторы «душевных» попадали в еще большую трясину. Так как сообщества были для них бизнесом, то их надо было растить — увеличивать число участников, запускать внутри новые платные сервисы. Бизнес-нарратив внедрить при этом уже было невозможно. Нельзя же сказать: раньше мы были про душевность, а сейчас про деньги. Поэтому приходилось продолжать одной рукой крутить рекламу про «близких по духу» в запрещенных уже соцсетях, а другой стыдливо (а может, впрочем, и нет) запускать новый платный субпродукт. И, к слову, снижать планку для входа — откуда-то же надо брать новых членов. Старым это не очень нравилось: они же на старте покупали ценности, а тут снова новые «друзья», не всегда близкие, а иногда просто неинтересные. «Я заполнял какую-то [анкету], но, как меня проверяют, я все равно не понял. Было ощущение, что это скорее барьер для совсем дурачков, — говорит мой товарищ, вступивший в одно модное сейчас деловое комьюнити. — Я прошел, но, если честно, не понял как». 

Аудитория, и так не великая по размерам, не найдя внутри искомого, часто разочаровывалась, видя все ту же транзакционность. «Я заплатил членский взнос — почти миллион, кстати, — кипятится другой мой товарищ, попавший в одно из таких комьюнити. — Но там же и дальше все за деньги. Позвали на ужин с экспертом по AI, а это еще 30 000 [рублей] без вина. За такие деньги я бы много где поел сильно лучше. Встреча неплохая, но народу толпа, как на футбольном матче. Хотел задать вопрос спикеру, но прорваться не смог». Это непридуманная история — не единственная такая.

 

В итоге слово «комьюнити» так же, как до него, например, «осознанность» или «личное пространство», быстро превратилось в мем, непривлекательный, смешной и отработанный в маркетинговом плане. Теперь в запрещенных соцсетях все реже встретишь призыв присоединиться к «кругу близких по духу».

Значит ли это, что сообщества перестанут существовать? Нет, в британских клубах для «особенных» и ассоциациях деловые люди решают свои понятные задачи. Просто душевность перестанет быть валютой и останется для компаний друзей, или для тех немногих сообществ, в которых она родилась «не под заказ» — как, например, в глобальной учебной инициативе SLP (Startup Leadership Program). В ней общность появилась как бонус на основе многих проведенных вместе часов, включенности и небезразличии участников и организаторов. 

Есть и молодые деловые комьюнити, которые отлично объединяют предпринимателей и топ-менеджеров на теме «пользы». Например, R-Founders, где собраны основатели российских технологических компаний, штурмующие глобальный рынок. Это очень живое и полезное сообщество. Или — из новенького — предприниматели, которые начали как компания из нескольких падел-энтузиастов и выросли не только в сообщество (все его признаки присутствуют), но и в любительскую лигу GoPadel. Здесь уж точно «нашли своих»: в чате больше 500 человек.

Запрос на душевность есть и будет, только совсем не под заказ.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+