К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Нужно меньше стараться: как TikTok-тренды учат зумеров не пытаться быть лучшими

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В последние годы TikTok стал не только платформой для развлечений, но и источником новых карьерных трендов, таких как quiet quitting («тихое увольнение») и bare minimum Monday («минимум усилий по понедельникам»). Все они так или иначе направлены на то, чтобы юные участники трудового рынка не перетрудились. Среди последних таких рекомендаций совет не стремиться быть лучшим — якобы от этого одни проблемы. Рассказываем, откуда берутся эти тренды, что о них думают работодатели и как они влияют на корпорации

Поколение Z и миллениалы все чаще выбирают не гонку, а равновесие. Они бодро подхватывают из соцсетей все тренды, стремящиеся вернуть человеку право на отдых, личные границы и уважение к собственному времени, — такие как #antiwork, «тихое увольнение», «тихий отпуск» или NEET — сознательный отказ от работы и учебы. Как ни парадоксально, исследования показывают, что эта «ленивая» модель может даже приносить бизнесу прибыль: вовлеченные, но не выгоревшие сотрудники реже увольняются и работают стабильнее. Возможно, новая нормальность — это не «быть лучшим», а быть здоровым, спокойным и честным с собой и с работодателем. 

Telegram-канал Forbes Young
Просто о сложной картине мира
Подписаться

Бизнесу не всегда нужны герои

Исследователи из американского университета Де Поля, изучая вопрос, стоит ли быть топ-исполнителем в компании, выяснили, что лучшим сотрудникам иногда менее комфортно работать, чем средним или даже низкопроизводительным. Коллеги могут их избегать или даже создавать препятствия в работе — например, назначая важные встречи на время, когда те не могут присутствовать. Средние исполнители беспокоятся, что на фоне лучших они выглядят плохо, и поэтому начинают их «наказывать» — жаловаться на них руководству или саботировать их работу. Другое исследование показало, что получение любого нестандартного опыта приводит к тому, что человек испытывает чувство отчуждения и непонятости. Эксперты Harvard Business Review склоняются к тому, что примерно так же ощущают себя и лучшие исполнители в компании — этот особый опыт отдаляет их от других людей в коллективе. 

Роберт Уолтерс, старший вице-президент AT&T, говорит, что быть лучшим — не всегда оптимальная карьерная стратегия. Он считает, что вместо того, чтобы стремиться быть номером один, стоит быть в «пелотоне» — группе самых эффективных сотрудников. Более того, по его мнению, это полезнее не только для вашего карьерного трека, но и для компании в целом: «Большинство целей достигается благодаря коллективным командным усилиям. Я понял, что важнее всего грести в одном направлении». 

 

Эльда Медоева, медиатор и бизнес-психолог, согласна, что такой подход может быть выгодным для компаний: «Регулярная мотивация персонала с упором на процесс и ежедневную работу без нацеливания на определенные прорывные результаты менее затратна для руководства, так как этап поддержания вовлеченности требует меньше вложений. Стабильное развитие компании только выигрывает от сплоченности коллектива и отсутствия агрессивной конкуренции между сотрудниками и стрессовых условий работы». 

В то же время предприниматели и владельцы бизнеса — особенно стартапов на начальных стадиях роста — не всегда согласны с таким подходом. Анна Жигулина, создатель туристической компании «Все Свои Тревел» уверена, что невозможно добиться выдающихся результатов с сотрудниками, которые не стремятся к лидерству: «Сотрудники должны хотеть быть лучшими, хотеть заработать много денег. Поэтому их нужно мотивировать рублем — тогда они будут максимально вовлечены в процесс, будут постоянно думать, как сделать твой продукт лучше, качественнее, эффективнее. Тогда и они будут больше зарабатывать, и компания будет больше зарабатывать». 

 

Исследование Стэнфордского университета при этом показало, что сотрудники, работающие в команде, демонстрируют на 50% более высокую продуктивность по сравнению с теми, кто работает индивидуально. Айгюн Курбанова, основательница Школы карьерного менеджмента и президент Ассоциации карьерных консультантов, рассказывает, что «быть среди лучших, а не лучшим» — это вариант для существования в компаниях с жесткой иерархической структурой: «Например, госструктуры и крупные корпорации. Кроме того, такой подход работает в командах, где сильный лидер не терпит конкуренции. Там важно демонстрировать, что человек поддерживает руководителя во всем и может отказаться от собственных гениальных идей и предложений. На этапе адаптации тоже неплохо «не высовываться»: когда человек только интегрируется в новую для себя культуру, лучше сделать шаг назад и оценить правила игры немного издалека». С другой стороны, именно топ-исполнители зачастую зарабатывают больше, особенно в крупных компаниях: в Amazon, Google и Microsoft топ-перформеры получают до 110% от установленного диапазона оплаты. 

При этом стимулирование конкуренции для выявления лучшего сотрудника может мешать продуктивности. Исследование французской бизнес-школы INSEAD показало, что избыток талантливых и амбициозных сотрудников в команде может привести к снижению общей эффективности из-за конкуренции за лидерство и статус. 

Психоаналитик Диляра Ческидова рассказывает, что «лучшие» не всегда полезны: «Иногда они создают в коллективе тревогу сравнения: «смотрите, как надо». И в команде возникает ощущение некомпетентности. Такие сотрудники часто выжигают ресурсы — свои и чужие». По мнению эксперта, за этим может стоять нарциссическая травма: «если я не лучший, я — никто». При этом, отмечает она, команда не должна быть стаей спринтеров: «Эффективна та система, где есть ритм, а не заоблачные KPI одного бегуна». Эксперт уверена, что, если компания поощряет культ индивидуального подвига, она становится нарциссической: «Важнее статус, чем процессы. В таких структурах выгорание и текучка — норма. Компании, справляющиеся с этим вызовом, вводят метрики командной эффективности, развивают soft skills и менторство и распознают ранние признаки разрушительной харизмы». 

 

Майкл Тиммс, старший специалист в Insperity, согласен, что даже «тихое увольнение» может принести пользу бизнесу, если в рабочие часы сотрудник действительно максимально сосредоточится на своих задачах: «У людей, которые не перегружены избыточно, могут появляться более свежие идеи, а сами они могут стать более эффективными для компании».

Илья Жарский, управляющий партнер экспертной группы Veta, считает, что влияние тренда на quiet quitting и других веяний из TikTok сложно оценить однозначно: «С одной стороны, адаптация к новым запросам молодых сотрудников требует от работодателей дополнительных ресурсов на перестройку рабочих процессов, внедрение новых технологий управления и коммуникации. И в краткосрочной перспективе это может негативно сказаться на операционной эффективности. С другой стороны, уже накопленный опыт того же IT-сектора указывает, что бизнес, который успешно внедряет элементы гибкой корпоративной культуры, в долгосрочной перспективе выигрывает за счет снижения волатильности кадров, повышения лояльности сотрудников и, как следствие, сокращения затрат на рекрутинг и обучение новых сотрудников».  

Хотя легко предположить, что компании могут быть недовольны, если их сотрудники не стремятся «прыгать выше головы», а довольствуются средними результатами, все больше экспертов настаивают, что ментально здоровые и довольные жизнью сотрудники в конечном итоге выгоднее бизнесу. Если ставить работникам недостижимые цели, а переработки делать нормой, сотрудники выгорят или уволятся, считает контент-стратег и проджект-менеджер Кейт Вечорек. Более счастливые сотрудники способствуют увеличению прибыли, утверждает эксперт по лидерским стратегиями Кара Денисон. Обе они пишут для американского Forbes, традиционно нацеленного на интересы бизнеса.

«Работа ленивой девушки»: что зумеры несут на рынок труда 

Act Your Wage («работай не больше, чем тебе платят») и Bare Minimum Monday («минимум работы по понедельникам») — одни из самых популярных трендов среди молодежи. Первый призывает сотрудников соотносить свои усилия с уровнем оплаты труда, отказываясь от переработок без соответствующей компенсации, а второй предлагает начинать неделю с минимальной нагрузки, чтобы снизить стресс и предотвратить выгорание. Большинство связанных с работой TikTok-трендов направлены на психологическое благополучие. Уже сейчас среднее количество рабочих часов снизилось, особенно среди молодых сотрудников. 

«Зумеры более чувствительны к оценкам их работы, похвале или критике, им крайне важна справедливость, — отмечает генеральный директор Forbes Марина Матыцина. — Не менее чувствительны они к переработкам и часто отказываются от избыточных усилий. В то же время они переживают за результат — в офисе я нередко замечала именно у молодых сотрудников успокоительные капли на рабочих столах».

 

Юлия Пестерева, клинический психолог, специалист сервиса психотерапии Alter, говорит, что представителям поколения Z для того, чтобы чувствовать себя успешными, недостаточно хорошего дохода или должности: «Им важно, во-первых, видеть в результатах работы реализацию собственного потенциала, а во-вторых, ощущать удовлетворение и психологическое благополучие. Таким образом, для зумеров (в отличие, кстати, от многих миллениалов) высокий уровень благосостояния, за который приходится «расплачиваться» переработками, выгоранием и унылой рутиной, не вписывается в представления об успехе». Этим зачастую и объясняется возникновение упомянутых трендов. Эльда Медоева говорит: «Тренды соцсетей создают иллюзию  всеобщего одобрения поведения, ранее не считавшегося приемлемым». 

Фото Getty Images

По данным Resume Builder, 41% опрошенных представителей поколения Z основывают свои карьерные решения именно на советах из TikTok. Психолог Евгений Теребенин уверен, что это не революция, а симптом глубоких проблем: «Тренды TikTok подчеркивают стремление молодежи к минимизации усилий на работе. Это связано с тем, что молодые люди, которые выросли в обеспеченных семьях, не сталкиваются с реальными трудностями и имеют искаженное представление о работе. Они стремятся к комфорту и свободе, что приводит к снижению вовлеченности и отказу от переработок. Фактически сейчас на рынок труда выходит первое поколение, которое видело, как «корпоративный героизм» разрушает семьи, и осознало, что пенсионные накопления их родителей съела инфляция». 

Диляра Ческидова подчеркивает, что поколение Z не теряет интерес к работе, оно теряет интерес к роли «героя» в старой системе труда: «На смену горящим энтузиастам приходят устойчивые и осмысленные сотрудники. Их философия труда — результат не лени, а зрелой реакции на износившиеся корпоративные нормы. И это касается не только digital-команд, но и линейного персонала — от продавцов до бариста. Молодежь все чаще трактует труд как обмен, а не подвиг. Это попытки контейнировать тревогу, где старая идеология «будь лучшим любой ценой» больше не работает». 

Действительно, согласно недавнему исследованию LinkedIn и Headspace, почти 75% работающих американцев говорят, что испытывают воскресную тревогу — от предстоящей в понедельник работы, и тренды (тот же bare minimum Monday) помогают их преодолеть. 

 

Конечно, критики у молодежных карьерных трендов тоже есть. Например, Джек Делоса, основатель бизнес-коучинга The Entourage, осуждает практику Act your wage: «Прилагать усилия согласно уровню заработной платы (и не больше) — это подход людей, которые не хотят быстрого карьерного роста. Если вы предпочитаете баланс личной жизни и работы, вам нужно найти компанию, для которой это приемлемо. И это не малый бизнес, который требует быстрого роста и продвижения». 

Психолог Натали Баумгартнер отвечает на подобные комментарии так: «Критики забывают, что абсолютный минимум буквально означает, что этого все еще достаточно». «Я не думаю, что для того, чтобы преуспеть в своей карьере, вы должны работать бесплатно. Я думаю, чтобы преуспеть, вы должны хорошо выполнять задачи, для решения которых вас наняли», — согласна с ней Венди Сайфрет, автор книги «Солнечный нигилизм».

Матыцина отмечает, что хотя стремление зумеров к балансу работы и личной жизни помогает им сохранять ментальное здоровье и избегать выгорания, в некоторых случаях такая установка может ограничить их карьерный рост: «Двигают вверх самых вовлеченных, ответственных и готовых работать сверхурочно». 

Юлия Пестерева говорит, что подобная расстановка приоритетов связана с несколькими социально-психологическими аспектами жизненного опыта поколения Z: «Зумеры выросли с представлением о том, что учитель не всегда прав, оценки — не самое главное, да и «я» — буква последняя по порядку, но не по важности. Во многом такой опыт объясняет готовность представителей поколения Z претендовать на уважительное отношение, комфортные условия и возможности для самореализации». 

 

Еще один тренд, lazy girl job («работа ленивой девушки»), появился в 2023 году благодаря TikTok-блогеру Габриэль Джадж. Она описала его как способ избежать выгорания и переутомления. Суть концепции заключается в поиске работы с низким уровнем стресса, четкими обязанностями и стабильным графиком (обычно с 9:00 до 17:00). Тем не менее, говорит девушка, речь не о том, чтобы действительно лениться или плохо делать свою работу: «Этот тренд направлен на то, чтобы девушки находили работу, которая покрывает их расходы на жизнь: счета, еду и при этом помогает сохранить время для личной жизни». Возможно, этот тренд действительно особенно актуален для женщин — исследование Вашингтонского университета выявило, что конкурентная среда и переработки могут негативно влиять на креативность женщин, снижая их вовлеченность в творческие процессы. 

Евгений Теребенин говорит, что убеждение зумеров, что можно жить в комфорте без труда, — «иллюзия, поддерживаемая родительскими ресурсами»: «Но мир устроен иначе: те, кто производит реальные ценности, не могут позволить себе «ленивые» графики». 

А вот Диляра Ческидова уверена, что эти тренды — не инфантилизм, а переоценка устаревших мотивационных моделей: «Человек, заботящийся о себе, не отключает ответственность. Он просто перестает жертвовать собой ради KPI. Если сотрудник способен говорить: «я не могу взять еще одну смену, потому что не вывезу эмоционально», — это не саботаж. Это зрелость. Такие границы не разрушают бизнес. Они предотвращают кадровый коллапс». 

Как рынок труда отвечает на эти тренды

«Извините, что в этот понедельник вы работаете в полную силу», — так Алексе, копирайтеру из США, говорит ее начальник, если понедельники выдаются более напряженными, чем обычно. Девушка признается CNBC, что уже какое-то время практиковала bare minimum Monday (минимум усилий по понедельникам), когда ее начальник начал поощрять это и даже желать «хорошего минимального понедельника». 

 

Некоторые исследования косвенно подтверждают позитивный эффект от привнесенных зумерами трендов и для бизнеса. Например, сотрудники, которые чувствуют справедливость в распределении обязанностей и компенсаций, менее склонны к увольнению. По данным Gallup, компании с высоким уровнем вовлеченности сотрудников имеют на 43% ниже текучесть кадров по сравнению с компаниями с низким уровнем вовлеченности. В таких компаниях растет и прибыль — на 23%, а продуктивность в продажах — на 18%. 

Джули Кантор, генеральный директор Twomentor, консалтинговой компании, рассказывает, что TikTok-тренды стали всерьез беспокоить даже компании из списка Fortune 500: «Они выражают искреннюю озабоченность по поводу того, насколько напряженными выглядят их сотрудники, и спрашивают у меня, на какие признаки стоит обратить внимание, чтобы понять, что сотрудник собирается «тихо уволиться». 

«Все эти тренды — не про отказ от амбиций, а про поиск нового баланса между профессиональной жизнью и личным благополучием. Для компаний же это возможность переосмыслить свои подходы к управлению персоналом и создать более устойчивые бизнес-модели в условиях меняющегося мира», — полагает Матыцина.

Но не все владельцы бизнеса спешат внедрять новые правила игры. Мария Бойко, руководитель и фаундер Buro Bove, считает, что попытки чрезмерно «угодить» молодым сотрудникам могут привести к потере продуктивности, если не учитывать специфику задач и динамику команды: «Важно не превращать офис в лофтовую витрину трендов, а создавать среду, соразмерную контексту бизнеса и профессиональным ритмам».  

 

Илья Жарский рассказывает, что и российские работодатели начинают реагировать на эти изменения: «К примеру, крупные компании, особенно в IT-секторе, уже давно практикуют внедрение элементов гибкой корпоративной культуры: возможность работать удаленно, плавающее время начала и окончания рабочего дня, дни так называемого «ментального» здоровья и т.д. Такие компании, как «Яндекс», VK, Ozon, и другие лидеры отрасли уже не первый год используют подобные подходы, что позволяет им оставаться привлекательными для молодых соискателей. Но в традиционных секторах экономики, особенно в регионах с ограниченным выбором работодателей, сохраняются более консервативные подходы к организации труда». 

Действительно, не все работодатели разделяют новые TikTok-ценности. Например, Адриен Калель, HR-специалист из компании Remote People, рассказывает, что они могут погубить карьеру специалиста: «В долгосрочной перспективе такой сотрудник может начать выглядеть равнодушным к своим обязанностям или к карьерному росту. Разговоры о тихом увольнении, например, сигнализируют об отсутствии приверженности компании, а работодатели ищут вовлеченных и проактивных людей». И некоторые работодатели в США действительно начали отслеживать проявления подобных трендов у сотрудников, опасаясь снижения общей продуктивности. 

Однако все больше руководителей открыто заявляют о том, что видят в этих трендах перспективы — например, генеральный директор Betterworks считает, что lazy girl job помогает налаживать отношения с поколением Z, а многие компании в Канаде внедрили четырехдневную рабочую неделю, позволяя сотрудникам выбирать выходной в понедельник или пятницу, что способствует улучшению баланса между работой и личной жизнью, а также росту продуктивности. Владислав Макаренко, аналитик цифрового поведения аудитории, говорит, что сдвиги на рынке труда уже происходят: «Бренды пересматривают свой tone of voice, стараясь звучать человечнее. HR-департаменты адаптируются к новой реальности — иногда учатся буквально по TikTok, чтобы понимать, как говорить с молодыми специалистами на одном языке». 

Илья Жарский при этом уточняет, что у всех этих трендов в России есть своя специфика: «В условиях более высокой экономической нестабильности, меньшего количества социальных гарантий и в целом иной структуры рынка труда российские зумеры вынуждены более прагматично подходить к вопросам трудоустройства». 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+