«Плохо обучаемый народ»: как живут крупные блогеры после проблем с законом

Дело об уклонении от налогов против блогера Александры Митрошиной Следственный комитет (СК) возбудил еще два года назад — она погасила свой долг перед налоговой почти сразу же. В июне этого года у нее появилась новая задолженность в размере 184 млн рублей, пишет ТАСС со ссылкой на правоохранительные органы. Сторона защиты не получала никаких официальных документов о второй задолженности от налоговой или СК, сообщил Forbes адвокат Митрошиной Михаил Мушаилов.
Большинство уголовных дел против блогеров, возбужденных в последнее время, связано с уклонениями от уплаты налогов в особо крупном размере и легализацией денежных средств, полученных преступным путем. Первым громким случаем стало дело основательницы «Марафона желаний» Елены Блиновской. Ее задержали в апреле 2023-го, а затем отправили в СИЗО. Изначально ее долг по делу об уклонении от уплаты налогов составлял 918 млн рублей. В марте этого года суд удовлетворил иск к блогеру на 587 млн рублей, а саму Блиновскую приговорили к пяти годам колонии.
Вслед за Блиновской под внимание правоохранителей попали и другие блогеры. Многие из них сидят под домашним арестом без доступа в интернет, пока ведется расследование, и стараются выплатить долг.
При этом государство ведет себя «довольно лояльно», предлагая добровольно погасить задолженность еще до возбуждения уголовных дел, считает управляющий коллегией адвокатов «Барсуков, Милютин и партнеры» Дмитрий Барсуков. Он добавляет, что по некоторым статьям не получится избежать наказания, только погасив задолженность. Зачастую под уголовное преследование попадают блогеры, которые «дробят бизнес», говорит соосновательница международной юридической компании Futura Law Александра Курдюмова. По такой схеме доходы искусственно распределяются между юрлицами и ИП (часто аффилированными), чтобы сохранить право на применение упрощенной системы налогообложения.
Инфлюенсеры начали пересматривать подход к налоговому законодательству, продолжает Курдюмова. С ней согласен сооснователь и исполнительный директор коммуникационного агентства Didenok Team Пейзулла Магомедов: «Ни один курс по налоговой декларации и отчетности не продвинет конкретного предпринимателя так, как текущие кейсы с проверками». По его словам, блогеры теперь ответственнее подходят к уплате налогов и подбору кадров в команду. Другой источник Forbes в сфере юриспруденции в медиа, напротив, пока не видит значительных изменений в поведении блогеров: «Это довольно плохо обучаемый народ». Не для всех блогеров проверки стали триггерами: некоторые по-прежнему считают, что они касаются только крупных инфлюенсеров, присоединяется управляющий партнер юридической фирмы «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова.
По словам экспертов, чтобы избежать уголовного преследования, инфлюенсерам необходимо правильно оформлять бизнес, подбирать соответствующую схему налогообложения, перестать «дробить» доходы, корректно вести бухгалтерский и налоговый учет. «Инфобизнес будет вынужден перейти на другой формат работы, белые доходы и уплату налогов», — прогнозирует Харитонова. Блогеры, которые думают о правовой безопасности и ведут бизнес легально, будут иметь конкурентное преимущество в работе с брендами, добавляет директор юридического департамента группы медийных агентств SkyAlliance Мария Латухина.
Какие блогеры столкнулись с уголовным преследованием и что с ними происходит сейчас — в фотогалерее Forbes.
Александра Митрошина
Блогера и номинантку рейтинга «30 до 30» 2022 года Александру Митрошину задержали на территории Краснодарского края в марте 2025-го. Ее подозревают в отмывании денежных средств, полученных преступным путем. По версии следствия, блогер «получила свыше 127 млн рублей» и легализовала их через покупку недвижимости в Москве.
Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении блогера еще в марте 2023-го: ее обвинили в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. По версии следствия, Митрошина заработала 150 млн рублей с продажи своих онлайн-курсов — это больше, чем допускает лимит упрощенной системы налогообложения, которую она использовала. Тем самым она уклонилась от уплаты более 120 млн рублей налогов.
В мае 2023-го стало известно, что блогер погасила задолженность на 127 млн рублей. Блогер тогда около года жила в Дубае, задержание в России стало для нее неожиданностью. «Юристы говорили, что все хорошо, все вопросы [с налогами] закрыты», — цитировал Митрошину собеседник Forbes из ее окружения. Блогер сейчас под домашним арестом, другой источник издания предполагает, что она у родителей. Доступ в интернет ей запрещен, поэтому доход она никакой не получает, добавляет собеседник. Он отмечает, что ее школа танцев в Дубае Moova по-прежнему работает, судя по странице проекта в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена).
Митрошина приобрела московскую квартиру, не зная о своей задолженности, и потом почти сразу продала, чтобы отдать средства ФНС, объясняет ее адвокат Михаил Мушаилов. Сейчас защита добивается изменения меры пресечения. По словам Мушаилова, преступление было совершено давно, «общественная опасность» уже отсутствует, а государство тратит средства на содержание блогера вместо получения дохода — после налоговой недоимки она заплатила еще 668 млн рублей в ФНС. В мае этого года Telegram-канал Baza сообщил о новой задолженности блогера в 184 млн рублей — Мушаилов эту информацию опроверг, сославшись на Следственный комитет. «Мы рассчитываем на положительный исход», — добавляет адвокат, имея в виду как изменение наказания, так и устранение причины уголовного дела.
Дмитрий Портнягин
Блогера и предпринимателя Дмитрия Портнягина задержали в апреле 2024 года в Ростове-на-Дону. Его обвинили в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере и легализации денежных средств, полученных преступных путем. По версии следствия, блогер и его жена не уплатили налогов на более чем 124 млн рублей, а позднее перевели 91 млн рублей на счета третьих юридических лиц. В октябре 2024 года Портнягин заявил, что сумма уплаченного им долга перед государством составляет 188 млн рублей. Он отметил, что погасил основную часть долга за восемь месяцев до возбуждения дела.
В апреле этого года адвокат Портнягина рассказал, что уголовное дело о неуплате налогов прекращено. При этом ТАСС со ссылкой на представителя блогера писал, что его все еще обвиняют в отмывании денег.
После возбуждения первого дела Портнягин «выпал» из управления своих компаний, рассказывает адвокат семьи Анастасия Селиванова. Среди них — бизнес-сообщество Club 500, банный комплекс Siberia, сеть барбершопов и др. На фоне обысков проекты потеряли ключевых сотрудников, оставшись практически без руководителей. Клиенты тоже отреагировали с опаской — продаж не было несколько месяцев, финансирование от партнеров также прекратилось, и оборотные средства почти закончились. Портнягин последние девять месяцев занимается восстановлением компаний. «Ситуация все еще сложная», — констатирует Селиванова.
Комментировать второе уголовное дело до вынесения решения суда семья и ее представители не готовы. Селиванова отмечает, что вменять дополнительно к налоговой статье легализацию средств — распространенная практика в последнее время. Вторая статья расширяет сроки расследования и дает возможность избрать меру пресечения предпринимателю даже после погашения задолженности.
Аяз Шабутдинов
В ноябре 2023 года в Москве задержали блогера и основателя бизнес-школы «Like Центр», серийного предпринимателя Аяза Шабутдинова по подозрению в мошенничестве при продаже образовательных курсов. По версии прокуратуры, обвиняемый и его соучастники продавали курсы, тренинги и вебинары, дававшие покупателям ложные надежды на создание успешного бизнеса и получение сверхдоходов. Бывшие участники бизнес-школы подали на блогера более 200 заявлений.
Почти сразу после задержания в Telegram-канале блогера появилось сообщение о том, что ходатайства в его защиту подписали видные российские предприниматели, включая совладельцев Skyeng Георгия Соловьева и Александра Ларьяновского и сооснователя Qiwi и текущего инвестора «Like Центра» Сергея Солонина, а в его поддержку выступил уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. Шабутдинову это не помогло: в феврале 2024-го стало известно, что на него заведены еще семь уголовных дел. Блогера обвиняют в «50 корыстных тяжких преступлениях», ему грозит до десяти лет колонии.
Поначалу Шабутдинов называл свой арест «недоразумением» и «нездоровым сигналом» для бизнеса, ссылаясь на лицензию «Like Центра» от Минобразования и аккредитацию Минцифры. Вину он признал в апреле 2025-го. В числе ошибок блогер назвал агрессивную продажу курсов «всем без разбора» и рекламу, которая «звучала как чудо-таблетка». Он также добавил, что «создавал не те ценности, говоря, что бизнес поможет жить красивой жизнью», но подчеркнул, что «никогда не действовал со злыми намерениями». Тогда же стало известно, что предприниматель возместил ущерб 64 потерпевшим из 113. Каждый заплатил за его курсы от 60 000 до 12 млн рублей, общая сумма исков превысила 57 млн рублей.
Адвокат блогера Калой Ахильгов сообщил Forbes, что Шабутдинов намерен в ближайшее время выплатить компенсацию и другим потерпевшим. Защита старается приблизить завершение судебного процесса и минимизировать возможный срок заключения блогера. На это, по словам Ахильгова, могут повлиять и признание вины, и возмещение ущерба. «Аяз чувствует себя неплохо, несмотря на недостатки жизни в СИЗО», — говорит адвокат, добавляя, что блогер рассчитывает на приговор, который позволит ему как можно скорее воссоединиться с семьей. Более точных сроков Ахильгов не называет.
Валерия Чекалина (Лерчек)
Уголовное преследование блогера Лерчек и ее бывшего мужа Артема Чекалина началось в 2023 году. Тогда на них завели дела об уклонении от уплаты 311 млн рублей налогов и отмывании денежных средств в размере 130 млн рублей. В ноябре того же года супруги выплатили долги, штрафы и пени на сумму более 500 млн рублей и полностью погасили долги перед государством, а в марте 2024-го суд прекратил дело.
В октябре блогеров снова задержали вместе с соучредителем их косметической компании Letique Романом Вишняком. Их подозревают в незаконном выводе за рубеж 251 млн рублей. Дело связано с оплатой онлайн-марафонов через ОАЭ. Блогер тогда просила не лишать ее возможности содержать детей с помощью интернета, так как все ее сбережения изъяли при обыске, писал РБК. Суд просьбу не удовлетворил, Чекалина находится под домашним арестом в коттедже в подмосковном поселке Истра.
Сейчас блогер много времени проводит со своими детьми, читает, занимается спортом и пробует новые хобби вроде игры на музыкальных инструментах, рассказывает приближенный к ней источник Forbes. Комментировать уголовное дело представители Чекалиной отказались.
Анастасия Ивлеева
Проблемы с законом у инфлюенсера и победительницы рейтинга «30 до 30» 2019 года Анастасии Ивлеевой начались после «голой вечеринки» в конце 2023-го. За мероприятие с дресс-кодом Almost Naked («почти голые»), на котором присутствовали и другие селебрити, на Ивлееву подал иск продюсер Александр Иншаков. Он обвинил блогера в «умышленном посягательстве на традиционные российские семейные и культурные ценности» и «безответственном отношении» к стране и потребовал компенсацию морального вреда в размере 1 млрд рублей. К иску присоединились 22 человека.
После скандала последовала череда «отмен» со стороны рекламодателей: с блогером прекратили сотрудничество Т-Банк (ранее «Тинькофф»), МТС, «Яндекс», сеть «Золотое яблоко», рассказал источник Forbes в рекламной сфере. Кроме этого, суд в Москве оштрафовал Ивлееву на 100 000 рублей за организацию вечеринки, затем еще на 50 000 рублей по делу о дискредитации армии, а летом 2024-го Федеральная налоговая служба (ФНС) заблокировала счета блогера из-за долга в почти 21 млн рублей. Ивлеева погасила долг после выплаты 11,3 млн рублей и ареста автомобиля Lamborghini, квартиры и нескольких земельных участков. В конце апреля 2025-го на нее снова подали в суд за неоплаченную доставку чипсов и энергетиков собственного бренда Easy Peasy.
«Приняла решение уйти в режим тишины», — объяснила Ивлеева приостановку творческих проектов в интервью автору YouTube-канала «Лука Ебков» Андрею Третьякову в мае 2024-го. В июне она рассказала в своем Telegram-канале об открытии кафе-лапшичной Nudles, но уже через полгода покинула проект. В октябре 2024 года Ивлеева заявила, что готовится к выходу из «творческого отпуска» и скоро «поделится чем-то новым». В мае 2025-го она превратила свой Telegram-канал с более чем 440 000 подписчиками в «редакционно-авторское медиа» «НАСТЕЖЬ», в котором комментирует новости и публикует прогноз погоды. В прошлом году блогер вышла замуж за предпринимателя и телеведущего Филиппа Бегака.
Гусейн Гасанов
На блогера Гусейна Гасанова в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) подписано более 30 млн человек. В 2024 году ФНС подавала иск в Арбитражный суд Москвы с требованием взыскать его имущество за долги в 112 млн рублей. Позже дело по иску прекратили в связи с погашением долгов. Блогер выплатил более 300 млн рублей, указывал его адвокат Дмитрий Козяйкин. В мае этого года Гасанова заочно арестовали. Он обвиняется в легализации денежных средств в особо крупном размере. По версии следствия, в 2019–2021 годах блогер уклонился от уплаты налогов на более чем 170 млн рублей. В Следственном комитете указали, что он «скрылся на территории иностранного государства».
«Представь ситуацию: ты заплатил 320 млн рублей (это почти $4 млн) вместе со штрафами, а дело все равно завели!» — написал Гасанов в Instagram после новости об аресте. Блогер опубликовал скриншот справки из Федеральной налоговой службы, в которой указывалось, что по состоянию на 15 августа 2024 года он якобы не имеет долгов.
На пост отреагировала глава Лиги безопасного интернета (ЛБИ) Екатерина Мизулина, которая за два года до этого обращалась в МВД с просьбой провести проверку в отношении блогера. В своем Telegram-канале она назвала Гасанова «скамером», который «рассказывает сказки на ночь, показывая документы 2024 года». Блогер написал в Instagram, что 320 млн рублей были честно выплачены в бюджет государства, попросил руководство Telegram обратить внимание на пост Мизулиной, который «наносит вред обществу», и пообещал подать на нее в суд за высказывания. Представитель Гасанова на запрос Forbes не ответил.